Главная страница

Эй, малыш, почему молчишь?


Скачать 34.72 Kb.
Название Эй, малыш, почему молчишь?
Дата 16.02.2016
Размер 34.72 Kb.
Тип Документы

Эй, малыш, почему молчишь?

Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. У каждого четвёртого дошкольника – задержка развития

речи. Рассмотрим системное развитие нормальной детской речи.

2 месяца. Младенец начинает агукать, гулить, произносить повторные звуки (агы-агы).

3-4 месяца. Появляются интонации, начало лепета (агу-агу, тя-тя, ба-ба). Лепет-это

сочетание звуков, неопределённо артикулируемых.

5 месяцев. Ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движе-

ния губ и пытается подражать.

6 месяцев. Ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги ( «ма-ма-ма,

ба-ба»)

7-9 месяцев. Ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообраз-

ные сочетания звуков.

10-11 месяцев. Появляются реакции на самые слова ( уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В1 год ребёнок говорит 4-10 облегчённых слов («киса, биби, ляля»).

К2 годам появляется предложение.(«Мама, дай», «Зая, сядь!»)

К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.(«Я

куклу в такое красивое платье одела.»)

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочи-

нённых и сложноподчинённых предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам

подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины,»)

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, чётких границ.

Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а

между тем, многие начинают говорить после 3-х лет.Современная малышня сплошь

и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так? Речевые недостатки -это ведь

вершина «айсберга», то, что лежит на поверхности. Проблемы, собственно, не у де-

тей – они у взрослых! Когда, ребёнок долгожданный, «вымученный», с него каждую

пылинку сдувают. Мамы и папы готовы делать за малыша, даже сами говорить.

Ведь речь появляется у ребёнка как раз для того, чтобы передавать окружающим

свои желания, требования. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула.

Их и так с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить.

Иногда может быть прямо противополжная причина долгого молчания: родители

не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда

с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стиму-

лировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смот-

реть новости, фильмы. Так что вместо мамы и папы у ребёнка главный «источник»

информации - телевизор, компьютер. А они блокируют внимание, перегружают

мозг ребёнка, тормозят развитие.

Ещё одна причина задержки речи – состояние здоровья. Дети из группы «медицин-

ского» риска:

1.Родители старше 40 лет, особенно, если ребёнок первый.

2.Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболе-

ваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.

3.Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.

4.Ребёнок родился недоношенным (раньше 36 недель) с низкой массой тела ( мень-

ше 2,5 кг.)

5.Тяжёлые роды, асфексия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств

и прочие причины, из-за которых ребёнку потребовалась искусственная вентиляция

лёгких.

6. Хирургические операции до 3лет.

7. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.

8. Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.

Когда мамам и папам всё-таки стоит обращаться к специалисту по речи? Любое

отставание от нормы у малыша – уже повод. Особенно внимательно надо отсле-

живать темпы развития, если ребёнок входит в группу риска по медицинским пока-

заниям. Именно первые три года - время когда закладываются навыки общения,

можно многое откорректировать. Помочь малышу научиться говорить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

« Детский сад № 6 «Солнышко».

Родителям о речевом развитии детей.

Подготовила учитель-логопед: Жидкова В.Б.

г. Дзержинский.

2013 г.