|
Заключение
В результате проведенной научно - исследовательской работы можно сделать следующие выводы: применение системы работы по народному фольклору является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря русскому народному фольклору, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе знакомства с русским народным фольклором развиваются, как и эмоционально так и психически. В процессе деятельности у детей развиваются творческое воображение, внимание, память, мышление и речь: выразительная интонация, правильное и чёткое звукопроизношение, умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведений, умение вступать в диалог, употреблять все части речи, правильно и чётко задавать вопросы, умение употреблять правильно род и число.
Применив метод математической статистики для обработки данных исследования t-критерий Стъюдента, предназначенного для сравнения двух выборок по исследуемому признаку, мы увидели, что уровень развития речи на статистически значимом уровне выше именно в экспериментальной группе «Солнышко».
Наша гипотеза подтвердилась полностью: уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, широко применять русский народный фольклор на практике в дошкольном образовательном учреждении и активно вовлекать детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики. На основе проведённой работы даём следующие методические рекомендации:
1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.
3. Работа по развитию связной речи детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.
4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.
6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.
7. Необходимо положительно настраивать детей на совместную деятельность с другими детьми и с воспитателем.
Список используемой литературы:
1. И. Д. Агеева. 500 загадок – складок для детей. 2008. – 96 с.
2. Т.А. Будырина, Л.С. Куприна. Знакомство детей с русским народным творчеством 2001. – 400 с.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
4. Л. С. Выготский. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. М. , 1982. Т. 2.
5. Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М. : Педагогика , 1991. – 341 с.
6. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез. 2009. – 96 с.
7. А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. – М. : Детство- Пресс, 2007. - 471 с.
8. Т.А. Давыдова. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. 2009. – 34 с.
9. А. В. Запорожец. Избранные психологические труды : В 2 –х т. Т. 1 М . : Педагогика , 1986. – 320 с.
10. М.Ю. Картушина. Праздники здоровья детей 5 – 6 лет. 2010. – 128 с.
11. В.Н.Косарева. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 5 – 7 лет. 2012. – 166 с.
12. Т. А. Ладыженская. Устная речь как средство и предмет обучения. М. : Флинта, 1998. – 137с.
13. А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 162 с.
14. М. И.Лисина. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика , 1986. – 203с.
15. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Т 2001. – 79 с.
16. Л.Я. Лялина, И.А. Качанова. Традиционные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с.
17. И.А. Мазнин. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. 2009. – 96 с.
18. Е.В.Мигунова. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 г.
19. В. С. Мухина. Детская психология : Учебник для студентов педагогических институтов. – М. : 1985.- 256 с.
20. Общение и речь : Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. М. , 1974. –174 с.
21. Н. Н. Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. , 1996. – 235 с.
22. А. Д. Салахова. Звуковой состав слышащего ребёнка // Дефектология. М. , 1971. – 197 с.
23. П. В. Середенко , А. В. Должикова. Методы математической статистики в психолого – педагогических исследованиях : учеб. пособ. , 2- е изд. , испр. и доп. – Южно – Сахалинск : СахГУ, 2009. – 52 с.
24. Е. О. Смирнова. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд. , перераб. – СПб. : Питер ,2009. -304 с.
25. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М. , 1981. – 186 с.
26. О. С. Ушакова. Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера , 2010.- 144 с.
27. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
28. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи и творчество дошкольников. 2008. – 176с.
29. Д. Б. Эльконин . Детская психология. – М. , 1960. – 185с.
Приложение 1
Протокол наблюдения
Объект: воспитательно – образовательный процесс во время проведения игровой деятельности в старшей группе «Солнышко» МБДОУ детский сад № 20 « Снегурочка» гор. Оха.
Цель: научить детей вступать во взаимодействие с педагогом и со сверстниками, учить выражать свои чувства и эмоции речью, использовать в речи сложные предложения и разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом.
