2.2. Реализация системы мероприятий, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста в практике работы дошкольного учреждения
Связная речь старших дошкольников является мощным резервом их умственного развития. С дошкольниками планируется непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и художественной литературе. В процессе образовательной деятельности продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову и накоплению литературного багажа.
Как достичь оптимальной плотности образовательной деятельности, обеспечить максимальную организованность и дисциплинированность детей, сохранив при этом необходимую для их возраста атмосферу непосредственности и эмоциональности – этот вопрос часто возникает в ходе работы с дошкольниками. Решению этой проблемы способствует:
- чередование обучающих приёмов (таких, как пояснение, показ образца или способа действия) с игровыми.
- чередование хоровых и индивидуальных ответов детей, которые разнообразят деятельность детей, помогают вовлечь в работу всех ребят, значительно повышают речевую активность каждого из них;
- использование разнообразных демонстрационных материалов (игрушек, предметов, картинок, фигурок настольного театра и т. п.). Их появление радует детей, помогает поддерживать устойчивое внимание;
- использование заданий, выполняя которые дети могут сменить позу, подвигаться. Игровой характер таких заданий побуждает ребёнка принять воображаемую ситуацию. Это вносит оживление, предупреждает возникновение утомления; учит детей игровым действиям. Однако данный приём окажется эффективным лишь том случае, если взрослый будет сам действовать увлечённо и весело, заражая детей своим настроением;
- специально организованное общение воспитателя с детьми непосредственно после непосредственно образовательной деятельности. Малоактивные дети охотнее отвечают на вопросы воспитателя именно в это время.
Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей.
Работа по обогащению знаний и представлений дошкольников во всех сферах их деятельности и развитию речи неразрывно связаны.
На основе полученных нами данных на констатирующем этапе нашей работы, был разработан перспективный план работы с детьми (Приложение 10) и перспективный план работы с родителями (Приложение 11).
Вступая во взаимодействие с детьми, педагог должен вызвать у детей интерес, побуждать к активному участию в процессе совместной деятельности, к выражению своих чувств, к общению, учить внимательно слушать произведения до конца и отвечать на вопросы по их содержанию, понимать их смысл. При проведении мероприятий на данном этапе отмечается, что большинство детей с удовольствием идут на контакт друг с другом и с воспитателем, положительным изменением стало умение детей вступать в диалог, отвечать на вопросы взрослого, использовать в своей речи разные части речи, говорить более сложными предложениями, а это говорит о более высоком уровне развития речи детей. На фоне положительных изменений всё же ещё присутствует и отрицательное: не все дети идут на контакт с желанием.
Необходимо помнить о соответствии предъявляемым требованиям образовательной программы в данной возрастной группе для того, чтобы деятельность доставляла детям удовольствие, дети проявляли интерес и самостоятельность, совместная работа проходила в эмоционально благоприятной обстановке. На данном этапе нами были проведены следующие мероприятия: «Русская изба», «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу», «Русская матрёшка», «Осенний праздник», чтение и пересказ сказки «Крошечка – Хаврошечка», заучивание стихотворений о матрёшках, «Зимние колядки», «Из прошлого ложки». Все данные мероприятия, проводимые нами, знакомят детей с традициями наших предков, расширяют словарь детей, знакомят с предметами русского быта, с русской народной игрушкой, расширяют кругозор детей, создают атмосферу доброты и радости и как следствие всего этого развивают связную речь детей.
