Главная страница

Учебная мотивация школьников


Скачать 105.35 Kb.
Название Учебная мотивация школьников
Дата 09.03.2016
Размер 105.35 Kb.
Тип Документы


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение  «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

 I и II видов»

Теоретическое сообщение по теме:

Учебная мотивация школьников:

психолого-дидактический аспект

Подготовила:

учитель начальных классов:

Урецкая Татьяна Александровна
г. Смоленск 2013 год
Формирование учебной мотивации у младших слабослышащих школьников.

Проблема развития учебной мотивации у младших слабослышащих школьников является предметом исследования педагогов, учёных на протяжении многих лет. Для современной школы эта проблема в настоящее время остаётся актуальной. Всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у младших школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум», особенно на рубеже начального и среднего звена.

Удовлетворение потребностей младших слабослышащих школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности в учебной деятельности.

Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Систему работы, направленную на формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников, можно оформить в структурно-логическую модель.


















Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших слабослышащих школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации, укрепляет желание детей овладевать знаниями.
П
Начало урока

Объяснение нового материала

Закрепление,

тренировка,

отработка умений
риёмы формирования учебной мотивации, используемые на основных этапах урока.











Конец урока


Домашнее задание

Повторение








Вот примеры наиболее часто используемых приёмов. Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём «Удивляй»: в юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8м в длину и 6м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут у нас на огороде.

При сообщении темы урока и его цели можно использовать приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ: «Карлик нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах»».

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать «Да-нетку». «Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами «да» и «нет».

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием.

Ф.И. «гостя»

Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово.

Оценка, которую ставит «хозяин».

Ф.И. «хозяина»

1

по…зда -




2

г…лубок -




3

м…сной -





  Главное назначение дидактических игр – стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности.

Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др.

Вот пример одной из сказок.

В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой  безымянной улице жили маленькие слова: «в», «на»«за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая.

Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе».

Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». На уроке математики в 3 классе «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке: отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель - помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.

В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.


Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших слабослышащих школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

  • найди лишнее число в каждом ряду

  • зачеркни его

  • оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания

  • подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово

  • запиши его




20

25

32

37

46

48

51

55

61

64

75

84

94

Ю

Т

З

У

М

Г

Е

Я

А

Й

Р

И

Н




















































































61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64
Больший интерес слабослышащие школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Тема «Термометр». Проблемные вопросы: почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Проблемные задачи: осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.

Приёмы создания ситуаций успеха.

Преодоление страха

аха



«Ничего страшного…Бывает что люди боятся…»



Скрытая инструкция


«Ты же помнишь, что…»




Авансирование

«У тебя получится…»




Персональная исключительность

«Только у тебя может

получиться…»





Усиление мотивации

Усиление мотивации

Усиление мотивации

ние мотивации

мотивации





«Нам это нужно, для…»




Высокая оценка детали



«Вот эта часть у тебя замечательна!»




Нужно стараться

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Список использованной литературы:




1. Бондарь Т. В. Особенности формирования мотивации учения младших школьников на основе уровневой дифференциации обучения. Дисс. . канд. псих. наук. - Краснодар, 2000. - 163 с.

2. Кулагина И..C. Активизация учения: сущность и содержание // Педагогика. 1994. -№ 1. - С. 7-11.

3. Вулъфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. -М.,2000.