Главная страница

Методическое пособие по использованию разнообразных материалов в обучении детей старшего дошкольного возраста графическим навыкам


Скачать 53.14 Kb.
Название Методическое пособие по использованию разнообразных материалов в обучении детей старшего дошкольного возраста графическим навыкам
Дата 13.03.2016
Размер 53.14 Kb.
Тип Методическое пособие


С. А. Крюкова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗНООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ,

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Крюкова С.А.

Методические пособие по использования разнообразных материалов в обучении детей старшего дошкольного возраста графическим навыкам. 2014. – 69 с.: ил.
Предлагаемое пособие содержит примерное планирование совместной деятельности с детьми, дидактические и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста.

Пособие содержит методические рекомендации по правилам рисования и штриховки, правила соблюдения самостоятельной деятельности с ребенком рисованием дома и в детском саду, гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев.

Для педагогов образовательных учреждений, родителей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди задач дошкольного образования не последнее место занимает художественно-эстетическое развитие. Обучение изобразительной деятельности является одним из направлений. При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению», – писал Л.С. Выготский. Организуя работу с детьми, педагог получает возможность руководить их творческим развитием.

Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой – умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения (замыслу). Следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

Педагоги испытывают затруднения в обучении детей технике рисования и сточки зрения того, чему надо учить, и того, как надо учить.

Исходя из разнообразия графических материалов в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей старшего дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в практике цветными карандашами, используя новые материалы – графитный и угольный карандаши, сангину, цветные восковые мелки, перья, пастель, фломастеры, сочетая в одном рисунке разные материалы.

В пособии предлагается совместная деятельность с детьми по использованию различных графических материалов, которые рассчитаны на 5-6–летних детей. Совместная деятельность выстроена на основе применения игровых методов и приемов обучения, чтобы дети с интересом работали и приходили к результату в зависимости от поставленных задач.

Также в пособии представлены дидактические и развивающие игры, которые помогут детям обучиться графическим приемам в зависимости от изобразительного материала. Использование этих игр сделает работу интересной и увлекательной. Их можно вывешивать в родительский уголок, для того, чтобы родители могли заниматься с детьми дома.

Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев помогут кистям рук стать более подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений.

Методические рекомендации о материалах для рисования и способах их использования помогут педагогам и родителям лучше узнать их и чаще использовать на занятиях и в часы самостоятельной изобразительной деятельности детей, проявляя особый интерес к графическим материалам.

В приложении вы найдете некоторые схемы рисования птиц и животных по представлению.

Результатом работы должны стать:

1. В области развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

  • умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта;

  • умение замечать красивое в окружающем мире;

  • знание средств художественной выразительности и развитие элементарных умений анализировать их;

2. В приобретении изобразительного мастерства:

  • композиционные умения в изображении предметов или сюжета;

  • умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски теплых, холодных тонов, разной тональности; правильные пропорции предметов.

3. В умении передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности:

  • уточненные представления об окружающем мире;

  • умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

  • творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

4. В области развития технических навыков:

  • умение держать кисть руки в правильном положении при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом, фломастером и т. д.;

  • освоение техники рисования разнообразными изобразительными материалами: пастель, восковые и школьные мелки, сангина, простые и цветные карандаши, фломастеры, перья, уголь.

5. В области развития графических умений:

  • умение изменять направление движений: под углом, от движения по одной дуге, к движению по другой дуге, от движения по прямой к движению по дуге и наоборот;

  • умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, соразмерению изображений или их частей по величине;

  • умение регулировать движение в соответствие с задачами изображения: сила нажима, размах движения, скорость движения, прекращение движения в нужной точке.

Важным моментом является взаимосвязь работы на занятиях с организацией и содержанием других видов деятельности детей – как в группе, так и в семье. В детском саду педагогу удобно объединить несколько видов деятельности одной общей темой, из которой можно черпать разнообразное содержание для деятельности детей как в свободное время.

Если вы желаете, чтобы каждый ребенок проявил свою индивидуальность в совместной деятельности, создайте атмосферу радости, доброжелательности, отзывчивости и уважения к труду, творчеству каждого ребенка.
Содержание
От автора
Ι. Методические рекомендации

1. Своеобразие графического изображения

2. Материалы для рисования и способы их использования

3. Правила рисования и штриховки

4. Правила, которые следует соблюдать, занимаясь рисованием с ребенком

5. Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев

6. Примерное планирование совместной деятельности по изобразительной деятельности в старшей группе.
ΙΙ. Дидактические игры

1. Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработки правильного нажима с использованием простых и цветных карандашей

2. Игры, основанные на принципе синестезии с использованием цветных карандашей, фломастеров или восковых мелков

3. Игры с использованием фломастеров, маркеров, восковых мелков
ΙΙΙ. Конспекты совместной деятельности с детьми

1. Простые карандаши

2. Цветные карандаши

3. Уголь

4. Сангина

5. Пастель

6. Цветные восковые мелки

7. Фломастеры

8. Тушь

9. Цветные школьные мелки

10. Смешанная техника
ΙV. Приложение
Литература