На протяжении всего учебного года и в дальнейшем проводились мероприятия, способствующие всестороннему развитию детей: в ходе КВН закреплялись знания детей о русских народных сказках при использовании различных видов театра (кукольный, настольный, пальчиковый), обогащался словарь детей за счёт многозначности слов («Вечер на полянке загадок»), дети знакомились с характерными признаками частушек, знакомились с плясовыми частушками («Без частушек прожить можно, да чего – то не живут»), с детьми закреплялись пословицы и поговорки о природе, о временах года («Зимушка – Зима», викторина «Слабое звено»), проводились русские народные игры «Прялице», «Капуста, плетень», «Гори, гори ясно», дети также знакомились с картинами к русским народным сказкам («Русская красавица, русский богатырь»), знакомились с символикой народной вышивки, национального костюма («Русский костюм»), с традициями русского народа и обрядовым праздником Масленица, воспитывался интерес и уважение к традициям русского народа («Госпожа Честная Масленица»). Все проводимые мероприятия, несомненно, являются важнейшим фактором не только приобщения детей к русской культуре и её традициям, но также и в процессе данной совместной деятельности происходит развитие всех сторон речи детей, а это является главной задачей всестороннего развития ребёнка. В ходе проведения нашей работы мы не могли обойти стороной и работу с родителями, так как в развитии детей все они заинтересованы. Чтобы просветить родителей наших воспитанников нами был организован ряд мероприятий, который явился хорошим уроком для того, чтобы родители имели представления о том, как можно и дома развивать связную речь детей.
Родители с большим энтузиазмом проявили интерес к данному мероприятию. Большинство из них были очень активны во время проведения практикума «Как использовать устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Родители были раскрепощены и не стеснялись ошибиться. Те, кому было что – то непонятно задавали вопросы и незамедлительно получали ответы на них. Также вниманию родителей были представлены консультации, в которых предлагались не только теоретические знания, но и были предложены варианты пословиц и поговорок, закличек и прибауток, которые каждый из них мог бы выучить с детьми дома. Родители все проявляли интерес к материалу, который им предлагался.
2.3. Итоги заключительного этапа исследования
Заключительный этап нашей работы включает в себя следующие методы педагогического исследования:
-наблюдение;
- беседа;
-диагностика;
-анкетирование.
Первым этапом было проведено наблюдение игровой деятельности детей с целью выявить уровень умения детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом, использовать сложные предложения разных видов и пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций, что было отображено в протоколе наблюдения (Приложение 1).
Наблюдение проводилось по следующим параметрам:
1. Умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками.
2. Умение использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом.
3. Умение использовать сложные предложения разных видов.
4. Умение пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.
Высокий уровень предполагает наличие всех параметров: умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, умение использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, умение пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.
Средний уровень предполагает умение детей вступать в совместную деятельность с педагогом, умение пользоваться разнообразной лексикой в точном соответствии со смыслом, умение использовать сложные предложения разных видов, отсутствие умения пользоваться речью для выражения своих чувств и эмоций.
Низкий уровень предполагает умение вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, но в речи ребёнка отсутствуют сложные предложения разных видов и разнообразная лексика в точном соответствии со смыслом, а также отсутствует умение выражать в речи свои чувства и эмоции.
Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний за 4 балла, низкий за 3 балла.
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» были получены следующие данные:
В – 32% (8 детей),
С – 60% (15 детей),
Н – 8% (2 ребёнка).
Полученные данные внесены в таблицу 5 (Приложение 12).
В контрольной группе «Ёлочка» были получены следующие данные:
В – 28% (7 детей),
С – 60 % (15 детей),
Н – 15% (3 детей).
Полученные данные внесены в таблицу 6 (Приложение 13).
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что умеют вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками самостоятельно 17 детей – 68%, другие 8 детей – 32% без особой инициативы вступают в совместную деятельность; умеют использовать разнообразную лексику по смыслу 8 детей – 32%, 15 детей – 60% используют разнообразную лексику по смыслу не во всех ситуациях, 2 ребёнка –8% практически не используют разнообразную лексику в своей речи; использовать сложные предложения разных видов умеют 7 детей – 28%, 15 детей – 60 % не всегда по ситуации пользуются сложными предложениями и у 2 детей – 8% в речи практически отсутствуют сложные предложения; выражать речью свои чувства и эмоции умеют 7 детей – 28%, имеют затруднения в выражении своих чувств и эмоций речью 16 детей - 64% и 2 детей – 8% не выражают речью свои чувства и эмоции.
