Главная страница

«специфика обучения английскому языку в начальной школе»


Скачать 151.08 Kb.
Название «специфика обучения английскому языку в начальной школе»
Дата 26.02.2016
Размер 151.08 Kb.
Тип Документы

«СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Введение раннего обучения английскому языку, в первую очередь, продиктовано социальным заказом общества и высоким требованиям к уровню владения языком, глобализацией и необходимостью вступать в диалог культур.

Работать с младшими школьниками очень интересно. Дети в этом возрасте от природы любознательны, полны энтузиазма, восприимчивы ко всему новому, и у них богатое воображение. Маленькие дети точнее воспроизводят услышанное и не боятся делать ошибки.

Английский язык расширяет кругозор учащихся, и не только лингвистический, способствует речевому развитию, коммуникативности и приобретению социокультурных знаний, которые помогают маленькому человеку осознать значимость своей культуры.

Цели обучения английскому языку

  • формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности – говорении, аудировании, чтении и письме;

  • развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника, мотивации к овладению английским языком;

  • обеспечение коммуникативнно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования языка как средства общения;

  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;

  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их обще-учебных умений.



На мой взгляд, наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во втором классе является путь «снизу» при овладении иноязычным говорением. Словарный запас начинающих изучать английский язык очень мал, так же как и знание грамматики, поэтому овладение средствами общения происходит более успешно на основе элементарного единства. Путь, от простого к сложному, от слова к предложению и к целому тексту при изучении иностранному языку, схож с овладением родным языком, поэтому я придерживаюсь его в своей практике.

Существует целый ряд трудностей при обучении аудированию, но основной причиной, с моей точки зрения, является несформированность механизмов аудирования у второклассников.

Владение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить и понимать иностранный язык. С психологической точки зрения, процесс аудирования состоит из двух глобольных процессов – восприятия потока речи на слух и ее понимания. Восприятие речи происходит на трех уровнях: сенсорном, перцептивном и смысловом. Процесс понимания, в свою очередь, происходит на двух уровнях: языковом и содержательном.

Процесс аудирования – активный процесс, во многом определяемый психололингвистическими механизмами (речевой слух, память, вероятностное прогнозирование и артикулирование), поэтому несформированность или недостаточная сформированность данных механизмов как в родном языке, так и в иностранном является одной из причин возникновения трудностей при обучении аудированию.

При обучении чтению основной трудностью для меня является то, что, в УМК «Английский в фокусе» используется зарубежный подход в обучении чтению (глобальное чтение – whole-word reading), Во втором классе используется в основном только глобальное чтение, в то время как в своей практике я раньше использовала другой подход – «от звука к букве», от звуковой формы слова к его графической форме с опорой на правила чтения.
Трудности при обучении аудированию могут быть обусловлены:

1) характером языкового материала;

2) языковой формой сообщения;

3) смысловым содержания сообщения, композицией;

4) условиями предъявления сообщения;

5) источниками информации;

6) индивидуальными особенностями обучаемого, его аудитивным опытом.

Основные трудности у второклассников - это восприятия и понимания звучащей речи на английском языке, которые обусловлены: характером языкового материала, который порождает фонетические, лексические и грамматические трудности; формой, содержанием и условиями предъявления сообщения.

Анализ явлений, затрудняющих восприятие речи на слух, а также индивидуальные особенности обучаемых позволяют правильно отобрать и градуировать материал, используемый для обучения пониманию на слух. Обучая аудированию, необходимо ставить учащегося в такие условия, в которых он должен будет столкнуться с этими трудностями.

Задачей учителя является вычленение и ограничение количества трудностей в материале для аудирования таким образом, чтобы учащийся был в состоянии справиться с ними самостоятельно. Затем, педагогу необходимо постепенно увеличивать их число и закончить работу процедурой восприятия речи в естественных условиях, что является предпосылкой для овладения учащимися иноязычной речью в ее коммуникативной направленности.

Мои ученики при обучении чтению сталкиваются с целым рядом трудностей.

