Участие в мероприятиях
№
|
Название мероприятия
|
Уровень
|
Участник
|
Место
|
1.
|
Конкурс оригами «Чудеса из бумажного листа»
|
Область
|
Павличкова В.
|
Свидетельство участника
|
2.
|
Конкурс рисунков и поделок «На чем бы я полетел в космос»
|
Район
|
Павличкова В.
Павличков О.
|
I место
III место
|
3.
|
Конкурс картин по Библейским сюжетам
|
Район
|
Павличкова В.
|
I место
|
4.
|
Акция «Мой папа самый лучший» в номинации «Фотография»
|
Район
|
Вельгус Е.
|
I место
|
5.
|
Конкурс фотографий «Краски осени»
|
Район
|
Котенкова М.
|
I место
|
5.
|
Конкурс буклетов, посвященных Всемирному дню ребенка
|
Район
|
Вельгус Е.
|
III место
|
6.
|
Конкурс «Новогодняя игрушка»
|
Район
|
Вельгус Е., Павличкова В.
|
Призеры
|
7.
|
Соревнования «Неделя Здоровья»
|
Школа
|
Вельгус Е.,
Котенкова М.
|
II место
II место
|
8.
|
Конкурс плакатов «Я люблю свою планету»
|
Школа
|
Вельгус Е., Котенкова М., Павличкова В., Павличков О.
|
Активное участие
|
9.
|
Неделя русского языка
|
Школа
|
Вельгус Е., Котенкова М., Павличкова В., Павличков О.
|
Активное участие
|
10.
|
Подготовка к Новогоднему празднику в номинации плакат, игрушка
|
Школа
|
Котенкова М.
|
Активное участие
|
11.
|
Конкурс на лучшую историческую находку КТД «Я люблю свою школу»
|
Школа
|
Вельгус Е.
|
Активное участие
|
12.
|
КТД «Я горжусь своей школой»
|
Активное участие
|
13.
|
Конкурс букетов «Осенние мелодии»
|
Активное участие
|
14.
|
«Домашняя эковикторина»
|
Активное участие
|
В классном коллективе проводится большое количество диагностических мероприятий. На основании исследований провожу индивидуальные и тематические консультации, собеседования с родителями и детьми.
Родители мне доверяют, поэтому им хочется со мной общаться. В беседах я обязательно скажу и о достижениях ребенка, и о проблемах, как в воспитании, так и в обучении. Родители отвечают мне взаимной заинтересованностью.
В течение всего периода работы с классом пытаюсь вовлекать родителей во все внеклассные мероприятия, проходящие не только в классе и в школе, но и на районном уровне (I место в акции «Мой папа самый лучший» в номинации «Фото» - семья Вельгус Евгения).
Родители активно принимают участие во всех спортивных и оздоровительных мероприятиях класса и школы. Это и веселые старты и игра «Папа, мама и я – спортивная семья».
Огромную роль играют родители в проведении праздников «День народного единства», «Генеалогическое древо наше семьи», «Наши увлечения», конкурсы плакатов к праздникам.
Поэтому в конце четверти и года родители получают от меня грамоты, благодарственные письма за помощь, понимание и творчество. Еще Л.Н. Толстой писал « Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти…»
Изучение социального статуса семей
2012 год
Образование
родителей
|
Место работы родителей
|
Уровень дохода
|
ЖБУ
семей
|
Соц.-псих. условия
|
Алкоголизация родителей
|
Стиль воспитания
|
Высшее
|
Ср.спец
|
н/средн
|
Нет осн.обр.
|
В бюджетной сфере
|
Негосударст. предприят.
|
безработные
|
Равный прож.мин.
|
Ниже прж.мин.
|
норма
|
Ниже нормы
|
Благоприят.
|
неблагоприят
|
употребляют
|
Не употребл.
|
попустительский
|
взаимопонимание
|
авторитарный
|
1
|
3
|
5
|
1
|
2
|
6
|
1
|
2
|
3
|
2
|
4
|
1
|
5
|
5
|
4
|
6
|
2
|
1
|
Количественный состав родителей изменился в связи со слиянием 3 и 4 классов. Но социальный уровень из-за этого повысился ненамного.
