|
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.
Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени, если мало - на верхнюю.
Ступени:
1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
«Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка», «Теремок» - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей («Наша Таня горько плачет...», «Идет бычок, качается...» и другие), и «Цыпленка и утенка» Владимира Сутеева и «Цыпленка» Корнея Чуковского.
Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа «Сорока-ворона кашку варила...») к сказкам. Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Таня уронила в речку мячик и тому подобное, Курочка-Ряба снесла золотое яичко), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее).
Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками). Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать ее самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диафильмы и диапроектор с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).
Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надежности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать «Колобок» - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от нее. Поэтому и «Теремок» лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, еще лучше прежнего.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут «дорасти» до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Список литературы для детей от 1,5-2 до 3-4 лет
1. Колобок.
2. Курочка-Ряба.
3. Теремок.
4. Репка.
5. Русские народные потешки.
6. Корней Чуковский. Цыпленок.
7. Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)
8. Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок.
2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На второй «ступеньке сложности» можно поставить многие стихотворные сказки Корнея Чуковского («Мойдодыр», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе») многочисленные книжки Владимира Сутеева («Палочка-выручалочка», «Под грибом», «Яблоко» и другие), стихи Самуила Маршака («Где обедал, воробей?», «Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, «Шалтай-Болтай», «В гостях у королевы», «Перчатки», «Кораблик»). Сюда же относятся народные сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Хвосты», «Заюшкина избушка» и другие), басни Сергея Михалкова («Друзья в походе», «Услужливый заяц», «Кто кого?») и многие другие истории.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет.
По-прежнему остается важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже «Красная Шапочка» часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, истории Николая Грибачева про зайца Коську и его друзей, рассказы Носова, или повести Астрид Линдгрен.
Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребенку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребенок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет
1. Народные сказки о животных: Заюшкина избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин. Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. И другие.
2. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. Шалтай-Болтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы. Три зверолова. Дом, который построил Джек. И другие.
3. Самуил Маршак. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж. Про все на свете. Усатый-полосатый. И другие.
4. Корней Чуковский. Мойдодыр. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Федорино горе. Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница.
5. Николай Носов. Живая шляпа.
6. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
7. Михаил Зощенко. Показательный ребенок (рассказы). Умные животные (рассказы).
8. Владимир Сутеев. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом.
9. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.
10. Альф Прейсен. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.
11. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.
12. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
13. Валентина Осеева. Волшебное слово.
14. Сергей Михалков. Басни: Друзья в походе. Услужливый заяц. Кто кого? Стихи: Фома. А что у вас? Мой щенок. Рисунок. Песенка друзей. И другие стихи.
15. Николай Сладкое. Воробьишкина весна. Бежал ежик по дорожке. И другие рассказы.
16. Виктор Кротов. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом. Как Игнатий играл в прятки.
17. Дональд Биссет. Все кувырком (рассказы).
18. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
19. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
20. Агния Барто. Мы с Тамарой. Я расту. Медвежонок-невежа. Любочка. Фонарик. Любитель-рыболов. И другие стихи.
21. Энид Блайтон. Знаменитый утенок Тим.
22. Георгий Юдин. Букваренок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
23. Борис Заходер. О чем индюк думал. Хрюк на елке.
24. Виталий Бианки. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные домишки. Сова. Первая охота. И другие рассказы.
25. Федор Хитрук. Топтыжка.
26. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.
3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и забавные и веселые приключения (например, приключения ослика Мафина и Незнайки, Муми-троллей и Буратино, Пиппи Длинный чулок и зайца Коськи), и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и ироничные повествования Алана Милна и Григория Остера. Есть длинные повести и коротенькие басни, проза и стихи.
Объединяет их то, что все это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; «телевизионные» дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более «взрослом» виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
Если до школы ребенку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребенку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).
Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
1. А.С. Пушкин. Сказка о Золотом петушке. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о попе и работнике его Балде. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
2. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:
Русские: Царевна-лягушка. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Морской царь и Василиса Премудрая. Морозко. Сивка-Бурка. Снегурочка. По Щучьему велению. Три зятя. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Птичий язык. Хаврошечка. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Василиса Прекрасная. Финист - ясный сокол. Чудесные ягоды. Марья Моревна. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Липунюшка.
Немецкие сказки, собранные братьями Гримм: Соломинка, уголь и боб. Три лентяя. Заяц и еж. Мальчик с пальчик. Храбрый портной. Маленькие человечки. Горшок каши. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). Три брата. Бременские музыканты. Бабушка Метелица. И другие.
Французские: Неугомонный петушок. Откуда совы взялись. Гномы. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Дочь дровосека. Возвращение Ля Раме. «Попался, Сверчок!». Плут-малыш. Жан счастливый. Солнышко. Как не уберегли звери свои тайны. Ученик чародея. И другие.
Английские: Мистер Майка. Том Тит Тот. Малютка брауни. Тростниковая шапка. Три поросенка. Кто-всех-одолеет. Три умные головы. Как Джек ходил счастья искать. Воду заперли. Источник на краю света. Ученик чародея. И другие.
