Главная страница

Развитие коммуникативных


Скачать 53.35 Kb.
Название Развитие коммуникативных
Дата 22.02.2016
Размер 53.35 Kb.
Тип Документы

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных

навыков обучающихся на уроках иностранного языка

посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"
Рочева Татьяна Прокопьевна,

учитель немецкого языка
Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться на основе сотрудничества пришло ко мне давно. Активный поиск нестандартных форм обучения позволили подойти к проблеме, как заставить учеников самостоятельно "добывать" знания, пробудить в них желание учить и обучаться.

Многим педагогам близка идея коллективного способа обучения (далее по тексту – КСО) В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО – сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Цель уроков с использованием КСО:

  1. создать условия для развития у обучающихся самостоятельности и коммуникативных умений посредством работы в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Задачи:

  1. учить обучающихся работать в динамических парах;

  2. обеспечить успешность учения каждого ребёнка;

  3. учить обучающихся сотрудничеству и взаимопомощи; развивать у обучающихся навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребёнку.

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объёму материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объёма и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создаёт чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Использование краеведческого материала при обучении иностранному языку позволяет реализовать речемыслительную деятельность учащихся в коммуникативных ситуациях, приближённых к реальной действительности.

Поэтому работа по обучению иностранному языку часто строится в постоянном сравнении трёх культур. Изучение тем «Федеративная республика Германия», «Россия - моя Родина», «Нарьян-Мар - мой родной город», «Москва – столица нашей Родины», «По городам Германии», «Ненецкая кухня и немецкая еда» и т. д. даёт возможность организовать диалог трёх разных культур. Так, например, при изучении темы «Великие люди Германии», можно включить под тему «Наши великие земляки», а один из уроков посвятить знакомству с биографией М. Ломоносова.

Иногда при изучении новой темы учитель делит учебный текст на 4 смысловые части (вопросы). Эти вопросы распределяются между членами динамической четвёрки по усмотрению педагога. Даётся задание: самостоятельно изучив соответствующую часть текста учебника (дополнительной литературы), сделать в своей тетради краткую запись (план изложения), снабдив рисунками, названиями и т. п. Завершив эту работу, члены микрогруппы излагают друг другу свою часть, пользуясь краткой записью, и следят за тем, чтобы партнёр перенёс эту запись в свою тетрадь. Трижды меняя партнеров, каждый рассказывает каждому три раза, совершенствуя свое изложение. Одновременно выслушивая вопросы трёх товарищей, у ученика складывается целостная картина знаний содержания текста, выполняются другие коммуникативные задачи.

Групповые формы могут быть использованы при изучении любой темы, на различных этапах урока.

Так, на этапе актуализации опорных знаний – это повторение изученной лексики; при закреплении материала – это выбор необходимых методов для достижения цели; при подведении итогов – это умение рецензировать ответы товарищей и корректировать собственные.

В работе над обучением чтению, например, в 7 классе учитель исходит из того, что к третьему году обучающиеся уже в основном овладели техникой чтения вслух и про себя, однако нуждаются в обильной тренировке. Поэтому,
преимущественно на уроках домашнего чтения, организует парную работу
над текстами, выбирая при этом текстовой материал разных жанров: стихи,
сказки, песни, тексты рекламных проспектов, вывесок. Тексты
страноведческого характера дополняются информацией о нашем городе,
крае.
С целью привития интереса к устному поэтическому и прозаическому
творчеству ненцев, учитель использует произведения из богатого ненецкого
фольклора.


Реализация социокультурного подхода при использовании технологии КСО осуществляется также при проведении традиционных немецких праздников: День Святого Николауса, Рождество, День Святого Валентина, Пасха с разучиванием песен, стихов, танцев, изготовлением национальных атрибутов, приготовлением
национальных блюд и т.д.


В работе над темой «Склонение имён прилагательных» в 7 классе
учитель использует грамматические упражнения, составленные на основе
постепенного упражнения коммуникативных задач, начиная с самых
элементарных. Склонение имён прилагательных считается в грамматике
немецкого языка одной из самых трудных тем, поэтому учитель включает
сюда лексику регионального характера. Учить в игре, используя технологию КСО, вдвойне полезно. Здесь учителем используется методика "Обмен заданиями" технологии КСО.


При выполнении грамматических упражнений в классе можно вызвать кого-нибудь из учеников и продемонстрировать перед классом, как нужно работать в паре. Сначала учителем ставятся вопросы своему партнёру – ученику, который читает задание, объясняет. Потом роли меняются. Ученик становится учителем, и все вопросы задаёт, как учитель. Преподаватель отвечает на вопросы, выполняет задание. Затем к доске выходит второй ученик. Школьники показывают классу, как нужно работать в паре, какие вопросы ставить друг другу, как отвечать, как выполнять задание и давать объяснения. Затем ребятам раздаются карточки, на каждой – 1 задание. Они у всех разные. Те, кого проверил учитель, встают, находят себе партнёра и приступают к делу. Один из пары становится «учителем», другой – «учеником». «Учитель» дает свою карточку «ученику», предлагает задание и задает вопросы по его содержанию. Задание выполнено, карточка передаётся «ученику». Теперь он становится «учителем» и по своей карточке ставит вопросы партнёру. Если тот выполняет задание правильно, то ребята, захватив с собой новые задания, расходятся с тем, чтобы продолжить работу в новой паре.

Изложенная система работы по использованию технологии КСО требует от педагога на каждом уроке прилагать дополнительные усилия: он должен грамотно управлять пересаживанием обучающихся при смене партнёров, формировать состав групп, определять лидера группы. Однако, применяемые методы оценки результативности работы (контрольные срезы, итоговые контрольные работы) обычно показывают, что обучающиеся после применения данной методики работы усваивают материал глубже, знания становятся осознанными, школьники могут применять их для приобретения новых знаний.

Это позволяет согласиться с выводом учёных о том, что использование КСО выводит обучающихся на продуктивный уровень деятельности.