|
Эй, малыш, почему молчишь?
Эй, малыш, почему молчишь?
Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. У каждого четвёртого дошкольника – задержка развития
речи. Рассмотрим системное развитие нормальной детской речи.
2 месяца. Младенец начинает агукать, гулить, произносить повторные звуки (агы-агы).
3-4 месяца. Появляются интонации, начало лепета (агу-агу, тя-тя, ба-ба). Лепет-это
сочетание звуков, неопределённо артикулируемых.
5 месяцев. Ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движе-
ния губ и пытается подражать.
6 месяцев. Ребёнок путём подражания произносит отдельные слоги ( «ма-ма-ма,
ба-ба»)
7-9 месяцев. Ребёнок начинает повторять за взрослым всё более и более разнообраз-
ные сочетания звуков.
10-11 месяцев. Появляются реакции на самые слова ( уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В1 год ребёнок говорит 4-10 облегчённых слов («киса, биби, ляля»).
К2 годам появляется предложение.(«Мама, дай», «Зая, сядь!»)
К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.(«Я
куклу в такое красивое платье одела.»)
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочи-
нённых и сложноподчинённых предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам
подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины,»)
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, чётких границ.
Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а
между тем, многие начинают говорить после 3-х лет.Современная малышня сплошь
и рядом начинает говорить очень поздно. Почему так? Речевые недостатки -это ведь
вершина «айсберга», то, что лежит на поверхности. Проблемы, собственно, не у де-
тей – они у взрослых! Когда, ребёнок долгожданный, «вымученный», с него каждую
пылинку сдувают. Мамы и папы готовы делать за малыша, даже сами говорить.
Ведь речь появляется у ребёнка как раз для того, чтобы передавать окружающим
свои желания, требования. А у этих детей начинать разговаривать нет стимула.
Их и так с полузвука понимают! А что не понятно, можно и жестами объяснить.
Иногда может быть прямо противополжная причина долгого молчания: родители
не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда
с малышом заниматься, разговаривать, играть, гулять, петь песенки. То есть стиму-
лировать появление речи. А вернувшись с работы, родители предпочитают смот-
реть новости, фильмы. Так что вместо мамы и папы у ребёнка главный «источник»
информации - телевизор, компьютер. А они блокируют внимание, перегружают
мозг ребёнка, тормозят развитие.
Ещё одна причина задержки речи – состояние здоровья. Дети из группы «медицин-
ского» риска:
1.Родители старше 40 лет, особенно, если ребёнок первый.
2.Сложная беременность: у мамы были токсикозы, обострения хронических заболе-
ваний, анемия, нарушения работы почек, печени, эндокринные заболевания.
3.Внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша.
4.Ребёнок родился недоношенным (раньше 36 недель) с низкой массой тела ( мень-
ше 2,5 кг.)
5.Тяжёлые роды, асфексия (нехватка воздуха), синдромы дыхательных расстройств
и прочие причины, из-за которых ребёнку потребовалась искусственная вентиляция
лёгких.
6. Хирургические операции до 3лет.
7. «Затянувшаяся желтушка». Высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему.
8. Нарушение темпов роста и развития в 1-й год жизни.
Когда мамам и папам всё-таки стоит обращаться к специалисту по речи? Любое
отставание от нормы у малыша – уже повод. Особенно внимательно надо отсле-
живать темпы развития, если ребёнок входит в группу риска по медицинским пока-
заниям. Именно первые три года - время когда закладываются навыки общения,
можно многое откорректировать. Помочь малышу научиться говорить.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
« Детский сад № 6 «Солнышко».
Родителям о речевом развитии детей.
Подготовила учитель-логопед: Жидкова В.Б.
г. Дзержинский.
2013 г.
|
|
|