|
Роль стартовой психологической диагностики первоклассников в планировании индивидуальных образовательных траекторий
Антонина Борисовна Коротовских
педагог-психолог МАОУ «Новозаимская СОШ»
с. Новая Заимка Заводоуковский городской округ Тюменская область
РОЛЬ СТАРТОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЛАНИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Дети приходят в школу с разными образовательными возможностями и, приступая к работе с первоклассниками, учитель сталкивается с рядом проблем: одни дети уже умеют читать и писать, другие не умеют правильно держать ручку и следовать элементарным инструкциям взрослого. Это обусловлено рядом причин, среди которых главное место занимают индивидуальные особенности развития. Немаловажную роль играет и тот факт, что не все дети посещают дошкольные образовательные учреждения, а дома подготовке к школе со стороны родителей зачастую уделяется мало внимания. Есть дети, которые посещают детский сад нерегулярно, имеют проблемы со здоровьем и речевые нарушения. Все эти факторы мешают им достичь оптимального уровня готовности к школьному обучению.
В настоящее время все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий. В новом образовательном стандарте также прописан портрет выпускника начальной школы. Помимо того, что учитель передает детям определенные знания, умения и навыки, он должен научить детей учиться, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Так же стандарт ориентирован на становление определенных личностных характеристик выпускника.
Для того, чтобы успешно реализовать поставленные задачи, прописанные в образовательном стандарте начального общего образования, необходимо тщательно продуманное планирование образовательного процесса и систематический анализ промежуточных результатов работы. Эффективно организовать процесс обучения невозможно без учета актуального (исходного) уровня развития каждого ребенка, его сильных и слабых сторон, способностей и интересов. Таким образом, мы приходим к необходимости получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассника к школьному обучению. К тому же, невозможно оценить динамику образовательных достижений обучающихся начальной школы, а, следовательно, оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования без знания исходных результатов. Таким образом, стартовая психологическая диагностика является важным этапом построения учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения.
Стартовая диагностика первоклассников является инструментом, позволяющим организовать процесс обучения, направленный не на «среднего» ученика, а на конкретного ребенка, имеющего свои индивидуально-психологические особенности. Безусловно, стартовая психологическая диагностика, проводимая педагогом-психологом школы, предметная диагностика и наблюдения учителя позволяют выстроить объективную картину об уровне готовности первоклассника к школьному обучению, наметить его индивидуальную образовательную траекторию.
Результаты, полученные в ходе исследования, используются учителем для построения взаимодействия с каждым ребенком во время учебной и внеурочной деятельности, дают возможность получить информацию об объективности требований, предъявляемых ребенку. Учитель знает, в какой мере ученики способны воспринимать и выполнять инструкции, насколько они самостоятельны. Результаты диагностики являются основой для принятия решений по дальнейшей организации учебного процесса. Результаты стартовой диагностики позволяют вносить коррективы в тематическое планирование и план воспитательной работы. Учитель разрабатывает планы для работы с одарёнными детьми и детьми с низким уровнем готовности к школе. Мы приходим к выводу, что результаты диагностики необходимы для построения процесса обучения на основе индивидуально-личностных особенностей ребенка, дифференцированного обучения на уроке, они учитываются при планировании индивидуальной работы с обучающимися на уроке.
Результаты диагностики дают возможность родителям взглянуть на ребенка «со стороны», скорректировать свое воспитательное воздействие, занять активную позицию в построении индивидуальной траектории развития ребенка. На основе результатов диагностики родители также имеют возможность оказать необходимую помощь своим детям в обучении в школе и дома (родители получают информацию, на что нужно обратить особое внимание при подготовке домашних заданий и дополнительных занятиях).
Психолог использует полученные данные для проведения (при необходимости) индивидуальных обследований ребенка и разработки программы коррекционной работы, как с отдельным учеником, так и с различными группами детей.
Стартовая психологическая диагностика проводится в начале учебного года педагогом-психологом совместно с учителем и включает в себя четыре методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», тест отношений к школе «Домики». Данная диагностика направлена на исследование общего уровня умственного развития ребенка, выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий (выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого, уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов).
Основываясь на результатах выполнения заданий, выделяют группу детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам низкие баллы. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя. При этом важно учесть, по какой именно методике ребенок продемонстрировал низкий результат.
Стартовая психологическая диагностика в МАОУ «Новозаимская СОШ» проводилась с 14 по 21 сентября 2012 года среди обучающихся первых классов. В исследовании приняли участие 61 первоклассник. После обработки полученных данных, мы получили следующие результаты: 16,4% детей показали низкий уровень готовности к школьному обучению. Практически все эти дети показали невысокие результаты и по предметной диагностике.
С детьми данной категории проводилась дополнительная диагностика, направленная на выявление особенностей развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия). Был проведен анализ результатов ребенка по каждой методике. Такой анализ дает много важной информации для планирования педагогической деятельности, в частности индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальная образовательная траектория - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе. Благодаря личностно – ориентированному подходу ребенок добивается больших личностных результатов. Индивидуальная образовательная траектория определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
На основе детального изучения результатов по каждой методике для учителя была разработана сводная таблица, включающая в себя уровень актуального развития ребенка и рекомендации по организации индивидуальной образовательной траектории.
Пример:
ФИ ученика
|
Уровень актуального развития
|
Рекомендации учителю по организации индивидуальной образовательной траектории
|
…
|
Общий уровень умственного развития ниже среднего, испытывает трудности в точном выполнении указаний взрослого, не умеет работать по образцу. Низкий уровень развития внимания и памяти.
|
Развивать внимание, память. Особое внимание уделять развитию мышления (примерные упражнения: «Продолжи ряд», «Исключи лишнее», «Назови одним словом», «Чего не хватает на рисунке?»)
Развивать мелкую моторику рук специальными упражнениями, рисованием, лепкой.
Ребенок может испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Необходимо следить за тем, понял ли задание ученик. Повторять задания и указания индивидуально. Обратить внимание на овладение математикой. Следить за тем, понимает ли ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу, выкладывание узора из кубиков, карточек).
|
Не секрет, что у учителя не хватает времени организовать индивидуальную работу со слабыми обучающимися после занятий, поэтому планировать урок следует так, чтобы организовать эффективную работу со всеми детьми, включая слабых и сильных (одаренных) детей. Здесь учителю могут помочь задания разной степени трудности. Преимущество их использования в том, что «сильные» дети самостоятельно выполняют учебные задания, а в это время учитель работает с остальными. Можно предложить самостоятельные задания разной сложности одновременно и «сильным», и «средним», и «слабым» детям. Можно использовать специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти, посвятив этому небольшую по времени часть урока. При этом дети могут объединиться в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу. Внеурочная деятельность также позволяет слабым ученикам «подтянуться», а сильным развивать свои способности.
После проведения стартовой диагностики, психолог выступает на родительских собраниях и проводит индивидуальные консультации с родителями, где помогает наметить план дальнейших действий родителей по оказанию необходимой помощи ребенку.
С детьми, показавшими низкий уровень готовности к обучению в школе, педагогом-психологом проводится коррекционно-развивающая работа.
|
|
|