|
Пояснительная записка 3 1 Цели реализации Программы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
|
1. Целевой раздел ООП
|
1.1. Пояснительная записка
|
3
|
1.1.1. Цели реализации Программы
|
3
|
1.1.2. Задачи реализации Программы
|
4
|
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
|
4
|
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
|
5
|
1.1.5. Характеристики значимые для разработки и реализации ООП
|
7
|
1.2. Планируемые результаты освоения ООП
|
7
|
2. Содержательный раздел
|
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
|
8
|
2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
|
8
|
2.3.Образовательная область «Познавательное развитие»
|
12
|
2.4.Образовательная область «Развитие речи»
|
17
|
2.5.Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
|
19
|
2.6.Образовательная область «Физическое развитие»
|
23
|
2.7. Образовательная область «Музыкальное развитие»
|
25
|
2.8.Способы поддержки детской инициативы
|
26
|
2.9.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
|
28
|
2.10. Организация коррекционной работы.
|
31
|
3. Организационный раздел
|
3.1. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
|
33
|
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
|
35
|
3.3. Организация образовательной деятельности
|
37
|
3.4. Комплексно-тематическое планирование
|
43
|
3.5. Материально-техническое обеспечение программы
|
46
|
3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды
|
48
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
50
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
|
58
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основной образовательной программой детского сада № 20 «Островок». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в старшей группе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Островок». Рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей группы детского сада и обеспечивает физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 5 до 6 лет.
Структура и содержание рабочей программы учитывают принцип интеграции образовательных областей, практико-ориентированное взаимодействие всех участников процесса и мотивации ребенка.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на 2015 -2016 учебный год.
Итоговые результаты освоения детьми программы раскрывают интегративные качества ребенка с ориентацией на целевые ориентиры ФГОС ДО.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, ФГОС ДО от 17 октября 2013 г.;
- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организация» 2.4.1.30.49-13 № 15. 05.2013 г.;
- Образовательной программой ДОУ № 20» 2015-2016 г.;
- «Положением о рабочей программе педагогов ДОУ № 20» 2015 г.
1.1.1. Цели реализации Программы
Цели:
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
Овладение ребенком способами деятельности и развитие инициативы и самостоятельности в игре и общении;
Развитие любознательности, эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира, первичных ценностных представлений, начальных представлений о здоровом образе жизни, способности следовать социальным нормам поведения и соблюдать правила безопасного поведения, навыков личной гигиены.
1.1.2. Задачи реализации Программы
Задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с учетом психофизиологических особенностей и состояния здоровья детей.
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; самостоятельности.
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды для общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа строится на следующих принципах:
-
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; соответствия основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
включения в образовательный процесс региональных особенностей;
учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными.
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.1.5. Характеристики, значимые для разработки и реализации ООП
Приоритетное направление работы - «Художественно – эстетическое развитие» детей старшей группы. Цель – эстетическое, познавательное, личностное развитие ребенка на основе приобщения его к художественной деятельности.
Задачи: Приобщение к искусству и художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту окружающей природы, эстетического вкуса, любви к природе. Формирование у детей умений и навыков рисования и лепки за рамками образовательной программы МДОУ детский сад № 20 с использованием неклассических техник рисования и лепки и поэтических произведений в организованной образовательной совместной деятельности и индивидуальных занятиях с использованием методических пособий по рисованию и лепке И.А. Лыковой, а так же разработанных воспитателями конспектов занятий.
1.2. Планируемые результаты освоения ООП
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 5 -6 лет:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Для достижения данных задач программа составлена по образовательным областям: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Сопутствующие формы обучения:
Фронтальные занятия – проводятся со всей группой;
Индивидуальные занятия – проводятся с одним ребенком;
По подгруппам – 12-13 детей, в группе 26 детей.
Учебный год состоит из 36 рабочих недель. Образовательная деятельность с детьми начинается с 1 сентября, заканчивается 31 мая.
В течение учебного года для воспитанников проводятся праздники, развлечения: музыкальные, спортивные, театральные, литературные. В летний период учебные занятия не проводятся.
Основная ООД проводятся в первой половине дня по 25 минут каждое занятие, в середине занятия – физминутка или динамическая пауза, перерыв между НОД 10 минут.
Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий:
дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика;
подвижные и спортивные игры;
дыхательная гимнастика;
дорожки здоровья;
релаксационные упражнения.
Вторая половина дня – это свободная деятельность по интересам:
организуем дидактические игры;
беседуем с детьми об искусстве;
предлагаем идеи для ручного труда;
создаем условия для самостоятельной художественной деятельности детей;
общаемся индивидуально с детьми в контексте их познавательных интересов;
читаем литературу по их желанию;
2.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание психолого-педагогической работы
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание:
|
|
|