|
3. «Самооценка психологической адаптивности»: (подчеркнуть.)
8-10 баллов – высокий
6-7 баллов – выше среднего
5 баллов – средний
3-4 баллов – ниже среднего
2-1 баллов – низкий.
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Методика «Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина».
Ситуативная (реактивная) тревожность (подчеркнуть)
до 30 баллов – низкая; 31 -44 балла - умеренная; 45 и более -высокая.
Личностная тревожность(подчеркнуть)
до 30 баллов – низкая; 31 -44 балла - умеренная; 45 и более -высокая.
Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Диагностическая анкета «Уровень адаптации студента к колледжу»(подчеркнуть)
24-30 баллов высокий уровень: у таких студентов сформирована учебная мотивация, они активно реализуют себя как в учебной деятельности, так и в общественной жизни колледжа. Дисциплинированы, добросовестно выполняют требования педагогов. У них стабильное эмоциональное состояние, преобладает позитивное настроение. Легко устанавливают контакты с одногрупниками и педагогами;
24-18 баллов средний уровень:
18- 12 низкий уровень:
12 - 0 баллов дезадаптация-группариска
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Методика 2.Г.Н. Казанцевой «Диагностика общей самооценки личности».(подчеркнуть)
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Рекомендации:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие выводы и рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Число и подпись педагога психолога
РЕЗУЛЬТАТЫ УГЛУБЛЕННОЙ ДИАГНОСТИКИ
Студента группы_______________________
Ф.И.О.___________________________________
_______________________________________
Тест акцентуации характера:
Психотипы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип темперамента:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Взаимоотношения с одногруппниками (подчеркнуть)
(деловые, ровные дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается).
Манера, стиль общения с окружающими(подчеркнуть):
доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
Отношение к общественному мнению(подчеркнуть):
активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять);
пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
Общие выводы и рекомендации:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Число и подпись педагога психолога
Литература:
1 Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. С.24-26.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Коррекционная программа
по адаптации
студентов 1 курсов к колледжу
Белгород 2015
Пояснительная записка
Коррекционная программа по адаптации студентов 1 курсов к колледжу направлена на снижение уровня дезадаптации. Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Каждое занятие носит тематический характер. Данная программа разработана с учетом результатов вводной диагности адаптации первокурсников к колледжу (см. приложение 1, 2).
В программе используются: занятия с элементами тренинга, психологические классные часы, деловые игры.
Занятия с элементами психологического тренинга – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний умений и навыков личности. Объектом воздействия таких занятий являются качества, способности, установки личности. Также это получение новых эмоциональных переживаний и ощущений. Они подразумевают под собой развитие творческого потенциала, готовность выйти за привычные рамки поведения, действия не «по шаблону».
Психологические классные часы – это занятия с заданной тематикой, которое направлено на коррекцию того или иного состояния личности или группы в целом. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения. Такая форма позволяет сделать занятие интересным, необычным, способствует развитию познавательной активности, снижает утомляемость и повышает работоспособность. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики студентов, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни студентов, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Занятие состоит из теоретической части, которая подкреплена психологическими упражнениями.
Деловая игра – это метод, при котором участники игры с помощью проигрывания определенных ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые для организации черты поведения, с помощью руководителя, друг друга и самостоятельно критически анализируют их, обучаются более эффективному способу поведения и тренируются в его совершенствовании. Роли могут быть самые различные: начальника, руководителя проекта, специалиста, сотрудника, преподавателя и т.д.
Данная программа помогает решить следующие задачи:
Снижение уровня дезадаптивного поведения студентов;
Нормализация межличностных отношений;
Снизить личностную тревожность;
Помочь скорректировать уровень самооценки;
Повысить мотивацию студентов к обучению;
Цели работы:
Программа нацелена на развитие социального интеллекта, снижения уровня агрессии, повышение мотивации к учебе. Развивая систему психических способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь студенту в его адаптации к социальным условиям.
Программа состоит из 13 занятий, периодичность встреч-3занятия в месяц. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей членов учебной группы, а также с учетом учебного расписания, каждое занятие рассчитано на продолжительность не более 45 минут и включает обсуждение заданных тем, психологические упражнения, обыгрывание ситуаций.
План занятий.
Занятие 1. «Знакомство». Занятие с элементами тренинга.
Цель – установление контакта между участниками, создание положительной мотивации к совместному обучению в группе сверстников.
Занятие 2. «Адаптация в новых условиях». Занятие с элементами тренинга.
Цель – преодолеть разобщенность и научится согласованному взаимодействию и сотрудничеству, основанному на доверии и взаимной поддержке.
Занятие 3. «Наши личностные особенности». Занятие с элементами тренинга.
Цель – помочь осознать необходимость саморазвития, самосовершенствования положительных черт и ситуаций, влияющих на нас, в которых мы действуем, познакомить студента с понятиями «личность», «индивидуальность»; показать неповторимость, уникальность личности; дать представление о путях формирования личности.
Занятие 4. «Наши ценностные ориентации». Занятие с элементами тренинга.
Цель – научить решать свои жизненные проблемы, показать важность ценностей.
Занятие 5. «Наши особенности».«Самореализация».Занятие с элементами тренинга
Цель – научить открывать свои способности и использовать их.
Занятие 6. «Отношение к себе». Классный час.
Цель – способствовать формированию адекватной самооценки у студентов.
Занятие 7. «Доверие и сплочение». Занятие с элементами тренинга.
Цель – развить доверие между студентами, способствовать сплочению учебной группы.
Занятие 8. «Самооценка и коммуникативные навыки». Классный час.
Цель – осознание личного опыта коммуникативности, выявление барьеров в общении.
Занятие 9. «Сюжетно-ролевые игры». Занятие с элементами тренинга.