Изучение психологического климата
Психологический климат отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям в жизни. Складывается психологический климат за счёт «психологической атмосферы», группового эмоционального состояния, которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создаётся ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.
Измеряется психологическая атмосфера в классе с помощью несложной методики Ф. Фидлера. Отдельные характеристики психологического климата в нашем классе представлены в виде диаграммы.
Сумма положительных и отрицательных баллов даёт условную характеристику психологического климата, более или менее благоприятную.
Данное исследование было проведено на начало 2012-2013 учебного года. Из диаграммы мы видим, что психологический климат в классе достаточно благоприятный. Дети чувствуют себя комфортно. Но ещё не все критерии находятся на достаточном уровне. Указаны продуктивность и занимательность. Дети научились оценивать себя более-менее объективно. Так они понимают, что без указания учителя, его объединяющего начала дело у них не получится. Занимательность указана в связи с тем, что основным видом деятельности для детей все еще является игра. И другие формы дети трудно воспринимают.
Изучение уровня воспитанности
На диаграммах представлены результаты диагностики уровня воспитанности за два года. Мы видим лишь небольшую динамику в повышении уровня воспитанности. Однако показатель остается стабильным - это благоприятный фактор в развитии учащихся.
Изучение уровня школьной мотивации
Изучение мотивации учебной деятельности
Преобладающей мотивацией учащихся является престижная (желание быть среди первых учеников, занять достойное место среди товарищей), а также мотивация благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей). Мотивация избегание неудачи также преобладает. Широкая социальная мотивация (мотивы долга и ответственности перед классом, обществом) присутствует, но пока не является преобладающей, поскольку школьники, в силу возраста не до конца осознают значимость образования для будущей жизни, процесс жизненного самоопределения только начинается. Однако следует обратить внимание на динамику тех изменений, которые произошли за два года исследования. Особое внимание мы уделили изменению мотивации избегания неудач, а также мотивов, адекватных учебной деятельности – процессом и содержанием. Несмотря на то, что мотивация избегания неудачи остается преобладающей, а интерес к процессу и содержанию учения меньше других определяет учебную деятельность школьников, динамика указывает на позитивные изменения в мотивационной структуре школьников, что позволяет сделать выводы о положительном развитии учащихся.
Изучение уровня тревожности
Уровень тревожности учащихся в 2011-2012 уч. году
Уровень тревожности учащихся в 2012-2013 уч. году
Анализ полученных результатов показал, что в среднем по классу наблюдается средний уровень школьной тревожности, оптимальный для продуктивной работы. Также на среднем уровне находится самооценочная и межличностная тревожность учащихся, что говорит о благоприятном эмоциональном фоне среди учащихся. В 2012-2013 учебном году уменьшилось количество учащихся, имеющих высокий уровень школьной тревожности. Также снизился высокий уровень самооценочной тревожности. Уровень межличностной тревожности снизился. Очевидно пребывание в школе для учащихся становится более комфортным, социально-психологический климат налаживается, что позволяет ребятам справляться с межличностными и личными эмоциональными трудностями самостоятельно, с положительным выходом.
Такие же выводы позволяет сделать и изучение социально-психологического климата класса, который находится на среднем уровне, учащиеся чувствуют себя комфортно, участвуют в делах класса, чувствуют свою принадлежность к сообществу класса.
Изучение системы ценностей учащихся
Среди терминальных ценностей учащихся на первом месте находится «Здоровье». На первых местах также находятся ценности Семьи, дружбы, любви. Изучение динамики изменений системы ценностных ориентаций учащихся показывает, что в течение последнего периода происходит постепенное поднятие на более высокие места таких ценностей, как Познание, Жизненная мудрость, т.е. ценностей духовного развития человека.