Время проведения: –
Продолжительность: 25 минут
Предположительный результат:
В процессе наблюдения можно выявить насколько дети умеют сотрудничать с педагогом и со сверстниками, используют ли в речи сложные предложения и разнообразную лексику, выражать свои чувства и эмоции речью.
Программа наблюдения:
1. Подготовка и организация игровой деятельности.
2. Подготовка материала для игр.
3. Соблюдение основных правил безопасности.
4. Правильное выполнение задания в процессе игровой деятельности.
5. Степень внимания, сосредоточенности у детей во время игр.
6. Эмоциональное настроение.
7. Краткая фиксация наблюдения.
Приложение 2
Таблица 1. Бланк регистрации результатов наблюдения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 детского сада «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в экспериментальной группе «Солнышко».
№
|
Код ребёнка
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
Уровень сформированности
|
Общий балл
|
1.
|
В.Г.
|
с
|
в
|
с
|
в
|
с
|
4
|
2.
|
Л.П.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
3.
|
Л.Д.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
4.
|
Р.О.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
5.
|
С.И.
|
в
|
в
|
в
|
с
|
в
|
5
|
6.
|
В.С.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
7.
|
Т.М.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
8.
|
С.Д.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
9.
|
С.К.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
10.
|
В.Б.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
11.
|
С.М.
|
в
|
с
|
с
|
в
|
с
|
4
|
12.
|
Е.Д.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
13.
|
Л.С.
|
с
|
с
|
с
|
н
|
с
|
4
|
14.
|
С.М.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
15.
|
Р.М.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
16.
|
В.Г.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
17.
|
В.М.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
18.
|
С.Д.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
19.
|
П.М.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
20.
|
А.П.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
21.
|
Р.С.
|
в
|
в
|
в
|
с
|
в
|
5
|
22.
|
Е.К.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
23.
|
О.Ш.
|
с
|
с
|
с
|
н
|
с
|
4
|
24.
|
Б.Ш.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
25.
|
О.Р.
|
с
|
с
|
н
|
н
|
н
|
3
|
|
В-24%
|
|
|
|
|
С-60%, Н-16%
|
|
Приложение 3
Таблица 2. Бланк регистрации результатов наблюдения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 детского сада «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в контрольной группе «Ёлочка».
№
|
Код ребёнка
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
Уровень сформированности
|
Общий балл
|
1.
|
М.Ф.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
2.
|
М.С.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
3.
|
О.С.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
4.
|
С.Г.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
5.
|
А.К.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
6.
|
В.М.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
7.
|
К.Ж.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
8.
|
В.Г.
|
в
|
в
|
в
|
с
|
в
|
5
|
9.
|
Л.С.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
10.
|
Л.М.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
11.
|
М.К.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
12.
|
С.З.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
13.
|
С.Д.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
14.
|
Л.Д.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
15.
|
Л.П.
|
в
|
в
|
в
|
с
|
в
|
5
|
16.
|
Р.М.
|
с
|
с
|
в
|
с
|
с
|
4
|
17.
|
В.М.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
18.
|
А.П.
|
с
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
19.
|
А.С.
|
в
|
в
|
с
|
в
|
в
|
5
|
20.
|
Т.Д.
|
с
|
н
|
н
|
н
|
н
|
3
|
21.
|
С.Г.
|
с
|
с
|
в
|
с
|
с
|
4
|
22.
|
П.М.
|
в
|
в
|
в
|
в
|
в
|
5
|
23.
|
К.З.
|
с
|
с
|
в
|
с
|
с
|
4
|
24.
|
Е.К.
|
в
|
с
|
в
|
в
|
в
|
5
|
25.
|
Л.Л.
|
в
|
с
|
с
|
с
|
с
|
4
|
|
В –20%
|
|
|
|
|
С – 60%, Н – 20%
|
|
Приложение 4
Рис. 1. Сравнительная диаграмма наблюдения в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе.
Приложение 5
|
|
|