Арабские: Али-баба и сорок разбойников. Синдбад-мореход. Волшебная лампа Аладдина. И другие.
А также сказки ирландские, эстонские, шведские, индийские, японские, норвежские, датские, португальские, шотландские, татарские и многих-многих других народов.
3. Алексей Толстой. Сказки.
4. Стихи о природе (Блок, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Майков, Фет и другие).
5. Николай Грибачев. Лесные истории.
6. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.
7. Астрид Линдгрен. Пиппи Длинныйчулок. Приключения Эмиля из Леннеберги. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.
8. Петр Ершов. Конек-горбунок.
9. Джоэль Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
10. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Елка. Калоши и мороженое. Бабушкин подарок. Через тридцать лет. Не надо врать. Золотые слова. Находка. Великие путешественники.
11. Николай Носов. Телефон. Наш каток. Федина задача. Фантазеры. Мишкина каша. Дружок. Метро. И другие рассказы.
12. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей
13. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).
14. Павел Бажов. Серебряное копытце.
15. Корней Чуковский. Крокодил. Тараканище. Бармалей. Приключения Бибигона. Краденое солнце.
16. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.
17. Ганс-Христиан Андерсен. Гадкий утенок. Дюймовочка. Цветы маленькой Иды. Принцесса на горошине. И другие сказки.
18. Эдуард Успенский. Каникулы в Простоквашино. Дядя Федор, пес и кот. Меховой интернат.
19. Валерий Медведев. Приключения солнечных зайчиков. Баранкин, будь человеком!
20. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки: Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Про Комара Комаровича. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.
21. Стихи: Корнея Чуковского, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Юнны Мориц, Самуила Маршака.
22. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.
23. Октав Панку-Яшъ. Сказки («Куда девался снег»).
24. Тони Вульф. Великаны. Феи. Гномы. Драконы. Эльфы. Сказки волшебного леса.
25. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Буква «Я», Мартышкин дом и другие). Ма-Тари-Кари. На горизонтских островах (стихи).
26. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?
27. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
28. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротенком Вилли и его друзьями.
29. Евгений Чарушин. Волчишко. Медвежата. Медвежонок. И другие рассказы.
30. Энид Блайтон. Желтая книга фей. Приключения Нодди.
31. Татьяна Александрова. Сказки старой тряпичной куклы. Кузька.
32. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.
33. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.
34. Редьярд Киплинг. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым. Слоненок.
35. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Золушка. Кот в сапогах. Спящая красавица (кончая свадьбой). Красная шапочка.
Примечание: другие сказки Шарля Перро - такие как «Мальчик с пальчик», полная версия «Синяя борода» или «Спящей красавицы» - страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.
36. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.
37. Михаил Пришвин. Еж. Золотой луг. Лесной доктор. Лисичкин хлеб.
38. Джанни Родари. Путешествие Голубой Стрелы. Приключения Чиполлино.
39. И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Квартет. Лебедь, Рак и Щука. Мартышка и очки. Слон и Моська. Лисица и виноград. Стрекоза и муравей.
40. Григорий Остер. Подземный переход. Зарядка для хвоста. Легенды и мифы Лаврового переулка. Великое закрытие. Котенок по имени Гав. Бабушка удава. А вдруг получится!!! Это я ползу. Испорченная погода. Обитаемый остров. Сказка с подробностями. Привет мартышке. Как лечить удава. Куда идет слоненок. и мифы Лаврового переулка.
41. Константин Паустовский. Прощание с летом.
42. Туве Янссон. Опасное лето. Комета летит! (в другом переводе - Муми-тролль и комета). Волшебная зима. Мемуары папы Муми-тролля. Маленькие тролли и страшное наводнение. Шляпа волшебника.
43. Ирина Токмакова. Маруся еще вернется. Может, Нуль не виноват. И настанет веселое утро. Счастливо, Ивушкин! Аля, Кляксич и буква «А».
44. Виталий Бианки. Где раки зимуют.
45. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.
46. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.
47. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).
48. Отфрид Пройслер. Как поймать разбойника. Маленькое Привидение. Маленький Водяной. Маленькая Баба-Яга.
49. Александр и Наталья Крымские. Сказки зеленого дивана.
50. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):
Скряга. Горшеня. Каша из топора. Мудрая жена. Кто заговорит первый? Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Собака пономаря. Бирон. и куропатка. «Берник, бернак!» Лиса и куропатка. Волшебный свисток и золотые яблоки. Плотник из Арля. Старый горшок с золотыми экю (французские). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Золотой кувшин (адыгейская). И многие-многие другие.
51. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
52. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).
53. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.
54. Константин Ушинский. Слепая лошадь.
55. Виктор Голявкин. Рассказы.
56. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.
4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)
«Королевство кривых зеркал» и «Аленький цветочек», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» и «Маугли» - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчлененной. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвленным сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребенком большинство книжек третьего раздела. И еще: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребенку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.
Список литературы:
1. Ганс-Христиан Андерсен. Стойкий оловянный солдатик. Огниво. Соловей. Снежная королева. Новое платье короля. И другие сказки.
2. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.
3. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.
4. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.