Цель – формирование у студентов новых моделей поведения в ситуациях межличностного общения, расширение гибкости поведения, благодаря возможности примерять роли разных участников общения.
Занятие 10. «Развитие сенситивности». Занятие с элементами тренинга.
Цель – способствовать повышению самопонимания и понимания других, чувственному пониманию групповых процессов, познанию социально-психологического климата своей учебной группы и развитию ряда поведенческих навыков.
Занятие 11. Игра «Сотворение мира».
Цель игры – творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации.
Занятие 12. Игра «Аукцион ценностей».
Цель игры – осознание своего жизненного плана, построение или вынесение во внешний план иерархии ценностных ориентаций, а так же их «апробирование» в столкновении с «реалиями» игровой ситуации.
Занятие 13. «Что во мне изменилось?».
Обсуждение результативности и ценности знаний умений и навыков, полученных в ходе занятий каждым из участников.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. «Знакомство»
Упражнение 1 «Имя – движение»
Инструкция ведущего:Участники группы, по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
Упражнение 2 «Что значит ваше имя?»
Инструкция ведущего:Участникам группы предлагается назвать свое полное имя и рассказать что-нибудь о своем имени. Например, ответить на такие вопросы:
-Нравится ли мне мое имя?
-Знаю ли я, кто его для меня выбрал?
Знаю ли я, что обозначает мое имя?
Кто из моих знакомых (родных) носит то же имя?
Есть ли мои тезки среди известных людей?
Как имя влияет на мое поведение в жизни?
Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.
Упражнение 3. «Групповой рисунок»
Инструкция ведущего:Для выполнения этого упражнения на взаимодействие студентам выдается большой лист ватмана и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок (корабль для группы, дом для группы). Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.
Занятие 2 «Адаптация в новых условиях»
Упражнение 1 «Галстуки»
Всем участникам на шею повязываются галстуки по-пионерски. Затем всех просят перевернуть галстуки концами назад.
Инструкция: вытянуть руки вперед. Задача: не сгибая рук, необходимо вернуть галстук в пионерское состояние.
При обсуждении каждый участник делится своими впечатлениями, ведущий задает вопрос: какой способ использовали? Обязательно нужно отметить тех, кто первым догадался предложить свою помощь коллегам, кто мучился сам, но не догадался попросить помощи.
Упражнение 2 «Оказание поддержки»
Упражнение выполняется в кругу. Ведущий говорит о важном умении не только оказывать помощь, но и просить помощи. Очень важным качеством является способность человека оказывать поддержку своим сверстникам, коллегам. Необходимо, чтобы участники поняли, чем отличается поддержка от комплимента и как ее нужно оказывать.
Особенно нужна поддержка в момент, когда человек неуспешен. В такие минуты необходимо обратиться к внутренним ресурсам, личным качествам и достоинствам. Это повышает самооценку, мотивирует человека, заставляет его искать пути решения, и он начинает видеть ресурсы в себе.
Далее ведущий предлагает каждому участнику оказать поддержку кому-либо из присутствующих. Для этого нужно передать мягкую игрушку «адресату» с соответствующими словами. Ведущий начинает упражнение первым, участники продолжают, пока поддержка не будет оказана каждому.
Упражнение 3 «Двигатель»
Завершающее упражнение, которое должно продемонстрировать сплоченность и согласованность команды. Включается бодрая веселая музыка и участникам предлагается по очереди выходить в круг, совершая танцевальные движения. Каждый последующий встает сзади предыдущего и его движения не должны повторять движений уже вышедших в круг.Когда вся группа окажется в движении – дается последнее тренинговое задание – изобразить в танце двигатель.
Занятие 3. «Наши личностные особенности»
Оборудование: бланки для теста, ручки.
Упражнение 1. Тест «Ваша индивидуальность»
1.Легко ли вы сходитесь с людьми?(да- 1; не очень-3; нет-5).
2.Курите ли вы?(да – 1; иногда – 3; нет – 5).
3.Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то: (никогда не признаюсь в этом – 1; иногда признаюсь – 3; признаюсь – 5).
4.Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?(да – 1; не знаю – 3; нет – 5).
5.Вы считаете, что трезвый среди пьяных - «белая ворона»?(да – 1; не уверен – 3; нет – 5).
6.Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?(да-5; не все-3; нет- 1).
7.Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого,вступились бы вы за него?(да – 5; не уверен – 3; нет – 1).
8.Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?
(да – 5; если бы не спешил – 3; нет – 1).
9. Когда родители пытаются вас чему- то научить, то вы:(учусь – 5; делаю вид, что учусь, - 3; стараюсь отделаться – 1).
10. Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?(да – 5; иногда – 3; по принуждению – 1).
ОТ 10 ДО 22 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность рискует никогда не проявиться. Вы живете серо и буднично, не заглядывая в будущее, принижая мрак за норму. Вы абсолютно зависимый человек. Причем вы в значительной мере зависите от себя и в не меньшей степени – от своих друзей, которых сочувствующие вам люди называют «дружками».
ОТ 23 ДО 38 БАЛЛОВ. Если вы без натяжек выставили себе тройки и пятерки, то ваша индивидуальность начинает просыпаться. Вы способны противостоять дурным влияниям и заглядывать в будущее, понимая, что школьные годы – это прелюдия, что жизнь впереди и ее качество будет зависеть от того, что и как вы делаете сейчас.
ОТ 39 ДО 50 БАЛЛОВ. Ваша индивидуальность уже в значительной мере проявилась. Вы разобрались в том, что на самом деле полезно и чего стоит упущенное для самосовершенствования время. Вы не боитесь работы благодаря способности совершать волевые усилия над собой. Вы ориентируетесь не на тех, кто сильней, а на тех, кто интересней, полезней.
|
|
|