|
Деятельность классного руководителя
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих «трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами.
На каждого «трудного» ребенка заполняется карта обучающегося (Приложение 4). В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений я выделила несколько групп риска (Приложение 4).
Как никто другой, сложные дети требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а также разработки программ коррекционного развития (устранения главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).
Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, окружающих).
Классный руководитель в работе с детьми «группы риска» не должен пользоваться догадками, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка.
Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством профилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку создать условия для компенсации трудностей и успешной социализации.
-
Я считаю, что только_________________________
Внимание + Терпение = Положительные результаты
в работе:
Повышение успеваемости
Тесные отношения с окружающими
Реже проявления агрессивности, упрямства, лживости
Для решения существующей проблемы можно использовать игровую программу профилактики отклоняющегося поведения для детей младшего возраста «Корабль» (авт. Дубровинская Е.И., Петунс О.В.) Это просто кладезь интереснейших идей, видов работ. (Приложение 5)
А так же программу по коррекции агрессивности психолога Ивановой Елены Михайловны. (Приложение 6)
Формы, методы, направления работы с родителями,
её системность и комплексность.
Важная роль в формировании личности ребенка отводится работе классного руководителя с родителями.
Родители - полноправные участники образовательного и воспитательного процесса.
Основные формы работы с родителями: индивидуальная (беседы, совещания и консультации) и групповая (заседания Совета класса и родительские собрания).
Родительские собрания проводятся один раз в месяц. Индивидуальные встречи – по мере необходимости. В начале учебного года необходимо провести анкетирование родителей.
Этапы работы с родителями.
1. Знакомство с классом и родителями.
2. Постоянная совместная деятельность классного руководителя и родителей: круглые столы, мини-лекции, брифинги, составление «Портфолио класса».
Главная моя задача добиться доверительного отношения родителей, потому что я отчетливо понимаю, что родителю важно знать под контролем какого профессионала находиться его ребенок во время учебной деятельности.
Свою работу с родителями я веду в трех направлениях:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и шефская помощь).
3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).
Учитывая то, что контингент родителей в классе сложный, мне пришлось очень тщательно продумать формы и методы взаимодействия с семьей. (Приложение 7)
Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные).
Классные родительские собрания проводятся 4-5 раз в году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируются и обсуждаются построение воспитательного процесса, определяются планы сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год.
Приведу тематику моих родительских собраний.
1-ый год реализации программы (3 класс)
|
Особенности учебников, по которым учатся дети.
|
учитель
|
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
|
учитель
|
Причины и последствия детской агрессии.
|
учитель, психолог
|
Поощрение и наказание детей в семье.
|
учитель, родительский актив
|
2-ой год (3-4 класс)
|
Семейные праздники и их значение для ребёнка.
|
учитель
|
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.
|
учитель, библиотекарь
|
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
|
учитель
|
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.
|
фельдшер, учитель
|
Дети глазами родителей, родители глазами детей
|
Учитель, психолог
|
3-ий год (4 класс)
|
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.
|
врач, учитель
|
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
|
учитель
|
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.
|
учитель
|
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"
|
учитель
|
Большое внимание надо уделить психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах. Родителям предлагается на выбор тематика занятий родительского педагогического лектория:
Класс
|
Тематика педагогического лектория
|
3 класс
|
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 3 класс?
Самосознание и образ «Я» младшего школьника
Секретный мир наших детей или ребенок и улица.
Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против.
Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение.
Страхи детей и пути их преодоления.
Вот и стали мы на год взрослей.
|
4 класс
|
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?
Организация свободного времени детей младшего школьного возраста.
Телевизор: помощник или враг?
Ребенок среди сверстников.
Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя.
Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников.
«Прощай начальная школа».
|
Участие родителей в школьных мероприятиях.
Важная часть взаимодействия учителя и родителей – это практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, вносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым, изменяя поле семейных отношений.
