Главная страница

Пояснительная записка 3 1 Цели реализации Программы


Скачать 1.18 Mb.
Название Пояснительная записка 3 1 Цели реализации Программы
страница 4/6
Дата 24.02.2016
Размер 1.18 Mb.
Тип Пояснительная записка
1   2   3   4   5   6

РЕЖИМ ДНЯ

старшая группа (5-6 лет)

Холодный период

ВРЕМЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

07.00-08.20

ПРИЁМ ДЕТЕЙ. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность

08.20-08.25

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

08.10-08.15

Самообслуживание. Дежурство

08.25-08.30

Культурно-гигиенические процедуры

08.30-08.50

Подготовка к завтраку. ЗАВТРАК

08.50-09.00

Культурно-гигиенические процедуры. Игры

09.00-10.35

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10.35-12.25

Подготовка к прогулке. ПРОГУЛКА 1. Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.

12.25-12.40

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

12.40-13.00

ОБЕД.

13.00-13.10

Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну

13.10-15.00

ДНЕВНОЙ СОН

15.00-15.25

Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры

15.25-15.40

ПОЛДНИК

15.40-16.40

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д.


16.40-18.00

ПРОГУЛКА 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры.

18.00-18.20

Возвращение с прогулки, игры.

18.20-18.45

Подготовка к ужину, УЖИН

18.45-19.00

ПОСТЕПЕННЫЙ УХОД ДОМОЙ.



    1. Организация образовательной деятельности


Годовой учебный план организованной образовательной деятельности

в старшей группе «Мореходы»


Образовательная деятельность детейМореходы

в неделю

в

месяц

в

год

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Ребенок и окружающий мир:

- Ознакомление с окружающим

- Формирование элементарных математических представлений

- Познавательно – исследовательская деятельность



1
1

1



4
4

4



36
36

36

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.

Развитие речи. Художественная литература


2


8


72

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Рисование


2


4


72

Аппликация

0,5

2

18

Лепка

0,5

2

18

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Физкультурное

3

12

108

МУЗЫКА. Музыкальное

2

8

72

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ

13

52

468

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1

4

36

СЕТКА ЗАНЯТИЙ

МДОУ ВМР «Детский сад № 20 на 2015-2016 учебный год

в старшей группе «Мореходы» (логопедическая)

ПОНЕДЕЛЬНИК


9.00-9.25

Речевое развитие. Логопедия

9.35-10.00

Познавательное развитие. ФЭМП

10.10-10.35

Художественно-эстетическое развитие. Музыка


ВТОРНИК


9.00-9.25

Речевое развитие. Логопедия

9.35 -10.00

Познавательное развитие. ФЦКМ

10.10-10.35

Художественно-эстетическое развитие. Музыка


СРЕДА


9.00-9.25

Речевое развитие. Развитие речи

9.35-10.00

Физическое развитие. Физическая культура

10.10-10.35

Художественно-эстетическое развитие. Рисование


ЧЕТВЕРГ


9.00-9.25

Художественно-эстетическое развитие.

Аппликация (I, III неделя) / Лепка (II, IV неделя)

9.35-10.00

Физическое развитие. Физическая культура

15.40-16.05

Речевое развитие. Логопедия


ПЯТНИЦА


9.00-9.25

Познавательное развитие.

Познавательно-исследовательская деятельность

9.35-10.00

Художественно-эстетическое развитие. Рисование

10.10-10.35

Физическое развитие. Физическая культура (на улице)


Циклограмма организации совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности детей на неделю


День недели


1 половина дня


2 половина дня


Прогулки

Понедельник

Беседы

Дежурство.

Сюжетно-ролевые игры.


Валеологическое воспитание.

Чтение художественной литературы.

Графические навыки.

Игры со строительным материалом.

Деятельность изо – уголке по выбору.

Предварительная работа.

1 – наблюдение, чтение и заучивание стихов, поговорок, подвижные и дидактические игры, труд в природе.

2- развитие движений, игры с песком, снегом, подвижные игры

Вторник

Звуковая культура речи.

Дидактические игры

Настольно – печатные игры


Экологическое воспитание.

Драматизация.

Сюжетные игры.

Художественное творчество.

Опытно-экспериментальная деятельность.

1 – наблюдение, труд, подвижные (народные) игры, развитие движений.

2- игры с мячом, скакалками, спортивные упражнения (катание, ходьба на лыжах), дидактические игры.

Среда

Связная речь.

Сюжетно-ролевые игры.

