|
V. Физическое развитие.
Образовательная область « Физическое развитие» представлена в виде примерного содержания работы ДОУ, по двум направлениям:
- физическая культура;
- здоровье.
Направление образовательной деятельности по физической культуре предполагает достижение целей формирования у детей раннего и дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, которое включает в себя:
- развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Направление « Здоровье» в воспитательно- образовательном процессе ДОУ предполагает:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- воспитание культурно – гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
-организацию рационального питания ( второй завтрак, питьевой режим, прием овощей и фруктов в обед и полдник).
Содержание физкультурно – оздоровительной работы состоит из следующих компонентов:
- гибкого режима дня;
-утренней гимнастики;
- приема детей на улице в теплое время года;
- двигательной активность во время прогулки;
- физкультурных занятия и физкультурных досугов;
- подвижных игр;
- музыкально – ритмических движений;
- игровых упражнений, хороводов;
- логоритмической гимнастики.
Такие подходы позволяют создать условия, для того, чтобы ребенок проявлял волевые усилия, следовал социальным нормам поведения в игровых и подвижных видах деятельности, соблюдал правила безопасного поведения и личной гигиены, что является требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников.
-
Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года).
|
Цель, задача
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей раннего возраста
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по физическому развитию детей раннего возраста.
|
Развитие физических качеств:
-ходьба, бег;
- направления движения;
- устойчивое положение тела, осанка;
- ползание, лазание, действия с мячом.
Формирование потребности в двигательной активности:
-физические упражнения, подвижные игры.
|
- игра;
- игровая беседа;
- упражнения;
- утренняя гимнастика;
- показ движений.
- интегративная деятельность;
- предметно- двигательная деятельность
|
- у ребенка развита крупная моторика; - ребенок освоил движения – бег, ползание лазание, перешагивание.
|
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами здорового образа жизни
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- закаливание;
-режим дня, пребывание на воздухе;
- работа мед. персоналом.
Культурно – гигиенические навыки:
- мытье рук, вытирание полотенцем;
-пользование индивидуальными предметами: салфетка, носовой платок, ит.д;
- порядок одевания и раздевания, одежда.
Представления о здоровом образе жизни:
-значение органов для жизни – глаза, уши, нос, язык.
|
- игровая беседа;
-игра;
- утренняя гимнастика;
-интегрированная деятельность;
-беседа, упражнения;
- экспериментирование,
- проблемная ситуация.
|
- ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания;
- ребенок проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
|
-
Вторая младшая группа, дошкольный возраст ( 3-4 года).
|
Цель, задача
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
|
Развитие физических качеств
-координация движений рук и ног;
-осанка при выполнении движений;
- игры с правилами и сменой движений
Двигательная активность
- совместные игры и физические упражнения;
- самостоятельная двигательная активность;
- катание на лыжах, санках, трехколесном велосипеде;
спортивные сигналы - беги. лови, стой, иди.
|
- игра, игровая беседа,
- утренняя гимнастика,
- интеллектуальная деятельность;
-физкультурный досуг;
- простейшие физкультурные состязания;
- проблемная ситуация;
- экспериментирование;
- упражнения;
- интегрированная деятельность;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- игровые беседы с элементами движений.
|
- ребенок владеет соответствующими возрасту движениями;
- у ребенка проявляется интерес к двигательной активности;
- ребенок проявляет интерес к совместным играм и упражнениям;
- ребенок самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры;
- ребенок имеет элементарные представления о ценности здоровья.
|
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами здорового образа жизни
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- закаливание;
-режим дня, пребывание на воздухе;
- работа мед. Персоналом;
- обучение детей плаванию
Культурно – гигиенические навыки:
- мытье рук, вытирание полотенцем;
-пользование индивидуальными предметами: салфетка, носовой платок, и т.д;
- порядок одевания и раздевания, одежда;
-навыки поведения за столом.
Представления о здоровом образе жизни:
-значение органов для жизни – глаза, уши, нос, язык;
- представления о полезной и вредной пище
|
- игровая беседа;
-игра;
- утренняя гимнастика;
-интегрированная деятельность;
-беседа, упражнения;
- экспериментирование;
- проблемная ситуация.
|
- ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания;
- ребенок проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- ребенок владеет основными культурными способами деятельности
|
Средняя группа, дошкольный возраст ( 5-6 лет).
|
Цель, задача
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей 4 – 5 лет.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение по физическому развитию детей 4 – 5 лет.
|
Развитие физических качеств
-формирование правильной осанки;
- бег, ходьба;
- выполнение действий по сигналу;
-гимнастическая стенка;
- прыжки в длину и высоту;
- игры с мячами, скакалками, обручами;
- скользящий шаг, повороты.
