|
Игра как метод творческой деятельности школьника на уроках литературы
Игра как метод творческой деятельности школьника на уроках литературы.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый по-своему активизирует учащихся, пробуждая их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.
Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитие многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Но самое главное – необходимо определить, кто играет охотнее: учащиеся V – VIII классов или IX – XI классов. Считаю, все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести ее в ткань урока.
На уроках литературы можно использовать игры различного типа: и такие, в основе которых лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове в сценическое действие.
Жанр произведения, конкретное его содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Есть такие темы-«подарки», изучение которых можно проводить в форме игры. Например, тема «Загадки» (V кл.). Ведь само по себе загадывание – это игра-шутка, рассчитанная на смекалку, догадку. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, ведь в процессе отгадывания каждая задачка «разбирается», то есть рассматривается, с помощью каких языковых средств она создается.
Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с «рассыпанным» текстом и игра с «рассыпанными» иллюстрациями. Очень уместно на таких уроках использование открыток или презентаций с эпизодами произведений.
Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучая произведения, в котором встречается много терминов или новых слов, можно начать словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто сумел понятнее и интереснее объяснить слова.
Обогащению словарного запаса способствует изучение в V классе темы «Пословицы и поговорки». Задача учителя здесь – научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Игра на таких уроках помогает создать нужные речевые ситуации, показать, что многие пословицы имеют ритм и рифму. Актуальными на таких уроках являются презентации на тему: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову».
Одна из задач уроков литературы – формировать у учащихся понимание индивидуальной авторской речи в художественном произведении, а также уяснение функций различных изобразительно-выразительных средств языка. Этому овладению на практике опять же помогает игра, которая заключается в поиске нужных слов. Литературная игра в сравнении помогает проверить, насколько у учащихся развита читательская память, и в то же время показать, что выбор художественных средств зависит от авторской установки.
Для игры в эпитеты, как и для игры в сравнения, необходимо использовать неполный текст. Самостоятельные поиски слова обостряют внимание к писательскому.
Очень часто школьники читают, не останавливая внимания на деталях, увлекаясь только ходом событий. И задержать их внимание на деталях помогает игра: «Из какого произведения эта вещь?»
Иную игру, развивающую внимание к деталям, подсказывает сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца». Для уяснения главной мысли имеют значение не только действующие герои, но и те, которые появляются лишь в воспоминаниях. С помощью игры учащиеся должны по высказываниям автора и других героев представить тот или иной «отсутствующий» персонаж.
Одна из главных задач уроков литературы – развивать творческое воображение учащихся. Для этого существуют специальные апробированные приемы, и этой же цели служит игра. Как разграничить их? Допустим, «устное рисование», сценарий, «домысливание» отдельных событий, рассказ с изменением лица – все это творческие приемы. Но они могут стать и игровыми. Для этого необходимо создать игровую атмосферу. А зависит она в равной степени и от учителя, и от учащегося. При проведении игры в большей мере, чем при каком-либо другом виде деятельности, важен тон учителя, настроение учеников, введение определенных правил, то есть важно создание микроклимата.
Самый распространенный прием – рассказ с изменением лица рассказчика, но если настроить ребят на игру, то можно сразу заметить, насколько полным является у них представление о герое, как произошло «вживание» в произведение, выявить их творческие способности.
Очень близки по духу к этой игре этюды-импровизации, когда ученики «домысливают» действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Уже сами по себе задания на «домысливание» имеют игровой характер, требуют творческой деятельности, перевоплощения, для таких заданий используются эпические произведения.
Да, многим заданиям можно придать игровой характер. Все это в руках учителя, от его отношения к делу. Сделать выразительное чтение игрой, думаю, обязанность учителя. Как же иначе учить искусству звучащего слова? Хочется, чтобы дети общались с помощью художественного текста. А чтобы это общение возникло, надо позаботится о создании игрового самочувствия. Для этого дети выступают на уроках в роли исполнителей-«сказочников» или исполнителей-«рассказчиков» произведений.
Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, нужно одновременно учить школьника передавать слушателям свои впечатления от прочитанного. И для этой передачи он должен овладеть некоторыми приемами театрального искусства. Существуют различные формы интерпретации художественного произведения, например: инсценирование, чтение по лицам (по ролям). Чтение по ролям с игровой установкой близко по своей природе детской ролевой игре, помогает «вживанию» в произведение.
Удачной формой исполнительской игры считается театрализованная игра, которую можно проводить на уроках и вне их. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Театрализованная игра не требует длительной подготовки, она по сути своей одноразовая. При подготовке и проведении такой игры пробуждается интерес к творчеству, а также в естественной ситуации используются знания учащихся по многим предметам.
Старшеклассники хорошо воспринимают театрализованную игру на так называемых «Литературных салонах». Сюда подходят темы важные для расширения читательского кругозора, становления личности. Такие как: «Стихи поэтов-современников», «Тема любви в лирике всех времен и народов», «Гуманизм поэзии С.Есенина».
Вообще, не трудно отыскать, открыть игровой характер многих распространенных и опробованных приемов работы на уроке, но самое трудное – реализовать. Для этого (хочется подчеркнуть) нужно создание особого микроклимата. Это основа игры. И второе, не менее важное условие – помнить об особенностях возраста учащихся.
Пока еще учителя очень редко и робко обращаются к таким играм. Но надо отметить, дают они многое. И прежде всего помогают глубже понять автора, подойти к литературе как бы изнутри, прикоснуться к театру и, наконец, понять учащихся, а им, понять нас, учителей.
|
|
|