|
Средняя группа , дошкольный возраст (4- 5 лет)
|
Цель, задача
|
Направления деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 – 5 лет
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 4 – 5 лет.
|
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- обсуждение информации о предметах, явлениях, событиях;
- выражение своей точки зрения, обсуждение со сверстниками различных ситуаций.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:
- активизация словаря;
- использование в речи прилагательных, глаголов, наречий, предлогов;
- глаголы, обозначающие трудовые действия;
- местоположения предметов: слева, справа, рядом, около;
- существительные с обобщающим значением (мебель, овощи).
Звуковая культура речи:
- произношение гласных и согласных звуков;
- произношение шипящих и свистящих звуков;
- интонационная выразительность речи.
Грамматический строй речи:
- предлоги в речи;
- форма множественного числа существительных;
- формы повелительного наклонения;
- сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Связная речь:
- совершенствование диалогической речи;
- описание предметов картин;
- пересказ.
Чтение художественной литературы
Формирование интереса и потребности в чтении:
- формирование интереса к книге;
- развитие литературной речи;
- словесное искусство.
|
рассматривание;
- ситуативное общение;
-игровая ситуация;
- дидактическая игра;
-- беседа;
- интегративная деятельность;
-хороводные игры с пением;
- чтение;
- обсуждение;
- рассказ;
-игра;
-обсуждение;
- драматизация и инсценирование
- разучивание стихов;
- интегративная деятельность.
|
ребенок сопровождает речью игровые движения;
- ребенок слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения;
- ребенок владеет диалогической речью;
- ребенок понимает на слух тексты сказок и стихов4
- ребенок владеет устной речью. – ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
|
Старшая группа, дошкольный возраст (5-6 лет)
|
Цель, задача
|
Направления деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 5 – 6 лет
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 5 – 6 лет.
|
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- речевое разнообразие окружающего мира;
- детские впечатления;
- убеждение, высказывание, объяснение.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи:
- существительные, прилагательные, наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду;
- слова, со сходным значением;
- слова с противоположным значением.
Звуковая культура речи:
- отчетливое произношение звуков;
- различение на слух сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков;
- развитие фонематического слуха.
Грамматический строй речи:
- согласование слов в предложениях;
- ударения в слове;
- способы образования слов;
- однокоренные слова; -
-составление по образцу простых и сложных предложений;
- косвенная речь.
Связная речь:
- диалогическая форма речи, связная речь;
- монологическая речь;
- рассказы о предмете. Сюжетной картине;
- рассказы по картинкам;
- творческие рассказы.
Чтение художественной литературы
Формирование интереса и потребности в чтении:
- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений;
-выразительное чтение стихов;
- оформление книг, илюстрации.
|
- чтение
- беседа;
- рассматривание;
- решение проблемных ситуаций;
- разговор;
- разучивание стихов, потешек. скороговорок;
-игра, проектная деятельность;
-интегрированная деятельность;
- обсуждение;
- рассказ;
- инсценирование;
- сочинение загадок, стихов;
- использование различных видов театра.
|
- ребенок может участвовать в беседе;
- ребенок умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ;
- ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке;
- определяет место звука в слове;
- ребенок владеет устной речью;
- ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- ребенок способен к речевому высказыванию
- у ребенка присутствуют предпосылки грамотности.
|
Подготовительная к школе группа, дошкольный возраст (6-7 лет)
|
Цель, задача
|
Направления деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по речевому развитию детей 6 – 7 лет
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по речевому развитию детей 6 – 7 лет.
|
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- совершенствовать речь, как средство общения;
- настольные и интеллектуальные игры;
- построение высказывания;
- эмоциональные рассказы об интересных фактах и событиях;
- самостоятельность суждений.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Формирование словаря
- смысл слов;
- разные части речи и их использование в точном соответствии с их значением;
- интонационная выразительность речи.
Звуковая культура речи:
- различение на слух всех звуков родного языка;
- дикция;
- совершенствование фонематического слуха;
- отработка элементов интонационной выразительности речи.
Грамматический строй речи:
- согласование слов в предложении;
- однокоренные слова;
- существительные с суффиксами;
- глаголы с приставками;
- прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Связная речь:
- диалогическая и монологическая формы речи;
- диалог со сверстниками и взрослыми;
- пересказ литературного текста;
- драматизация литературных текстов;
- составление рассказов;
- сочинение коротких сказок на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте:
- предложения ,составление предложений;
- деление слов на слоги;
- последовательность звуков в простых словах.
Чтение художественной литературы
Формирование интереса и потребности в чтении:
- внимательное и заинтересованное слушание сказок, рассказов, больших произведений;
выразительное чтение стихов;
- оформление книг, илюстрации
- литературные жанры и их различия;
- иллюстрации известных художников.
|
- чтение
- беседа;
- рассматривание;
- решение проблемных ситуаций;
- разговор;
- разучивание стихов, потешек. скороговорок;
-игра, проектная деятельность;
-интегрированная деятельность;
- обсуждение;
- рассказ;
- инсценирование;
- сочинение загадок, стихов;
- использование различных видов театра;
- обсуждение иллюстраций известных художников.
|
- ребенок может участвовать в беседе;
- ребенок умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ;
- ребенок составляет по образцу рассказы по сюжетной картинке;
- определяет место звука в слове;
- ребенок владеет устной речью;
- ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- ребенок способен к речевому высказыванию
- у ребенка присутствуют предпосылки грамотности;
- ребенок обладает развитым воображением.
|
IV. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка.
