|
2.9. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель: Сплочение родителей и педагогов группы и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи по образовательным направлениям:
«Здоровье»: информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка.
«Физическая культура» - привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках, досугах.
«Безопасность»: знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.
«Социально – коммуникативное»: заинтересовать родителей в обогащении знаний детей о родном городе, крае; усвоение гендерного поведения; изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников; проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
-
«Познание»: ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, любознательности и активности; общению с взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»: развивать у родителей навыки общения, используя совместные досуги; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения; привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями
Месяцы
|
Название мероприятия
|
Цель проведения мероприятия
|
Индивидуальная работа
|
Ответственные
|
Сентябрь
|
1.Организационное родительское собрание
«Речевое развитие детей шестого года жизни посредством развития мелкой моторики пальцев рук».
2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны».
3. Консультация для родителей «Безобидные сладости»
4. Консультация «Всё о развитии детской речи».
5. Папка-передвижка для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
6. Консультация «Всё о детском питании»
|
Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 – 6 лет.
Повышение педагогической культуры родителей
Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
|
Беседы по адаптации, обновление группового инвентаря, участка.
Консультация для родителей по правильному выполнению логопедического домашнего задания.
|
Воспитатели.
Воспитатели.
Медсестра
Воспитатели, родители.
Логопед
|
Октябрь
|
1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников».
2. Педагогический всеобуч «Организация семейных прогулок».
4. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей.
5. Папка-передвижка для родителей «Какие родители, такие и дети!».
6. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников»
|
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей.
|
Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого»
Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка»
Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
|
Воспитатели
Медсестра
|
Ноябрь
|
1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?».
2. Консультация «Одежда детей в группе».
3.Папка-передвижка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
4.Консультация «Как воспитать творческую личность»
5.Родительское собрание «Организация ППРС для ребенка дома»
|
Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам пожарной безопасности в детском саду и дома.
Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности.
Знакомство родителей с методикой ознакомления дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Повышение педагогической культуры родителей
|
Индивидуальные беседы с родителями. «Спортивная обувь для занятий физкультурой».
О необходимости её приобретения
Консультация «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
|
Воспитатели
|
Декабрь
|
1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания».
2. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
3.Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром».
4. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?».
5.Трудовой десант пошив костюмов для детей к Новому году
|
Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.
Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки совместных поделок родителей и детей.
Повышение педагогической культуры родителей.
Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.
|
Беседа
«Здоровье ребёнка в наших руках».
Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».
|
Воспитатели
Медсестра
|
Январь
|
1.Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству».
3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».
4. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям».
|
Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.
Повышение педагогической культуры родителей.
Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Выявление и анализ информации об условиях здорового образа жизни в семьях воспитанников.
Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей.
|
Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?».
|
Воспитатели
|
Февраль
|
1.Родительское собрание. Тема: «Здоровый образ жизни. Советы доброго доктора».
2. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа».
3. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: «Каковы вы, мужчины?».
4 Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей».
5.Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».
6. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья».
6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения».
|
Ознакомление родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.
Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимают папы и дедушки. Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей. Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «мама, папа, я – очень дружная семья».
Выставка детских рисунков и поделок.
|
Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
Беседа «Основы нравственных отношений в семье».
|
Родители
Воспитатели
|
Март
|
1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!».
2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим».
3. Творческие работы детей к 8 марта «Мама, моё солнышко».
4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
5. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры.
|
Демонстрация творческих способностей детей, сформировавшихся умений и навыков.
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Повышение педагогической культуры родителей.
Знакомство с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
|
Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».
Консультация «Азбука дорожного движения».
|
Родители
Воспитатели
|
Апрель
|
1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
2. Памятка для родителей «Как измерить талант?».
3. Педагогический всеобуч «Музыка и дети».
4. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни».
|
Выявление волнующих вопросов у родителей по теме «развитие творческих способностей у детей».
Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении».
Активизация педагогических знаний родителей.
|
Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».
Консультация «Развитие творческих способностей ребенка»
|
Воспитатель
Муз. Руководит.
|
Май
|
1. Итоговое родительское собрание по теме: «Эффективное и рациональное применения ИКТ в целях повышения качества образования» с просмотром открытого занятие по ФЭМП для родителей воспитанников.
2. Консультация «Памятные места нашего города».
3. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников».
4.Трудовой десант Участие родителей в благоустройстве группы.
|
-
Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, развитие взаимодействия детей, родителей и работников ДОУ.
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Способствовать формированию коллектива группы.
|
Консультация «Развод родителей – это серьезно».
Консультация «Все о компьютерных играх».
|
Психолог
Воспитатели
|
2.10. Организация коррекционной работы.