2011-2012 учебный год
|
2012-2013 учебный год
|
Здоровье
Счастливая семейная жизнь
Хорошие друзья
Любовь
Материальная обеспеченность
Интересная работа
Активная жизнь
Познание
Жизненная мудрость
Любовь к Родине
Творчество
Красота природы
Развлечения
|
Здоровье
Счастливая семейная жизнь
Хорошие друзья
Любовь
Интересная работа
Активная жизнь
Познание
Жизненная мудрость
Материальная обеспеченность
Любовь к Родине
Творчество
Красота природы
Развлечения
|
Инструментальные ценности учащихся.
Аналогичные изменения происходят и в инструментальных ценностях учащихся. На первых местах образованность, воспитанность, честность, жизнерадостность. Обращает на себя внимание и высокая позиция таких ценностей, как милосердие, терпимость, чуткость. Ценности упрямства, напористости, критичности к другим учащиеся оставляют на последних метах. Но нужно отметить, что нравственность, Красота природы, Любовь к Родине пока еще на низких местах, хотя динамика есть.
2011-2012 учебный год
|
2012-2013 учебный год
|
Аккуратность
Образованность
Воспитанность
Независимость
Ответственность
Жизнерадостность
Милосердие
Честность
Терпимость
Чуткость
Исполнительность
Напористость
Критичность к другим
Нравственность
Упрямство
|
Образованность
Воспитанность
Аккуратность
Милосердие
Жизнерадостность
Ответственность
Честность
Независимость
Чуткость
Терпимость
Исполнительность
Нравственность
Напористость
Упрямство
Критичность к другим
|
Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения
(Е.Н. Степанов)
№ вопроса
|
Средний балл по классам
|
3
|
4
|
1
|
3
|
4
|
2
|
3
|
3
|
3
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4
|
4
|
6
|
4
|
4
|
7
|
3
|
3
|
8
|
3
|
3
|
9
|
4
|
4
|
10
|
4
|
4
|
11
|
4
|
4
|
12
|
3
|
3
|
Средний балл
|
3,5
|
3,7
|
3,6
|
Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Средний балл ответов родителей наших классов составил 3,6, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
Планы и перспективы.
Великий Элберт Хаббард когда-то сказал, что «…цель обучения и воспитания – научить обходиться без учителя и воспитателя». Я шаг за шагом иду к этой цели, выстраивая свою траекторию, единственно верную и оптимальную. На пути еще много нерешенных задач, проблем, неосуществленных планов. Уже сейчас, работая на перспективу, я точно знаю, на что мне нужно обратить особое внимание, над чем серьезно задуматься, как усовершенствовать то, что уже достигнуто.
Во-первых, я продолжу работу по сплочению классного коллектива.
Во-вторых, я постараюсь сохранить положительный микроклимат в классе, формируя и регулируя межличностные отношения.
В-третьих, я постараюсь создать все условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся через вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры.
В-четвёртых, я буду прививать моим воспитанникам любовь к прекрасному через такие формы внеклассной деятельности как экскурсии, посещение выставок, поездки, потому что верю, что «красота спасёт мир»
В-пятых, я стремлюсь к тому, чтобы круг наших общих с родителями мероприятий значительно расширился, чтобы привлечь родителей для организации внеучебной деятельности класса.
В-шестых, я буду стремиться к усовершенствованию самоуправления в классе, приступлю к созданию системы соуправления, используя при этом опыт Совета школы.
И, наконец, говоря о ближайших перспективах моей деятельности как классного руководителя, я планирую активно заняться самообразованием, обобщить опыт своей работы, подготовить и провести семинар-практикум для классных руководителей «Портфолио класса».
Реализовывать намеченные задачи, несомненно, буду, активно используя возможности школьного и районного сайтов.
Задач много, а цель одна – создать для детей такие условия в классе, школе, где они бы чувствовали себя комфортно и могли самореализовываться.
Приложения
Приложение 1.
Требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности, которые:
направлены на развитие личности ребёнка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение целостной системой знаний об окружающем мире;
сопряжены с интересами и ценностными установками классного сообщества;
должны учитывать социальный заказ государства и общества, соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности.
Стараюсь, чтобы ориентиры были:
конкретными, чётко и ясно сформулированными;
трудными, но реально достижимыми;
гибкими, то есть обладающими способностью к корректировке;
диагностичными.
В системе своей работы классного руководителя выделяю важные моменты:
Повышение мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
-
Привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;
Формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
Формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;
Индивидуальная работа с детьми, акцентирование внимания на внутреннем мире ребёнка;
Создание условий для самовыражения и самореализации детей.
Я считаю, что сотрудничество классного руководителя и учащихся должно строиться на следующих принципах:
Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Терпение и терпимость в достижении результатов педагогического воздействия.
Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Умение признавать ошибки.
Алгоритм действий каждого классного руководителя сопряжён с решением следующих задач:
Постановкой воспитательных задач для класса.
Планированием воспитательной работы.
Организацией и проведением различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами
Ведением работы с родителями учащихся: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечением родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школой.
Анализом и оценкой результатов воспитания: наблюдение, анкетирование и т.д.
Моя воспитательная работа с классом во многом зависит от качества её планирования.
Планирование воспитательной работы – это своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Планирование позволяет не только уменьшить долю неопределённости в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Считаю, что хорошо продуманный, обоснованный план позволяет:
во-первых, чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;
во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы;
в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности. Планирование – это не только и не столько прерогатива классного руководителя. В планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.
В общении с детьми я руководствуюсь своеобразным кодексом, включающим такие правила:
Никогда не кричать на детей.
Никогда не использовать откровения детей им во вред.
Никогда не забывать хвалить детей за дело.
Никогда не сравнивать детей.
Не иметь любимчиков.
Уметь прощать.
Уметь помочь.
Уметь терпеть и ждать.
Уметь быть интересным человеком.
Уметь требовать любя и любить требуя.
Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов.
Уметь для каждого найти доброе слово.
Уметь найти общий язык с учителями, родителями.
Уметь любую работу делать вместе с учениками.
Уметь быть добрым, ласковым со всеми детьми.
Узнать о каждом как можно больше хорошего.
Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их предостерегают.
Искать у каждого ребёнка его главные достоинства и стараться развивать их.
Искать и находить подход к каждому.
Придумывать всё с ними, а не за них.
Учить детей доброте, ответственности, уважению к себе и другим.
Любить детей!
Приложение 2.
Самоуправление
Уровни ученического самоуправления.
Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, предает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Уровень коллектива образовательного учреждения – школьный совет. В школьный совет избираются наиболее активные учащиеся 4 - 9 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуру и избирает.
Приложение 3.
Работа с классным коллективом.
На большом листе рисуется веселый человек – своего рода символ класса, а потом к этому изображению подписываются необходимые данные или подрисовываются недостающие детали.
Примерный перечень вопросов для составления подобного портрета:
Каков рост нашего класса?
Каков его вес?
Сколько нам лет, месяцев, недель и дней?
Сколько у нас глаз, ртов, ушей, носов?
Сколько у нас родных братьев и сестер?
Какие у нас домашние животные?
Чем мы увлекаемся?
Данная импровизированная игра предполагает, что в итоге рождается не только рисованный, цифровой портрет, но и психологический портрет класса.
Анкета.
Дорогие ребята, готовы ли вы выполнить поручения и какие качества вам помогут.
Качества личности
|
Оценка
|
Активность, инициативность – умение действовать энергично, выдвигать предложения
|
|
Общительность контактность – готовность к умению работать с другими, помочь другим
|
|
Ответственность – обязательность, добросовестность, надежность при выполнении поручения
|
|
Настойчивость – проявление воли, умение доводить дело до конца
|
|
Работоспособность – выносливость, способность долгое время не уставать
|
|
Самостоятельность – умение самому действовать, брать на себя ответственность
|
|
Организованность – умение подчинить себя работе
|
|
Анкета.
