Главная страница

Результаты исследования динамики показателей внимания, утомляемости и работоспособности, уровня


Скачать 0.69 Mb.
Название Результаты исследования динамики показателей внимания, утомляемости и работоспособности, уровня
страница 1/4
Дата 07.03.2016
Размер 0.69 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа»

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ,

УТОМЛЯЕМОСТИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ, УРОВНЯ

ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВАЦИИ, ИНТЕРЕСА, ЭМОЦИО-

НАЛЬНОГО ТОНУСА, КОМФОРТНОСТИ, НАПРЯЖЕНИЯ,

ТРЕВОЖНОСТИ
В СВЕТЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО АПРОБАЦИИ НОФЫХ ФОРМ УРОКА:

УРОК-ТРОЙКА

Выполнила Прохорова С.В., школьный психолог

п. Красногвардеец, 2006


ВВЕДЕНИЕ: обоснование решения перехода на эксперимент.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Красногвардейская средняя общеобразовательная школа – сельская школа. Но основная цель её также как и любой другой – создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся. Всем известны проблемы сельской школы:

  • устаревшая материально-техническая база;

  • слабое кадровое обеспечение;

  • недостаточный уровень финансовой обеспеченности;

  • отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств;

  • низкое качество образования.

Проблему решения низкого качества образования можно решать путем внедрения и разработки более эффективных технологий, форм, методов обучения.

Наш выбор новой формы урока : урок-тройка вполне обоснован. Ознакомившись с работами Фоминой Н.Б., мы решили, что при переходе на эту форму урока нам удастся решить более эффективно проблемы развития учащихся. Мы руководствовались желанием не только повысить качество обучения, но и сохранением , улучшением психического и физического здоровья прежде всего. Ведь наша местность имеет статус зоны «Чернобыльского следа». У наших детей снижен уровень психической активации, что выражается в подавлении психической активности, ухудшении функционального состояния психики и, как следствие снижение работоспособности, повышение утомляемости, истощение нервной системы.

В 2001-02 учебном году мы перешли на новую форму урока.

Психологу было поручено осуществлять мониторинг процесса.
Цели мониторинга (для психолога):


  • выявить корреляцию новой формы обучения с развитием психических функций;

  • определить направление динамики развития учащихся (позитивное, нейтральное, негативное) в новых условиях педагогического процесса:


План мониторинга:

  • изучение динамики показателей внимания (продуктивность, точность, устойчивость, концентрация);

  • изучение динамики утомляемости и работоспособности;

  • изучение динамики эмоциональной напряженности;

  • изучение динамики уровней психической активации, эмоционального тонуса, интереса, комфортности, напряжения;

  • изучение динамики уровня тревожности;

  • изучение общественного мнения (родителей, учащихся, педагогов).


Изучение динамики показателей проводилось в их сравнении в условия классической формы урока (длительность 40-45 минут) и новой формы (урок-тройка).

В работе использованы следующие условные обозначения:

КУ – классическая форма урока (45 минут);

УРТ – урок-тройка;

СП – средний показатель в %;

+ 24% - увеличение исследуемого показателя на 24%;

- 24% - снижение изучаемого показателя на 24%.

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ:

продуктивности, точности, устойчивости, концентрации.
Развитие показателей внимания, как известно, определенным образом сказывается на качество усвоения изучаемого материала.

Изучение показателей внимание осуществлялось с помощью стандартного теста «Корректурная проба» (тест Бурдона): на бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»;; всего 2000 знаков (по 50 в каждой строчке).

Инструкция: последовательно, просматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Работать начнете после моей команды «Начали!». Когда через некоторое время (1 мин) я скажу «Переход!», вы должны провести вертикальную линию в том месте просматриваемой строчки, где Вас застанет эта команда. Задание выполняйте быстро и точно.

Для 5-8 классов задание усложняется: просим букву «к» подчеркивать, букву «р» вычеркивать. Команду «Переход!» подаем после 1 минуты, первого интервала работы (2-4 минута), второго интервала (5-7 мин), третьего интервала (8-10 мин). По истечении 10 мин отмечается последняя просмотренная буква.

Результаты исследования показателей внимания представлены в ТАБЛИЦЕ 1 и графиков, построенных по данным этой таблицы (для уч-ся 5 и 7 классов).

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ УТОМЛЯЕМОСТИ И

РАБОТОСПОСОБНОСТИ.

Исследование динамики утомляемости и работоспособности проводилось по методике Э.Крепелина. Исследование проводилось в 5-11 классах. Результаты приведены в таблице2 и на графиках, прилагаемых к ней, для 5 и 7 класса. Здесь представлены коэффициенты работоспособности (К). Если значение К приближено к единице (100%), то утомление практически не происходит.
ТАБЛИЦА 1. Сравнительная таблица показателей внимания (2001-2002 г).




Фамилия,имя

учащегося

Продуктивность

(В) в баллах

№= 10 баллов

Точность (С)

в баллах

Устойчивость

(А) в баллах

Концентрация

(число ошибок)

№ = 5 ошибок

КУ

УРТ

КУ

УРТ

КУ

УРТ

КУ

УРТ



7 КЛАСС

























1.

Архипова О.

20

24

2

6

6

10

8

6

2.

Бровкина Л.

27

31

26

26

19

21

0

0

3.

Бровкина К.

22

26

15

18

13

15

5

3

4.

Брындикова А

20

23

18

21

13

17

4

3

5.

Елисеева В.

24

27

18

22

14

17

4

3

6.

Короткова К.

19

22

20

21

13

15

3

3

7.

Маркелов Н.

20

24

14

18

12

14

5

4

8.

Королев А.

18

22

8

12

8

14

6

4

9.

Старостина К.

27

29

24

25

18

20

2

1

10

Шадский П.

16

19

10

15

9

12

3

3

11

Шишкарев А.

19

24

14

18

11

14

3

2

12

Петрова В.

26

31

26

26

19

21

0

1

13

Петров В.

28

32

26

26

19

22

1

0







Средний пока-

затель

22

27,4

+24+24,5%

17

20

+18%

13

16,3

+25%

3,4

2,5

+26%



5 К Л А С С

























1.

Александрова

12

15

20

21

11

12

5

3

2.

Вагин С.

10

13

6

7

6

7

12

10

3.

Ермилов О.

11

14

8

9

6

8

10

8

4.

Липатов С.

13

15

22

25

12

14

7

3

5.

Машкова О.

13

15

12

15

9

10

6

4

6.

Михайлов П.

17

20

16

20

11

14

3

1

7.

ПроскурнинаМ

15

18

18

20

8

13

5

3

8.

Старцева О.

19

24

20

22

14

16

4

2

9.

Шунько Е.

13

18

15

18

10

13

7

3

10

Шунько А.

16

19

12

18

10

13

5

4




Средний показатель

14

17

+22%

15,3

17,5
+20%

9,7

12

+24%

6,4

4,1

+36%
Условные обозначения:

КУ – классический урок ( 45 минут) ; УРТ – урок-тройка

В строке «Средний показатель» приведены числовые значения процентов «с плюсом», которые являются количественными показателями динамики параметра внимания. Например, в колонке «Продуктивность внимания» для 7 класса это значение равно +24%, что соответствует росту продуктивности при переходе на новую форму урока.

Данные таблицы свидетельствуют о положительной динамике всех параметров внимания по показателю «урок-тройка».

  1   2   3   4