Главная страница

2015 год – год русской литературы! Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»


Скачать 80.92 Kb.
Название 2015 год – год русской литературы! Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»
Дата 13.03.2016
Размер 80.92 Kb.
Тип Литература

2015 год – год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

Консультация для педагогов

«Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы»

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира, она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей дошкольного возраста нравственно-эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести. Принимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребенок духовно растет и развивается.

Всем известно, что литература является одним из видов искусства, таких как: музыка, живопись, театр, кинематограф. Можно выделить ряд функций которые несет в себе литература в целом и детская литература в частности как один из видов искусства. (см. таблицу 1)

Литература как вид искусства дает совокупность знаний о человеке, его предназначении и роли в жизни общества, отношении к окружающему миру, его деятельности, мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.

Анализируя методическую, педагогическую, психологическую, литературу, можно выделить ряд личностных качеств, которые необходимо формировать у ребенка дошкольного возраста средствами художественной литературы: (см. таблицу 2)

  • ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»);

  • УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»);

  • ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»);

  • СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувтво стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»);

  • СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»);

  • СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»);

  • ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка»).

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина, патриота своей Родины.

В.Г. Белинский утверждал: «Дитя не требует выводов, доказательств и логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны историйки, повести, сказки, рассказы».

Со времен античности художественному слову уделялось немало внимания в трудах философов и педагогов. Слово оказывало внимание на мнение и поведение людей со времен появления письменности.

«Место, где лечат душу», - такая надпись была на фронтоне библиотеки в древнем городе Фивы.

В современном же обществе люди все больше времени проводят за компьютером, просмотром телепередач и все реже читают книги. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции:

  • Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков;

  • Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео, аудиотехника, компьютер практически вытеснили книгу из их жизни;

  • Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

Злободневность этой проблемы стала причиной принятия Национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно ей, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы) должны быть направлены на пропаганду чтения.

Большое значение в решении данной проблемы придается и ДОУ. Педагогам детских садов необходимо вносить посильный вклад в приобщение детей к книге, в формирование грамотного, вдумчивого читателя. Воспитателям следует подбирать наиболее оптимальные приемы развития у детей интереса к художественной литературе.

Предлагаю вспомнить основные формы работы с детьми в данном направлении:

Формы работы с детьми

  • Оформление уголков чтения (в них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей; обязательно должен учитываться региональный компонент);

  • Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей (для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей и поэтов, к которым и приурочиваются выставки);

  • Занятия по ознакомлению с художественным произведением, с биографией писателей;

  • Создание мастерской по ремонту книг (решение задачи по воспитанию у детей бережного отношения к книгам);

  • Проведение занятий по истории возникновения книг и книжной продукции;

  • Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

  • Создание детьми книг-самоделок (по произведениям или авторские), презентация книги;

  • Празднование именин произведения (по специальному календарю);

  • Изготовление макетов по мотивам любимых произведений;

  • Создание коллекций (книжки-малышки, открытки и т.д);

  • Привлечение родителей к участию в создании семейных библиотек в группах;

  • Обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению книг на родительских собраниях, конференциях;

  • Взаимодействие с районной детской библиотекой;

  • Проведение детских досугов, утренников, праздников, викторин с участие детей и родителей.

Используя данные формы работы в своей педагогической деятельности можно добиться того, чтобы дети не потеряли интерес к книге, чтобы любили, читали, рассматривали иллюстрации, обменивались своими впечатлениями, с удовольствием посещали детские библиотеки.

Рассмотрим более подробно одну из перечисленных выше форм работы с детьми – занятие. Об этом нам расскажет педагог ….

(сообщение)

А сейчас предлагаю на практике посмотреть, как организуют работу с дошкольниками по приобщению их к чтению в детском саду. Своим опытом поделится педагог ….

(сообщение)

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться. Ведь не даром великий мыслитель Дидро говорил «Человек перестает мыслить, когда перестает читать»
Таблица 1

Функции литературы как одного из видов искусства


АСПЕКТЫ


ФУНКЦИИ

ИГРОВОЙ

Развлекательная

ТВОРЧЕСКИЙ




ЗНАКОВЫЙ


Коммуникативная

СОЦИАЛЬНЫЙ

1 Социально-организаторская

2 Социализирующая

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ


Воспитательная

ОТРАЖАТЕЛЬНО-

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

1 Познавательная

3 Просветительская

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценочная


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

1 Компенсационная





Таблица 2

Личностные качества, формируемые у ребенка дошкольного возраста

средствами художественной литературы:


  • ВЕЖЛИВОСТЬ – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо, пожалуйста, извините» (н-р Мошковская Э. «Волшебное слово»);

  • УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор, не перебивать (н-р Е. Михайленко «В дороге»);

  • ЧЕСТНОСТЬ – умение говорить правду про себя в любой ситуации (н-р Л. Толстой «Косточка»);

  • СОВЕСТЛИВОСТЬ – способность испытать чувство стыда за сои поступки (н-р Л. Толстой «Два товарища»);

  • СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ – умение видеть беды и проблемы других людей, стремление прийти им на помощь бескорыстно (н-р В Катаев «Цветик-семицветик»);

  • СКРОМНОСТЬ – умение видеть заслуги других, не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным (н-р Г-Х. Андерсен «Снежная королева»);

  • ДРУЖЕЛЮБИЕ – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку (н-р: ск. «Теремок», «Рукавичка»).


ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Примерные вопросы, задаваемы детям

после прочтения литературного произведения.


  1. Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям (Что больше всего понравилось в произведении? Кто больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой? и тд.) Эти вопросы задают в начале беседы для оживления и обобщения первых, непосредственных впечатлений возникших у детей.

  2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. (это поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения; например: Кто больше понравился и почему? Кто виноват в возникшей проблеме). Для того чтобы детям было легче аргументировать свои суждения, целесообразно еще раз прочитать кульминационную сцену в произведении.

  3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей. Например: Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?(р.н.ск «Маша и медведь», Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? (Л. Толстой «Косточка»). Подобные вопросы заставляют ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявлять внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

  4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности (для детей старшего дошкольного возраста).

  5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их.

  6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Их назначение – вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Н-р: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель назвал так произведение? И т.д.

Вопросы, которые задаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления. Следует помнить, что вопросов не должно быть слишком много. Все они должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании.

Принцип отбора книг

1 группа: принципы, дающие возможность правильно оценить достоинства детских книг, ввести в круг чтения дошкольников произведения разных видов, жанров, тематики.

2 группа: педагогические принципы, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы ребенок, читая их, как бы поднимался по ступеням литературного развития.