Какие способности и качества личности позволяет развить тебе участие в общешкольных мероприятиях (можно выбрать 3 ответа):
Расширять знания об окружающем мире.
Повысить самооценку.
Стать более самостоятельным.
Почувствовать себя более спокойным и уверенным.
Анализировать свои и чужие поступки.
Изготовлять что-либо своими руками.
Исполнять стихи, песни, роли перед зрителями.
Открывать в себе таланты.
Придумать и организовывать со своими сверстниками различные игры, развлечения.
Увлечь своей идеей других людей.
Сопереживать окружающим.
Уметь слушать и слышать других.
2. Что заставляет тебя участвовать в общешкольных мероприятиях?
Нравится в школе делать что-то помимо уроков.
Хочется не подвести одноклассников.
Люблю заслуживать похвалу, одобрение.
Хочу сблизиться с одноклассниками.
Хочу поиграть.
На каком мероприятии ты смог бы проявить себя, был активным, полезным для своей команды?
«Калейдоскоп уроков»
Заранее продумать последовательность фрагментов. В каждом фрагменте дать задание, в котором каждый учащийся смог бы отличиться. За это выдается награда. Здесь следует позаботиться о том, чтобы как можно больше отличившихся детей оказалось в классе, так как каждому приятно получить приз уже в первые дни учебного года. Завершить всё экспромтом. Класс поделить на мини группы (или индивидуально – по желанию) и предложить за 5 минут сочинить поздравления с началом учебного года. Эти поздравления дети оформят на листах и вывесят на доске. Это «шаг» к тому, чтобы и сам кабинет стал «своим», и дети услышали много добрых слов в свой адрес.
Чтобы наладить контакт между ребятами, установить благоприятный психологический климат, необходимо провести «час творчества» - «Мы составляем автопортрет». На большом листе рисуется веселый человек – своего рода символ класса, а потом к этому изображению подписываются необходимые данные или подрисовываются недостающие детали.
Примерный перечень вопросов для составления подобного портрета:
Каков рост нашего класса?
Каков его вес?
Сколько нам лет, месяцев, недель и дней?
Сколько у нас глаз, ртов, ушей, носов?
Сколько у нас родных братьев и сестер?
Какие у нас домашние животные?
Чем мы увлекаемся?
Данная импровизированная игра предполагает, что в итоге рождается не только рисованный, цифровой портрет, но и психологический портрет класса.
«Я и МЫ. Ваше поручение»
Объяснить, что такое коллектив, как строится работа любого коллектива, как будет выглядеть орган самоуправления в нашем классе. Каждый человек представляет собой личность, у каждого есть своя фамилия, а вместе они – целый класс. А какой он, наш класс?
Поручение. Что это такое?
Надо сделать так, чтобы дети сами дали ответ на этот вопрос. Они обычно рассуждают так: это когда вас просят что-то сделать.
Поручение может быть индивидуальным, если оно исходит от какого-либо лица. А может быть общественным, если исходит от группы.
Коллектив – это живой организм. Он, как человек, развивается, становится умелым, мудрым. Без коллектива человеку трудно выжить. Сплоченный коллектив многое дает ребенку: помогает обмениваться знаниями, умениями, навыками, выравнивает поведение, учит нравственно поступать, проявлять себя.
Как разобраться, к каким видам поручений готовы дети? Для этого детям предлагается
заполнить анкету.
Поручения, которые даются ребятам, касаются не только организации праздников, спортивных мероприятий, творческих конкурсов, трудовых мероприятий, но и контроля учебы. Это вид работы, который всегда называется шефской работой в классе; причем, если один ученик слабо занимается по математике, но хорошист по русскому, он может обменяться знаниями. В этом случае он не будет чувствовать свою ущербность, а наоборот, примет помощь с радостью, потому что знает, что и он помогает.
