|
Результаты исследования динамики показателей внимания, утомляемости и работоспособности, уровня
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ,
УТОМЛЯЕМОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ, УРОВНЯ
ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСА, ЭМОЦИО-
НАЛЬНОГО ТОНУСА, КОМФОРТНОСТИ, НАПРЯЖЕНИЯ,
ТРЕВОЖНОСТИ
В СВЕТЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО АПРОБАЦИИ НОФЫХ ФОРМ УРОКА:
УРОК-ТРОЙКА
Выполнила Прохорова С.В., школьный психолог
п. Красногвардеец, 2006
ВВЕДЕНИЕ: обоснование решения перехода на эксперимент.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Красногвардейская средняя общеобразовательная школа – сельская школа. Но основная цель её также как и любой другой – создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся. Всем известны проблемы сельской школы:
устаревшая материально-техническая база;
-
слабое кадровое обеспечение;
недостаточный уровень финансовой обеспеченности;
отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств;
низкое качество образования.
Проблему решения низкого качества образования можно решать путем внедрения и разработки более эффективных технологий, форм, методов обучения.
Наш выбор новой формы урока : урок-тройка вполне обоснован. Ознакомившись с работами Фоминой Н.Б., мы решили, что при переходе на эту форму урока нам удастся решить более эффективно проблемы развития учащихся. Мы руководствовались желанием не только повысить качество обучения, но и сохранением , улучшением психического и физического здоровья прежде всего. Ведь наша местность имеет статус зоны «Чернобыльского следа». У наших детей снижен уровень психической активации, что выражается в подавлении психической активности, ухудшении функционального состояния психики и, как следствие снижение работоспособности, повышение утомляемости, истощение нервной системы.
В 2001-02 учебном году мы перешли на новую форму урока.
Психологу было поручено осуществлять мониторинг процесса.
Цели мониторинга (для психолога):
-
выявить корреляцию новой формы обучения с развитием психических функций;
определить направление динамики развития учащихся (позитивное, нейтральное, негативное) в новых условиях педагогического процесса:
План мониторинга:
изучение динамики показателей внимания (продуктивность, точность, устойчивость, концентрация);
изучение динамики утомляемости и работоспособности;
изучение динамики эмоциональной напряженности;
-
изучение динамики уровней психической активации, эмоционального тонуса, интереса, комфортности, напряжения;
изучение динамики уровня тревожности;
изучение общественного мнения (родителей, учащихся, педагогов).
Изучение динамики показателей проводилось в их сравнении в условия классической формы урока (длительность 40-45 минут) и новой формы (урок-тройка).
В работе использованы следующие условные обозначения:
КУ – классическая форма урока (45 минут);
УРТ – урок-тройка;
СП – средний показатель в %;
+ 24% - увеличение исследуемого показателя на 24%;
- 24% - снижение изучаемого показателя на 24%.
ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ:
продуктивности, точности, устойчивости, концентрации.
Развитие показателей внимания, как известно, определенным образом сказывается на качество усвоения изучаемого материала.
Изучение показателей внимание осуществлялось с помощью стандартного теста «Корректурная проба» (тест Бурдона): на бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»;; всего 2000 знаков (по 50 в каждой строчке).
Инструкция: последовательно, просматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Работать начнете после моей команды «Начали!». Когда через некоторое время (1 мин) я скажу «Переход!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда. Задание выполняйте быстро и точно.
Для 5-8 классов задание усложняется: просим букву «к» подчеркивать, букву «р» вычеркивать. Команду «Переход!» подаем после 1 минуты, первого интервала работы (2-4 минута), второго интервала (5-7 мин), третьего интервала (8-10 мин). По истечении 10 мин отмечается последняя просмотренная буква.
Результаты исследования показателей внимания представлены в ТАБЛИЦЕ 1 и графиков, построенных по данным этой таблицы (для уч-ся 5 и 7 классов).
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УТОМЛЯЕМОСТИ И
РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
Исследование динамики утомляемости и работоспособности проводилось по методике Э.Крепелина. Исследование проводилось в 5-11 классах. Результаты приведены в таблице2 и на графиках, прилагаемых к ней, для 5 и 7 класса. Здесь представлены коэффициенты работоспособности (К). Если значение К приближено к единице (100%), то утомление практически не происходит.
