Здравствуйте, Саркисян Элина Валерьевна, учитель русского языка и литературы школы № 336, /обладатель ГРАН-ПРИ в номинации «Учитель года» конкурса педагогических достижений «Мир в твоих руках»/. Начать свое выступление я бы хотела с притчи.
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его. «О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я бы хотел знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. «Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве. Кто из вас сможет открыть ее?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считали себя мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна. Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и, наконец, резко толкнул ее. О чудо, дверь открылась! Она была прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно. Тогда царь объявил: «Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Эта притча учит нас тому, что все на самом деле просто: чтобы добиться чего-либо, надо осмелиться, приложить усилие, сделать попытку, полагаясь на себя, в первую очередь.
Именно это я и сделала, приняв участие в конкурсе педагогических достижений. Сегодня, чтобы рассказать о том, как это было, я оглядываюсь назад и вспоминаю, с чего же все началось…
А началось все с предложения завуча принять участие в этом конкурсе, помню я еще сказала, что не чувствую себя готовой к такому конкурсу, на что мне ответили: «У Вас все получится, да и я рядом, вы можете на меня рассчитывать». Так, заручившись поддержкой администрации, я несмело, но с большим интересом начала этот путь. Состоял он из нескольких этапов.
Этап 1 – подготовка документов, подача заявки. Это и было первым туром, преодолеть который не составило особого труда, главное четкое и верное следование требованиям положения конкурса.
На II этапе конкурсного пути, нужно было провести открытый урок в своей школе и на своем классе. Это было несложно. Понятие «открытый урок» нам знакомо, дети знают учителя, учитель знает, чего ждать от детей, родные стены - все это помогает. А сложно было в рамках одного урока продемонстрировать оптимально те технологии, методы и формы работы, которыми ты владеешь, показать, как работают дети под руководством учителя, грамотно составить самоанализ урока.
Я благодарна членам комиссии и ее председателю - методистам ИМЦ, проводившим перед каждым туром консультации, которые очень помогали, разъясняли требования, предупреждали об ошибках предыдущих участников, направляли и просто благосклонно относились ко всем конкурсантам.
Следующий этап – третий тур – самопрезентация «Миссия учителя», представление собственного опыта. Самым сложным для меня оказалось, во-первых, предстать перед комиссией с выступлением, во-вторых, уложиться в 10 минут. Поскольку хотелось рассказать о многом: о технологиях и методах, используемых на уроках, о принципах работы с детьми. И здесь очень важна подача материала – не разрозненно, а в системе. Важно, как мне кажется, продумать центральный, стержневой элемент как символ, (как каркас) вашей работы с учениками.
Для меня таким символом явилось дерево, имеющее свою корневую систему – те базовые знания, с которыми приходят дети в среднюю школу, ствол – та самая работа, которая ведется у нас из урока в урок, ветви – как расширение знаний, участие в различных конкурсах и, наконец, плоды, которые приносит наша совместная с детьми деятельность.
Этап самопрезентации оказался и самым полезным: вы наводите порядок в ваших чертогах, возникает необходимость упорядочить те материалы, что накопились, разгрести, разложить по полочкам. Главный результат – системное описание опыта работы.
И, наконец, заключительный этап – четвертый тур – открытый урок в 35 минут в чужой школе на чужом классе. Хочется отметить доброжелательную обстановку и хорошее отношение администрации школы 239, которая была площадкой для проведения открытых уроков, коллег-учителей, а также членов комиссии.
Последний этап конкурса, если честно, оказался самым интересным и принес истинное удовольствие. Я человек самокритичный и требовательный к себе, так что, пройдя второй и третий туры, я была недовольна собой, а в четвертом туре меня порадовали детки, отношение коллег-соперников, готовых помочь, да и от самого урока я получила большой заряд позитивной энергии. Что важно для успешного прохождения этого заключительного этапа? На мой взгляд, выстроить четкий план урока, продумать все до мелочей, придумать нечто необычное, что увлечет детей с первой минуты встречи, раскрепостит, позволит работать с удовольствием, и еще очень важен собственный позитивный настрой.
Конечно, за всем этим стоит колоссальный труд, упорство, бессонные ночи, нервы, переживания, но в то же время это шанс доказать себе, что ты чего-то да стоишь, это возможность поверить в свои силы, это такой необходимый опыт, обрести его призываю всех. Так что бояться и ужасаться не надо, а смело и с твердой верой в себя демонстрировать миру свой талант.
Дерзайте, участвуйте, показывайте себя. Ведь сегодня учитель не должен вариться в собственном соку, он должен быть открытым для коллег, родителей, он должен обмениваться опытом, чтобы как сказал герой Л. Н. Толстого «мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это».
И напоследок мне хочется сказать словами И. Е. Б. Дувойе: «Возвращаясь с работы, вы должны испытывать удовлетворение от самой работы и от того факта, что мир нуждается в ней. С этим мир – небеса, и они находятся настолько близко, насколько вы можете до них дотянуться».
Думаю, мне все-таки удалось дотянуться до небес, поскольку работу я свою люблю, а еще больше люблю детей, ради которых мы, в сущности, и трудимся.
|