Таким образом, избрать орган самоуправления в классе. Вместе с классом составить план работы на ближайшее время. План тогда с желанием выполняется, когда ты сам его автор. Однако для детей этого возраста ещё трудно предложить в план что-то новое. Поэтому к классному часу надо подготовить карточки, составленные по направлениям работы и содержащие названия различных дел (например: брейн-ринг, викторина, и т. д.). Каждой группе учащихся раздать карточки, туда, после обсуждения, вписать то дело, которое вызовет наибольший интерес.
Затем карточку передать по кругу, и процедуру повторить. Выбрать для плана те дела, которые набрали больше голосов. Есть и такие дела, которые набирают малое количество голосов. Здесь лучше высказаться классному руководителю в его пользу, объясняя свою позицию. Так выбираются дела для класса.
После каждого мероприятия целесообразно провести с детьми анкетирование.
Групповое поручение отличается тем, что задание дается группе ребят с учетом ее интересов. Такие поручения помогают ребятам сдружиться. Организаторские поручения ставят человека в позицию организатора коллективного дела. Чаще всего эти поручения имеют ребята, обладающие умениями и опытом общения с товарищами и взрослыми.
Исполнительские поручения – это временные поручения. Они конкретны, рассчитаны на выполнение в заданный срок и быстрые результаты. Такие поручения доступны всем, независимо от способностей и опыта.
Творческие поручения требуют выдумки, инициативы.
Выборные поручения предполагают избрание на постоянные посты в классе.
Поручения - самозадания: добровольное принятие на себя каких-либо обязательств по выполнению задания.
Памятка для выполнения поручений.
Чтобы дети больше поняли значимость своего поручения, я раздаю ученикам памятку
«Есть ли у вас поручение».
Получили задание – разберитесь в нем, убедитесь, что все поняли и согласны с необходимостью его выполнения.
Определите, что вам может помочь и что понадобится в работе.
Приступайте к делу сразу же, не откладывая на завтра.
Выполняйте поручение в срок.
Старайтесь выполнить поручение творчески.
Выполнив работу, проверьте, все ли сделали.
Помните: каждое дело важное, относитесь к нему со всей серьезностью.
Приложение 4.
Работа по выявлению «трудных» учащихся
Учащиеся «группы риска» - это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Данная проблема особенно актуальна именно с детьми 9-15 лет. Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью подростков как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики.
Группы риска
Правополушарные дети:
Таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.
Тревожные дети:
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебной, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Эти дети часто перепроверяют уже сделанное. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они, обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Дети часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящей работы. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие выказывания: «я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с работой».
Неуверенные дети:
Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственно мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора решения. Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний. Они подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»)
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации:
Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации общей деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательными», поскольку это им недоступно.
Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания, составление списка необходимых дел, линейка, указывающая на нужную строчку и т.д.
Астеничные дети:
Основная их характеристика – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями нервной деятельности и имеет не только чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
При работе с такими детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся.
Гиперактивные дети.
Гиперактивных детей или детей с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, создание конфликтных ситуаций, частые перемены настроения, высокая раздражительность, отказ от коллективных игр, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, т.к. они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания.
При работе над формированием навыков письма важно помнить, что монотонность быстро способствует утомлению, поэтому учителю рекомендуется разрешить ребенку потратить часть времени на снятие напряжения – например, написать буквы или слова в воздухе, используя активное движение мышц.
Когда материал урока гиперактивному ребенку интересен или прекрасно знаком, он старается отвечать за весь класс сразу, требуя, чтобы учитель уделял внимание только ему одному. Они стремятся привлечь к себе внимание педагога любыми средствами. При общении с таким ребенком надо стараться говорить спокойно, мягко, не повышая тона. Эти дети очень чутко улавливают нотки раздражения, гнева в голосе учителя, и их реакция бывает иногда очень агрессивной.
