Главная страница

Пояснительная записка 3 1 Цели реализации Программы


Скачать 1.18 Mb.
Название Пояснительная записка 3 1 Цели реализации Программы
страница 1/6
Дата 24.02.2016
Размер 1.18 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:


1. Целевой раздел ООП

1.1. Пояснительная записка

3

1.1.1. Цели реализации Программы

3

1.1.2. Задачи реализации Программы

4

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

5

1.1.5. Характеристики значимые для разработки и реализации ООП

7

1.2. Планируемые результаты освоения ООП


7

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

8

2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

8

2.3.Образовательная область «Познавательное развитие»

12

2.4.Образовательная область «Развитие речи»

17

2.5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

19

2.6.Образовательная область «Физическое развитие»

23

2.7. Образовательная область «Музыкальное развитие»

25

2.8.Способы поддержки детской инициативы

26

2.9.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

28

2.10. Организация коррекционной работы.


31


3. Организационный раздел

3.1. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания

33

3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

35

3.3. Организация образовательной деятельности

37

3.4. Комплексно-тематическое планирование

43

3.5. Материально-техническое обеспечение программы

46

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

48


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


50


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


58


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основной образовательной программой детского сада № 20 «Островок». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в старшей группе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Островок». Рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей группы детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования.

В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 5 до 6 лет.

Структура и содержание рабочей программы учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 2015 -2016 учебный год.

Итоговые результаты освоения детьми программы раскрывают интегративные качества ребенка с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО.

Программа разработана в соответствии:

- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ФГОС ДО от 17 октября 2013 г.;

- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организация» 2.4.1.30.49-13 № 15. 05.2013 г.;

- Образовательной программой ДОУ № 20» 2015-2016 г.;

- «Положением о рабочей программе педагогов ДОУ № 20» 2015 г.
1.1.1. Цели реализации Программы

Цели:

  • Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

  • Овладение ребенком способами деятельности и развитие инициативы и самостоятельности в игре и общении;

  • Развитие любознательности, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, первичных ценностных представлений, начальных представлений о здоровом образе жизни, способности следовать социальным нормам поведения и соблюдать правила безопасного поведения, навыков личной гигиены.



1.1.2. Задачи реализации Программы

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом психофизиологических особенностей и состояния здоровья детей.

  3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

  4. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; самостоятельности.

  5. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  7. Создание развивающей предметно-пространственной среды для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.


1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа строится на следующих принципах:

  • развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; соответствия основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

  • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

  • интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;

  • комплексно-тематического построения образовательного процесса;

  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

  • включения в образовательный процесс региональных особенностей;

  • учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными.


1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.1.5. Характеристики, значимые для разработки и реализации ООП

Приоритетное направление работы - «Художественно – эстетическое развитие» детей старшей группы. Цель – эстетическое, познавательное, личностное развитие ребенка на основе приобщения его к художественной деятельности.

Задачи: Приобщение к искусству и художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту окружающей природы, эстетического вкуса, любви к природе. Формирование у детей умений и навыков рисования и лепки за рамками образовательной программы МДОУ детский сад № 20 с использованием неклассических техник рисования и лепки и поэтических произведений в организованной образовательной совместной деятельности и индивидуальных занятиях с использованием методических пособий по рисованию и лепке И.А. Лыковой, а так же разработанных воспитателями конспектов занятий.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП

Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет:

  1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Для достижения данных задач программа составлена по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Сопутствующие формы обучения:

  • Фронтальные занятия – проводятся со всей группой;

  • Индивидуальные занятия – проводятся с одним ребенком;

  • По подгруппам – 12-13 детей, в группе 26 детей.

Учебный год состоит из 36 рабочих недель. Образовательная деятельность с детьми начинается с 1 сентября, заканчивается 31 мая.

В течение учебного года для воспитанников проводятся праздники, развлечения: музыкальные, спортивные, театральные, литературные. В летний период учебные занятия не проводятся.

Основная ООД проводятся в первой половине дня по 25 минут каждое занятие, в середине занятия – физминутка или динамическая пауза, перерыв между НОД 10 минут.

Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий:

  • дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика;

  • подвижные и спортивные игры;

  • гимнастика для глаз;

  • дыхательная гимнастика;

  • дорожки здоровья; 

  • релаксационные упражнения.

Вторая половина дня – это свободная деятельность по интересам:

  • организуем дидактические игры;

  • беседуем с детьми об искусстве;

  • предлагаем идеи для ручного труда;

  • создаем условия для самостоятельной художественной деятельности детей;

  • общаемся индивидуально с детьми в контексте их познавательных интересов;

  • читаем литературу по их желанию;


2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание психолого-педагогической работы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

  • Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

  • Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

  • Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

  • Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание:
  1   2   3   4   5   6