Сложно воспринимается метод обучения - чтение целых слов, основанный на имитации. Этот метод работает при чтении знакомых слов, но новые слова не по силам учащимся.
Сегодня требования к уровню владения иностранным языком очень высокие. Так государственная итоговая аттестация включает в себя целый раздел, проверяющий сформированность письма как вида речевой деятельности. Поэтому, я считаю, необходимым начинать обучение письму во втором классе – написание букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов, чтобы написание с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля было успешно освоено второклассниками.
Формирование универсальных действий необходимо у учеников 2 го класса, так как их развитие – это эффективный механизм, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

1. Личностные действия важны, т.к. обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию.

2. Регулятивные действия способствуют организации учебной деятельности: целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка, саморегуляция – это те универсальные действия, которые необходимы для успешного обучения школьника.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные и логические действия, а так же действия по постановке и решению проблемы.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальное взаимодействие, включаещее учет точек зрений партнеров, умение вступать в диалог и т.п., что необходимо для формирования и развития коммуникативной компетенции школьников.
Цели обучения английскому языку диктуют необходимость формирования межкультурной компетенции младших школьников, потому что знание языка(коммуникативная компетенция) без развития межкультурной компетенции будет препятствовать полноценному общению, диалогу культур. Необходимо посредством языка формировать картину мира учащихся, понимания вклада нашей культуры в мировой культурный фонд, воспитывать терпимость и уважение к культурным различиям и научить преодолевать культурный барьер.
На мой взгляд, наиболее актуальной методической проблемой, требующей решения, является обучение чтению. Существуют различные подходы к обучению чтению, которые реализуются в современных УМК для начальной школы, но, в моем случае, я не сторонница подхода обучения чтению «целыми словами», который предлагает УМК «Английский в фокусе», но учебник построен так, что введение другого подхода к обучению, нарушит всю концепцию УМК.
Анализ УМК

УМК «Английский в фокусе» Н. И. Быкова, Дж. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс.

предназначен для учащихся 2-4 классов общеобразовательных учреждений и рассчитан на два часа в неделю. УМК создан на основе Примерных программ по иностранным языкам с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является его отличительной особенностью. Знания и навыки учащихся, работающих по УМК «Английский в фокусе» по окончании начальной школы соотносятся с общеевропейским уровнем А1 в области изучения английского языка. УМК готовит учащихся к сдаче ЕГЭ.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника активно реализуется в данном УМК. Spotlight on the English-speaking countries дает учащимся представление о культуре и жизни англо-говорящих стран. В этом разделе даются небольшие тексты (в том числе и образцы английского и американского фольклора), направленные на чтение с извлечением информации и содержащие лексику для рецептивного усвоения. Очень важно, что уже на раннем этапе обучения язык и культура страны рассматриваются в тесной взаимосвязи, У учащихся развивается интерес и воспитывается дружелюбное отношение к представителям других стран.

Spotlight on Russia. Сюда включены небольшие тексты о жизни в России по той же тематике, что и в разделе Spotlight on English-speaking countries. Тексты подобраны таким образом, чтобы каждый учащийся смог высказаться по данной теме, потому что она ему близка. Кроме того, многие тексты включают в себя познавательный элемент, расширяя таким образом представление учащихся о своей стране. Сравнивая и сопоставляя две культуры, дети имеют возможность оценить свою собственную культуру.
Данный УМК формирует самостоятельную учебную деятельность школьников. Now I Know – это раздел, которым заканчивается модуль и в котором учащиеся имеют возможность проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Данный раздел включает в себя упражнения для закрепления языкового материала модуля, а также для подготовки учащихся к контрольной работе, которая помещена в сборнике контрольных заданий.

Новые слова, диалоги, тексты, песни и упражнения на аудирование записаны на дисках или аудиокассетах, что позволяет самостоятельно справиться с домашним заданием ученикам, пропустившим урок.