Двигательная активность
- физкультурные досуги, праздники;
- творческое использование спортивного инвентаря;
- быстрота, сила. Ловкость;
- пространственная ориентировка..
|
- игровая беседа с элементами движений;
- утренняя гимнастика;
- проблемные ситуации;
- упражнения;
- интегрированная деятельность;
- спортивные состязания;
- физкультурные занятия;
- рассказ;
- чтение;
- беседа;
- проектная деятельность.
|
- ребёнок владеет основными движениями;
- проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях;
- пользуется физкультурным оборудованием;
- стремиться к общению со взрослыми и сверстниками.
|
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами здорового образа жизни
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.
|
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- закаливание;
-режим дня, пребывание на воздухе;
- работа мед. персоналом.
Культурно – гигиенические навыки:
- мытье рук, вытирание полотенцем.
Представления о здоровом образе жизни:
-значение органов для жизни – глаза, уши , нос, язык;
- самостоятельное умывание, пользование туалетом.
|
- игровая беседа;
-игра;
- утренняя гимнастика;
-интегрированная деятельность;
-беседа, упражнения;
- экспериментирование,
- проблемная ситуация.
|
- ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания;
- ребенок проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры;
- знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений;
- знает понятия «здоровье», «болезнь»
|
Старшая группа , дошкольный возраст (5-6 лет).
|
Цель, задача
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей 4 – 5 лет.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение по физическому развитию детей 4 – 5 лет.
|
Развитие физических качеств
- развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости;
- прыжки в длину, в высоту с разбега;
- равновесие при приземлении;
- подбрасывание и ловля мяча одной рукой;
- ходьба на лыжах;
- элементы соревнований, игры, эстафеты
Двигательная активность
- участие в играх с элементами соревнований;
- поддержка интереса к различным видам спорта;
- физкультурные досуги, праздники
|
- физкультурное занятие;
- утренняя гимнастика;
- игра, беседа, рассказ;
- рассматривание;
- интегративная деятельность;
- контрольно – диагностическая деятельность;
- совместная деятельность;
- проектная деятельность;
- проблемная ситуация;
- спортивные состязания
|
- ребёнок владеет основными движениями;
- проявляет инициативу и самостоятельность в спортивных видах деятельности;
- пользуется физкультурным оборудованием вне занятий;
- ребёнок способен к волевым усилиям;
- ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок следует социальным нормам поведения в спортивно – игровой деятельности
|
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами здорового образа жизни
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.
|
Воспитание культурно – гигиенических навыков:
- формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
- формирование привычки самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;
- формирование привычки соблюдать порядок в своем шкафу;
- совершенствование культуры еды.
|
- рассказ, беседа;
- практические индивидуальные и совместные действия
|
- ребёнок умеет выполнять гигиенические процедуры;
- соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
- ребёнок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
|
-
Подготовительная группа, дошкольный возраст (6-7 лет).
|
Цель, задача
|
Направления работы
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по физическому развитию детей 6-7 лет.
Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение по физическому развитию детей 6-7 лет.
|
Развитие физических качеств
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- темп, ходьба, бег;
- перестроения;
- быстрота, выносливость, ловкость;
- статическое и динамическое равновесие;
- упражнения на гимнастической стеке
Двигательная активность
- придумывание вариантов игр;
- спортивные игры и упражнения: городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол;
- физкультурные досуги и праздники
|
- физкультурное занятие;
- утренняя гимнастика;
- игра, беседа, рассказ;
- рассматривание;
- интегративная деятельность;
- контрольно – диагностическая деятельность;
- совместная деятельность;
- проектная деятельность;
- проблемная ситуация;
- спортивные состязания;
- экспериментальная деятельность;
- семейная эстафета
|
- ребёнок владеет основными движениями;
- проявляет инициативу и самостоятельность в спортивных видах деятельности;
- пользуется физкультурным оборудованием вне занятий;
- ребёнок способен к волевым усилиям;
- ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок следует социальным нормам поведения в спортивно – игровой деятельности;
- ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других
|
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по овладению элементарными нормами здорового образа жизни
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по овладению детьми элементарными нормами здорового образа жизни.
Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности для овладения детьми элементарных норм здорового образа жизни.
|
Воспитание культурно – гигиенических навыков:
- формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
- формирование привычки самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей;
- формирование привычки соблюдать порядок в своем шкафу;
- совершенствование культуры еды ;
- умение заботиться о своём здоровье
|
- рассказ, беседа;
- практические индивидуальные и совместные действия;
- тренинг
|
- ребёнок умеет выполнять гигиенические процедуры;
- соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
- ребёнок имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания;
- ребёнок владеет культурными способами деятельности
|
|
|
|