|
Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Алнерская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на ШМО классных руководителей
протокол №1 от 30.08.2011 г.
руководитель ШМО __________
Жучкова А.А.
Воспитательная программа
«3 Д –
Дом Добрых Друзей»
на 2011-2014 гг.
Разработана
классным руководителем
Лукиной Ириной Геннадьевной
г. Сухиничи, 2012 г.
Паспорт программы
Название программы
|
Воспитательная программа «3 Д – Дом Добрых Друзей»
|
Сроки реализации программы
|
2011-2014 гг.
|
Наименование учреждения
-юридический адрес
-телефон
-факс
|
МКОУ «Алнерская основная школа»
Калужская область, Сухиничский район, деревня Алнеры
8(48451)59273
|
Вид программы
|
Комплексная
|
Количество участников программы
|
6 учащихся + родители + учителя
|
Автор программы
(Ф.И. О. должность)
|
Лукина Ирина Геннадьевна (учитель начальных классов, классный руководитель)
|
Содержание
1.
|
Пояснительная записка
|
4
|
2.
|
Содержание программы воспитания
|
|
|
|
11
|
|
Воспитательная программа «Дом Добрых Друзей»
|
13
|
|
|
18
|
|
Работа по выявлению «трудных» детей
|
21
|
|
Формы, методы, направления работы с родителями, её системность и комплексность
|
23
|
|
Использование современных педагогических технологий в воспитательной работе
|
26
|
3.
|
Реализация направлений программы
|
28
|
4.
|
Планируемые результаты освоения программы «Дом Добрых Друзей»
|
31
|
5.
|
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
|
32
|
|
Список литературы
|
33
|
|
Анализ результатов реализации программы воспитания на промежуточном этапе
|
34
|
|
Планы и перспективы
|
43
|
|
Приложения
|
44
|
Пояснительная записка.
Учитель является для детей путевым огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей
разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов.
В.Сухомлинский
В сложное время выпало нам быть наставниками молодого поколения. Вообще странная это профессия – классный руководитель. Одна из самых нужных в современном обществе, и, пожалуй, единственная предполагающая кроме знаний ещё и огромную любовь. И не только от себя, но и к себе.
Вся наша наука занята вопросами: кого и как надо воспитывать? В практике современной школы много вариантов организации учебно-воспитательного процесса. Каждый из нас автор и исполнитель, который привносит в воспитательный процесс нечто свое, индивидуальное.
Моя воспитательная позиция состоит в том, что ребенка надо просто любить, а еще иметь, что ему дать.
С первого дня работы я убеждена, что ребенок должен приходить в школу с улыбкой, и улыбкой учителя должен быть встречен. Именно педагог зажигает чистую лампаду детской души.
Ученик, по словам Сухомлинского, - это лишь один из лепестков цветка, который называется воспитанием. Воспитание, на мой взгляд, - это развитие творческого потенциала ребенка, опираясь на его самобытность, его природу. Поэтому я считаю, что школа начинается с любви. Именно здесь должны проявиться: любовь к человеку и к жизни, здоровые отношения и общество, нравственная ориентация в познании Добра и Зла.
В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Дом Добрых Друзей» лежат пять подходов: аксиологический, системный, деятельностный, компетентностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, обеспечивает передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценности – это смыслы воспитания и социализации.
Системный подход. Его сущность в том, что он является методологической основой, ориентацией в деятельности, при которой объект познания рассматривается как система.
Деятельностный подход. Деятельность рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка. Подход исходит из представлений о единстве личности и ее деятельности.
Компетентностный подход.
Усвоение обучающимися разных видов ключевых компетенций.
Развивающий подход. Он заключается в том, что акцентируется внимание на развитие ценностых аспектов сознания личности, ее мыслей и смыслов, использование внутренних факторов, обеспечивающих ее движение к развитию своих возможностей.
Программа «Дом Добрых Друзей» помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности класса. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности в духовном и физическом развитии обучающихся, формированию индивидуальности классного коллектива и каждого ребёнка.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Поэтому программа «Дом добрых друзей» строится на основе
Принципа гуманизации
Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей каждого.
Принципа системности
Задачи реализуются через связь внеурочной и учебной деятельности.
Принципа успешности
Каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо быть значимым. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Очень важно, если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценим, а оценка успешности искренняя и неформальная.
Принципа проектирования
Это сложная многоступенчатая деятельность совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.