Ученику с этим синдромом присуща крайняя возбудимость, он находится в постоянном движении, ему физически трудно просидеть весь урок, он вертится на стуле, пытается встать, забывая о правилах поведения в школе. Таких детей следует оберегать от излишнего утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Им нужно обеспечить как можно больше движения, ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки и лечебную физкультуру. Не стоит забывать о физкультминутке, которая помогает такому ученику снять накопившуюся усталость на уроке. Иногда гиперактивным детям разрешается держать в руках резиновый мяч. Сжимая и разжимая его, они проявляют меньшее беспокойство и меньшую порывистость движений. В классе оборудована зона, в которой ребенок может отдохнуть, там лежит ковер, есть наличие различных настольных игр, игрушек, в коридорах стоят мягкие диванчики, после урока ребенок может расслабиться, отдохнуть. Таких детей не оставляют в группе продленного дня, так как домашняя атмосфера дает ребенку чувство защищенности. Этим детям рекомендуется дневной сон, если есть трудности с засыпанием, можно заменить чтением вслух, рисованием или другим спокойным времяпровождением.
Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с одноклассниками. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы ассоциального поведения.
Дефицит внимания у этих детей является одной из самых серьезных проблем. Ему сложно довести до конца какую-то деятельность. Он неорганизован, постоянно забывает учебники, на уроке многое пропускает, забывает записать домашнее задание. Он очень легко отвлекается и по рассеянности допускает ошибки, это отражается на его оценках. Все это формирует у ребенка пессимистический взгляд на окружающую действительность. От него часто можно услышать высказывания о том, что он не справится поставленной задачей, проиграет в игре еще до ее начала. Поэтому всегда стараюсь придерживаться «позитивной модели», хвалю ребенка за выполнение задания, требующего проявления внимания, акцентирую его успехи. На определенный отрезок времени ребенку дается только одна задача, чтобы он мог ее завершить; всегда сопровождаю задания ясными инструкциями. Во время уроков пытаюсь ограничивать отвлекающие факторы. Этому может способствовать оптимальный выбор места за партой – например, в центре класса напротив доски. Лучше всего ими воспринимается материал в наглядной форме, поэтому на уроках используются картинки, мультимедийные средства обучения (проектор, смарт-доска). При подготовке к уроку учитываю особенность некоторых детей, готовлю тексты, схемы в напечатанном виде, что избавляет ребенка от необходимости переписывать материал с доски.
Главное при общении с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – помнить, что он нуждается в особом внимании и терпении со стороны взрослых. Ответственную роль в работе с такими детьми принадлежит учителям. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
Основные направления работы по профилактике правонарушений нужно построить по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей «группы риска», решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления прямо вытекают из уставных документов учреждения, и требуют участия всех, кто обучает и воспитывает. Чаще всего, приоритетными направлениями профилактической деятельности становятся: помощь семье в решении проблем, связанных с воспитанием ребенка, помощь в устранении причин, влияющих на совершение преступления, привлечение детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, помощь конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций, пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей, привлечение в летний оздоровительный лагерь.
Карта учащегося общеобразовательной школы.
Ф. И. О. ученика.
Класс.
Дата рождения, место рождения, домашний адрес.
Семья ребенка (мать, отец – место работы, телефон; состав семьи, ее структура, жилищно-бытовые условия, взаимоотношения в семье, наличие отклонений от норм поведения в семье, культурный уровень семьи, воспитательный потенциал семьи).
Группа здоровья ребенка, заболевания.
Характер ребенка.
Качества личности.
Положение ребенка в коллективе.
Учебная деятельность (успеваемость, уровень знаний, мотивация обучения, посещаемость уроков, способности к обучению, познавательный интерес).
Трудовая деятельность (наличие трудовых навыков, предпочитаемые виды труда, участие в трудовых делах).
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса.
Получение дополнительного образования.
Круг общения (в школе, вне школы).
Профессиональная направленность.
Относится ли к «группе риска».
Состоит ли на внутришкольном учете.
Состоит ли в комиссии по делам несовершеннолетних.
Вызов на совет по профилактике правонарушений, вызов на комиссию по делам несовершеннолетних.
|