План вовлечения родителей в мероприятия
Мероприятие
|
Уровень
|
Конкурсы плакатов
|
Школа, район
|
Конкурсы поделок
|
Школа, район, область
|
Конкурсы рисунков
|
Школа, район
|
Фотоконкурсы
|
Школа, район, область
|
Спортивные мероприятия
|
Школа
|
Участие в КТД
|
Школа
|
Проект «Генеалогическое древо моей семьи»
|
Школа
|
Традиционные мероприятия: «День народного единства», «Праздник осени», «День знаний», «Новый год», «Праздник мам». «День защитников Отечества», «Праздник Победы», «Наши увлечения».
|
Школа
|
Трудовые десанты
|
Школа
|
Конкурс национальных блюд
|
Школа
|
-
Результативность работы:
Приглашение в школу только для
Беседы о положении дел
Рассказа об успехах детей
Решения проблем вместе с ребёнком
Использование современных педагогических технологий в воспитательной работе.
Произошедшие в последние годы изменения в отечественном образовании и воспитании не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности потребовали в первую очередь новых методов обучения и воспитания.
В нашей школе успешно реализуются принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, которые определяют специфику моей воспитательной работы как классного руководителя. При личностно-ориентированном подходе акцент в аналитической деятельности делается на следующих аспектах:
Метод проектов:
в основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат:
Внутренний результат
Внешний результат
Становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценностность
Можно увидеть, осмыслить, применить в практике
На мою долю выпала трудная задача выбора форм индивидуальной работы с учащимися. Я выбрала проектную деятельность, когда учащиеся впервые сталкиваются с созданием проектов и способны выполнять только репродуктивные проекты, мною контролируется каждый шаг выполнения проекта:
наличие значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
планирование действий – определение вида продукта и форма презентации;
поиск информации – обработка, осмысление и представление участниками проектной группы;
подведение итогов работы – разрешение поставленной проблемы презентация продукта проекта.
Работа в этом направлении позволяет решить сразу несколько задач:
раскрыть таланты, творческие способности;
научить детей работать в команде;
осуществлять обратную связь с родителями;
вызвать положительные эмоции и стремление к самосовершенствованию;
сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
В работе каждого классного руководителя за годы его деятельности складываются определённые традиции, используемые им не только как постоянный атрибут, но и как возможность совершенствования как классного коллектива, так и самого классного руководителя. Вот только отдельные направления, ставшие традиционными в моей работе:
Совместное определение с учащимися круга мероприятий, входящих в план воспитательной работы.
Празднование Дня Матери.
Участие в различных конкурсах.
Участие в проектной деятельности.
Организация праздников: День 8 Марта, 23 февраля, Новый год.
Участие в художественно-оформительских конкурсах, посвященных праздничным датам.
Создание портфолио учащихся, класса.
Встречи с психологом.
Проведение экскурсий.
Совместное проведение досуга.
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания, которые я использую в своей работе, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Деловая игра
Групповые технологии
Шоу – технологии
Тренинг общения
Технология коллективно-творческих дел
Частно-методические и локальные (модульные) технологии воспитания
Реализация направлений программы «Дом Добрых Друзей».
Месяцы
|
Направление
|
1-ый год
«Что такое хорошо, что такое плохо»
|
2-ой год
«Мир человеческих чувств»
|
3-ий год
«Жизнь дана на добрые дела»
|
Сентябрь
|
1 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
Урок гражданственности
|
Урок Российской истории
|
Я - гражданин
|
Самоуправление
|
Наши поручения
|
2 нед.
|
Интеллектуальное
|
Я - ученик
|
3 нед.
|
ЗОЖ и спорт
|
Культура поведения в семье
|
Правила поведения учащихся
|
Правила дорожного движения
|
4 нед.
|
Трудовое
|
Двор моей школы
|
Улицы моей деревни
|
Чистые берега
|
Октябрь
|
1 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Правила вежливости
|
Что такое нравственность?
|
Плохие и хорошие привычки
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения
|
2 нед.
|
Семья
|
Одна на свете
|
Я вместе с мамой
|
Мама – хранительница тепла
|
3 нед.
|
Интеллектуальное
|
Учись быстро читать
|
Твое рабочее место
|
Тайны хорошей памяти
|
4 нед.
