Главная страница

Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа


Скачать 1.33 Mb.
Название Протокол №1 от 30. 08. 2011 г руководитель шмо жучкова А. А. Воспитательная программа
страница 7/7
Дата 17.02.2016
Размер 1.33 Mb.
Тип Протокол
1   2   3   4   5   6   7

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ


ФУНКЦИИ

ИГРА  (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ)

Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева

   «Обзывалки» (групповая);   можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное.
   «Спустить пар» (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает
   «Два барана» (Групповая):
     Рано-рано два барана      Повстречались на мосту…
   «Слушай звуки» (Групповая, индивид.,)
   «Угадай, что изменилось» (Групповая, индивид.,)
   Настольные игры: Конструктор, Мозаика,(Групповая, индивид.,)
   «Толкалки» (Групповая)
   «Довольный – сердитый» (Групповая, индивид.,)
   «Безмолвный крик»
   «Хвасталки»
   «Путешествие»

   Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание

   «Доброе животное» (групповая) 
   В кругу держатся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Как оно дышит.
   Вдох – шаг вперед, Bыдоx – шаг назад. 
   Вдох – два шага вперёд, выдох – два шага назад. 
   Сердце бьётся – стук! Шaг вперед….
   «Распускающийся бутон»

   Снятие негативных эмоций

   «Тух – тиби – дух!» (групповая) 
(Игра в молчанку. Все ходят по комнате в время от времени произносят секретное слово. Говорить его надо прямо глядя в глаза человеку, сердито.).
   «Кукла Бобо» (индивидуальная) Сшита (из подушки и пуговиц) своими руками. 
   Такую куклу можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. Д.
   «Датский бокс»
   «А кроме того…»

   Обучение эффективным способам общения

   «Попроси игрушку» (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) – вербальный и невербальный варианты.
   «Связующая нить» (групповая) (с клубком ниток)
   «Любящий взгляд» – (групповая) невербальный вариант
   «Взаимоотношения» (индивид., групповая) построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
   «Король сказал» (групповая, индивид.)
   «Ученик дня» (групповая)
   «Ковер мира» (групповая)
   «Сладкая проблема» (групповая)
   «Небеса и ад» (групповая)

   Формирование чувства доверия

   «Прогулка с компасом» (групповая) Игра парами: один впереди – с закрытыми глазами – это компас, сзади – турист.
   «Двое с одним мелком»

   Установление доверительных отношений

   «Я вижу!» (индивидуальная, групповая)
   «Новоселье» (индивид, групповая) Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
   «Строители». (индивид, групповая) Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
   «Общий ритм» (групповая): Ведущий задаёт ритм и идёт с ним в гости к одному игроку, затем они вместе идут к третьему и т.д.
   «Связующая нить (групповая): Передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.

   Снятие мышечного напряжения

   «Ласковые лапки» (индивид., групповая) 
   «Прогноз погоды» (индивидуальная) Ребенок рисует на бумаге все свои состояния, затем показывает окружающим.
   «Кулачок» (индивид.) Дайте ре6ёнку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержат кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
   «Игра в классы (индивид, групповая)
   «Лепим сказку». Работа с пластилином даёт возможность «сместить энергию кулака» (индивид, групповая) Очень подходит сказка «Три медведя»
   «Брыкание» (индивид.) Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит «Нет»; «Да и нет» (все участники делятся на две группы и спорят: ДА! И НЕТ! Сначала тихо затем всё громче и громче!
   «Звучащая сила» (групповая)
   «Растянись!» « (групповая)
   «Гений и отсталый» «(индивид., групповая)
   «Кто я?» «(индивид.,)
   «Спасибо моему телу»

   Сочувствие, coпереживание, осознание своих чувств

   «Хорошо – плохо!» (индивид., групповая)
   «Ворвись в круг» (групповая)
   «Агрессивное поведение» (индивид., групповая)
(изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает)
   «Двое с одним мелком» (групповая) Под музыку рисуют 1 картинку.    «Граффити» (индивид., групповая) 
Темы: «Что я люблю», «Что я хочу знать», « Прекрасные моменты», «Что меня пугает» в т.д.
   Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме.
   «Рассказ о товарище» «(индивид., групповая)
   «Зеркало» (групповая)
   «Карикатура» (групповая)
   «Тень» (групповая)
   «Эхо» (групповая)
   «Мы все похожи друг на друга (групповая)
   «Копилка хороших поступков» (индивид., группов.)
   «Коробка переживаний» (индивид, групповая)
   «История с продолжением» (групповая)
   «Цветочный дождь» (групповая)

   Сплочённость группы

   «Клеевой дождик» (групповая)
   Дети держатся за плечи друг за друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя.
   «Пчёлы и змеи» (групповая)
   «Групповой портрет» (групповая)

   Tpeнинговыe занятия по темам:

   «Страдание»
   «Печаль»
   «Гнев»
   «Вина» 
   «Боль» 
   «Страх» 
(К. В. Гильмеев И. З. «Я +Ты»)

   Сказкотерапия по темам:

   «Волк и семеро козлят»
   «Золушка» 
   «Морозко»
   «Заюшкина избушка»

