|
Методическая разработка «Особенности психологической диагностики студентов 1 курса в период адаптации к колледжу»
ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Методическая разработка
«Особенности психологической диагностики
студентов 1 курса
в период адаптации к колледжу»
подготовил:
педагог-психолог
Н.В. Деркач
Белгород 2015
Пояснительная записка
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста. Поэтому одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений, на освоение ими новой роли студентов.
Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении.
В свою очередь диагностическое направление является определяющим фактором в дальнейшей работе педагога-психолога по адаптации 1 курсов к колледжу и предполагает самые различные виды взаимодействия психолога и субъектов образовательного пространства (тестирование, анкетирование, тренинги, разного рода встречи и мероприятия). Диагностическая работа служит средством информационного обеспечения педагогического коллектива о вновь прибывших студентах и всегда подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по психическому сопровождению.
Результаты психодиагностики необходимы для:
составления социально-психологического портрета вновь прибывших первокурсников;
определение путей и форм оказания помощи студентам, испытывающим трудности в адаптации, обучении, общении и психическом самочувствии.
При выборе психодиагностических методик психологическая служба белгородского строительного колледжа руководствуется следующим требованиям:
1. Используемая диагностическая методика должна определять психологические особенности студента - первокурсника, знание которых необходимо для его успешной адаптации.
2. Развивающий потенциал самого диагностического метода, т.е. сама его процедура, направлена не только на получение конкретных данных («чистая диагностика»), но имеет и развивающую направленность. Она позволяет строить новый тип коммуникации со студентом, преобразуя диагностическую процедуру в метод наблюдения, беседы.
3. Экономичность, компактность процедуры, легкость в обработке.
Этапы психологического сопровождения студентов 1 курсов.
1этап - первичная диагностика.
На этом этапе проводится психодиагностическое обследование всех групп первокурсников с целью выявления студентов, испытывающих трудности в адаптации к новой образовательной и социальной среде. В своей работе мы используем следующие диагностические методики:
Методика Г. Айзенка «Самооценки психических состояний».
С помощью данного теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности);
Методика «Самооценка психологической адаптивности».
С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности: 8-10 баллов – высокий; 6-7 баллов – выше среднего; 5 баллов – средний; 3-4 балла – ниже среднего; 2-1 балла – низкий (группа риска).
Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).
Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
Данный тест предназначен для самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика личности). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Методика Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности». Позволяет определить уровень самооценки личности, в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу".
Позволяет определить уровень адаптации личности студента. Заполняется преподавателями совместно с классным руководителем, ими выставляются баллы от 0 до 5 по шести шкалам: учебная активность;усвоение программных материалов; поведение на занятия; взаимоотношения с одногрупниками;отношение к преподавателю;эмоции.
Методика Айзенка.
Позволяет определить характерологические особенности личностипо 32 типам и отнести ее к одному из предложенных автором, а также определить выраженность таких психических показателей как: экстраверсии, интроверсии и нейротизма.
Результаты первичной диагностики позволяют провести первичное ознакомление свозможными трудностями в обучении и адаптации у студентов,а также становятся основой для проведения профориентационнойработы с будущими студентами. Мы заметили, что такая работа позволяетсоздать положительную установку студентов на дальнейшее обучение, повысить их мотивированность, заинтересованность, настроить надостижение успеха. Работа с психологом помогает лучше понять себя, свои проблемы и наметитьпути саморазвития.
На первом этапе важно выделить студентов «группы риска» - это студенты, у которых по тем или иным причинам могут возникнуть определенные трудности в адаптации.После проведения анализа результатов первичной диагностики первокурсников мы
проводим индивидуальные беседы с классными руководителями, дополняя сведения о студентах педагогическими наблюдениями, в результате чего и выделяются студенты, требующие особого внимания и контроля.
2 этап углубленное психодиагностическое обследование.
На этом этапе ведется работа со студентами, показавшими низкий уровень адаптации к колледжу, и со студентами, попавшими в группу риска, у которых предполагаются внутренние психологические конфликты и ряд других проблем. Данная диагностика носит индивидуальную направленность и проводится также по запросам родителей и педагогов
Психодиагностические методикидля углубленного обследования личности выбираются в зависимости отпричин, влияющих на низкий уровень адаптации и попадания студента в «группу риска»:
- Низкая успеваемость-методики на измерение уровня интеллекта, внимания, памяти и т.д;
- Низкая посещаемость – методики определения ценностных ориентации и мотивации к обучению и получению профессии;
- Девиантное поведение – методика на определение акцентуаций характера;
- Семейные, личностные проблемы– методикиЛюшера, Кеттела, психотерапевтическая беседа и другие.
Если студент успешно обучается и его психологический статус находится в пределах критериев адаптационного благополучия, то проведение каких-либо дополнительных обследований представляется неэтичным.
3 этап сопровождающий.
На данном этапе работа строится, в основном, в рамках коррекции и раскрытия индивидуальных особенностей каждого студента для повышения уровня адаптации к колледжу и достижения личностной зрелости. Здесь используются такие формы работы, как:
• Тренинг адаптации;
• Индивидуальное консультирование, профилактические беседы.
4 этап итоговая диагностика
На этом этапе используется тот же психодиагностический инструментарий, который был на первом этапе.