Языковой портфель представлен в виде отдельной тетради и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Языковой портфель составлен таким образом, чтобы он вызывал интерес у учащихся и желание изучать английский язык. Его цель – помочь учащимся поразмышлять о том, насколько успешно у них идет изучение английского языка и какие аспекты нуждаются в дополнительной проработке.

Рабочая тетрадь дает возможность учащимся самостоятельно отработать и закрепить лексико-грамматический материал, пройденный на уроке.
В УМК используются традиционные и зарубежные подходы в обучении чтению (глобальное чтение – whole-word reading. Во втором классе используется в основном только глобальное чтение. Для того, чтобы чтение проходило успешно, упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, их использование в диалоге (Chit-Chat), затем – чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать их в связном тексте (объем текстов до 100 слов, артикли не учитываются). Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; интонационный рисунок. Этому способствует тот факт, что практически все тексты записаны на аудиокассеты/CD и начитаны носителями языка.

В третьем и четвертом классах проходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция.

В УМК также представлены социокультурные тексты, которые не записаны на кассету. Однако они построены таким образом, чтобы учащиеся смогли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию (имена, место действия, название предметов и т. д.). В них включено небольшое количество новых слов, которые объясняются учителем и расширяют пассивный словарный запас. Кроме того, развивается языковая догадка. Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарем учебника.

Но есть и вторая сторона медали, при обучении чтению учащиеся сталкиваются с целым рядом трудностей. Сложно воспринимается метод обучения - чтение целых слов, основанный на имитации у детей с низким уровнем концентрации внимания, слабо развитыми механизмами аудирования и дикцией речи. Этот метод работает при чтении знакомых слов, но новые слова не по силам учащимся.
Грамматические явления представлены на страницах учебника в виде небольшой справки-опоры с символом прожектора, кроме второго класса, в котором грамматика дается в виде структур. Начиная уже со 2-го класса, УМК включает изучение основных грамматических структур, таких как: предложения с глаголом-связкой, “I like/I don’t like”, “I can/I can’t”, “I’ve got/He’s/She’s got”, притяжательные местоимения, предлоги места. Грамматическое явление вводится сначала на речевом образце (pattern), а затем отрабатывается на различных упражнениях. Причём, каждое задание начинается с образца, который служит опорой для учащихся. В рабочей тетради ученик самостоятельно закрепляет изученное правило, выполняя разнообразные задания, которые впоследствии контролируются учителем. В конце учебника помещён грамматический справочник на русском языке. В УМК содержится весь программный материал по грамматике.

Во втором классе учащиеся знакомятся с английским алфавитом не традиционным способом от буквы к звуку, а от звука к букве. Каждому звуку соответствует картинка, в которой встречается данный звук и звуковое сопровождение, что облегчает запоминание звука и буквы. Они также знакомятся с основными буквосочетаниями и правилами орфографии.

УМК содержит хорошую базу для тренировки написания активной лексики: упражнения даны в учебнике, Рабочей тетради и Языковом портфе.

Учебник написан таким образом, чтобы он не только отвечал интересам учащихся, но и вовлекал их в активное изучение английского языка. Новые слова и структуры вводятся понятными и эффективными способами с помощью картинок, песен, рифмовок и т. д. Новый языковой материал представлен в контексте интересных живых диалогов. Разнообразие упражнений, песен, стихов и игр поможет учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал.

Важный мотивирующий фактор – «сквозные персонажи», действующие как в реальных, так и в сказочных ситуациях. Это – мальчик Ларри и его сестренка Лулу, их няня – волшебница и домашний любимец, обезьянка Чаклз, друзья – Пако и Майя. Кроме того, к ним приезжает из Австралии дядюшка Хэрри, который будет проводить с детьми много времени. Присутствие персонажей разных национальностей отражают реалии современной Британии.