Принципа индивидуализации
Включение детей в различные виды деятельности, определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика.
Принципа обратной связи
Привлечение родителей и детей на всех этапах деятельности. Обсуждение с детьми что получилось и что не получилось, изучение их мнения, настроения и перспектив. Обязательное проведение рефлексии.
Принципа стимулирования
Прием поощрения и вознаграждения.
Социальная значимость программы определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.
Программа направлена на коррекцию, развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка, раскрытие его творческих способностей.
В 2011 году я перешла работать в МКОУ «Алнерская основная школа» на должность учителя начальных классов. И я познакомилась со своим 3 классом. Об особенностях этого классного коллектива мне сразу же рассказали, и я приготовилась к нелегкой, но интересной работе. После знакомства с детьми я поняла, что необходимо создать Программу воспитания, направленную на социализацию и коррекцию поведения учащихся, а также на духовно-нравственное развитие детей посредством личностно-ориентированного подхода.
Для того, чтобы осознанно подойти к проблеме создания Программы воспитания, были проведены пилотажные исследования, как внешней среды окружения, так и внутри класса.
Цель воспитательной программы: способствовать социализации личности младшего школьника в окружающем социуме, в современном обществе.
Задачи:
изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшеклассниками для решении общих проблем;
создавать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического развития и самовыражения личности школьника;
воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
-
воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
воспитывать бережное отношение к здоровью, природе;
формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
развивать творческую деятельность через КТД.
Программа разработана в соответствии с Программой развития и воспитательной программой МКОУ «Алнерская основная школа» Сухиничского района Калужской области.
Программа «Дом Добрых Друзей» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня, разработана по циклическому принципу и рассчитана на три года (2011-2014 год).
Этапы реализации программы:
Первый этап - подготовительный (диагностический)
Срок реализации - сентябрь – октябрь 2011 года
Содержание деятельности:
- апробация форм, методов и разработка программы;
- создание условий, необходимых для обеспечения и внедрения программы, диагностики.
Второй этап - основной (деятельностный)
Срок реализации - 2011-2014 гг.
Содержание деятельности:
- организация деятельности и работы программы;
- коррекция и контроль в соответствии с планируемыми результатами.
Третий этап - обобщающий (аналитический)
Срок реализации – май-июнь 2014 года.
Содержание деятельности:
- обобщение и анализ деятельности;
- корректировка программы.
Особенности реализации программы в том, что приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются самоуправление.
Актуальность программы «Дом Добрых Друзей» в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся, обеспечивающих возможность наиболее полной самореализации личности младшего школьного возраста.
Ключевые понятия, характеризующие сущность воспитательной программы класса:
личность,
самостоятельность,
доброта,
творчество,
активность,
коллектив,
которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Отличительная особенность программы заключается в том, что для ее реализации задействована окружающая социальная среда. Воспитательный процесс строится через совместные мероприятия со школьным музеем, Сельским Домом культуры, с другими классными коллективами.
Обоснование для создания Программы воспитания.
Характеристика классного коллектива.
Формирование детского коллектива.
Состав класса (количество мальчиков и девочек, паспортный возраст):
На начало 2011 – 2012 учебного года в 3 классе 4 ученика, из них 2 мальчика и 2 девочки.
- 2001 года рождения – 1 человек
- 2002 года рождения – 3 человека
Начало вхождения в детский коллектив: детский сад, начальная школа, дополнительно о вновь прибывших (в какой класс ребенок пришел, из какой школы, из какой местности):
Детский коллектив сформирован в 1 классе.
Особенности микрорайона проживания учащихся и влияние этих особенностей на формирование детского коллектива:
Проживают в:
- деревне Алнеры – 2 человека
- деревне Руднево - 1 человек
- г. Сухиничи – 1 человек.
Особенности проживания не влияют на формирование детского коллектива.
-
Анализ психофизического здоровья учащихся.
Анализ результатов медицинского обследования
Мед. группы:
I – 0 человек
II – 3 человека
III – 1 человек
Группы здоровья:
Основная – 1 человек
Подготовительная – 3 человека
Учащиеся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников:
Снижение зрения, астегматизм – 3 человека;
Нарушение освоения школьных навыков – 4 человека;
Задержка развития – 2 человека (ПМПК – 1чел.);
Гиперактивность – 2 человека (ПМПК – 1 чел.).
