ФУНКЦИИ
|
ИГРА (НАЗВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ)
|
Снятие вербальной и невербальной агрессии, выплескивание гнева
|
«Обзывалки» (групповая); можно использовать названия а фруктов, грибов, ме6ели. В заключение игры надо сказать друг другу что-нибудь и приятное.
«Спустить пар» (индивид., групповая) Каждый говорит окружающим всё, что ему не нравится. Никто не перебивает
«Два барана» (Групповая):
Рано-рано два барана Повстречались на мосту…
«Слушай звуки» (Групповая, индивид.,)
«Угадай, что изменилось» (Групповая, индивид.,)
Настольные игры: Конструктор, Мозаика,(Групповая, индивид.,)
«Толкалки» (Групповая)
«Довольный – сердитый» (Групповая, индивид.,)
«Безмолвный крик»
«Хвасталки»
«Путешествие»
|
Сплочение, сочувствие, поддержка, сопереживание
|
«Доброе животное» (групповая)
В кругу держатся за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Как оно дышит.
Вдох – шаг вперед, Bыдоx – шаг назад.
Вдох – два шага вперёд, выдох – два шага назад.
Сердце бьётся – стук! Шaг вперед….
«Распускающийся бутон»
|
Снятие негативных эмоций
|
«Тух – тиби – дух!» (групповая)
(Игра в молчанку. Все ходят по комнате в время от времени произносят секретное слово. Говорить его надо прямо глядя в глаза человеку, сердито.).
«Кукла Бобо» (индивидуальная) Сшита (из подушки и пуговиц) своими руками.
Такую куклу можно сделать из материала. Её спокойно можно пинать, бить и т. Д.
«Датский бокс»
«А кроме того…»
|
Обучение эффективным способам общения
|
«Попроси игрушку» (групповая) (Уговори человека дать тебе предмет) – вербальный и невербальный варианты.
«Связующая нить» (групповая) (с клубком ниток)
«Любящий взгляд» – (групповая) невербальный вариант
«Взаимоотношения» (индивид., групповая) построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
«Король сказал» (групповая, индивид.)
«Ученик дня» (групповая)
«Ковер мира» (групповая)
«Сладкая проблема» (групповая)
«Небеса и ад» (групповая)
|
Формирование чувства доверия
|
«Прогулка с компасом» (групповая) Игра парами: один впереди – с закрытыми глазами – это компас, сзади – турист.
«Двое с одним мелком»
|
Установление доверительных отношений
|
«Я вижу!» (индивидуальная, групповая)
«Новоселье» (индивид, групповая) Детям предлагается нарисовать свои портреты и поселить их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем домик раскрашивают красками.
«Строители». (индивид, групповая) Нарисовать или построить дом и рассказать о нём другим детям.
«Общий ритм» (групповая): Ведущий задаёт ритм и идёт с ним в гости к одному игроку, затем они вместе идут к третьему и т.д.
«Связующая нить (групповая): Передают друг другу клубок ниток, все держатся за неё. Говорят о том, что чувствуют или пожелания другим.
|
Снятие мышечного напряжения
|
«Ласковые лапки» (индивид., групповая)
«Прогноз погоды» (индивидуальная) Ребенок рисует на бумаге все свои состояния, затем показывает окружающим.
«Кулачок» (индивид.) Дайте ре6ёнку какую-нибудь мелкую игрушку и попросите сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержат кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
«Игра в классы (индивид, групповая)
«Лепим сказку». Работа с пластилином даёт возможность «сместить энергию кулака» (индивид, групповая) Очень подходит сказка «Три медведя»
«Брыкание» (индивид.) Ре6ёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой, ре6ёнок говорит «Нет»; «Да и нет» (все участники делятся на две группы и спорят: ДА! И НЕТ! Сначала тихо затем всё громче и громче!
«Звучащая сила» (групповая)
«Растянись!» « (групповая)
«Гений и отсталый» «(индивид., групповая)
«Кто я?» «(индивид.,)
«Спасибо моему телу»
|
Сочувствие, coпереживание, осознание своих чувств
|
«Хорошо – плохо!» (индивид., групповая)
«Ворвись в круг» (групповая)
«Агрессивное поведение» (индивид., групповая)
(изобразить на бумаге то, что их больше всего раздражает)
«Двое с одним мелком» (групповая) Под музыку рисуют 1 картинку. «Граффити» (индивид., групповая)
Темы: «Что я люблю», «Что я хочу знать», « Прекрасные моменты», «Что меня пугает» в т.д.