Основные формы, методы, средства развития музыкально-творческой деятельности детей.
Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которые могут проводиться в партнерском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально) или с подгруппой (что является наиболее предпочтительным вариантом) детей.
Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организации свободной, самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая включает в себя:
• проведение музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства, тембрового и динамического восприятия; творческих и музыкально-двигательных игр;
• организацию музыкально-творческих игр-забав, игр-импровизаций, игр-хороводов, включающих исполнение на детских музыкальных инструментах;
• танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
• чтение сказок с выполнением музыкально-творческих заданий.
Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц и рекомендациях совместного посещения детьми и родителями различных концертов для детей (в детских музыкальных школах, концертных залах), вовлечение родителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, а также в посещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителей умения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за достижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.
Словесные методы
объяснения
указания
вопросы
словесные приёмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды)
Практические методы или методы упражнений
• игровые приёмы;
• многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом;
• сочетание приёмов: практический + наглядный методы (упражнение детей по показу взрослого); наглядный + словесный (показ и объяснение педагога); словесный + практический (объяснение педагога и упражнение детей); тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность + упражнение (постепенное включение всех детей в пляску).
• метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении детей в сюжетную основу;
• объяснение: необходимо для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения;
• наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных материалов (карточек, схем, пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений;
• музыкальные иллюстрации: зависят от сюжетного наполнения занятия или другой музыкально-творческой деятельности, подбираются в соответствии с возрастным уровнем восприятия детьми музыки;
• игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры) наиболее часто используются на занятиях и при организации работы вне занятий.
Наглядные методы
Наглядно-слуховые приёмы:
исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя, ребёнка;
слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись);
использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т. д.);
использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т. д.).
Наглядно-зрительные приёмы:
показ педагогом разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности;
показ приёма детьми, которые хорошо его освоили;
«сравнительный показ». Педагог даёт правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети могут отметить хлопками;
показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшим правильным исполнением детьми;
наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки; всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т. д.)
тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощь педагога для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.
Приёмы, активизирующие эмоциональную отзывчивость:
использование игровых мотиваций;
сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.;
обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности использование сюрпризных моментов;
включение игровых и сказочных персонажей;
-
использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
использование художественного слова: коротких познавательных рассказов;
предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор: материалов, способов действий, партнёров и т.д.;
претворение полученных музыкальных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности передача, имитация через движение; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество;
Примерное содержание образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (музыка).
Первая младшая группа, ранний возраст (2-3 года)
|
Цель: создание условий для эмоционального развития и восприятия музыкально – художественной деятельности, приобщения к музыкальному искусству.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение музыкально – образовательного процесса для музыкального развития детей.
|
Слушание (восприятие)
|
Пение
|
Музыкально – ритмические движения
|
Игра на детских музыкальных инструментах
|
- музыка народная и классическая;
Используется
программный музыкальный материал.
|
- подпевание фраз;
Используется
программный музыкальный материал
|
- плясовые движения;
Используется программный музыкальный материал
|
- бубен, барабан. дудочка.
Используется программный музыкальный материал
|
-музыка разного характера;
-звуковысотный слух.
Программный репертуар
|
- сольное пение;
Программный репертуар.
|
- образность восприятия через движения
Программный репертуар.
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
- эмоционально откликается на музыку
|
- подпевает концы музыкальных фраз; различает веселые и грустные песни.
|
-эмоционально выполняет движения разного характера.
|
- различает музыкальные инструменты, играет на них самостоятельно.
|
Вторая младшая группа, дошкольный возраст ( 3- 4 года)
|
Цель: создание условий для эмоционального развития и восприятия музыкально – художественной деятельности.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение музыкально – образовательного процесса для музыкального развития детей.
|
Слушание (восприятие)
|
Пение
|
Музыкально – ритмические движения
|
Игра на детских музыкальных инструментах.
|
-музыкальные жанры – песня, танец, марш.
Использование программного репертуара.
|
- развитие певческих навыков
Использование программного песенного репертуара.
|
- освоение движений в двухчастной форме музыки, передача сказочных образов.
|
- металлофон, колокольчики, ударные инструменты.
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
Целевой ориентир:
|
- различает веселые и грустные мелодии, эмоционально отзывчивый.
|
- владеет основными певческими навыками, эмоционально реагирует на песни разного характера.
|
- активен и эмоционален в передаче движений и образов.
|
- владеет основными приемами игры на ударных инструментах.
|
|
|
|