   Музыкотерапия

   Индивидуальная
   Групповая

   АРТ-терапия по темам

   « Прогноз погоды (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим «Солнечно», «Шторм» и т.д.) (индивидуальная, групповая)
   «Неожиданные картинки» (индивид., групповая)
   «Рисунок в два этапа»

   Видеотренинги

   «Ёжик должен быть колючим»
   «Ну, погоди!»
   «12 месяцев»
   «Звёздный мальчик»

СТИХОТВОРЕНИЕ

Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
          И если ты ласково, тихо
          В него позвонишь, то поверь,
          Что в доме проснётся старушка,
          И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет: 
- Входи не стесняйся, дружок. -
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
         Но если, но если, но если,
         Ты в этот уютный дом
         Начнешь кулаком стучаться,
         Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.

После стихотворения идёт обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиваться разным путём и пути могут привести к разным результатам. Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.


Приложение 7.
Работа с родителями.
В начале работы, как показывает практика, каждый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?

Прежде всего, с себя как классного руководителя.
Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:

  • родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет

  • не беседуй с родителями второпях, на бегу

  • разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!

  • умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!

  • не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!

  • то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!

  • готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!

  • каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!

  • если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!


Следующий этап - информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения и воспитания. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.

На первом этапе работы надо познакомить родителей с учителями-предметниками класса, ближе познакомится с родителями через заполнение анкет, индивидуальные беседы. И здесь обязательное условие с моей стороны – соблюдение Заповедей классного руководителя, которые гласят:

  1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.

  2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.

  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.

  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.


Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;

  • жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;

  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

  • уровень педагогической культуры родителей;

  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

  • семейные традиции, обычаи и ритуалы.


Изучение семей учащихся поможет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи я буду использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом, надо постараться максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями необходимо провести анкетирование.
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?

  2. Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?

  3. Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?

  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?

  5. Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?


С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

  6. Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?


В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.

Результаты ответов родителей и учащихся анализируются и используются для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, можно использовать вопросы проективной методики.

Большое внимание необходимо уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагается дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

Считаю, что хороший результат в работе с семьей даст такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика поможет сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи», и т.д.

Такие сочинения-размышления заставят родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволят предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

В диагностических целях можно использовать для родителей и различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»

Большое количество различных исследований, которые могут вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Полезная информация для родителей учеников.
Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:

  • Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;

  • Правильно распределять и планировать свое время;

  • Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;

  • Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • Уметь общаться с другими взрослыми;

  • Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.

Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.

  • Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

  • Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.

  • Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

  • По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.

  • Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.

  • Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка.

Вопросы для родителей при первом знакомстве.

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

  3. Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?

  4. Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:

  • Школа для меня – это…

  • Класс, в котором я учусь, - это …

  • Учителя для меня – это люди, которые ….

  • Мои одноклассники – это…

  • Уроки для меня – это…

  • Предметы, которые мне нравятся, – это…

  • Предметы, которые мне не нравятся, - это…

Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, - это…

  • Класс, в котором учится мой ребенок, - это…

  • Одноклассники моего ребенка – это…

  • Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…

  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…

  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это…

Вопросы для проведения проективной диагностики
Вопросы для учащихся:

  • Я радуюсь, когда…

  • Я огорчаюсь, когда…

  • Я плачу, когда …

  • Я злюсь, когда…

  • Мне нравится, когда…

  • Если у меня хорошие новости, то я …

  • Если у меня плохие новости, то я …

  • Если у меня что-то не получается, то я…

Вопросы родителям:

    • Я радуюсь, когда мой ребенок…

    • Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

    • Я плачу, когда мой ребенок…

    • Я злюсь, когда мой ребенок…

    • Мне нравится, когда мой ребенок…

    • Мне не нравится, когда мой ребенок…

    • Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.


Тест «Я – родитель, я – приятель?!»

1. Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе;

Б) людей, копирующих вас в молодости;

В) маленьких взрослых;

Г) благодарных слушателей.

2. Если вы спорите со своим ребенком, то:

А) стараетесь ему не возражать;

Б) признаете его правоту;

В) спорите до полной победы;

Г) уходите от спора.

3. Ваш ребенок празднует день рождения:

А) вы вместе с ними за одним столом;

Б) оставляете ребят одних;

В) обслуживаете детей за столом;

Г) уходите из дома.

4. В общении со своими детьми вы:

А) откровенны;

Б) закрыты;

В) сдержанны. И т.д.
Для того чтобы строить работу с родителями более эффективно нужно знать их уровень удовлетворенности работой школы. Для этого можно использовать «Методику изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Методика изучения удовлетворенности родителей

работой образовательного учреждения

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.


  1. Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

  2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

  3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

  4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

  5. Нам нравится классный руководитель нашего ребенка.

  6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

  7. Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

  8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

  9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

  10. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

  11. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

  12. Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.


Я считаю, что одной из эффективных форм работы классного руководителя можно отнести ведение «Папки класса» или портфолио класса, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и результаты всех классных дел.

Учителю удобно пользоваться такой папкой для того, чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками).

Взаимодействие с родителями – это постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв помощи в организации мероприятия. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера.


1   2   3   4   5   6   7