|
Семинара-практикума «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения»
Педагогический совет в форме
семинара-практикума «Системный подход в работе с одаренными детьми на всех ступенях обучения»
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования, начиная с начальной школы. Эпиграфом работы с одаренными детьми могут послужить слова Г.В. Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития».
Основные цели и направления деятельности раздела программы определены на основании наиболее значимых направлений развития национальной образовательной системы, а также положений, сформулированных Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года.
Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.
Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализоваться в обществе. Учащиеся должны не только обладать определённым набором знаний и умений, но и использовать свои знания в практической деятельности, уметь анализировать, делать выводы, оценивать ситуацию, делать выбор и брать на себя за него ответственность на основе своих социальных и гражданских приоритетов.
Всё это требует от образовательной системы школы поиска новых технологий в обучении.
В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления, как выявление, воспитание и обучение одаренных детей.
Построение эффективной системы обучения и развития одаренных детей актуально для любого общества, поскольку именно эта, сравнительно небольшая, часть детей обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии; они способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, техники, социальной сфере. Организация работы с одаренными детьми входит в число приоритетных задач социально-экономического развития РФ. Работа направлена на обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах 1 и 2 ступени.
Так что же такое детская одаренность? Какой должна быть система работы с одаренными детьми? На эти вопросы мы постараемся ответить, работая в группах.
Работа в группах.
Работа длится 15-20 минут. Каждая группа получает карточку с заданием.
1 группа. Что такое одарённость? Виды одарённости. Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность? Может ли быть одаренным неуспевающий ученик?
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей-либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.
2 группа. Содержание, методы и формы работы с одарёнными учащимися. Нужно ли помогать одаренным детям? Может ли талант пробиться в жизни сам?
Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
3 группа. Может ли с обучением и воспитанием одаренного ребенка справиться любой учитель? Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием? Решает ли проблему обучения и развития одаренных детей увеличение объема и усложнение предлагаемого им учебного материала?
Задача учителя - научить учащегося спрашивать. Вопросы тренируют познавательную активность, умение и готовность находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему, хорошего уровня его работоспособности, развитых коммуникативных навыков. Количество и качество задаваемых вопросов служит индикатором его психологического здоровья, тренирует его успешность в учебной деятельности.
4 группа. Чем может помочь психолог учителю в работе с одаренными детьми? Какова роль родителей и общественности в развитии одаренности ребенка? По вашему мнению, готов ли наш коллектив к работе с одаренными детьми?
И сейчас опытом работы поделятся наши учителя.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Итак, одаренные дети: имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Всех одаренных детей можно разделить на три категории:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
-
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
В нашей концепции мы придерживаемся следующего определения одаренности.
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Мы разделяем мнение большинства ученых о том, что существуют определенные виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.
2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких характеристик, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, творческой, в сфере лидерства. Одаренных детей отличает, прежде всего, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, работоспособность, а также интеллект, превышающий средний уровень
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой либо деятельности.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие.
Потребность – состояние нужды организма или личности в чем-то необходимом для их нормального существования.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также наблюдению педагогов, психологов и родителей. А так же создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:
творческие мастерские (в начальной школе);
кружки по интересам.
Формы работы с одаренными детьми в среднем и старшем звене:
Олимпиады, творческие конкурсы различного уровня.
Участие в предметных неделях.
Элективные курсы.
Исследовательская деятельность.
Научно-практические конференции.
Работа по индивидуальным планам.
Предпрофильная подготовка.
Развитие и обучение одаренных обучающихся
Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Средняя ступень – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации и система внеклассной работы в школе. Наш раздел программы нацелен на помощь в развитии одаренных детей на всех этапах обучения.
Так для начальных классов необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Необходимо так же способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье. Проводить уроки творчества для одаренных детей. В процессе учебы основываться на игровую деятельность как на ведущую деятельность характерную для данного возрастного периода.
В среднем звене ведущей деятельностью является учебная. На данном этапе главной задачей педагога является поддержать одаренных учащихся не дать им «закрыться» т.к. очень часто в учебном коллективе такого ребенка не поддерживают. На основании этого самооценка способного учащегося падает. Именно для этого периода характерно, что одаренный ребенок становится обычным учащимся так называемым «середнячком». И основной задачей учителей, психологов, родителей является поднятие самооценки одаренных детей, включение их в разнообразную и интересную деятельность, как учебную, так и во внеурочную.
Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:
1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).
2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).
3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).
Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности происходит в конкретной деятельности.
Одаренные дети с раннего возраста настойчиво тянутся к знаниям. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого 2-3 летний ребенок может сосредоточиться на одном занятии. Одаренные дети бывают поглощены своим делом несколько часов подряд и возвращаются к нему в течение нескольких дней в отличие от обычного ребенка того же возраста. К 3-4 годам они умеют читать, считать, хорошо двигаются, увлекаются разными умственными или творческими занятиями. С поступлением в школу таких детей, обнаруживается, что некоторые из них в умственном развитии уже далеко от своих ровесников.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешнейкак свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель - это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей. Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е., сообразуясь с его «самостью», выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности (предметные недели, работа в научном обществе учащихся, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня);
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для формирования такого типа личности учителя в школе продолжают совершенствоваться материально-технические условия: подавляющее большинство педагогов первой и высшей квалификационной категории, многие владеют компьютерными технологиями, планируется введение электронного журнала, но школа недостаточно оснащена компьютерами, проекторами, экранами для использования на уроках педагогических программных средств.
Ожидаемые результаты работы:
1.Формирование системы работы с одаренными учащимися.
2.Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми в начальной, средней и старшей школе.
3.Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей через различные формы образования.
4.Курсовая переподготовка педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми
Этапы и содержание деятельности:
1.Диагностико-прогностический, методологический - 2011-2012 год
- Мониторинг одаренности.
- Изучение нормативной базы.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических, кадрово-методических условий реализации программы.
- Создание банка данных по одаренным детям.
- Создание банка творческих работ учащихся.
- Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
- Разработка рекомендаций для учителей по работе с одаренными детьми.
2.Экспериментальный – 2012-2013 год
- Апробация системы работы с одаренными учащимися.
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Активное использование практико-ориентированных методик.
3. Переход в режим функционирования - 2013-2015 учебный год
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
- Обобщение результатов работы школы.
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
- Обобщение опыта работы с одаренными детьми. Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
Комплексный план работы с одаренными учащимися на 2011 – 2015 гг.
1. Аналитический этап. Разработка методической основы работы с одаренными детьми. Разработка информационно – просветительского материала для родителей.
2.Тематическая работа с учащимися и воспитателями. Создание банка данных одаренных детей 1-9 классы (2012-2013). Проведение психолого-педагогической работы по адаптации с одаренными школьниками.
3.Диагностическая работа. Разработка информационно – методического материала для педагогов (2012). Получение и обработка данных по одаренным детям (2012-2013)
4. Создание и проведение кружков творческой и интеллектуальной направленности (2013-2015)
5.Мониторинг работы с одарёнными детьми 1-9 классы (2013-2015)
Основные формы работы с одарёнными учащимися по ступеням.
1 - 4 классы
Педагогические мастерские по развитию речи, математических способностей учащихся. Формирование навыков научной организации труда с учётом требований здоровьесберегающих технологий. Вовлечение учащихся в активные формы познавательной деятельности. Участие в олимпиадах и конкурсах по русскому и иностранному языку. Начальная лингвистическая и страноведческая подготовка.
5-9 классы
Урок. Практико-ориентированный подход к обучению с применением информационно-компьютерных технологий. Создание информационно-образовательного пространства школы с учётом индивидуальных способностей учащихся, повышение качества знаний и мотивации к обучению. Предпрофильная подготовка. Профориентационная работа с учётом индивидуальных наклонностей, выбор профиля дальнейшего обучения.
Внеурочная деятельность. Предметные недели. Развитие познавательной активности учащихся через проектные технологии. Формирование исследовательских навыков. Развитие интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской компетенции учащихся, воспитание информационной культуры. Научная конференция. Клубные занятия. Обучение технологии выполнения олимпиадных заданий и исследовательских работ.
Предметные олимпиады школьников. Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.
Эстетическое воспитание, развитие творческих, художественных способностей учащихся, создание ситуации успеха, социализация разновозрастных групп через участие в общешкольных проектах.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися:
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
В последние годы можно наблюдать уменьшение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников НПК, конкурсов и соревнований и, как следствие, низких образовательных достижений.
Хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются ученики, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Важно подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития.
Решение педагогического совета:
Разработать план мероприятий по созданию развивающей среды, позволяющей решать задачи обучения и воспитания одаренных детей.
Создание банка данных «Одаренные дети».
Проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
|
|
|