Главная страница

I. Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста


Название I. Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста
страница 4/7
Дата 25.03.2016
Размер 1 Mb.
Тип Реферат
1   2   3   4   5   6   7

Заключение

В результате проведенной научно - исследовательской работы можно сделать следующие выводы: применение системы работы по народному фольклору является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы воспитателя; благодаря русскому народному фольклору, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а так же они в процессе знакомства с русским народным фольклором развиваются, как и эмоционально так и психически. В процессе деятельности у детей развиваются творческое воображение, внимание, память, мышление и речь: выразительная интонация, правильное и чёткое звукопроизношение, умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведений, умение вступать в диалог, употреблять все части речи, правильно и чётко задавать вопросы, умение употреблять правильно род и число.

Применив метод математической статистики для обработки данных исследования t-критерий Стъюдента, предназначенного для сравнения двух выборок по исследуемому признаку, мы увидели, что уровень развития речи на статистически значимом уровне выше именно в экспериментальной группе «Солнышко».

Наша гипотеза подтвердилась полностью: уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, широко применять русский народный фольклор на практике в дошкольном образовательном учреждении и активно вовлекать детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики. На основе проведённой работы даём следующие методические рекомендации:

1. Педагогу необходимо планировать работу с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Планирование должно носить систематический характер и идти от простого к сложному.

3. Работа по развитию связной речи детей должна охватывать все процессы воспитательно-образовательной работы.

4. Необходимо использовать различные методы, формы и приёмы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

5. Целесообразно проводить диагностические исследования в начале и в конце каждого учебного года и результаты необходимо письменно фиксировать для того, чтобы видеть их на каждом возрастном этапе.

6. Воспитатель в своей работе должен учитывать индивидуальные психические и возрастные особенности детей.

7. Необходимо положительно настраивать детей на совместную деятельность с другими детьми и с воспитателем.

Список используемой литературы:

1. И. Д. Агеева. 500 загадок – складок для детей. 2008. – 96 с.

2. Т.А. Будырина, Л.С. Куприна. Знакомство детей с русским народным творчеством 2001. – 400 с.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

4. Л. С. Выготский. Мышление и речь // Собр. соч. в 6 т. М. , 1982. Т. 2.

5. Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М. : Педагогика , 1991. – 341 с.

6. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез. 2009. – 96 с.

7. А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. – М. : Детство- Пресс, 2007. - 471 с.

8. Т.А. Давыдова. Пословицы, поговорки, крылатые выражения. 2009. – 34 с.

9. А. В. Запорожец. Избранные психологические труды : В 2 –х т. Т. 1 М . : Педагогика , 1986. – 320 с.

10. М.Ю. Картушина. Праздники здоровья детей 5 – 6 лет. 2010. – 128 с.

11. В.Н.Косарева. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 5 – 7 лет. 2012. – 166 с.

12. Т. А. Ладыженская. Устная речь как средство и предмет обучения. М. : Флинта, 1998. – 137с.

13. А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т. 2 / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 162 с.

14. М. И.Лисина. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика , 1986. – 203с.

15. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. Т 2001. – 79 с.

16. Л.Я. Лялина, И.А. Качанова. Традиционные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 112 с.

17. И.А. Мазнин. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. 2009. – 96 с.

18. Е.В.Мигунова. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 г.

19. В. С. Мухина. Детская психология : Учебник для студентов педагогических институтов. – М. : 1985.- 256 с.

20. Общение и речь : Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М. И. Лисиной. М. , 1974. –174 с.

21. Н. Н. Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. , 1996. – 235 с.

22. А. Д. Салахова. Звуковой состав слышащего ребёнка // Дефектология. М. , 1971. – 197 с.

23. П. В. Середенко , А. В. Должикова. Методы математической статистики в психолого – педагогических исследованиях : учеб. пособ. , 2- е изд. , испр. и доп. – Южно – Сахалинск : СахГУ, 2009. – 52 с.

24. Е. О. Смирнова. Детская психология : Учебник для вузов. 3-е изд. , перераб. – СПб. : Питер ,2009. -304 с.

25. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей. М. , 1981. – 186 с.

26. О. С. Ушакова. Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера , 2010.- 144 с.

27. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

28. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи и творчество дошкольников. 2008. – 176с.