Содержание коррекционной работы в ДОУ направлено на создание специальных условий для получения образования дошкольниками с ОНР от 5 до 7 лет. Коррекционная работа обеспечивает образовательную деятельность в группе компенсирующей направленности и для детей с ОНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. В группе созданы специальные условия по коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей ОНР.
Коррекционная работа включает в себя логопедическую работу и работу по 5 образовательным областям, соответствующих ФГОС ДО, представляющему собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию.
Коррекционная работа в группах для детей с ОНР строится на основе «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». Авторы программы Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А.Миронова, А.В. Лагутина. В данной программе реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения принципы дошкольной коррекционной педагогики.
Организованная форма коррекционно-развивающей работы представляет собой специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами и приемами в различных видах деятельности. Особое внимание будет уделено построению образовательных ситуаций. Коррекционно-развивающая работа будет проводиться как в процессе занятий, так и на экскурсиях, в процессе экспериментирования, подвижных, дидактических, сюжетных и режиссерских играх, в ходе театрализованных игр, коллективного труда и т.п.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР представляет собой игровую деятельность, поэтому педагогический замысел каждого вида деятельности напрвлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей) ДОУ, а также при тесном взаимодействии с родителями. Решение поставленных задач позволит сформировать у дошкольников данной группы с ОНР психологическую готовность к дальнейшему обучению, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания
Образовательная область «Физическая культура»
Методические пособия
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет.
Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр /Автор-сост.
Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Пензулаева Л.И.
Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак
Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Методические пособия
Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа.
О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Я-ТЫ-МЫ» /
«Юный эколог» // Николаева С.Н
Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие)
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Эстетические беседы с детьми 4-7 лет.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Методические пособия
Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.
Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Шиян О.А.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
Образовательная область «Речевое развитие»
Методическое пособие
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (5-6 лет)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Методическое пособие
Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Комарова Т.С. Художественное творчество в детском саду. Старшая группа.
И.А.Лыкова Программа художественного развития детей 2-7 лет
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (старшая группа).
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду.
-
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала
Перечень основных средств обучения
Иллюстрации: профессии, животные, одежда, обувь, времен года, армия, праздники, семья, наш город, космос, посуда, мебель, жилище, транспорт, игрушки, растения, водный мир, и др.
Художественная, научно-популярная литература.
Популярные энциклопедии для детей дошкольного возраста «Все обо всем», « Моя первая энциклопедия», «Почемучка», «Природный мир», и др,
Дидактический наглядный материал.
Глобус, географическая карта, атласы, часы, изделия народно-прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Дымка), репродукции картин ( П. Кончаловский. Поднос с овощами, И.Э. Грабарь. Февральская лазурь, С. Герасимов. Последний снег, А. Саврасов. Грачи прилетели, и др.), книжная графика, измерительные приборы (весы, термометры, сантиметр, мерные стаканчики), тетради на печатной основе с заданиями, раскраски, линейки, шаблоны, трафареты, счетный материал, наборы геометрических фигур, геометрических тел, мозаики, головоломки, настольно-печатные игры, мелкий и крупный конструктор, строительный материал, и многое другое.
Аудиозаписи: звуки природы, голоса птиц, сказки, классическая и современная музыка, звучание народных инструментов и др.
Методическая литература.
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
Модель режима дня
Направление развития ребенка
|
1 половина дня
|
2 половина дня
|
Физическое развитие
|
Прием детей на воздухе в теплое время года.
Утренняя гимнастика.
Физкультурные занятия.
Прогулка (в двигательной активности).
Подвижные игры. Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта).
Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание, воздушные ванны)
Воспитание навыков самообслуживания.
Физкультминутки на занятиях
|
Гимнастика после дневного сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком по коррекционным дорожкам)
Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
Физкультурные досуги, игры и развлечения
Самостоятельная двигательная деятельность
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности
Трудовые поручения
Праздники и развлечения
Экскурсии в природу (на участке)
|
Театрализованная деятельность: посещение спектаклей, показ различных видов театров (кукольный, фланелеграф, пальчиковый, магнитный, плоскостной и т.д.)
Музыкально-художественные досуги
Индивидуальная работа
|
Познавательное, речевое развитие
|
Занятия
Наблюдения
Беседы
Экскурсии по участку
Чтение художественной литературы Дидактические игры
Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
|
Занятия
Игры
Наблюдения, экспериментирование.
Игры с песком и водой.
Сюжетно-ролевые игры
Режиссерские игры – 2 половина средней группы
Досуги
Индивидуальная работа
|
Социально- коммуникативное развитие
|
Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы
Формирование навыков культуры еды
Трудовые поручения
Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям
Формирование навыков культуры общения
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры
|
Воспитание в процессе организации трудовых поручений
Изготовление подарков. Организация выставок детского творчества.
Тематические досуги в игровой форме
Работа в книжном уголке
Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения)
Сюжетно-ролевые игры
|
|
|
|