|
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребёнка?" (Ученик глазами педагогов и родителей)
Родительское собрание "Знаю ли я своего ребёнка?" (Ученик глазами педагогов и родителей)
Цели:
Развитие самосознания родителей и педагогов
Развитие конструктивных представлений о детях (у родителей), об учениках (у педагогов)
Коррекция позиций педагогов по отношению к ученикам и родителям, позиции родителей по отношению к педагогам
Предоставление возможности конструктивного анализа черт характера учеников для каждой из сторон
Материалы:
Таблица для педагогов
Карточки на каждого учащегося
Список качеств для родителей (или чистые листы для записи)
Ручки/ карандаши
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
I. Для проведения родительского собрания необходим предварительный этап, который проводится с педагогами, работающими в данном классе, или с классным руководителем.
В зависимости от существующих проблем в классе составляется список положительных качеств личности, являющихся противоположными к проблеме класса. Количество качеств и их список варьируется и составляется психологом вместе с классным руководителем.
Учитель заполняет следующую таблицу, в которой обозначает знаком “+” те качества, которые у ребенка есть и ярко выражены (3-4 качества в зависимости от их общего количества). Знаком “!” - педагог обозначает те качества, которые (по его мнению) необходимо развить ребенку в первую очередь.
Например:
Таблица для собрания в 8 классе (основная проблема – нет положительной мотивации учения)
Фамилия учащегося
|
трудо
любие
|
принци
пиаль
ность
|
аккурат
ность
|
испол
нитель
ность
|
порядоч
ность
|
органи
зован
ность
|
вежли
вость
|
друже
любие
|
справед
ливость
|
само
критика
|
настой
чивость
|
целе
устрем
ленность
|
ответ
ствен
ность
|
1.
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
!
|
!
|
!
|
|
2.
|
!
|
|
|
!
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
!
|
3.
|
|
+
|
|
|
|
!
|
|
|
+
|
+
|
!
|
!
|
|
…
|
28.
|
|
!
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
|
!
|
!
|
+
|
29.
|
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
!
|
|
|
|
!
|
!
|
30.
|
!
|
|
+
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
!
|
!
|
После этого на каждого ученика в соответствии с таблицей заполняется карточка, на которой обозначены ярко выраженные существующие качества и качества, которые необходимо развить в первую очередь.
Например:
ФИО
|
Ярко выраженные качества
|
Качества, необходимые развить в первую очередь
|
исполнительность
|
самокритичность
|
порядочность
|
настойчивость
|
вежливость
|
целеустремленность
|
II. Непосредственно родительское собрание начинается с обсуждения темы собрания и предлагается подумать над характером своего ребенка, при этом делается акцент на том, какой ребенок есть на самом деле и каким его хотят видеть родители, как ребенок презентует себя дома и в школе.
Родителям дается список качеств (на приготовленных заранее бланках или записывается под диктовку) тот же, что и в таблице, и предлагается подумать, кто в большей степени ответственен за развитие данного качества у вашего ребенка: школа/ педагоги или семья/ родители
Далее рядом с каждым качеством следует расставить буквы: Ш – если за развитие данного качества отвечает школа, или С – если за это качества отвечает семья.
Посчитав количество букв С и Ш (чего больше), можно определить, на кого перекладывается ответственность за воспитание личности ребенка.
Показательно, что при подобной работе с детьми, ученики указали еще одну движущую силу в развитии характера – сверстники/ улица. Ни один родитель не указал возможности влияния данного фактора.
Следующий этап работы аналогичен работе с педагогами: следует поставить + рядом с теми качествами, которые у ребенка есть, и он их ярко проявляет (3-4 качества). Следует обратить внимание родителей на буквы, стоящие рядом с этими качествами (С и Ш), это показывает эффективность работы семьи или школы в развитии личности ребенка. (Грубо говоря, кто хорошо поработал.)
Родителям предлагается подумать, какие черты характера необходимо развить ребенку в первую очередь для успешной деятельности (учебы). Родители проставляют ! рядом с 3-4 качествами. Психолог так же обращает внимание на буквы С и Ш рядом с этими качествами (кому следует работать эффективнее, быть более внимательным к личности ученика). При обсуждении важно отметить, что ребенку будет сложно развить то или иное качество, если его нет у родителей. Поэтому родителям следует либо развивать данное качество у себя, либо создавать оптимальные условия для их развития у ребенка.
Каждому родителю раздается карточка с описанием его качеств по мнению учителей. Родителям предлагается сравнить эти списки, найти сходства и отличия. Если списки не отличаются, значит, ребенок ведет себя одинаково в школе и дома, и педагоги являются союзниками родителей в гармоничном развитии личности ребенка. Если списки отличаются, то следует задуматься, что заставляет ребенка быть разным в школе и дома. Необходимо обратить внимание родителей на положительные качества ребенка, которые видят педагоги, отметить, что иногда родители сознательно или бессознательно не хотят чего-то замечать в характере своего ребенка. В этом случае общение с педагогами позволит родителям разобраться в причинах подобной ситуации и способах его коррекции. Возможно, выработка единой системы требований, единой тактики взаимодействия с ребенком в семье и школе поможет нормализовать поведенческую, эмоциональную и интеллектуальные сферы ребенка.
Заключительный этап собрания – обсуждение приобретенного опыта. Психолог задает наводящие вопросы, позволяющие осознать ценность данного мероприятия: узнали родители что-то новое о своем ребенке или еще раз убедились в чем-то, в чем может помочь полученная информация. Отмечается рациональность данного подхода к проблеме, при котором эмоции и предвзятое отношение отходят на второй план. Обычно этот этап работы проходит очень эмоционально.
|
|
|