Нравственное воспитание.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно-ролевые игры.

Художественное творчество.

1 – Экскурсия, наблюдение, дидактические игры, труд, развитие движений, подвижные игры.

2 – развитие движений, подвижные игры по желанию детей.

Четверг

Рассматривание картин, иллюстраций.

Дежурство в уголке природы.

Настольно – печатные игры.

Воспитание основ безопасной жизнедеятельности.

Дидактические игры

Настольно-печатные игры.

Предварительная работа.

1 – наблюдение, труд, развитие движений, подвижные игры, спортивные соревнования (эстафеты).

2 – труд, самостоятельно организованные подвижные игры.

Пятница

Беседы по теме недели.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Творческие и режиссерские игры.

Хозяйственно-бытовой труд.

1 – Художественное слово, физкультурное, труд в природе.

2 – самостоятельная организация детьми подвижных игр.

Индивидуальная и подгрупповая работа по образовательным областям ежедневно во 2-ой половину дня и на прогулке.



Система закаливающих мероприятий

Задачи:

  • повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями – простудными и другими;

  • приучать детей чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

  • воспитывать у детей потребность в свежем воздухе, приучать их не бояться холодной воды и других факторов закаливания;

  • воспитывать умение преодолевать трудности.

Содержание работы:

  • оздоровительные прогулки 2 раз в день;

  • умывание прохладной водой перед приемом пищи и после каждого загрязнения рук;

  • полоскание рта после каждого принятия пищи и сна водой комнатной температуры;

  • воздушные ванны после сна, на занятии по физкультуре;

  • ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна;

  • гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики;

  • дорожка здоровья после сна, на физкультурных занятиях;

  • облегченная одежда для занятий по физкультуре;

  • сон с открытой фрамугой, в зависимости от времени года и температурного режима во внешней среде;

  • употребление лука, чеснока в осенне-зимний период;

  • употребление витаминов в период вспышки заболеваний.


Режим двигательной активности на 2015-2016 учебный год

Старшая группа «Мореходы»





Виды занятий

Продолжительность в минутах

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

1

Физическая культура






25

25

25

2

Музыкально-ритмические занятия

25

25








3

Утренняя гимнастика

9

9

9

9

9

4

Двигательная разминка во время перерыва между

НОД

6

6

6

6

6

5

Физкультурная минутка

3

3

3

3

3

6

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

12

12

12

12

12

7

Подвижные игры и физические упражнения в группе

12

12

12

12

12

8

Индивидуальная работа с детьми по освоению основных видов движений (ОВД)

9

9

9

9

9

9

Упражнения после дневного сна

11

11

11

11

11

10

Зрительная гимнастика

3

3

3

3

3

11

Дыхательная гимнастика

3

3

3

3

3

12

Итого за целый день

93

93

93

93

93

13

Итого в неделю

465




Активный отдых

1

Физкультурные досуги

1 раз в квартал

2

Физкультурные праздники

2 раза в год



День здоровья

1 раз в месяц



Неделя здоровья

2 раза в год (зимой, летом)



Перспективное планирование игровой деятельности

на 2015-2016 учебный год в старшей группе «Мореходы»

месяц

Сюжетно-ролевые

Подвижные

Театрализованные

Дидактические

сентябрь

«Детский сад», «Семья»

«Лисичка в курятнике», «Зайцы и волки»

Сказка «Гуси-лебеди»

(театр кукол)

Сказка «Лисичка сестричка и серый

волк» (настольный

театр)

«Четвертый лишний»

«Назови одним словом»

октябрь

«Большая стирка»,

«Парикмахерская»

«У медведя во бору»,

«Кошки и мышки»

Сказка «Жихарка»

(настольный театр)

Сказка «Лиса и козел» (настольный

театр)

«Кто летает»

«Узнай по описанию»

ноябрь

«Магазин»,

«У врача»

«Где позвонили», «Самолеты»

Сказка «Зимовье зверей»

(пальчиковый театр)

Сказка «Сестрица

Алѐнушка и братец

Иванушка» (театр би-ба-бо)

«Угадай звук»

«Вкус и запах»

декабрь

«Почта»,

«Ателье мод»

«Найди себе пару»,

«Солнечные зайчики»

Сказка «Зайкина избушка» (театр биба-бо)

Сказка «Репка»

(матрѐшка)

«Что изменилось» «Один-много»

январь

«Пекарня»,

«Автомастерская»

«Мотылек», «Спрячу куклу Машу»

Сказка «Колобок»

(матрѐшка)

Сказка «Красная

Шапочка» (театр на магнитах)

«Магазин»

«Счетные палочки»

февраль

«Зоопарк»,

«Спортзал»

«Кот и мыши», «Ау, ау!»