Несколько листов ватманов соединяют вместе. Каждый рисует по своей теме.
«Рассказ о товарище» «(индивид., групповая)
«Зеркало» (групповая)
«Карикатура» (групповая)
«Тень» (групповая)
«Эхо» (групповая)
«Мы все похожи друг на друга (групповая)
«Копилка хороших поступков» (индивид., группов.)
«Коробка переживаний» (индивид, групповая)
«История с продолжением» (групповая)
«Цветочный дождь» (групповая)
|
Сплочённость группы
|
«Клеевой дождик» (групповая)
Дети держатся за плечи друг за друга. В таком преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, проползти под стульями, столами, обогнуть широкое озеро, пробраться через дремучий лес спрятаться от дики животных. От партнера отцепляться нельзя.
«Пчёлы и змеи» (групповая)
«Групповой портрет» (групповая)
|
Tpeнинговыe занятия по темам:
|
«Страдание»
«Печаль»
«Гнев»
«Вина»
«Боль»
«Страх»
(К. В. Гильмеев И. З. «Я +Ты»)
|
Сказкотерапия по темам:
|
«Волк и семеро козлят»
«Золушка»
«Морозко»
«Заюшкина избушка»
|
Музыкотерапия
|
Индивидуальная
Групповая
|
АРТ-терапия по темам
|
« Прогноз погоды (выразить своё настроение с помощью рисунка и показать другим «Солнечно», «Шторм» и т.д.) (индивидуальная, групповая)
«Неожиданные картинки» (индивид., групповая)
«Рисунок в два этапа»
|
Видеотренинги
|
«Ёжик должен быть колючим»
«Ну, погоди!»
«12 месяцев»
«Звёздный мальчик»
|
СТИХОТВОРЕНИЕ
Стоит небольшой старинный
Дом над зелёным бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснётся старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи не стесняйся, дружок. -
На стол самовар поставит,
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После стихотворения идёт обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиваться разным путём и пути могут привести к разным результатам. Почему во 2 части стиха к ребёнку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.
Приложение 7.
Работа с родителями.
В начале работы, как показывает практика, каждый классный руководитель сталкивается с проблемами, связанными с работой с родителями: кто-то пытается принять участие в жизни класса, кто-то настолько активно участвует в воспитательной и образовательной деятельности учащихся, что вызывает неприятие остальных родителей, а кто- то просто не желает принимать ни в чем участия. И именно классный руководитель должен построить свою работу так, чтобы вовлечь каждого родителя в образовательный процесс. С чего все начинается?
Прежде всего, с себя как классного руководителя.
Перед началом учебного года обязательно повторяю правила взаимодействия с семьями учащихся:
родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет
не беседуй с родителями второпях, на бегу
разговаривай с родителями спокойным тоном, не старайся назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
умей терпеливо слушать родителей, давай возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
не спеши с выводами! Обдумай хорошо то, что ты услышал!
то, о чем родители поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
готовясь к встрече с семьей ученика, помни, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее!
каждая встреча с родителями должна заканчиваться конструктивными рекомендациями, как для родителя, так и для ученика!
если ты не можешь решить проблему, извинись перед родителями и предложи им обратиться к специалистам!
Следующий этап - информирование родителей о воспитательной концепции школы, ее Уставом, о педагогических позициях классного коллектива, о методике воспитания, целях и задачах личностного и духовного развития школьника; особенностях его школьной деятельности, взаимоотношениях в группе, выявляющихся способностях, текущих успехах во всех сферах обучения и воспитания. Информированность такого плана всегда чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, предает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к школе, придает серьезность в отношении родителей к своим родительским обязанностям.
На первом этапе работы надо познакомить родителей с учителями-предметниками класса, ближе познакомится с родителями через заполнение анкет, индивидуальные беседы. И здесь обязательное условие с моей стороны – соблюдение Заповедей классного руководителя, которые гласят:
Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.
Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:
общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
-
жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
уровень педагогической культуры родителей;
степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Изучение семей учащихся поможет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Для изучения семьи я буду использовать различные методы психолого-педагогической диагностики, которые позволяют корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей. Это: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.
Начиная работу с детским коллективом, надо постараться максимально изучить семейную ситуацию. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече с родителями необходимо провести анкетирование.
Для изучения отношения родителей к собственному ребенку, к перспективам его обучения и воспитания, можно предлагаю родителям следующие вопросы:
С каким чувством переступает порог школы ваш сын или ваша дочь?
