Главная страница

Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа


Скачать 1.33 Mb.
Название Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа
страница 2/7
Дата 17.02.2016
Размер 1.33 Mb.
Тип Протокол
1   2   3   4   5   6   7

Основания для разработки программы




  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Конституция РФ;

  • Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»

  • Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г №751;

  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная Распоряжением Председателем/ Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания Личности гражданина России А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков

  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;




  1. Содержание программы


Направления работы
Целостный педагогический процесс – это

процесс, в котором воедино слиты

«воспитывающее обучение» и «обучающее

воспитание».

А. Достерверг

Основные направления деятельности классного руководителя.






Основные направления

деятельности классного руководителя








Духовно-нравственное

Гражданско-патриотическое


Интеллектуальное








Трудовое

Семья

Здоровье и спорт







Психологическое и социальное сопровождение



В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся, которые я определила для себя и моего классного коллектива, выбираю наиболее эффективные формы работы:

  • индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблем);

  • групповые (творческие группы, встреча друзей);

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования).

  • тренинги (индивидуальные, групповые)

Практика воспитательной работы выявила универсальную форму работы классного руководителя с детьми - классный час.

Выбор и создание новых форм определяется целями воспитания и отдельными обстоятельствами, диктующимися жизнью.



Главный ориентир в моей воспитательной работе – разностороннее развитие личности ребёнка.




Воспитательная программа «Дом Добрых Друзей»

1-ый год. "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

Задачи:

  • вырабатывать потребность учащихся в пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

  • развивать у детей ответственности и умения работать в коллектив

2-ой год. "Мир человеческих чувств"

Задачи:

3-ий год. "Жизнь дана на добрые дела"

Задачи:

  • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формировать потребность к самообразованию, самовоспитанию, самореализации личности школьника в социуме.


Содержание воспитательной работы по основным направлениям

Направления

Задачи воспитательной работы

Содержание

Критерии эффективности


Духовно-

нравственное

воспитание

Воспитание у ребенка нравственных ценностей и идеалов;

сохранение и развитие нравственного здоровья ребенка;

воспитание уважительного толерантного отношения к традициям, духовному наследию народов;

развивать творческие способности ребенка;

расширять и повышать культурный уровень ребёнка.


Часы общения:

Я - гражданин России

Мир сказки – мир детства;

Моя мама;

Моя семья и мои друзья;

Путешествие в мир народного творчества;

Беседы о нравственности;

Праздники и традиции моего народа.

Посещение библиотеки, музея;

Конкурсы детского творчества: рисунков, фото, поделок;

Посещение кружков

Уровень воспитанности

Гражданско-патриотическое

воспитание

Воспитывать любовь к Родине, Отечеству, её истории и традициям;

формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свою деревню, свою школу.


Часы общения:

Государственные символы и ритуалы РФ;

Конституция РФ;

Сыны Отечества Российского;

Герои моей России, моей республики, моего города;

Праздник

Государственные праздники страны;

Равнение на папу;

Рыцарский турнир;

Поисковая операция: «по страницам героической истории моего народа»;

Конкурсы творчества, выставки лучших работ

Игра Безопасное колесо

Уровень воспитанности

Интеллектуальное воспитание

Создание условий для формирования устойчивой мотивации к учению; развитие познавательного интереса ребенка


Успешное усвоение предметов начальной школы;

-участие в познавательных играх, мероприятиях;

-путешествие в страну знаний;

-интегрированные праздники по предметам, предметные недели;

-конкурсы знатоков, умники и умницы;

-участие в олимпиадах

Часы общения:

- ученые великой России, их открытия;

-учись учиться,

-Режим дня;

-мой дневник;

-я выполняю домашнее задание

Праздник День хорошей оценки

Рейды: Мой внешний вид, Мой портфель, Моя тетрадь.