Известно, что в процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап его профессионального обучения. Сложность его заключается в том, что у молодого человека происходит перестройка всей системы ценностных ориентаций, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности. Поэтому очень важна психодиагностическая работа, так как на ее основе можно, вовремя распознать и исправить имеющиеся проблемы в адаптации у студентов 1 курсов. Данный комплекс реализуемых методик и дальнейшее психологическое сопровождение адаптации, положительно отражается на психоэмоциональном состоянии, здоровье, интеллектуальном и творческом потенциале и соответственно успеваемости, что снизит «отсев» студентов в течение учебного года.Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Диагностический инструментарий педагога- психолога,
используемый для изучения адаптации студентов 1 курсов к колледжу.
Методика 1.Диагностическая анкета "Уровень адаптации студента к колледжу".
Заполняется преподавателями совместно с классным руководителем выставляются баллы от 0 до 5 по шести шкалам. Результаты обрабатывает психолог.
1–я шкала: учебная активность
5 — активно работает на занятиях, часто поднимает руку, отвечает правильно.
4 — на занятиях работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
3 — редко поднимает руку, но отвечает верно.
2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная.
1 — пассивен на занятиях, дает отрицательные ответы.
0 — учебная активность отсутствует полностью.
2–я шкала: усвоение программных материалов
5 — правильное и безошибочное выполнение заданий.
4 — единичные ошибки.
3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов.
2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов.
1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий.
0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество.
3–я шкала: поведение на занятиях
5 — добросовестное выполнение всех требований преподавателя, дисциплинирован.
4 — выполняет требования, но иногда отвлекается от занятий.
3 — часто разговаривает с товарищами, не собран.
2 — скован на занятии, напряжен, отвечает мало.
1 — выполняет требования преподавателя частично, вертится, постоянно разговаривает.
0 —на занятии, занимается посторонними делами.
4–я шкала: взаимоотношения с одногрупниками
5 — общителен, легко контактирует с товарищами.
4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются.
3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми.
2 — предпочитает находиться рядом с одногрупниками, но не вступает с ними в контакт.
1 — замкнут, изолирован от других.
0 — проявляет негативизм по отношению ко всем товарищам.
5–я шкала: отношение к преподавателю
5 — проявляет дружелюбие по отношению к педагогу, часто с ним общается.
4 — дорожит хорошим мнением педагога о себе, стремится выполнять его требования.
3 — старательно выполняет требования педагога, но за помощью чаще обращается к одногрупникам.
2 — выполняет требования формально, старается быть незамеченным.
1 — избегает контакта с педагогом, при общении с ним теряется, смущается.
0 — общение с преподавателем приводит к отрицательным эмоциям, замыкается при любых замечаниях.
6 шкала: эмоции
5 — хорошее настроение, часто улыбается.
4 — спокойное эмоциональное состояние.
3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность).
2 — отрицательные эмоции преобладают.
1 — депрессивное настроение.
0 — агрессия.
Ключ
30-24 балла - высокий уровень адаптации.
23-18 баллов – среднийуровень адаптации.
17-12 баллов - низкий уровень адаптации.
11-0 баллов - дезадаптация - группа риска.
высокий уровень: у таких студентов сформирована учебная мотивация, они активно реализуют себя как в учебной деятельности, так и в общественной жизни колледжа. Дисциплинированы, добросовестно выполняют требования педагогов. У них стабильное эмоциональное состояние, преобладает позитивное настроение. Легко устанавливают контакты с одногрупниками и педагогами;
средний уровень: у таких студентов отношение к обучению характеризуется недостаточной настойчивостью в достижении положительных результатов. Они могут на непродолжительное время отвлекаться на занятиях. В общении малоинициативные. Но в отношениях с педагогами дорожат хорошим мнением о себе. Психоэмоциональное состояние спокойное;
низкий уровень: характеризуется несобранностью, нестабильностью в успеваемости и посещаемости. Все требования такие студенты выполняют формально, собственной инициативы не проявляют. Эпизодически наблюдается снижение настроения;
группа риска: у данной группы студентов наблюдается депрессивное состояние. Такие студенты замкнуты, с одногрупниками и преподавателями редко вступают во взаимоотношения. Успеваемость и посещаемость низкая. Учебная мотивация низкая, на занятиях могут заниматься посторонними делами.
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам.
Бланк для заполнения
Группа______________ кл. рук. Ф.И.О. ___________________________
преподаватель Ф.И.О.____________________________ предмет_________________
№ п/п
|
Ф.И. О. студента
|
Оцениваемые шкалы
|
Уровень адаптации
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25…
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика 2.Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности».
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в группе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после колледжа).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1. Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Методика 3.«Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
Данный тест предназначен для информативного способа самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Это наиболее приемлемая методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения Шкала ситуативной (реактивной) тревожности
№
п/п
|
Суждение
|
Никогда
|
Почти никогда
|
Часто
|
Почти всегда
|
1
|
Я спокоен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
2
|
Мне ничто не угрожает
|
1
|
2
|
3
|
4
|
3
|
Я нахожусь в напряжении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
4
|
Я внутренне скован
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Я чувствую себя свободно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
Я расстроен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
Меня волнуют возможные неудачи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
8
|
Я ощущаю душевный покой
|
1
|
2
|
3
|
4
|
9
|
Я встревожен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
10
|
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
11
|
Я уверен в себе
|
1
|
2
|
3
|
|
12
|
Я нервничаю
|
1
|
2
|
3
|
4
|
13
|
Я не нахожу себе места
|
1
|
2
|
3
|
4
|
14
|
Я взвинчен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
15
|
Я не чувствую скованности, напряжения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
16
|
Я доволен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
17
|
Я озабочен
|
1
|
2
|
3
|
4
|
18
|
Я слишком возбужден и мне не по себе
|
1
|
2
|
3
|
4
|
19
|
Мне радостно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
20
|
Мне приятно
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
|