Сказка «Три медведя» (театр би-

ба-бо)

Сказка

«Снегурочка»

(театр би-ба-бо)

Лото

март

«Гараж»,

«Прачечная»

«Ниточка»,

«Игра с мишкой»

Сказка «Теремок»

(театр кукол)

Сказка «Кот и лиса»

(настольный театр)

Логические блоки Дьенеша

апрель

«Ресторан», «Театр»

«Зайки»,

«Игра с собачкой»

Сказка «Курочка

Ряба» (настольный театр)

Сказка «Веселый зоопарк»

(пальчиковый театр)

Пазлы

май

«Оркестр»

«Птичка», «Пчелки»

Сказка «Яблоко»

(настольный театр)

Сказка «Маша и медведи» (театр би-

ба-бо)

Палочки Кюзенера


    1. Комплексно-тематическое планирование

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

  • явлениям нравственной жизни ребенка

  • окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

  • миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

  • традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

  • событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),

  • сезонным явлениям,

  • народной культуре и традициям.

Данная основа комплексно-тематического планирования обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;

  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику– проведение следующего праздника и т.д.);

  • многообразие форм подготовки и проведения праздников;

  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями.

Приложение 1

Вариативная часть программы составленной на основе региональной программы дошкольного образования И.В.Лыковой

Образовательная область «Художественное творчество»

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением.

Занятия рисованием, лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

 В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка дошкольного возраста уже сформированы сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт продолжение освоений орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

  Ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

 Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

 Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

 Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

 Цель данной программы – формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

 Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:

-формирование представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;

-формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

- развитие творческих способностей в рисовании и лепке;

- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

 В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками; рисование карандашами, рисование штампом, рисование кисточкой, неклассические способы изображения.

 Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.

 Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в первую половину дня. Продолжительность занятий составляет 25 минут.

Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в октябре-ноябре и апреле-мае). В проведении мониторинга участвует педагог. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



    1. Материально-техническое обеспечение программы




Образовательная область

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Познавательное развитие

Пособия на развитие мелкой мускулатуры руки.

Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера. Конструкторы. Пособия Воскобовича.

Книги познавательного характера для старшего дошкольного возраста.

Тематические альбомы.

Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени), «Ткани», пуговицы, фольга, пряжа для ручного труда.

Песок (различные виды), глина (различной структуры).

Материалы и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности.

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), безмен, настольные весы, барометр; гигрометр, песочные часы.

Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, семена бобов, фасоли, гороха.

Опорные схемы для работы с материалами, по технике безопасности.

Мини-музей «Такой разный песок»

Игры – лабиринты.

Картотека опытов по поисково – исследовательской деятельности.

Папки – передвижки по формированию математических представлений (счет, пространственные представления…).

Дидактические и настольно – печатные игры.

Подборка познавательной и практической литературы.

Речевое развитие

Печатные игры на развитие ЗКР, грамматического строя речи, словаря.

Кроссворды.

Игрушки для игр «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «Игрушки в гостях у детей», «Угости гостя», «За покупками»;

Предметные картинки в играх «Найди пару», «Говори правильно», «Третий лишний», «Четвертый лишний».

Картотеки голосовых и дыхательных упражнений; пальчиковых и фонетических игр; упражнений на развитие слуха, артикуляцию.

Комплексы артикуляционной гимнастики;

Комплекты предметных картинок по звукам.

«Волшебный кубик», на гранях которого расположены картинки.

Мнемотаблицы.

Схемы составления описательных рассказов.

Подборка художественных произведений.

Картинки на классификацию, сериацию.

Библиотека и фонотека художественных произведений. Хрестоматии.

Папки – передвижки по подготовке детей по подготовке к обучению грамоте.

Кроссворды на обогащение и закрепление активного словаря.

Дидактические игры на развитие грамматического строя речи, словообразование.

Картотека художественной литературы.

Социально-коммуникативное развитие

Картотека развивающих игр и упражнений, направленных на помощь ребенку в осознании себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта. Сюжетные картинки.

Пиктограммы.

Дидактические игры на развитие гендерной идентификации,

навыков общения.

Настольно – печатные игры.

Подборка художественных произведений, аудиозаписи, презентации, видеофильмы.