5. Евгений Велтистов. Миллион и один день каникул. Рэсси - неуловимый друг. Электроник - мальчик из чемодана.
6. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.
7. Борис Шергин. Пойга и лиса.
8. Михаэль Энде. Джим Пуговка и Чертова Дюжина. Джим Пуговка и машинист Лукас.
9. Виктор Голявкин. Рассказы.
10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.
11. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.
12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.
13. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.
14. Антоний Погорельский. Черная курица, или Подземные жители.
15. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.
16. Д.И Мамин-Сибиряк. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Серая Шейка. Богач и Еремка. Золотой брат. И другие рассказы.
17. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. Приключения Алисы в Стране чудес.
18. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.
19. Феликс Зальтен. Жили-были пятнадцать зайцев. Бемби.
20. Кир Булычев. Тайна третьей планеты. Путешествие Алисы. Заповедник сказок. Лиловый шар. Козлик Иван Иванович. День рождения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится.
21. Вильгельм Гауф. Приключения Сайда. Калиф-аист. Маленький Мук. И другие сказки.
22. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
23. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
24. Приключения Робин Гуда.
25. Радий Погодин. Кирпичные острова.
26. Нина Артюхова. Мороженое.
27. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.
28. Пьер Грипари. Сестричка- невеличка. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. И другие сказки.
29. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Глупые обезьянки. Щур. - Яшка. И другие).
30. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.
31. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии
32. Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).
33. Алексей Толстой. Фофка.
34. Редьярд Киплинг. Маленькие сказки! Маугли.
35. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.
36. Александр Куприн. Ю-ю.
37. Ян Экхольм. ТО да СЕ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый.
38. Павел Бажов. Золотой волос. Каменный цветок. Горный мастер.
39. Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
40. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
41. Владислав Крапивин. Трое с площади Карронад. Тень каравеллы.
42. Джек Лондон. Сказание о Кише.
43. Софья Прокофьева. Остров капитанов. Пока бьют часы.
44. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.
45. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.
46. Юрий Олеша. Три толстяка.
47. Юрий Коваль. Недопесок.
Зачем и что читать малышу вслух?
Давно ли вы читали своему ребенку книжку вслух? Уверен, что далеко не каждый родитель может ответить, что происходило это сегодня или вчера. Нам мешает недостаток времени, и мы усаживаем чадо перед телевизором с мультиками или (в более старшем возрасте) за компьютер с очередной стрелялкой. Свои проблемы мы прячем за мнением, что ребенок еще мал, пусть немного подрастет, а уж тогда... Кое-кто даже удивляется, зачем в наш век телекоммуникаций вообще читать вслух?
Лет пятнадцать (или около того) назад появился термин «клиповое сознание». Определение термина найти нелегко, подозреваю, что его вообще нет, но обозначает словосочетание не самые лучшие особенности восприятия информации современным человеком.
На нас обрушивается информационный поток, принять который и переработать неподготовленный мозг не в состоянии. Мимо сознания проносятся сплошной чередой рекламные ролики, картинки, обрывки фраз, заголовки газетных статей. Жизнь воспринимается как мелькание кадров музыкального клипа, посмотрел и забыл. В голове, словно в отстойнике, собирается разный мусор, а чистая, необработанная сознанием информация проносится мимо как поток горной реки.
Причин такого феномена много, некоторые из них отмечались еще мыслителями средневековья. Но не стоит успокаивать себя, фундамент будущим успехам и неудачам наших детей закладываем именно мы, родители. Детей надо учить думать. Чтение в этом процессе, пожалуй, самая важная составляющая.
Словарный запас, воображение и усвоение учебных материалов могли быть лучше у любого двоечника, приучи его родители к чтению с малолетства. Не надо ждать, пока ребенок подрастет до какого-то возраста. Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку. Не ограничивайте общение агуканьем и сюсюканьем. В книгах много разных слов, которые ребенок должен слышать. Конечно, малыш ничего не поймет из прочитанного. Но он видит маму, выражение ее лица, слышит слова и контактирует с ней эмоционально.
В годовалом возрасте, подражая взрослым, ребенок уже может держать в руках книгу, рассматривать картинки. Литература для самых маленьких, до трех лет, это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами. Например, такие сказки как Курочка Ряба или Теремок.
Для дошколят постарше нужны истории длиннее, состоящие из нескольких связанных сюжетом эпизодов. К четырем годам у ребенка развивается воображение, и чтение становится особенно важным. Чтобы увлечь, превратите чтение в игру, читайте сказки по ролям и разыгрывайте сценки из прочитанного, предложите ребенку нарисовать или слепить кого-либо из персонажей.
Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Даже советуют во время чтения самостоятельно переделывать «нежелательные» окончания историй.
Но с другой стороны, воспитанные только на положительных примерах дети рано или поздно столкнутся с реальной жизнью, в которой хорошее тесно переплетено с плохим. Разве поможет им в этом случае полное отсутствие страха и опасений? Скорее навредит. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения. Избегать таких сказок или переделывать их не стоит.
Увы, реальной альтернативы чтению в процессе развития ребенка пока нет. Помните об этом и читайте малышам чаще.
|
|
|