|
Экологическое
|
Зеленая планета
|
Ноябрь
|
1 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
День народного единства
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Интеллектуальное
|
Книги, которые мы выбираем
|
Книга – мой лучший друг
|
Знания беру из книг
|
3 нед.
|
ЗОЖ и спорт
|
Путешествие за цветком здоровья
|
Береги здоровье смолоду
|
Остров здорового образа жизни
|
4 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Без друзей меня чуть-чуть…
|
Давайте дружить!
|
Настоящие друзья
|
Экология
|
Кормушка для зимующих птиц
|
Декабрь
|
1 нед
|
Трудовое
|
Человек, с которого я беру пример
|
Профессии моих родителей
|
Профессия, которая мне нравится
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Правовое
|
Права и обязанности в семье
|
Мои права и обязанности
|
Твои гражданские права
|
3 нед.
|
Интеллектуальное
|
Математический кросс
|
Марафон знаний
|
Интеллектуальный марафон
|
|
4 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Семейный праздник – Новый год
|
Рождество и Новый год
|
Новый год в разных странах
|
Январь
|
1 нед.
|
ЗОЖ и спорт
|
Зимние забавы
|
Папа, мама, я – спортивная семья
|
Зимняя спартакиада
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Мой лучший друг
|
Классный час “Откровение”
|
Как находить настоящих друзей
|
3 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
Моя родина - Россия
|
Государственная символика
|
Я – гражданин России
|
4 нед.
|
Экологическое
|
Покорми птиц!
|
Февраль
|
1 нед.
|
Правоведение
|
Весёлые правила этикета
|
Быть воспитанным – что это значит
|
Советуем друг другу
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Трудолюбие
|
Мои поручения в школе и дома
|
Кто работы не боится, у того она спорится
|
Порядок в труде – порядок в знаниях
|
3 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
Защитники Отечества
|
Есть такая профессия – Родину защищать
|
Сыны Отечества
|
4 нед.
|
Семья
|
Моя мама – самая лучшая!
|
Март
|
1 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Наши девочки
|
Чем знамениты наши девочки
|
Длинная коса – девичья краса
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
Уважение и труд
|
Знаменитые люди нашего села
|
Знаменитые люди нашего улуса
|
3 нед.
|
Интеллектуальное
|
Великие первооткрыватели и их открытия
|
Дальние уголки земного шара
|
Это интересно, это полезно, это необходимо
|
4 нед.
|
ЗОЖ и спорт
|
В гостях у здоровой пищи
|
Тропа здоровья
|
Вредные привычки
|
Апрель
|
1 нед.
|
Семья
|
Окна моего дома. Что они для меня значат
|
Путешествие в детство родителей «Дверь в детство»
|
Под крышей дома моего
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Духовно-нравственное
|
Наши меньшие друзья
|
Отношение к себе
|
Кому нужна моя помощь?
|
3 нед.
|
Экологическое
|
Двор нашей школы
|
Улицы нашего села
|
Сохраним природу
|
4 нед.
|
ЗОЖ и спорт
|
Весенняя эстафета
|
Май
|
1 нед.
|
Гражданственно-патриотическое
|
Защитники Родины – мои родственники
|
Дети-герои
|
История войны в названиях улиц города Сухиничи
|
Самоуправление
|
Итоги месяца. Наши поручения.
|
2 нед.
|
Семья
|
Мои корни
|
Совместный час с родителями
|
Семейный час - викторина
|
Экологическое и трудовое
|
Наш пришкольный учебно-опытный участок
|
3 нед.
|
Самоуправление
|
Итоги года. Что получилось? Над чем надо поработать?
|
|
Год прошел – какими мы стали?
|
Прощай, начальная школа
|
Планируемые результаты освоения программы «Дом Добрых Друзей»
Воспитательные результаты каждого вида деятельности школьников определяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому последовательный, постепенный, что учитывается при организации воспитания и социализации младших школьников.
Формирование у детей универсальных умений и способностей – компетенций:
Социальная
Владение знаниями и опытом в сфере гражданско–общественной деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей, добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно-полезном труде.
Информационная
Владение способностью и умением самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий.