Дни культуры

Высокий уровень мотивации учения;

Результаты успеваемости

Трудовое воспитание

Воспитание и развитие трудолюбия, самообслуживания, прилежания

Трудовые операции, десанты:

-Мое учебное место,

-Мой класс

-Наш учебно-опытный участок;

Акции: Наша деревня, Наш двор, Чистые берега

Часы общения:

-Труд человека

-Профессия моих родителей

-Хлеб всему голова;

-Люди труда;

- Труд в народном творчестве;

Экскурсии на предприятия


Участие в дежурствах, в трудовых операциях, десантах

Правовое воспитание

Воспитывать культуру общения, культуру поведения;

принятие норм жизни общества. Обеспечивать:

-усвоение моральных норм поведения и общения со сверстниками и взрослыми

Часы общения, встречи

-Правила поведения учащихся;

-Мои права и обязанности;

-Культура поведения;

-Я и друзья;

-Вредные привычки ребенка;

-Сквернословие и хулиганство

-Граница шалости ребенка;

-Закон и дети;

-Обсуждение вопросов этики;

Операция «Милосердие»

Акция «Я - гражданин России»


Отсутствие правонарушений;

Соблюдение норм и правил поведения ОУ;

Морально-психологический климат в классе

Здоровый образ жизни, спорт

Сохранять и развивать здоровье ребенка;

обеспечить условия безопасности жизни;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

вовлечение в занятия спортивных секций, кружков

Инструктажи по ПДД, ППБ, ОБЖ.

Часы общения:

-Мое здоровье;

-Профилактика простудных заболеваний;

-профилактика травматизма;

-профилактика инф. заболеваний;

Проведение спортивных игр, соревнований:

-Мама, папа и я – спортивная семья;

Малая спартакиада по различным видам спорта;

-Посещение спортивных секций,

Дни здоровья;

Линейки, встречи с работниками ГИБДД, ПО, врачами.


Состояние здоровья ребенка.

Оценка уровня физического здоровья, пропуски уроков по болезни.

Участие в спортивных мероприятиях

Экология

Воспитание любви и бережного отношения к природе

Походы, экскурсии.

Часы общения:

-Природа глазами ребенка;

-Красная книга природы;

-зеленая аптека;

-Братья мои меньшие;

-Мир птиц;

Предметная неделя, Месячник экологии:

-Праздник Земли;

-Великий космос;

-Герои космоса;

Изготовление совместно с родителями кормушек и скворечников


Уровень воспитанности

Самоуправление

Развивать детский коллектив, самоуправление;

воспитывать организованность, активность, ответственность детей

Организация работы актива:

-Совета класса;

-по направлениям

Учеба актива;

Организация игры, проведение конкурсов

Вовлечение в подготовку часов общения, организацию игр;

Организация дежурства, самообслуживания;

Активность.

Социометрия: морально-психологический климат в классе;

Наличие положительных выборов.

Семья

Развивать сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка;

изучить воспитательные возможности семьи;

осуществлять просвещение родителей;

оказывать педагогическую, психологическую, социальную помощь и поддержку семьи;

пропагандировать педагогические, психологические знания.

-Создание социального портрета семьи;

-изучение условий жизни ребенка, посещение семей;

Выборы родительского комитета;

Участие в работе:

-Педсоветов;

-КТД;

-Единых методических днях;

-Конференциях;

-Всеобуче;

-родительских собраниях;

-Совместных экскурсий, походов;

Просвещение родителей, участие во всеобучах

Характеристика семьи.

Акты обследования семей;

Участие в общественном управлении;

Выработка единых подходов.

Посещаемость родительских собраний.
Расширение педагогических знаний родителей.
Уровень удовлетворенности родителями УВП.


Самоуправление в коллективе
Ученическое самоуправление дает возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоление трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Прежде чем строить свою модель самоуправления, я тщательно, вдумчиво изучила методические советы, специальную литературу. Выяснила, что существует несколько уровней ученического самоуправления. (Приложение 2).

Создание ученического самоуправления в моем классном коллективе решит следующие задачи:


  1. Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика.

  2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.

  3. Воспитание чувств честного партнерства.

  4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.


Самоуправление


  • Атмосфера – деловая;

  • Климат – нравственный;

  • Пространство – дисциплины и порядка;

  • Среда – безопасности и защиты всех и каждого





Я считаю, что создание органов ученического самоуправления требует определенных условий. Это:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности

  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет.

