|
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития
Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда)
и воспитателя в работе с дошкольниками
с задержкой психического развития (из опыта работы)
Большая часть (85%) дошкольников, посещающих структурное подразделение «Детский сад «Надежда», имеют задержку психического развития церебрально – органического генеза. Наличие комбинированных психоневрологических нарушений (ММД, ППЦНС, гидроцефальный синдром, гипертензионный синдром, СДВГ, синдром аутичного поведения) препятствуют нормальному функционированию тех или иных структур мозга и задерживают его своевременное развитие. Стойкость и выраженность нарушений в познавательной, речевой и эмоционально – волевой сфере, низкий уровень развития внимания, восприятия, памяти и мышления, низкий уровень познавательной активности не позволяют данной категории дошкольников усвоить парциальную программу «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (под редакцией С. Г. Шевченко) в полном объёме. Учитывая специфику нашего дошкольного учреждения, необходимо осуществлять комплексный подход, использовать здоровьесберегающие технологии, изыскивать новые формы и активные методы работы с дошкольниками с ЗПР. Комплексно воздействуя на ребёнка, педагоги нашей группы определяют точки соприкосновения различных педагогических областей. Каждый педагог осуществляет свое направление не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.
В первые две – три недели сентября (январе, мае) воспитатель, параллельно с учителем – дефектологом (логопедом), проводит обследование детей для выявления уровня знаний и умений ребенка по каждому виду деятельности (парциальная программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г.Шевченко, 2004 г. примерная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова, В. Гербова и т.д., 2010).
Обследование проводится в интересной, занимательной форме, с использованием специальных игровых приемов, доступных детям данного возраста.
Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с тематическими планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы. С учетом лексической темы воспитатель планирует совместную и самостоятельную деятельность с детьми.
Каждая новая тема начинается с приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине, экскурсии. Одновременно с учителем – логопедом намечается, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам.
В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель использует разнообразные дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом (учителем-логопедом) на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях. Учитель-дефектолог ведет тетрадь, куда записывает задания, рекомендованные для проведения воспитателями. В графе «Отчёт о проделанной работе» воспитатели пишут: что получилось, что нет, кто из детей справился, а кому необходимо повторение. Данная форма совместной работы педагогов группы эффективна и обеспечивает решение коррекционных задач с учётом индивидуальных особенностей детей нашей группы.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной, комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма.
Осуществление комплексного подхода, включающего взаимодействие всех специалистов группы, позволяет осуществить компенсацию психических процессов ребенка с ЗПР, преодолеть речевое недоразвитие, и повысить его социальную адаптацию – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
|
|
|