Учебно – познавательная
Готовность к решению созданию и творческих задач. Способность самостоятельно добывать недостающие знания и умения. Пользуясь различными источниками.
Коммуникативная
Готовность к сотрудничеству, способность к созидательной деятельности, толерантность, умение вести диалог.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
Развитие креативных способностей учащихся;
Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
Сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:
Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
Социометрические методы;
Анкета «Я и моя школа»;
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов)
Методика “Ценностные ориентации” (М.Рокич)
Методика изучения психологической атмосферы в классе Ф. Фидлера
Сочинение - рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;
Перечисленные методики позволят получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Диагностика используется при подготовке к родительским собраниям, в ходе встреч с родителями, а также как аналитический материал после родительских собраний.
Список литературы
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999.
Богдановский, У.С. Взаимоотношения детей и родителей: родительское собрание//Открытая школа.- 2006.-№5
Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006. - № 4
Дереклеева. Н.И. Родительские собрания [Текст]: 1-4 кл. \ Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко. - 3-е изд. Новое – М.: ВАКО, 2007.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания Личности гражданина России А.Я. Данилюк,А.М. Кондаков, В.А. Тишков
Ковалев С.В. Психология семейных отношений/ С.В. Ковалев.- М.: «Педагогика», 1997
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО «Издательство «Речь», 2002.
Мошкова В. Клуб «Счастливая семья»// Начальная школа. -2004.- №7
Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во:НПО «Модэк», 1999
Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах [Текст]: - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Российская Федерация. Законы. Об образовании [Текст]
Свиридов А. Сотрудничество: семья и школа.// Народное образование. - 2006. - №8
Система работы с родителями: разработки внеклассных мероприятий и родительских собраний/авт.-сост. Г.А. Леликова, Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2007
Совместные праздники для школьников и родителей/Кол. авторов.-М.:Глобус, 2006
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание [Текст]: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008.- 108 с.
Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников/ О.Н.Урбанская.- М.: «Просвещение», 1999
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А Нетрадиционные формы работы с родителями [Текст]: -5 изд. Перераб. И доп., - М.: 2005. – 240 с.
Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст]: практическое пособие / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - М..: Владос- Пресс, 2005. -159 с.
Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия [ Текст]:1кл. пособие для учителя / Л. Н. Яровая, Л. П. Барылкина, Т. И. Цыбина. – 2-е изд., доп ., М.: ВАКО, 2005. – 288 с.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия [Текст]: 2 кл.\ [авт. – сост. Л.Н. Яровая и др.] -2-изд., доп.,- М.: ВАКО, 2005.
http://iemcko.ru/index.php/korrektsionnye-programmy/117-korrektsiya-agressivnosti/218-kak-pomoch-agressivnomu-rebenku
Щуркова Н.Е. Школа и семья: педагогический альянс/ Н.Е. Щуркова. – М., 2004
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование) [Текст]. - М.: Просвещение, 2009. – 41 с.
Анализ результатов реализации программы воспитания
на промежуточном этапе.
В 2012 году произошло слияние двух классных коллективов 3 и 4 классов. Этот процесс прошел достаточно безболезненно для учеников, так как все дети до этого были знакомы, общались в школе и после неё.
В данный момент в классном коллективе 6 учащихся.
Состав класса по возрасту: 9 – 10 лет.
Состав класса по полу: девочек – 3 , мальчиков– 3
Из 6 учащихся у 3-х неполные семьи, из них: матери-одиночки – 2 (из них одна воспитывает сына, а дочь – у отца), отец, не находящийся в законном браке с матерью детей – 1 (воспитывает дочь)
Образование родителей: высшее - 1, среднее специальное – 3, неполное среднее – 5, нет основного образования – 1 человек
Малообеспеченные – 3.
Хорошист – 1 , остальные успевающие.
Два ребенка были направлены на психолого-медико-педагогическую комиссию. Заключение:
1 ребенок – переквалифицировано с глубокого ЗПР в ЗПР;
1 ребенок – переквалифицировано с гиперактивности в умственную отсталость. Мать отказалась переводить ребенка в специализированную школу. Поэтому необходима дополнительная индивидуальная работа с данным ребенком.