После анализа полученных данных на констатирующем этапе в контрольной группе «Ёлочка» в процессе наблюдения можно сделать следующий вывод: 16 детей - 64% умеют вступать в совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, 9 детей – 36% без особой инициативы взаимодействуют с педагогом и другими детьми, умеют использовать разнообразную лексику по смыслу 6 детей – 24%, 15 детей – 60% используют разнообразную лексику по смыслу не во всех ситуациях, 4 детей – 16% практически не используют разнообразную лексику в своей речи; использовать сложные предложения разных видов умеют 8 детей – 32%, 15 детей – 60% не всегда по ситуации пользуются сложными предложениями и у 3 детей – 12% в речи практически отсутствуют сложные предложения; выражать речью свои чувства и эмоции умеют 5 детей – 20%, имеют затруднения в выражении своих чувств и эмоций речью 17 детей -68% и 3 ребёнка – 12% не выражают речью свои чувства и эмоции.
Сравнительная диаграмма наблюдения игровой деятельности на заключительном этапе в экспериментальной и контрольной группах представлена на рисунке 3 (Приложение 14).
Следующим этапом нами была проведена беседа с целью уточнить и обобщить знания детей пословиц и поговорок о еде, совершенствовать умение отгадывать загадки, составлять небольшой рассказ. Развивать связную речь детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Вопросы беседы прилагаются в Приложении 5.
Перед проведением беседы в группе был проведён вечер русского фольклора, где дети вместе с воспитателем вспоминали различные пословицы и поговорки, отгадывали загадки, а также дети неоднократно знакомились с различными продуктами питания, овощами, фруктами, обсуждали их значимость в жизни людей.
Тема беседы была психологически близка детям – дошкольникам, а поэтому беседа проходила в непринуждённой обстановке и вызвала положительные эмоции у большинства детей. Дети были активны, с большим удовольствием вступали в контакт и отвечали на вопросы. Наиболее активные дети с энтузиазмом и эмоционально рассказывали другим о своём любимом блюде. Дети, которые затруднялись ответить на вопросы, получали словесную и наглядную помощь от воспитателя и сверстников. Также дети задавали свои вопросы тем ребятам, которые не могли самостоятельно вспомнить и рассказать знакомую сказку о еде.
Проанализировав проведённую с детьми беседу в экспериментальной группе «Солнышко» на заключительном этапе, можно сделать вывод о том, что 25 детей – 100% ответили на вопрос о то, что они сегодня ели на завтрак, 18 детей – 72% смогли сказать, что они ели на завтрак в другие дни и почему повара готовят разные блюда, 7 детей – 28% затруднились ответить, 15 детей – 60% ответили, чем обед отличается от ужина, 8 детей – 32% смогли ответить на данный вопрос при помощи педагога или сверстника, а 2 детей – 8% не ответили вообще на поставленный вопрос, вспомнить пословицы про обед смогли 15 детей – 60%, назвали отличие первого блюда от второго 23 детей – 92%, 2 детей – 8% затруднились ответить, 18 детей – 72% сказали о том, какие продукты почти всегда встречаются во втором блюде, 7 детей – 28% не смогли ответить на данный вопрос, 25 детей – 100% назвали блюда, которые подают в конце обеда и какими они бывают, все 25 детей – 100% сказали, что у них есть любимое блюдо, связно рассказали о своём любимом блюде только 9 детей – 36% , 12 детей – 48% рассказали о своём любимом блюде после вопросов воспитателя, 25 детей – 100% любят отгадывать загадки и верно ответили на вопрос о том, о чём они отгадывали загадки, 9 детей – 36% вспомнили сказки о еде и смогли их кратко рассказать.