  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Какие области деятельности можно отдать ребятам?

Так как в начальных классах только начинается формирование самоуправления, детям можно доверить работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, организация спортивных мероприятий, трудовое воспитание, праздники, вечера, КТД, спортивные мероприятия, дежурство в классе, самообслуживание в столовой, организация взаимопомощи.

При таком подходе, я считаю, самоуправление только и возможно, более того необходимо. Мы сможем воспитывать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, что они что-то могут, на что-то способны.


Самоуправление в классе



Обеспечивает право

участия


Обсуждает

вопросы

жизнедеятельности




Принимает

решение


Утверждает

план работы




В первую неделю учебного года в классе необходимо провести так называемый «Калейдоскоп уроков». Чтобы наладить контакт между ребятами, установить благоприятный психологический климат, необходимо провести «час творчества» - «Мы составляем автопортрет». (Приложение 3).

Классному руководителю необходимо дать ученикам понять, насколько необходимо научиться работать в коллективе. На первом этапе «сплачивания» класса можно провести занятие под названием «Я и МЫ. Ваше поручение». (Приложение 3).

Если в классе жизнь интересна, там редко ссорятся, радуются успехам друг друга, помогают друг другу, вместе планируют работу и выполняют ее сообща. Там все неравнодушны друг к другу и поддерживают в трудные минуты. Значит, класс дружный, его можно назвать коллективом.

Для привлечения детей к общественно-полезной работе можно провести игру «Поручение от Незнайки». Каждую четверть ребята будут меняться поручениями по своему желанию.


ПОРУЧЕНИЯ



ДИСЦИПЛИНЧИК


Ответственный за дисциплину


ОФОРМЛЯЙКА


Оформление класса, стенгазет

СОЧИНЯЙКА


Помощник редактора

БИБЛИОША


Подготовка презентаций книг к уроку, помощь библиотекарю

СПОРТИК


Ответственный за игры на перемене, организацию спортивных мероприятий


ЦВЕТИК


Уход за комнатными растениями


ЧИСТЮЛЯ


Ответственный за чистоту рук перед приемом пищи, уборку в классе, внешний вид учащихся.

Каждый человек из класса получит поручение, в процессе выполнения которого, он станет строителем классного коллектива.

Формы и методы работы органов самоуправления


  • КТД;

  • деловые игры;

  • экскурсии;

  • оформление классных уголков, стендов;

  • выпуск школьных стенгазет;

  • спортивные соревнования;

  • акции;

  • конкурсы плакатов, сочинений;

  • рейды.






Смысл введения ученического самоуправления я вижу не в предоставлении возможности управления одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их владеть собой, управлять своей жизнью в коллективе, найти в нем свое место.

Основной критерий результативностипозитивная динамика развития каждого

учащегося, педагога, коллектива в целом.


На индивидуальном уровне:

На коллективном уровне:

  • рост убежденности и уверенности в том, что ребенок способен быть успешным

  • управление собой

  • преодоление трудностей

  • рост убежденности и уверенности в том, что совместное развитие - необходимость;

  • повышение уровня удовлетворенности формальными и качественными показателями совместной деятельности

Результативность работы достигается через:


  • уверенность в себе;

  • снижение тревожности;

  • низкая утомляемость;

  • повышенная работоспособность

  • союз педагогического коллектива, ребенка и родителей;

  • желание каждого участника процесса не останавливаться на достигнутом;

  • преодоление трудностей, возникающих на жизненном пути ребенка;

  • постановку целей и их достижение.





Работа по выявлению «трудных» учащихся
В категорию «трудных» попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, дети из неблагополучных семей. Каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив.



Одним из факторов, который переводит учащегося в учащегося «группу риска» - это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, падает успеваемость и качество обучения. Следующим фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому ребенку подключаются одноклассники, которые помогли бы усвоить попущенный материал.

Еще один фактор риска – неблагополучная ситуация в отношении ребенка со сверстниками. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое.

Опираясь на зону ближайшего развития ребенка, нам будет легче работать с учащимися

«группы риска».


Составление карты

учащегося


1   2   3   4   5   6   7