Влияние здоровья отдельных учеников на результаты их учебы:
Отклонения в здоровье сильно влияют на результаты учебы.
Отношение семьи ребенка к его болезни и отношение самого ученика к своему здоровью:
В семьях не придают значения заболеваниям детей. Рекомендации врачей не выполняются. Дети испытывают дискомфорт, но не считают, что это из-за отклонений в здоровье.
-
Характеристика интересов учащихся.
Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации:
Познавательная и учебная мотивация у большинства детей не сформирована или сформирована слабо (низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, присутствие оценочного мотива слабо выражено)
Отношение учащихся к собственной учебной деятельности:
Обусловлено отсутствием у учеников личностного смысла.
Отношение учащихся к изучению учебных предметов:
Интерес только к «лёгким» предметам, где не надо прилагать усилий для получения знаний. Как только предмет требует каких-то дополнительных усилий или встречаются затруднения, интерес к нему пропадает.
-
Характеристика интеллектуальных умений учащихся.
Отношение к книге, интерес к чтению и работе с книгой: практически отсутствует.
Анализ уровней работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности: ниже среднего.
Отношение учащихся к выполнению домашних заданий: домашние задания частью учащихся периодически не выполняются. В большинстве случаев отношение к домашним заданиям недобросовестное.
Степень вовлеченности учащихся во внешкольную интеллектуальную деятельность (кружки, факультативы): дети посещают кружки, организованные в школе («Общей физической подготовки», «Компьютера»). Трое детей ходят на дополнительные занятия в Сельском доме культуры.
-
Характеристика степени сплоченности детского коллектива.
Определение в детском коллективе лидеров и изолированных детей:
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. Двое конфликтных детей, которые трудно идут на контакт с педагогами и одноклассниками. Их сложно вовлечь в различные виды деятельности. Одна девочка изолирована.
Формальность и неформальность лидерства:
Двое из «трудных» детей хотят быть неформальными лидерами, стараются отрицательно влиять на остальных.
Определение микрогрупп в коллективе, причины (по интересам, по месту проживания, по способностям):
В классе одна микрогруппа, состоящая из «трудных» детей. Время от времени она ненадолго распадается из-за ссор. Иногда к ней присоединяется мальчик.
Характеристика нравственных качеств учащихся класса, эмоционального состояния детского коллектива:
Большинство учащихся тревожны и закрыты. Доброжелательность и чувство сопереживания ярко проявляются у двух детей. Волевые качества личности и рефлексивные умения на низком уровне. Большинство детей плохо взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, а также с педагогами. У них отсутствует чувство коллективизма, умения работать в группе. Не принимают проигрышей даже в играх. Реагируют бурно, агрессивно (не только словесно, но и физически).
Структура классного коллектива:
Классный коллектив маленький, поэтому все учащиеся имеют поручения. Заинтересованность в выполнении своих обязанностей кратковременная, поэтому необходим постоянный контроль за выполнением поручений. Все учащиеся класса вовлекаются в подготовку и проведение классных и общешкольных мероприятий.
Изучение социального статуса семей.
Образование
родителей
|
Место работы родителей
|
Уровень дохода
|
ЖБУ
семей
|
Соц.-псих. условия
|
Алкоголизация родителей
|
Стиль воспитания
|
Ср.спец
|
н/средн
|
Нет осн.обр.
|
Безработные
|
Негосударст. предприят.
|
В декретном отпуске
|
Равный прож.мин.
|
Ниже прж.мин.
|
норма
|
Ниже нормы
|
Благоприят.
|
неблагоприят
|
употребляют
|
Не употребл.
|
попустительский
|
взаимопонимание
|
авторитарный
|
1
|
3
|
1
|
1
|
3
|
1
|
0
|
4
|
2
|
2
|
1
|
3
|
4
|
1
|
4
|
0
|
0
|
Данное исследование показало низкий социальный статус большинства семей. Недостаток в образовании, низкий уровень доходов, алкоголизация родителей и, как следствие, попустительское отношение к воспитанию детей из-за незнания самих принципов воспитания. Это сразу же указало на необходимость проведения более глубокой работы с родителями, их педагогическое просвещение.
Моя роль – роль классного руководителя – создать педагогическое пространство для развития личности ребёнка, обогащения его внутреннего мира.
В выборе цели я ориентируюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности, на спроектированные образы учащегося и класса. При разработке цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. (Приложение 1)
|
|
|