Модульный подход в серии УМК «Английский в фокусе» позволяет осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он дает им возможность разносторонне прорабатывать тему и учитывает особенности памяти. Учащимся предлагается участвовать в различных видах деятельности, таких как ролевая игра, разучивание рифмовок с движениями, драматизация диалогов и сказки, интервьюирование одноклассников, составление проектов и их презентация и т. д. Вся работа направлены на развитие языковых навыков, умения «учись учиться» и на приобретение навыков общения. Темы и ситуации общения соответствуют

Опыт работы по данному УМК показал, что первые уроки, с одной стороны, увлекают ребят, но с другой стороны, вызывают у них определённые трудности. Так, например, алфавит вводится очень быстро (за 3 урока), и ещё 2 урока отводится на изучение буквосочетаний. Не все ребята успевают так быстро освоить буквы, особенно дети с небольшим объёмом памяти. Уже на первых уроках даются небольшие диалоги и тексты, которые подразумевают чтение по принципу “the whole-word reading”. Такой интенсивный «метод погружения» в иноязычное общение опять же доступен не всем ребятам. От учителя требуется умелое использование индивидуального подхода к обучению, от родителей помощь в использование аудиозаписей дома, от детей высшая степень концентрации внимания.
УМК развивает интерес ученика к овладению английским языком, ученики с удовольствием включаются в проектную деятельность, внеклассную работу и с удовольствием выполняют дополнительные задания.

Исследование уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников (2 класс) к иноязычной деятельности – фонологического осознания речи.
1. Выделение звука в начале слова. (16 баллов)

jump kitchen ship apple

window chair dog orange

horse room snake pin

pizza house tree sandwich

2. «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы. (4 балла)

I have a cat. (2 хлопка)

My cat is white. (2 хлопка)

What’s your favourite food? (3 хлопка)

I like my teddy bear. (3 хлопка)
3. Соединение звуков в одно слово. (6 баллов)

[b-e-d] [w-i-n-d-ou] [b-r-au-n]

[o-r-i :] [j^-m-i] [p-e-t-ei-t-ou]
4. Распознавание рифмы. (4 балла)

song ten sun pen

nose apple doll close

ice family frog nice

sing six swing sleep



Ученики

Колличество баллов за каждое задание

Общее

кол-во баллов




Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

30

Сережа

16

0

3

0

19

Таня

16

3

6

4

28

Ваня

16

4

6

4

29

Валя

16

3

6

3

28

Юля

16

4

6

2

28

Настя

16

2

5

0

23

Маша

16

2

6

2

26

Дима

16

2

5

3

26

Ваня

16

4

6

4

30

Женя

16

2

4

4

26

Гена

16

2

4

0

22

Маша

16

4

6

2

28

Алина

16

0

2

1

18

Саша

16

2

5

2

25


Для проведения исследования уровня сформированности фонологического осознания речи мною были изменены незнакомые слова, встречающиеся в заданиях, образец предложенных заданий прилагается выше.

Исследование показало, что способности второклассников к фонологическому осознанию речи:

1. хорошо развиты у семи учащихся;

2. развиты нормально так же у семи учащихся.
В результате исследования было выявлено, что:

1. все ученики могут выделять и правильно произносить звук в начале слова;

2. трудности вызвало у десяти учащихся задание на «отхлопывание» ритмического рисунка фразы. Это обусловлено, с одной стороны индивидуальными особенностями школьников, недостаточно развит речевой слух, с другой стороны, тем, что такой тип задания был не знаком моим ученикам.

3.С заданием на восприятие звукового контура слова – сформированность способности к звуковому синтезу - справились все ребята.

4. Задание на распознавание рифмующихся слов оказалось не по силам 3 ученикам, у многих оно вызвало явные затруднения. Во-первых, это связано с тем, что многие второклассники не знакомы с понятием рифмы даже в родном языке. Мне пришлось каждому из учеников сначала объяснить, что такое рифма. Во-вторых, по словам самих учеников, было сложно запомнить однократно предъявляемые четыре слова подряд и распознать рифмующиеся слова.

В целом, показатели сформированности у второклассников фонологического осознания иноязычной речи достаточно высокие.