Мне, как классному руководителю приходится мобилизовать свои силы и помогать ребенку, для этого следует привлекать дополнительных специалистов – психолога, инспектора.
Важным шагом является встреча с психологом, который:
- разъяснил, какая диагностическая, коррекционно-развивающая работа должна проводиться с ребятами класса и их родителями, особое внимание уделил вопросу с учащимися из группы риска;
- дал необходимые рекомендации и ознакомил с результатами исследований по данному вопросу.
У заместителя директора по УВР были взяты сведения:
об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе;
об учащихся из многодетных семей, маолообеспеченных, неблагополучных семей.
Используя различные методы и методики (беседы, наблюдения, диагностические исследования), выяснилось, чем трудные воспитанники увлекаются и занимаются в свободное от учебы время, какие сложности испытывают.
Я, как классный руководитель, составила план работы по профилактике правонарушений. В него были включены индивидуальные и коллективные профилактические беседы, игры, родительские собрания, диагностика.
В нашей школе создан Совет профилактики. В его составе: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, члены родительского комитета, учителя. Они ведут текущий контроль за посещением учебных занятий. На заседании совета профилактики приглашаются родители. Вместе с классными руководителями члены Совета профилактики в течение года ведут разноплановую работы с детьми «группы риска»: организовывают экскурсии, привлекают к участию в КТД, привлекают к благоустройству пришкольной территории, организовывают коллективные просмотры фильмов, организуют беседы на волнующие темы.
Чтобы увлечь детей, мотивировать их родителей к совместной деятельности, новый учебный год я обычно начинаю ярко. Первый классный час обязательно должен быть необычным и запоминающимся, на него приглашаются и родители. Родители не просто зрители, они - и участники представления, и жюри, и спонсоры!
На каждое собрание я отсылаю индивидуальное приглашение. Памятки и полезная информация есть на каждом собрании. Внимание и предупредительность возможных проблем – вот что подкупает родителей. Например, вместе с приглашением на первое родительское собрание я отправляю письмо от имени школы и готовлю памятки.
Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, такие как КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль над культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности. В целом задачи можно считать выполненными.
Сплочение коллектива - задача не одного года, поэтому работа в данном направлении будет продолжается. Главным направлением воспитательной работы прошлого года было создание детского коллектива начальной школы «Друзья» и классного отряда. Был создан классный уголок с названием, девизом, песней отряда и различными рубриками «Наши обязанности», «График дежурства», «Наши достижения», «Поздравляем!». Командиром класса попробовали быть все. Но ярко выраженных лидерских качеств не выявлено. Над этим следует поработать, так как в коллективе можно определить ребенка, на которого все стараются равняться. Необходимо создать программу индивидуального сопровождения «Я – лидер!». Все мероприятия ребята старались выполнять ответственно, активно, стали переживать за свой класс, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. В классе достаточно благоприятный психологический климат, есть все условия для учебной, игровой деятельности. Большинство детей доброжелательно относятся друг к другу. Дети учатся сопереживать свои успехи или неудачи. Они стремятся быть вместе, как в учебное время, так и вне занятий. Охотно посещают летний оздоровительный лагерь при школе. Но есть дети пассивные, которые стараются уклониться от выполнения поручений.
Хороший результат дали занятия по программе «Корабль». Прослеживается положительная динамика в снятии агрессивности, уменьшилось количество нарушений дисциплины. Но работу необходимо продолжать и далее, т.к. не всегда детям удается контролировать агрессию. Есть ребенок, у которого все ещё присутствует асоциальное поведение.
Я обращаю внимание на проблемы, которые возникают на первых этапах работы ученического самоуправления в классе, помогаю разобраться в трудных поручениях, но ни в коем случае не навязываю свою точку зрения, так как ученики могут скоро отказаться от активного участия в классных коллективных делах. А в этом я вижу одну из главных задач организации самоуправления.
Дети посещают кружки, организованные в школе, дополнительные занятия в сельском Доме культуры, библиотеке. Всех детей привлекаю к общешкольным, районным мероприятиям.
|
|
|