Картотека развивающих игр и упражнений, направленных на помощь ребенку в осознании себя, своих ощущений и своих взаимоотношений с миром через обогащение сенсорного опыта.

Дидактические игры экологической направленности.

Дидактические игры по правилам дорожного движения.

Сюжетно-ролевые игры: «Дорога», «Пожарные», «Пароход», «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Дом, семья», «Мастерская».

Картотека видеофильмов на развитие навыков общения.

Физическое развитие

Спортивное оборудование в группе и на спортивной площадке: гимнастическая стенка, лианы, гимнастические скамейки, мячи, скакалки, обручи, мешочки с песком, гимнастические палки, лыжи. Предметы для выполнения комплекса ОРУ, маты, оборудование для прыжков в высоту, в длину. Мягкие модули, спортивный комплекс «Кузнечик».

Оборудование для коррекции плоскостопия, осанки, зрения. Энциклопедии для детей, дидактические, настольно-печатные игры, плакаты

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование: краски, гуашь, тушь, свечи, кисти, карандаши, фломастеры, бумага различной фактуры, глина, пластилин, различные мелки; бумага разной фактуры; бросовый материал для смешанных техник рисования – пенопласт, пробки, ватные диски, стеки, косметические палочки, вата.

Опорные схема рисования живых и неживых предметов, палитры, кисти для рисования № 3,5,7; кисти для клея, салфетки, альбомы для рисования, листы для самостоятельного творчества.

Поэтические произведения по темам рисования.

Игры на развитие навыком рисования, развитие творческого мышления.


3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В старшем дошкольном возрасте начинает меняться психологическая позиция ребенка: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта.

Пространство группы «разбивается» на небольшие полузамкнутые микропространства (в которых могут находиться одновременно 3-6 человек), ставятся стеллажи торцом к стенам и хорошо закрепляются. Необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях; сюжетно-ролевых играх, режиссерской игре.

В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых для старших дошкольников. Книги и альбомы самоделок также помогут дошкольникам в изготовлении каких-либо конструкций и поделок.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Планируется включить в среду группы разнообразные схемы-образцы построек, фотоальбомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Необходимо показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи каждого ребенка фиксируются рисунками или пиктограммами.

Необходимо развивать у ребенка представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения: метки «Я расту» «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день».

Привлекают старших дошкольников возможности изменения имиджа, внешнего вида, поэтому планируется приобретение крупных зеркал.

Расширяются возможности познания родного края, страны.

С целью расширения области социально-нравственных ориентации и чувств детей в приемной создан макет корабля «Здравствуйте, Я пришёл!»

При создании РППС опирались на следующие принципы:

  • Вариативность среды - наличие пространств - центров (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

  • Доступность предполагает доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

  • Безопасность - соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Развивающие центры:

  • «Моя страна, малая Родина»;

  • Центр речевого развития;

  • Центр музыкально-театрализованной деятельности;

  • Центр художественно-эстетического развития;

  • Центр ознакомления с родной природой;

  • Центр опытно-экспериментальной деятельности; поисково – исследовательной деятельности;

  • Центр физического развития;

  • Центр социально - личностного развития: «Я в мире - человек».


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплексно – тематическое планирование на 2015-2016 гг.

старшая группа (логопедическая)



месяц

Неделя

Темы

Содержание

Варианты итоговых мероприятий

СЕНТЯБРЬ

I - II

До свидания, лето!

Закрепить знания детей о лете. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закрепить знания безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Формировать представления об экосистемах, природных зонах.

Выставка детских рисунков «Улетает наше лето»

III

«Детский сад»

Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Закреплять знания правил поведения в детском саду. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей. Закреплять представления детей о том, что каждый является членом коллектива.

Проект по оснащению РППС «Наша любимая группа»

IV

«Игрушки»

Планомерно обогащать игровой опыт детей. Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия; составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках; упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным; развивать память, слуховое внимание; закрепить правила обращения с игрушками; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Дать представление о народной игрушке, народных промыслах и народных играх.

Выставка поделок из бросового материала «Игрушки»

ОКТЯБРЬ

I

«Фрукты. Сад»

Закреплять представления детей о растительном мире, условиях, необходимых для жизни растений. Обогатить словарь детей названиями и характерными особенностями экзотических фруктов, привозимых из других стран. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей различных предметов (модель компота).

Создание муляжей фруктов из соленого теста

II

«Овощи. Огород»

Закреплять знания детей об овощах: где растут, как их убирают и употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия. Учить составлять описательные рассказы об овоще или фрукте. Закреплять умение согласовывать существительные с прилаг-ными. Развивать связную речь.

