|
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель: Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
II. Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться: - как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Признаки одаренности в точных науках:
-ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям;
- проявляет необычное понимание математических отношений;
- демонстрирует легкость в запоминании знаков;
- проявляет исключительные способности в решении задач;
- знает то, о чем его сверстники даже не подозревают.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями.
-
Цели и задачи.
Цель – создание условий для оптимального развития детей.
-
Задачи:
Выявление одарённых детей с использованием различной диагностики;
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной деятельности;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на христианских ценностях.
3.Принципы работы с одарёнными детьми.
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
В обучении одаренных учащихся могут применяться 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:
Ускорение .
При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.
Углубление.
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.
Обогащение.
Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
Проблематизация.
Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.
уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Программа
Пояснительная записка.
1. Выявление одаренных детей.
В СОШ №51 выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3. Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
мастерская художественного слова;
музейное дело (школьный музей этнографии);
музыкальная мастерская (или музыкальный класс 3 а и 7 а).
«В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
мастерская здорового образа жизни (программы «Разговор о правильном питании», « Час здоровья»и др.).
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе (8-11 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы. Старшеклассники сами проявили инициативу собраться для решения вопросов самоуправления. Взрослые им просто помогли воплотить их задумку в жизнь, пообещав на общественных началах в свободное время курировать их работу.
ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность разнообразна. Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах , подводятся итоги прошедшего года.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися.
школьное научное общество;
объединения дополнительного образования;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
спецкурсы;
работа по индивидуальным планам;
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
Тематика творческих работ
Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 8 класса;
Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 9 класса;
Тематические учебные проекты - для учащихся 10 класса (профильный уровень);
В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 11 класса.
Темы учебных проектов
(10 класс, математический профиль)
Расширение понятия числа.
Рекомендации. Стержнем работы должно быть выделено возникновение новых чисел как результат необходимости в них. Подробнее остановиться на комплексных числах, числе решений уравнений n-ой степени и их графической интерпретации.
Числовые последовательности.
Рекомендации. Раскрыть понятие числовой последовательности, ее виды, показать способы решений задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Подробнее остановиться на бесконечной убывающей геометрической прогрессии, ее сумме и применении.
Графики элементарных функций и правила их преобразований.
Рекомендации. Рассмотреть графики элементарных функций и способы построения графиков функций, опираясь на знание графиков этих функций и правила их преобразования. Уделить внимание построениям графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
Показательные уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства показательной функции, ей график и способы решения показательных уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
Логарифмические уравнения, неравенства и их системы.
Рекомендации. Рассмотреть свойства логарифмической функции, ей график и способы решения логарифмических уравнений и неравенств. Стержневой линией решения уравнений и неравенств должна быть опора на свойства функции через образ графика функции.
Целые уравнения.
Рекомендации. Алгоритмы решения, формулы корней уравнения, теоремы о корне. Затронуть уравнения с двумя переменными и способы их решений в целых числах.
Метод математической индукции.
Рекомендации. Раскрыть понятие индуктивного метода, принцип индукции и основанный на нём метод математической индукции. Остановиться на применении метода в различных примерах на доказательство методом математической индукции.
Уравнение с параметром.
Рекомендации. Раскрыть понятие параметра в уравнении, способы решения линейного, квадратного и комбинаций уравнений с параметром, рассмотреть решение уравнений с параметром в примерах, дать графическую иллюстрацию уравнениям с параметром.
Уравнение с модулем.
Рекомендации. Раскрыть понятие модуля и способы решения уравнений с модулем, основанные на свойствах модуля и знаке функции под модулем, рассмотреть решение уравнений с модулем в примерах, дать их графическую интерпретацию.
В мире тригонометрических функций.
Рекомендации. Мы живем в мире гармонических колебаний (примеры), все они описываются тригонометрическими функциями. Создать как единое целое мир тригонометрических функций (определения, свойства, графики, формулы, уравнения, гармонические колебания).
Именованные геометрии.
Рекомендации. Раскрыть возникновение и сущность неевклидовых геометрий: геометрии Лобачевского и геометрии Римана, модели для описания этих геометрий, их значимость.
Великие математики мира.
Рекомендации. Расположить основоположников математики согласно истории развития математики, познакомиться с их биографией, осветить их вклад в науку.
История развития математики (этапы развития математики).
Системы счисления.
Рекомендации. Дать понятие позиционным и непозиционным системам счисления. Охарактеризовать виды систем счисления, их преимущества и недостатки. Рассмотреть правила перевода чисел из одной системы счисления в другую, их применение.
В мире закономерных случайностей (комбинаторика, теория вероятности, статистика).
Примечание. В каждой работе должна быть проведена систематизация материала, историческая справка и свои выводы по теме проекта. Поэтому работа над проектом предполагает сбор материала, его систематизацию, обоснование и суждения автора. При работе над проектом автор должен приобрести компетентность в области проектной темы. Материал должен быть подготовлен к защите проекта.
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Исполнители
|
1
|
Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление.
|
2010-2015
|
методсовет
|
2
|
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.
|
Ежегодно
|
ШМО начальной школы, психолог
|
3
|
Совершенствование деятельности клуба одаренных детей
Создание нормативной и методической базы.
Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях клуба одаренных детей
|
2010-2015
2011
ежегодно
|
руководители
|
4
|
Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Кенгуру», «КИТ».
|
ежегодно
|
учителя-предметники
|
5
|
Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.
|
ежегодно
|
учителя-предметники
|
6
|
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников
|
ежегодно
|
психолог школы, методсовет
|
7
|
Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения
выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты;
разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
проведения занятий с детьми;
отработка форм, методов, приёмов работы;
создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми
|
2011-2015
|
психолог школы
учителя –предметники
руководители
|
Карта одарённого по математике учащегося
Проблемам одарённых детей на федеральном уровне в последние годы уделяется много внимания. Но для учителя, работающего в общеобразовательных школах, не хватает информации о методиках работы с такими детьми. Я работаю с детьми, имеющими способности в изучении математических дисциплин, около 15 лет. Накоплен некоторый опыт, которым хотелось бы поделиться с коллегами.
Чтобы отследить развитие одарённого по математике ребёнка, я заполняю карточку учащегося и по мере взросления вношу изменения. В этой статье приведу примеры заполнения таких карточек на двух учащихся 10 и 11 класса.
Карта одарённого по математике учащегося 10 класса
1. Фамилия, имя учащегося: Глушко Артур
2. Характер ребенка: спокойная уверенность, есть задатки лидера.
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: спокойный, уравновешенный, честный, готов помочь другу
отрицательные: излишне скромен
3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
4. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки почти по всем предметам
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины
способности к обучению: отличные
познавательный интерес: высокий
5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером
участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен
6. Получение дополнительного образования: кружки математической и технической направленности.
Индивидуальный план работы учащегося 10 класса Глушко Артура.
-
Формы
|
Уровень
|
Сроки проведения
|
Результаты
2011-2012
уч. год
|
Результаты
2012-2013
уч. год
|
Результаты
2013-2014
уч. год
|
Участие в работе кружков и предметных недель
|
Школьный
|
1час в две недели
|
С программой справился
|
|
|
Участие в интеллектуальных играх и конкурсах
|
«Кенгуру»
«Авангард»
«Эврика»
«МИФ»
|
Март
октябрь
март
февраль
|
Хороший
результат
справился
диплом
справился
|
|
|
Участие в математических олимпиадах
|
Школа
Город
Область
|
Ноябрь
|
2 место
|
|
|
Защита творческого проекта
|
Класс
Школа
|
Февраль
Апрель
|
ребусы
|
|
|
Участие в научно-практических конференциях
|
Школа
Город
Область
|
Ноябрь
Январь
|
|
|
|
Участие в математических соревнованиях
|
Матбой
Эрудит
Регата
|
январь
|
участник
|
|
|
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне
|
|
Май
|
Высокий результат
|
|
|
Карта одарённого по математике учащегося 11 класса
1. Фамилия, имя учащегося: Баяртуев Бато.
2. Характер ребенка: спокойный, знающий себе цену, есть задатки лидера.
Качества личности (положительные, отрицательные):
положительные: честный, умный, целеустремлённый, колоссальная работоспособность
отрицательные: не очень любит работать в группе, пробелы в базовых знаниях
3. Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом
4. Учебная деятельность:
успеваемость: имеет отличные отметки по всем предметам
мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты
посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины
способности к обучению: хорошие
познавательный интерес: высокий
5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков
предпочитаемые виды труда: умственный, много работает с компьютером, уделяет внимание дистанционным формам обучения
участие в трудовых делах: очень ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен
6. Получение дополнительного образования: кружки математической и лингвистической направленности
Индивидуальный план работы учащегося 11 класса Баяртуева Бато.
Формы
|
Уровень
|
Сроки проведения
|
Результаты
2010-2011
уч. год
|
Результаты
2011-2012
уч. год
|
Результаты
2012-2013
уч. год
|
Участие в работе кружков и предметных школ
|
Школьный
|
1час в неделю
дистанционно
|
С программой справился
|
С программой справился
|
|
Участие в интеллектуальных играх и конкурсах
|
«Кенгуру»
«Авангард»
«Эврика»
«МИФ»
|
Март
Октябрь
Март
февраль
|
Хороший
результат
диплом
|
Отличный результат, диплом за 1 место в школе
диплом
диплом
сертификат
|
|
Участие в математических олимпиадах
|
Школа
Город
Область
|
Октябрь
Ноябрь
|
1 место
3 место
|
1 место
|
|
Защита творческого проекта
|
Класс
Школа
|
Февраль
Апрель
|
Игры со спичками
|
комбинаторика
|
|
Участие в научно-практических конференциях
|
Город
Область
|
|
|
|
|
Участие в математических соревнованиях
|
Матбой
Эрудит
Регата
|
январь
|
участник
|
участник
|
|
Участие в Интеллектуально- личностном марафоне
|
|
Май
|
Высокий результат
|
Средний результат
|
|
Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
Создание банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
Внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
Повышение профессиональной компетентности педагога по актуальным вопросам педагогики одаренности (я прошла курсы РИКУиО с 18.10.2010 по 27.10.2010 по теме «методика работы с одарёнными детьми в области математики» в объёме 72 часа);
Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
|
|
|