Главная страница

Методическая разработка «Особенности психологической диагностики студентов 1 курса в период адаптации к колледжу»


Название Методическая разработка «Особенности психологической диагностики студентов 1 курса в период адаптации к колледжу»
страница 2/5
Дата 09.03.2016
Размер 0.7 Mb.
Тип Методическая разработка
1   2   3   4   5

Ключ:Ситуативная (реактивная) тревожность ЛТ =∑ 1-∑ 2+35, где

∑1-сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам: 3,4,6,7,12,13,14,17,18;

∑2- сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам: 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

Шкала личностной тревожности



п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ: Личностная тревожность ЛТ =∑ 1-∑ 2+35, где

∑1-сумма зачеркнутых цифр по пунктам: 22, 23, 24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;

∑2- сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам: 21,26,27,30,33,36,39.

Обработка результатов включает следующие этапы:

 Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

 На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

 Вычисление среднегруппового показателя ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

Интерпретация результатов

При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности как личностной так и ситуативной:​ до 30 баллов – низкая;

 31 -44 балла - умеренная;​ 45 и более -высокая.

Высокая и очень высокая тревожность (> 46) прямо может быть связана с наличием невротического конфликта, эмоциональными срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, неактивное, с низким уровнем мотиваций. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Умеренная тревожность (зона психологического комфорта) - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Методика 4. «Самооценка психологической адаптивности». 

С ее помощью выявляется уровень социально-психологической адаптивности личности. Методика состоит из 15 вопросов, поделенных на две группы (группа А состоит из 10 утверждений, группа Б – из 5).

Цель: исследовать уровень социально-психологической адаптивности.

Инструкция: Если Вы, безусловно, согласные утверждением, напишите ответ «да», если не согласны, напишите ответ «нет».

ТЕСТ

Группа А
1.​ Я часто испытываю тягу к новым впечатлением.

2.​ Мне нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной операции на другую, с одного дела не другое.

3.​ Я быстро могу перейти от отдыха к интенсивной деятельности.

4.​ Я быстро схожусь с новыми людьми.

5.​ Я быстро засыпаю и пробуждаюсь.

6.​ Я быстро осваиваюсь в новой обстановке, включаюсь в новое для себя дело.

7.​ Мне нравится, когда на работе появляются новые люди.

8.​ Я люблю бывать в новом для себя обществе.

9.​ Мне приходится слушать от окружающих и друзей, что я человек деятельный и подвижный.

10.​  Новый для меня учебный материал я обычно запоминаю и усваиваю быстро, хотя иногда способен так же быстро его забывать.
Группа Б
11.​ Я не люблю заводить новых знакомств.

12.​ Мне трудно расстаться с какой-либо мыслью, в которую я когда-то поверил, хотя много убедительных доводов против этой мысли.

13.​ Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у меня медленно, но зато усваиваются очень прочно.

14.​ Меня иногда упрекают в медлительности.

15.​ Я не люблю подвижных игр.
Обработка результатов

Найдите сумму положительных ответов на утверждения группы А (с 1 по 10). Далее аналогичным образом найдите сумму положительных ответов на утверждение группы Б (с 11 по 15). Затем из первой суммы нужно вычесть вторую. Данный показатель и будет свидетельствовать о степени вашей психологической гибкости в процессе деятельности.
Уровни социально-психологической адаптивности:

8-10 баллов – высокий

6-7 баллов – выше среднего

5 баллов – средний

3-4 баллов – ниже среднего

2-1 баллов – низкий (группа риска).

Методика 5.Г. Айзенка «Самооценка психических состояний». 

С помощью теста можно определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).

Инструкция:Прочитайте утверждение, если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Обработка результатов.

1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

I 1...10 вопрос - тревожность;

II 11... 20 вопрос - фрустрация;

III 21...29 вопрос - агрессивность;

IV 31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

I. Тревожность: 0...7 баллов - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.

П. Фрустрация (фрустрированность): 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.

III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;

8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

Описание состояний.

I.

1.​ Не чувствую в себе уверенности.

2.​ Часто из-за пустяков краснею.

3.​ Мой сон беспокоен.

4.​ Легко впадаю в уныние.

5.​ Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6.​ Меня пугают трудности.

7.​ Люблю копаться в своих недостатках.

8.​ Меня легко убедить.

9.​ Я мнительный.

10.​ Я с трудом переношу время ожидания.

II.

1.​ Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.

2.​ Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

3.​ При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

4.​ Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

5.​ Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

6.​ Я нередко чувствую себя беззащитным.

7.​ Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

8.​ Я чувствую растерянность перед трудностями.

9.​ В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

10.​ Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III.

1.​ Оставляю за собой последнее слово.

2.​ Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

3.​ Меня легко рассердить.

4.​ Люблю делать замечания другим.

5.​ Хочу быть авторитетом для других.

6.​ Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

7.​ Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

8.​ Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

9.​ У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

10.​ Я мстителен.

IV.

1.​ Мне трудно менять привычки.

2.​ Нелегко переключать внимание.

3.​ Очень настороженно отношусь ко всему новому.

4.​ Меня трудно переубедить.

5.​ Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

6.​ Нелегко сближаюсь с людьми.

7.​ Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

8.​ Нередко я проявляю упрямство.

9.​ Неохотно иду на риск.

10.​ Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Методика 6.Тест Айзенка - диагностики характерологических особенностей личности.
Инструкция: На предлагаемые вопросы отвечайте «да» или «нет», не раздумывая.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем нибудь спросят?

4. Бывает ли так, что ты раздражен чем -нибудь?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами. Чем с ребятами?

7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшучивать над кем -либо?

10. Ты когда -нибудь чувствовал себя несчастным, хотя на это не было настоящей причины?

11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?

12. Ты когда -нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

14. Нравиться ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

15. Ты переживаешь из-за всяких событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?

18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем -нибудь?

20. Ты когда -нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. У тебя бывают головокружения?

30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что -нибудь надоело?

32. Любишь ли ты иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?

34. волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35. ты обычно быстро принимаешь решения?

36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

39. Тебя легко огорчить?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на раздумывание?

42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь, то, что тебе подают?

45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем -нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48. Был ли ты когда нибудь груб с родителями?

49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Бываешь ли, ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что -нибудь исправить?

57. Когда кто -нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что -нибудь, не подумав?
Бланк к опроснику Айзенка

Ф.И. студента________________________ группа___________________


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

1   2   3   4   5