Проанализировав проведённую с детьми беседу в контрольно группе «Ёлочка» на заключительном этапе, можно сделать вывод о том, что 25 детей – 100% ответили на вопрос о то, что они сегодня ели на завтрак, 17 детей – 68% смогли сказать, что они ели на завтрак в другие дни и почему повара готовят разные блюда, 8 детей – 32% затруднились ответить, 15 детей – 60% ответили, чем обед отличается от ужина, 6 детей – 24% смогли ответить на данный вопрос при помощи педагога или сверстника, а 4 детей – 16% не ответили вообще на поставленный вопрос, вспомнить пословицы про обед смогли 9 детей – 36%, остальные 16 детей – 64% не вспомнили ни одной пословицы, назвали отличие первого блюда от второго 22 ребёнка – 88%, детей – 12% затруднились ответить, 18 детей – 72% сказали о том, какие продукты почти всегда встречаются во втором блюде, 7 детей – 28% не смогли ответить на данный вопрос, 25 детей – 100% назвали блюда, которые подают в конце обеда и какими они бывают, все 25 детей – 100% сказали, что у них есть любимое блюдо, связно рассказали о своём любимом блюде только лишь 5 детей – 20% , 11 детей – 44% рассказали о своём любимом блюде после вопросов воспитателя, 25 детей – 100% любят отгадывать загадки и верно ответили на вопрос о том, о чём они отгадывали загадки, 8 детей – 32% вспомнили сказки о еде и смогли их кратко рассказать, а 17 детей – 68 % не назвали ни одной сказки о еде и не смогли вспомнить их содержание.
Следующим этапом нами была проведена диагностика с целью выявления уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для диагностирования мы воспользовались пособием Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
Для обработки данных были выделены три уровня. Высокий уровень предполагает самостоятельное выполнение задания, составление связного рассказа – придуман интересный сюжет, который выстроен в логической последовательности, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях, использование разных частей речи, звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе).
Средний уровень предполагает составление рассказа при помощи педагога, использование только простых предложений, использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), некоторое нарушение точности словоупотребления, прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы.
Низкий уровень предполагает перечисление нарисованного на картинках, неумение связывать между собой предложения, однообразие лексики, повторение одних и тех же слов, монотонное, невыразительное изложение.
Условимся принимать высокий уровень за 5 баллов, средний уровень за 4 балла, низкий уровень за 3 балла.
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в экспериментальной группе «Солнышко» на заключительном этапе нами были получены следующие результаты:
В – 10 детей – 40%,
С – 12 детей – 48%,
Н –3 детей – 12%.
Полученные данные внесены в таблицу 7 (Приложение 15).
Основываясь на полученные данные, можно констатировать, что в контрольной группе «Ёлочка» на заключительном этапе были получены следующие результаты:
В – 8 детей – 32%,
С – 11 детей – 44%,
Н – 6 детей – 24%.
Полученные данные внесены в таблицу 8 (Приложение 16).
Проанализировав полученные данные диагностики на заключительном этапе можно сделать вывод, что в экспериментальной группе «Солнышко» самостоятельно выполнили задание 19 детей – 76%, 6 детей – 24% выполнили задание при помощи воспитателя, составили связный рассказ с интересным сюжетом 12 детей – 48%, заимствованный сюжет был у 11 детей – 44%, простое перечисление признаков наблюдалось у 2 детей – 8%, логически правильно выстроенный сюжет и правильное согласование в словосочетаниях и предложениях было у 8 детей – 32%, использовали только простые предложения 14 детей – 56%, у 3 детей – 12% наблюдалась однотипная конструкция предложений, разные части речи в своём рассказе употребляли 6 детей – 24%, с некоторым нарушением точности словоупотребления говорили 16 детей - 64%, однообразная лексика и повторение одних и тех же слов было у 3 детей – 12%, интонационно выразительно рассказывали 14 детей – 56%, прерывистое изложение, незначительные паузы и заминки были у 11 детей – 44%.
Проанализировав полученные данные диагностики на заключительном этапе можно сделать вывод, что в контрольной группе «Ёлочка» самостоятельно выполнили задание 18 детей – 72%, 7 детей – 28% выполнили задание при помощи воспитателя, составили связный рассказ с интересным сюжетом 10 детей – 40%, заимствованный сюжет был у 11 детей – 44%, простое перечисление признаков наблюдалось у 4 детей – 16%, логически правильно выстроенный сюжет и правильное согласование в словосочетаниях и предложениях было у 11 детей – 44%, использовали только простые предложения 17 детей – 68%, у 4 детей – 16% наблюдалась однотипная конструкция предложений, разные части речи в своём рассказе употребляли 4 ребёнка – 16%, с некоторым нарушением точности словоупотребления говорили 17 детей - 68%, однообразная лексика и повторение одних и тех же слов было у 4 детей – 16%, интонационно выразительно рассказывали 15 детей – 60%, прерывистое изложение, незначительные паузы и заминки были у 10 детей – 40%.