Выставка поделок из пластилина «Есть у нас огород»

III

«Осень»

Создать условия для формирования у детей представлениями о времени года – осень. Развивать познавательную активность и обогащение представлений у детей об осенних природных явлениях; Формировать эстетическое восприятие об осени через художественное слово, музыку, продуктивную деятельность, изобразительное искусство; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой при проведении мероприятий на данную тематику

Выставка осенних поделок (из природного материала)

IV

«Лес. Деревья»

Закреплять представления детей о растительном мире, условиях, необходимых для жизни людей, растений. Формировать представления о безопасном поведении в лесу и на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности. Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

Коллективный рисунок с элементами аппликации «Лес, словно терем расписной»

НОЯБРЬ

I

«Перелётные птицы»

Расширять представления о значимости природы в жизни человека. Закрепить знания о перелетных птицах, их местах обитания в природе. Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида. Дать знания о способе питания и образе жизни. Раскрыть зависимость от действий и поступков человека в жизни, заботе о себе и окружающей действительности.

Совместная с родителями акция «Кормушка для пичужки»

II

«Одежда»

Уточнить функции и назначение разной одежды; конкретизировать знания о том, что для человека нужна разная одежда (в холодную и теплую погоду, для отдыха, праздников); закрепить названия частей одежды, воспитывать бережное отношение к одежде.

Изготовление мини-ателье «Малышка» (собрать коллекцию тканей, пуговиц, фурнитуры)

III

«Обувь»

Уточнить функции и назначение разной обуви; конкретизировать знания о том, что для человека нужна разная обувь (в холодную и теплую погоду, для отдыха, праздников); закрепить названия частей обуви, воспитывать бережное отношение к обуви.

Конкурс поделок из бросового материала «Веселый башмачок»

IV

«Домашние птицы и их детёныши»

Расширять представления о домашних птицах, их повадках, зависимости от человека, времени года. Закрепить названия их детенышей. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животных

Выставка творческих работ «На птичьем дворе»

ДЕКАБРЬ

I

«Домашние животные»

Расширять представления о домашних животных и их детенышах, их повадках, зависимости от человека, времени года. Закрепить знания детей о необходимости заботиться о братьях наших меньших; развивать умение выделять признаки сходства и различия. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животных.

Создание фотоколлажа «Эти забавные животные»

II

«Дикие животные»

Расширять и уточнять представления детей разнообразии животного мира родного края; о диких животных и их детенышах, их повадках, зависимости от человека, времени года. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животных.

Создание декораций и персонажей к сказке «Зимовье зверей»

III

«Зима»

Закрепить представления детей о времени года «Зима» и ее месяцах. Закрепить знания детей о изменениях в природе. Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках зимы. Упражнять в умении устанавливать простые причинно-следственные связи. Познакомить с опасными ситуациями зимой.

Выставка совместных работ с родителями «Зимушка- зима»

IV

«Зимующие птицы»

Расширять представления детей о значимости природы в жизни человека. Развивать умение замечать красоту окружающего мира: природы и человека. Раскрыть зависимость от действий и поступков человека в жизни, заботе о себе и окружающей действительности.


Выставка рисунков «Зимующие птицы»

V

«Новый год»

Формировать понятие о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения; формирование умения ориентироваться в круглогодичном народном и православном календарях; соотносить традиции и обычаи проведения праздника в старину и в наши дни; расширять представления детей о культуре своего народа.

Праздничный концерт праздника.

ЯНВАРЬ

I

КАНИКУЛЫ

II

«Зимние забавы»

Познакомить детей с народными праздниками; закрепить знания об особенностях зимнего периода; развивать словарный запас; воспитывать любовь к природе родного края. Развивать у детей двигательную активность, прививать и воспитывать детям любовь к народным играм и забавам.

Проведение спортивного досуга

III

«Посуда»

Активизировать словарь по теме: «Посуда»; учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый); активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая - мелкая, большой - маленький); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, супница).


Создание мини-музея «Удивительная посуда»

IV

«Продукты питания»

Уточнить знания детей о продуктах питания, их классификации по происхождению, способах употребления. Закрепить знания детей о профессии продавца, товарах в магазине; расширять кругозор и познавательный интерес.


