Главная страница

Систематизация заданий разного уровня сложности для подготовки обучающихся к егэ по обществознанию


Скачать 49.59 Kb.
Название Систематизация заданий разного уровня сложности для подготовки обучающихся к егэ по обществознанию
Дата 12.02.2016
Размер 49.59 Kb.
Тип Документы

Систематизация заданий разного уровня сложности для подготовки обучающихся к ЕГЭ по обществознанию.

Целями обществоведческой подготовки являются:

- усвоение знаний;

- овладение умениями (способами познавательной и практической деятельности);

- развитие мышления и способностей обучающихся, их интереса к знаниям;

- воспитание обучающихся, формирование у них современной системы ценностей.

Исходя из целей, в основу школьного курса «Обществознание» заложены отобранные научные знания о человеке и обществе, социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной практической деятельности и другие элементы нравственной, политической, экономической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот курс должен способствовать социализации личности школьника в условиях динамично развивающегося общества.

На основе целевых установок, мы можем выделить несколько блоков требований к подготовке выпускников, что является основным ориентиром при подготовке к ЕГЭ.

Блок требований, относящихся к знаниям, строится на основе того, что они должны обладать определёнными качествами. Знания обучающихся в виде представлений, понятий, суждений и теорий должны быть не формально заученными, а осмысленными, систематизированными и взаимосвязанными. Качество знаний может быть проверено с помощью соответствующих контрольно- измерительных материалов.

Блок умений, также как и блок развития мышления и способностей обучающихся проверяется через набор сформированных компетенций. Иными словами речь идёт об «умении что-то делать», в чём состоит практическая направленность образования. Это не может быть результатом изучения одного предмета, а является следствием целенаправленных усилий преподавателей разных предметов. Отсюда следует вывод, что создание контрольно- измерительных материалов по проверке компетентностей выпускников – задача сложная. Можно определённым образом проверить и знания и умения, но обнаружить способность принимать компетентные практические решения, можно только с помощью проблемных задач. Найдены и такие виды заданий, которые помогают выявить определённые аспекты интеллектуального развития выпускника. Это прежде всего задания на сопоставление двух суждений. В этом случае выпускник должен проявить свою способность к анализу каждого суждения в целом и его отдельных элементов в частности, а также задания, требующие развёрнутого ответа. Наиболее сложным, позволяющим выявить интеллектуальное развитие выпускника является задание, требующее написания в свободной форме краткого сочинения (эссе). Тематика этих сочинений задаётся через афоризмы, лаконичные высказывания философов, учёных, писателей, общественных деятелей по тем или иным проблемам человека и общества.

Что касается блока воспитательных целей, то проверить их достижение на экзамене не возможно, соответственно и невозможно придумать такие контрольно- измерительные материалы.

Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всем вышеназванным содержательным линиям школьного курса обществознания. Это задания трёх уровней сложности:

1) базового;

2) повышенного;

3) высокого.

К каждому уровню применяются свои показатели овладения содержанием:

- на базовом уровне: способность воспроизвести соответствующие знания, умение применить знания по образцу в знакомой ситуации;

- на повышенном уровне: способность применять полученные теоретические знания в частично новых условиях, умение анализировать и сравнивать два высказывания по одной проблеме, умение давать целостную характеристику изученного социального объекта;

- на высоком уровне: способность применять знания в новой, незнакомой ситуации, умение излагать собственную позицию по сложным содержательным проблемам курса и аргументировать её; умение анализировать ситуацию и делать правильные выводы, формулировать целостные высказывания, собственные обоснованные суждения.

Можно выделить несколько типов заданий:

- задания с выбором ответа: это задания базового или повышенного уровня, которые имеют две разновидности: 1) задания, состоящие из вопроса и четырёх вариантов ответа к нему, из которых требуется выбрать один правильный ответ (эти задания относятся к базовому уровню сложности); 2) задания, предлагающие для анализа два суждения и требующие выбора одной из четырёх предложенных оценок: верно только первое суждение, верно только второе суждение, оба суждения верны, оба суждения неверны (эти задания относятся к повышенному уровню сложности);

- задания с кратким ответом: назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению; определить пропущенное слово или словосочетание; заполнить пробелы в предлагаемой схеме или таблице; установить соответствие позиций, представленных в двух перечнях (столбцах); найти лишнее из предлагаемого перечня; отобрать необходимые позиции из предлагаемого списка. Эти задания проверяют умение самостоятельно сформулировать ответ и выразить его соответствующей записью в виде слова, словосочетания, набора букв или последовательности цифр.

- задания с развёрнутым ответом: представляют различные содержательные линии и относятся к различным базовым общественным наукам. Ответ даётся в виде самостоятельно сконструированного письменного высказывания. Задания включают в себя следующие разновидности: задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса и т. д.; задания, требующие раскрытия какого-либо теоретического положения (понятия) на конкретном примере; задания, содержащие условие в виде ситуации или высказывания и вопросы к ним; задания к тексту, краткое письменное сочинение (эссе) научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определённой проблеме. Все разновидности заданий с развёрнутым ответом позволяют проверить качественное овладение содержанием курса и сложными интеллектуальными умениями, делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях.

Отдельно хочется остановиться на заданиях к тексту. Все тексты подобраны определённым образом. Они содержат личностно и социально значимую проблему, тематически связаны с изучаемым материалом. Среди разных видов заданий представлены: вопросы к тексту, проверяющие адекватность восприятия содержания текста и умение находить в нём необходимую информацию, связанные с интерпретацией текста, задания на характеристику текста или его отдельных положений, задания, требующие привлечения дополнительных знаний при интерпретации содержания текста, требующие умения использовать полученные из текста знания в другой ситуации, задания, предполагающие формулировку оценочных суждений и собственную аргументацию.

Самым сложным заданием является написание сочинения (эссе). Темы предлагаются на выбор и каждая из них опирается на знания по одной из базовых наук. Темы сформулированы в виде проблемных суждений известных мыслителей, что заставляет выпускников отказаться от непосредственного воспроизведения материала курса и строить ответ на собственных суждениях, умозаключениях и выводах. В ответе следует использовать соответствующие обществоведческие понятия и выводы и, опираясь на факты общественной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

В заключение хочется сказать, что единый экзамен из области теоретических разработок перешёл на уровень практической реализации. Анализ и осмысление его проведения и результатов служат основой дальнейшего совершенствования проверочного инструментария, и большего разнообразия контрольно-измерительных материалов с учётом целей предмета и особенностей его содержания.