Сравнительная диаграмма проведения диагностики в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе представлена на рис.4 (Приложение 17).
Для определения эффективности работы по повышению уровня владения речевыми навыками в экспериментальной группе «Снежинка» мы воспользуемся Т – критерием Вилкоксона [23, 21].
Нами были получены следующие показатели:
Сентябрь: 5,5,5,4,5,4,4,4,3,3,4,4,4,4,4,5,5,4,4,4,4,3,3,4,3;
Март: 5,5,5,5,5,5,4,4,4,3,4,5,4,4,4.5,5.4,5,4,4,3,4,4,3. n=25.
«Сдвиг»: 1, 1, 1, 1, 1, 1.
Сформулируем гипотезы:
- «сдвиг» в значениях уровня владения речевыми навыками в экспериментальной группе «Солнышко» не является статистически значимым.
- «сдвиг» в значениях уровня владения речевыми навыками в экспериментальной группе «Солнышко» является статистически значимым.
Составим вспомогательную таблицу.
До
|
После
|
«Сдвиг»
|
Абсолютная величина
|
Ранги
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
5
|
|
|
|
4
|
5
|
1
|
1
|
3,5
|
5
|
5
|
|
|
|
4
|
5
|
1
|
1
|
3,5
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
3
|
4
|
1
|
1
|
3,5
|
3
|
3
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
5
|
1
|
1
|
3,5
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
5
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
5
|
1
|
1
|
3,5
|
4
|
4
|
|
|
|
4
|
4
|
|
|
|
3
|
3
|
|
|
|
3
|
4
|
1
|
1
|
3,5
|
4
|
4
|
|
|
|
3
|
3
|
|
|
|
Полученные ряды мы проранжировали с учётом количественных показателей.
∑=3,5 ∙ 6 = 21
Проверим ранжирование:
= =21
Ранжирование проведено верно.
Найдём эмпирическое значение.
- сумма рангов нетипичных «сдвигов». По нашим данным в работе отсутствуют нетипичные «сдвиги», то есть 0.
Определим с помощью таблицы критические значения.
= 2
= -
Обозначим эти точки на числовой прямой.
Зона значимости Зона неопределённости Зона незначим.
Принимаем гипотезу , так как находится в зоне значимости.
Следовательно, можно сделать вывод, что работа по повышению уровня владения речевыми навыками является эффективной.
Следующим этапом нашей исследовательской работы было проведение анкетирования родителей с целью узнать, насколько родители информированы по поводу развития связной речи детей в дошкольном учреждении, дальнейшего построения работы педагога с учётом реальных проблем, возникающих у родителей в процессе занятий с детьми, оказания помощи родителям, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка.
Вопросы анкеты представлены в Приложении 9.
Проанализировав ответы родителей в экспериментальной группе «Льдинка» на вопросы анкеты, можно сделать следующий вывод: 22 родителя (88%) считают, что заниматься развитием речи детей должен педагог, 3 человека (12%) ответили, что развивать речь детей должен педагог и родители, обращают внимание на правильность речи своего ребёнка 23 родителя (92%), 2 человека (8%) не обращают внимание на то, правильно ли говорит их ребёнок, исправляют ошибки в речи своего ребёнка 23 человека (92%), 2 родителей (8%) не исправляют, 18 человек (72%) проводят работу по совершенствованию речи ребёнка, а 7 родителей (28%) такую работу не проводят, 25 родителей (100%) знают о том, какие знания получает их ребёнок по развитию речи в детском саду, 25 родителей (100%) хотят научиться методам и приёмам по совершенствованию речи детей и считают необходимым развивать речь.
После проведённого анализа полученных данных, можно сделать вывод, что проведённая нами работа была необходима и полезна для родителей.
|