|
«Курс орксэ в контексте фгос»
Эссе на тему:
«Курс ОРКСЭ в контексте ФГОС»
Борисова Валентина Анатольевна
учитель начальных классов,
МОУ СОШ №7 п. Балтийский
Тема: «Курс ОРКСЭ в контексте ФГОС»
«Современный урок - это прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, его активного умственного роста, формирования его нравственных основ» Ю.А.Конаржевский.
Современное образование находится в процессе модернизации. Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Немаловажное место в этом направлении занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики», целью которого является формирование мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа. Воспитание в системе ценностей, раскрывающихся в мировых религиозных культурах, изучаемых в курсе ОРКСЭ, является устойчивой и совершенной системой воспитания, в которых никогда не изменят и не потеряют своего значения основные понятия: Добро, Зло, Любовь, Долг, Отечество.
В нашей школе был выбран модуль «Основы светской этики».
Цель изучения данного курса: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению.
Курс интересен своим содержанием, способен расширить пространство воспитательной работы школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, ее людям, усвоение нравственных ценностей. В рамках плана действий по организации учебной, внеклассной и внешкольной работы по данному курсу изучается культура поведения. Как вид нравственных норм и форма проявлений нравственных качеств личности: справедливости, тактичности, внимательности, доброжелательности и др.; изучается культура личного самообслуживания, общения , труда. Младшие школьники изучают правила хорошего тона как соблюдение элементарных правил культуры поведения на улице, дома, в школе. Формы и методы работы разнообразны и все они направленны на развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникабельных УУД.
В процессе изучения данного курса на уроках использовала различные формы учебной деятельности: групповые, дискуссии, мини-проекты, творческие задания, проигрывание игровых ситуаций на уроке, разбор пословиц, анализ и сравнение разных точек зрения и т.д. Например, на уроках посвещенным темам: «Труд» и «Мое любимое дело» детям предлагалось презентовать то, чем они увлекаются. На уроке «Праздники народов России» учащиеся, работая в группах, узнавали историю и традиции празднования национальных праздникоа народов, населяющих Россию и расписывали пасхальное яйцо. На уроках проводится не мало бесед на этические темы, применяется диалоговая технология, ведь обсуждение в парах, общее обсуждение способствует развитию логического мышления, речевых умений, эмоциональной сферы личности ребенка, ребята учатся уважать и принимать мнение других.
Детям предлагались разнообразные домашние задания: работа с учебником (в котором есть после каждого параграфа дополнительные разнообразные задания), создание рисунков (например, тема «Дружба» - создание «созвездия друзей»), написание мини – сочинений («Традиции моей семьи», «Что значит быть патриотом», «Что значит уважать Отечество»), стихов («Мой друг»).
Духовно-нравственное воспитание школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. Дети совместно с родителями составляли генеалогическое древо своей семьи, помогали учащимся записать традиции своей семьи, родители приглашались с выступлениями на уроке: «Бережное отношение к родителям», семейные праздники и т.д.
Курс, по-моему, интересный, необходимый в современном обществе, но при его изучении возникали некоторые сложности:
- курс требует очень большой дополнительной подготовки к занятиям;
- не все родители помогают ребенку в изучении курса (зависит это и от личной заинтересованности педагога и мотивации родителей)
- отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения, необходимо изыскивать другие способы мотивации учащихся;
- расширить УМК по данному курсу, модуль «Светская этика» ( разработать методические рекомендации по конкретному модулю и учебнику, разработать рабочую тетрадь, материалы в помощь учителю);
Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом курс вызывает положительные эмоции. Учащиеся высказывают на уроках свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина.
Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Я думаю, что данный курс этому очень способствует.
|
|
|