ТАБЛИЦА 1. Сравнительная таблица показателей внимания (2001-2002 г).
№
|
Фамилия,имя
учащегося
|
Продуктивность
(В) в баллах
№= 10 баллов
|
Точность (С)
в баллах
|
Устойчивость
(А) в баллах
|
Концентрация
(число ошибок)
№ = 5 ошибок
|
КУ
|
УРТ
|
КУ
|
УРТ
|
КУ
|
УРТ
|
КУ
|
УРТ
|
|
7 КЛАСС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Архипова О.
|
20
|
24
|
2
|
6
|
6
|
10
|
8
|
6
|
2.
|
Бровкина Л.
|
27
|
31
|
26
|
26
|
19
|
21
|
0
|
0
|
3.
|
Бровкина К.
|
22
|
26
|
15
|
18
|
13
|
15
|
5
|
3
|
4.
|
Брындикова А
|
20
|
23
|
18
|
21
|
13
|
17
|
4
|
3
|
5.
|
Елисеева В.
|
24
|
27
|
18
|
22
|
14
|
17
|
4
|
3
|
6.
|
Короткова К.
|
19
|
22
|
20
|
21
|
13
|
15
|
3
|
3
|
7.
|
Маркелов Н.
|
20
|
24
|
14
|
18
|
12
|
14
|
5
|
4
|
8.
|
Королев А.
|
18
|
22
|
8
|
12
|
8
|
14
|
6
|
4
|
9.
|
Старостина К.
|
27
|
29
|
24
|
25
|
18
|
20
|
2
|
1
|
10
|
Шадский П.
|
16
|
19
|
10
|
15
|
9
|
12
|
3
|
3
|
11
|
Шишкарев А.
|
19
|
24
|
14
|
18
|
11
|
14
|
3
|
2
|
12
|
Петрова В.
|
26
|
31
|
26
|
26
|
19
|
21
|
0
|
1
|
13
|
Петров В.
|
28
|
32
|
26
|
26
|
19
|
22
|
1
|
0
|
|
Средний пока-
затель
|
22
|
27,4
+24+24,5%
|
17
|
20
+18%
|
13
|
16,3
+25%
|
3,4
|
2,5
+26%
|
|
5 К Л А С С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Александрова
|
12
|
15
|
20
|
21
|
11
|
12
|
5
|
3
|
2.
|
Вагин С.
|
10
|
13
|
6
|
7
|
6
|
7
|
12
|
10
|
3.
|
Ермилов О.
|
11
|
14
|
8
|
9
|
6
|
8
|
10
|
8
|
4.
|
Липатов С.
|
13
|
15
|
22
|
25
|
12
|
14
|
7
|
3
|
5.
|
Машкова О.
|
13
|
15
|
12
|
15
|
9
|
10
|
6
|
4
|
6.
|
Михайлов П.
|
17
|
20
|
16
|
20
|
11
|
14
|
3
|
1
|
7.
|
ПроскурнинаМ
|
15
|
18
|
18
|
20
|
8
|
13
|
5
|
3
|
8.
|
Старцева О.
|
19
|
24
|
20
|
22
|
14
|
16
|
4
|
2
|
9.
|
Шунько Е.
|
13
|
18
|
15
|
18
|
10
|
13
|
7
|
3
|
10
|
Шунько А.
|
16
|
19
|
12
|
18
|
10
|
13
|
5
|
4
|
|
Средний показатель
|
14
|
17
+22%
|
15,3
|
17,5
+20%
|
9,7
|
12
+24%
|
6,4
|
4,1
+36%
|
Условные обозначения:
КУ – классический урок ( 45 минут) ; УРТ – урок-тройка
В строке «Средний показатель» приведены числовые значения процентов «с плюсом», которые являются количественными показателями динамики параметра внимания. Например, в колонке «Продуктивность внимания» для 7 класса это значение равно +24%, что соответствует росту продуктивности при переходе на новую форму урока.
Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике всех параметров внимания по показателю «урок-тройка».
|
|
|