29. Д. Б. Эльконин . Детская психология. – М. , 1960. – 185с.
Приложение 1

Протокол наблюдения

Объект: воспитательно – образовательный процесс во время проведения игровой деятельности в старшей группе «Солнышко» МБДОУ детский сад № 20 « Снегурочка» гор. Оха.

Цель: научить детей вступать во взаимодействие с педагогом и со сверстниками, учить выражать свои чувства и эмоции речью, использовать в речи сложные предложения и разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом.

Время проведения:

Продолжительность: 25 минут

Предположительный результат:

В процессе наблюдения можно выявить насколько дети умеют сотрудничать с педагогом и со сверстниками, используют ли в речи сложные предложения и разнообразную лексику, выражать свои чувства и эмоции речью.

Программа наблюдения:

1. Подготовка и организация игровой деятельности.

2. Подготовка материала для игр.

3. Соблюдение основных правил безопасности.

4. Правильное выполнение задания в процессе игровой деятельности.

5. Степень внимания, сосредоточенности у детей во время игр.

6. Эмоциональное настроение.

7. Краткая фиксация наблюдения.

Приложение 2

Таблица 1. Бланк регистрации результатов наблюдения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 детского сада «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в экспериментальной группе «Солнышко».




Код ребёнка

1.

2.

3.

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

В.Г.

с

в

с

в

с

4

2.

Л.П.

в

в

в

в

в

5

3.

Л.Д.

в

в

в

в

в

5

4.

Р.О.

в

с

с

с

с

4

5.

С.И.

в

в

в

с

в

5

6.

В.С.

в

с

с

с

с

4

7.

Т.М.

в

с

с

с

с

4

8.

С.Д.

с

с

с

с

с

4

9.

С.К.

с

н

н

н

н

3

10.

В.Б.

с

н

н

н

н

3

11.

С.М.

в

с

с

в

с

4

12.

Е.Д.

в

с

с

с

с

4

13.

Л.С.

с

с

с

н

с

4

14.

С.М.

в

с

с

с

с

4

15.

Р.М.

в

с

с

с

с

4

16.

В.Г.

в

в

в

в

в

5

17.

В.М.

в

в

в

в

в

5

18.

С.Д.

с

с

с

с

с

4

19.

П.М.

в

с

с

с

с

4

20.

А.П.

с

с

с

с

с

4

21.

Р.С.

в

в

в

с

в

5

22.

Е.К.

с

н

н

н

н

3

23.

О.Ш.

с

с

с

н

с

4

24.

Б.Ш.

в

с

с

с

с

4

25.

О.Р.

с

с

н

н

н

3




В-24%













С-60%, Н-16%





Приложение 3

Таблица 2. Бланк регистрации результатов наблюдения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ № 20 детского сада «Снегурочка» гор. Оха на констатирующем этапе в контрольной группе «Ёлочка».



Код ребёнка

1.

2.

3.

4.

Уровень сформированности

Общий балл

1.

М.Ф.

в

с

с

с

с

4

2.

М.С.

с

с

с

с

с

4

3.

О.С.

с

н

н

н

н

3

4.

С.Г.

в

в

в

в

в

5

5.

А.К.

в

с

с

с

с

4

6.

В.М.

с

с

с

с

с

4

7.

К.Ж.

с

н

н

н

н

3

8.

В.Г.

в

в

в

с

в

5

9.

Л.С.

с

с

с

с

с

4

10.

Л.М.

с

н

н

н

н

3

11.

М.К.

в

с

с

с

с

4

12.

С.З.

с

н

н

н

н

3

13.

С.Д.

в

с

с

с

с

4

14.

Л.Д.

с

с

с

с

с

4

15.

Л.П.

в

в

в

с

в

5

16.

Р.М.

с

с

в

с

с

4

17.

В.М.

в

с

с

с

с

4

18.

А.П.

с

с

с

с

с

4

19.

А.С.

в

в

с

в

в

5

20.

Т.Д.

с

н

н

н

н

3

21.

С.Г.

с

с

в

с

с

4

22.

П.М.

в

в

в

в

в

5

23.

К.З.

с

с

в

с

с

4

24.

Е.К.

в

с

в

в

в

5

25.

Л.Л.

в

с

с

с

с

4




В –20%













С – 60%, Н – 20%





Приложение 4

Рис. 1. Сравнительная диаграмма наблюдения в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе.


Приложение 5
1   2   3   4   5   6   7