Коллективная работа «Пирамида здоровья»

ФЕВРАЛЬ

I

«Мебель»

Познакомить детей с окружающими предметами мебели; учить выделять существенные признаки, группировать и классифицировать предметы мебели по общим признакам; воспитывать бережное отношение к предметам мебели; формировать умение осторожно обращаться с предметами.

Выставка поделок из бросового материала «Мебельный салон»

II

«Транспорт»

Уточнить знания детей об элементах дороги. Закрепить виды транспорта. Научить детей соблюдать правила дорожного движения. Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении; упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструкции. Учить различать некоторые дорожные знаки.

Проведение досуга по ПДД

III

«День защитника Отечества»

Познакомить, уточнить знания детей о Российской армии, с символикой, военными профессиями. Воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам отечества, уточнить их представления о родах войск, дать знания о почетной обязанности защищать Родину, продолжать знакомить детей с обязанностями военной службы солдат, моряков, пограничников, летчиков, закрепить знания об особенностях военного обмундирования.

Спортивное развлечение «Сильные, смелые».

Конкурс чтецов ко Дню защитника Отечества

IV

«Животные Севера»

Расширять и уточнять представления детей о разнообразии животного мира на Севере. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животных в различных природных климатических зонах.

Создание дидактического поля «Зоопарк»

МАРТ

I

«Мамин праздник. Профессии наших мам»

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Дать представление о значимости матери для каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме; познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать. Расширять гендерные представления, формировать у девочек стремление быть нежными, чуткими, заботливыми. Воспитывать у мальчиков уважение к девочкам как будущим мамам.

Праздник «Мамин день»

II

«Семья»

Обогатить представления о семье; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи; формировать основы нравственности с родителями. Расширять представления детей о себе как члене своей семьи. Формировать положительную самооценку, образ «Я». Воспитывать внимательное, чуткое отношение друг к другу, ответственность за совершаемые поступки.

Выставка фотографий «Моя любимая семья!»

III

«Животные жарких стран»

Расширять и уточнять представления детей о разнообразии животного мира в жарких странах. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к жизни животных в различных природных климатических зонах.

Выставка поделок по книге К.Чуковского «Лимпопо»

IV

«Весна»

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни (становится тепло, увеличивается световой день, оттаивает земля, при таянии снега и льда образуется много воды, поэтому оживают все растения и животные; распускаются листья, цветы, растут молодые побеги, оживают насекомые, просыпаются животные, которые были в спячке).

«Выставка детских работ «Веснянка»

АПРЕЛЬ

I

«Профессии»

Закрепить знания детей о профессиях; расширять кругозор и познавательный интерес и познавательную мотивацию детей к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий. Расширять представления детей о профессиях сотрудников детского сада. воспитывать уважение к людям разных профессий.

Выставка рисунков

«Моя будущая профессия»

II

«Космос»

Уточнить и обобщить знания о космосе; продолжать знакомить детей с историей развития космонавтики; развивать умения применять знания, умения и навыки, полученные на занятии, проявлять активный познавательный интерес; показать разнообразие видов звезд и созвездий; расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников, употребление существительных, прилагательных; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта; прививать любовь к стране, к космосу.

Развлечение «Полет на планету Голубая звезда»

III

«Откуда хлеб пришёл?»

Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Выставка поделок

IV

«Дом, его части. Строительные профессии»

Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах и конструкций; упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность; формировать навыки пространственной ориентации. Воспитывать любовь детей к родному дому и отношение к нему как ценности.

Создание газеты «Дом в котором я живу»

МАЙ

I

«Мой город. Моя Страна»

Познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма. Расширять представления детей о разнообразии окружающей действительности на примере социокультурного пространства города Вольска. Углублять знания детей о себе, членах семьи, их именах, о своём доме, домашнем адресе, городе. Способствовать привитию любви к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.

Выставка детских работ «Любимый сердцу уголок»

II

«День Победы»

Расширять представление детей об армии (в годы В.О.В. воины храбро сражались и защищали нашу страну от врагов). Познакомить с героями В.О.В. Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В, вспомнить семейные традиции. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию рассказа

Концерт для ветеранов

III

«Насекомые»

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Формировать естественнонаучные представления о насекомых (название насекомых, внешний вид, строение насекомых). Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру.

Выставка детского творчества «Загадочный мир насекомых»

IV

«Лето»

Обогатить знания детей о лете: ягодах; развивать интерес к познавательной игровой деятельности; развивать связную речь; воспитывать любовь к природе.

Развлечение «Здравствуй, лето красное!»
1   2   3   4   5   6