Как чувствует себя ребенок в ученическом коллективе?
Знаете ли вы друзей или приятелей своего ребенка в коллективе?
Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
Создает ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качества характера учащихся, взаимоотношения в семьях ребят использую в анкетировании следующие вопросы:
Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведет себя ваш ребенок дома?
Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Как выдумаете, каким будет будущее вашего ребенка?
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность использования этой методики в том, что методики неоконченных предложений можно использовать и для учащихся, и для родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей.
Результаты ответов родителей и учащихся анализируются и используются для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.
Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семей, можно использовать вопросы проективной методики.
Большое внимание необходимо уделить изучению отношения семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребенка. Родителям и учащимся предлагается дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.
Считаю, что хороший результат в работе с семьей даст такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика поможет сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления самые разные. Главное – родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях. Например, «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Праздники и будни моей семьи», «Самый печальный день в жизни моей семьи», и т.д.
Такие сочинения-размышления заставят родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволят предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
В диагностических целях можно использовать для родителей и различные тесты. Очень результативными являются тесты, которые в своих ответах многовариативны. К примеру, тест «Я – родитель, я – приятель?!»
Большое количество различных исследований, которые могут вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу.
Полезная информация для родителей учеников.
Понаблюдайте за своим ребенком. Как ученик он должен:
Уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
Правильно распределять и планировать свое время;
Стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
Уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
Уметь общаться с другими взрослыми;
Предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.
Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка.
Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.
Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка.
Вопросы для родителей при первом знакомстве.
Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
Каким вы представляете класс, в котором учиться вашему ребенку?
Какие традиции и обычаи, по-вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:
Школа для меня – это…
Класс, в котором я учусь, - это …
Учителя для меня – это люди, которые ….
Мои одноклассники – это…
Уроки для меня – это…
Предметы, которые мне нравятся, – это…
Предметы, которые мне не нравятся, - это…
Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:
Школа, в которой учится мой ребенок, - это…
Класс, в котором учится мой ребенок, - это…
Одноклассники моего ребенка – это…
Выполнение домашнего задания для моего ребенка – это…
Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это…
Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это…
Вопросы для проведения проективной диагностики
Вопросы для учащихся:
Я радуюсь, когда…
Я огорчаюсь, когда…
Я плачу, когда …
Я злюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Если у меня хорошие новости, то я …
Если у меня плохие новости, то я …
Если у меня что-то не получается, то я…
Вопросы родителям:
Я радуюсь, когда мой ребенок…
Я огорчаюсь, когда мой ребенок…
Я плачу, когда мой ребенок…
Я злюсь, когда мой ребенок…
Мне нравится, когда мой ребенок…
Мне не нравится, когда мой ребенок…
Я верю, когда говорят, что мой ребенок… и т.д.
Тест «Я – родитель, я – приятель?!»
1. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе;
Б) людей, копирующих вас в молодости;
В) маленьких взрослых;
Г) благодарных слушателей.
2. Если вы спорите со своим ребенком, то:
А) стараетесь ему не возражать;
Б) признаете его правоту;
В) спорите до полной победы;
Г) уходите от спора.
3. Ваш ребенок празднует день рождения:
А) вы вместе с ними за одним столом;
Б) оставляете ребят одних;
В) обслуживаете детей за столом;
Г) уходите из дома.
4. В общении со своими детьми вы:
А) откровенны;
Б) закрыты;
В) сдержанны. И т.д.
Для того чтобы строить работу с родителями более эффективно нужно знать их уровень удовлетворенности работой школы. Для этого можно использовать «Методику изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.
Методика изучения удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
Нам нравится классный руководитель нашего ребенка.
Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.
Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
Я считаю, что одной из эффективных форм работы классного руководителя можно отнести ведение «Папки класса» или портфолио класса, куда помещается информация об успеваемости учащихся, о показателях дисциплины и результаты всех классных дел.
Учителю удобно пользоваться такой папкой для того, чтобы вовремя уловить тот момент, когда необходимо посоветоваться с психологом или провести индивидуальную встречу с родителями (учениками).
Взаимодействие с родителями – это постоянная забота о развитии личности ребенка. Она направляет всевозможные действия в адрес родителей, будь это просьба приобрести книгу, прийти на собрание, откликнуться на призыв помощи в организации мероприятия. То есть содержанием взаимодействия с родителями является забота о развитии их ребенка, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, самооценке, способностях и перспективах его развития, особенностях характера.
|