|
Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе доу
Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ.
Понятия: развитие речи и дидактическая игра.
Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:
Занятие 1
Занятие 2
Занятие 3
Занятие 4
Понятия: развитие речи и дидактическая игра.
На третьем году жизни ребенка, в период неповторимой интенсивности освоения словарного состава родного языка, развития форм и функций речи особую значимость приобретает формирование словаря. Овладение словарным составом родного языка в этом возрасте теснейшим образом связано и обуславливает совершенствование произношения слов у детей, овладение грамматическим строем. Ведущий прием формирования правильного произношения на третьем году жизни – речевой образец взрослого, подражая которому ребенок улучшает произношение звуков в слове. Овладение грамматическим строем речи примыкает к задачам словарной работы потому, что использование слов в контексте предлагает построение из них предложений, а следовательно, и грамматическое изменение слов. Согласование их друг с другом.
Успешное развитие речи в целом и формирование словаря, в частности, возможно лишь в системе единого воспитательно-образовательного процесса, каждый раздел которого (занятия, режимные моменты, игра) имеет свои преимущества для освоения определенной группы слов.
Задачи и приемы формирования словаря в каждом разделе работы определяется, с одной стороны, особенностями освоения ребенком частей речи, с другой – характером деятельности, в процессе которой осуществляется обучение.
Уровни освоения слов могут быть разные: ребенок понимает слово, но не использует его в речи; узнает и называет предмет, действие, качество, отношение, но лишь в определенных условиях; понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его пониманию связях и отношениях.
Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом воспитательно-образовательного процесса, как дидактическая игра.
Дидактическая игра и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела « Программы воспитания и обучения в детском саду», распределяет материал по занятиям, соблюдая последовательность от простого к сложному. Предположим, ставится конкретная задача – познакомить детей с некоторыми вещами или игрушками, которые находятся в групповой комнате. В процессе решения этой задачи дети одновременно учатся узнавать предметы, называть их, действовать с ними.
Однако темпы овладения этими умениями неодинаковы: узнавать предметы и действовать с ними дети научатся быстрее, чем называть их. Соответственно от одного занятия к другому усложнятся и требования воспитателя к детям. Деятельность их на первых порах выражается не в произношении слов-назначений, а в жестах или движения: они показывают предмет, приносят его по просьбе воспитателя. Затем от детей требуют правильно называть предметы и вещи, действовать с ними в соответствии с их качествами. Так, постепенно у детей развиваются восприятие, речь; накапливаются элементарные знания об окружающем.
Успешное выполнение программы требует повторности знаний. Важно, чтобы намеченные программные задачи были освоены всеми детьми данной группы. Опыт показывает, что обычно это не может быть достигнуто на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие ( в данном случае побуждение сделать что-то или назвать предмет), другим для этого требуется более длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть достаточно прочными, устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима.
Для прочного усвоения программных требований всей группой необходима неоднократная повторность одних и тех же знаний. Вместе с тем точное воспроизведение предыдущего занятия может иногда привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материала. Поэтому при повторении занятий с применением нескольких предметов или игрушек, сохраняя одно и тоже программное содержание, следует непременно привлекать новый материал дополнительно к уже известному.
Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало , а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям. Когда он что-то объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.
Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Они занимаются охотно, с интересом, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний и умений. Живость поведения, выразительность речи воспитателя усиливают также впечатления от новых и ярких игрушек или других предметов, которые используются на дидактических занятиях.
Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры.
Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятия с маленькими детьми, является применение наглядности в сочетании со словом.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его, на прогулке организует показ грузовой машины, в комнате подводит детей к окну, привлекая их внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Проводятся специальные занятия, на которых дети смотрят, как взрослый гладит белье (куклы) или чинит детские игрушки. Все, что ребенку показывают, должно быть подкреплено словом. Ему говорят: «Это флажок, чашка, кубик, домик и т.д.», называют действия: «Беру утюг, глажу рубашечку». Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительное впечатления, но и улавливает на слух словесное обозначение этих впечатлений.
Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения, оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.
С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.
Учет особенностей детей 3 лет выдвигает необходимость включения в педагогический процесс игр-занятий.
Систематичность и планомерность в проведении игр-занятий – важное условие в возникновении сюжетной игры.
Игра – занятие – своеобразная форма обучения, которая воспитывает чувства, привлекает внимание ребенка, сосредотачивает на доступных его пониманию жизненных явлениях, им он может подражать и на этой основе творчески развивать содержание самостоятельной игры.
Занятие 1.: « Укладывание куклы Кати спать».
В этой игре воспитатель показывает, как куклу перед сном умывают, как ее раздевают, вешают одежду, как готовят постель (снимают покрывало, складывают его).
К участию привлекаются дети. Катю укладывают в постель, и воспитатель вместе с детьми поет колыбельную песенку.
Баю-бай, баю-бай
Наша, Катя, засыпай
Баю, Катенька, бай-бай,
Поскорее засыпай.
Занятие 2.: «Кукла Катя проснулась».
Воспитатель говорит: « Кукла Катя проснулась и сказала: «С добрым утром!»
Воспитатель сначала показывает детям, как одевать куклу, а затем дети пытаются сделать это сами. Воспитатель предлагает одному ребенку умыть куклу. «Умытую» куклу сажают за стол, а двое детей приводят в порядок ее постель. Потом куклу кормят завтраком. Катя, позавтракав, благодарит детей.
Каждое утро один ребенок или небольшая группа детей проявляет заботу о Кате. Так вырабатывается привычка помнить и выполнять обязанности, связанные с уходом за куклой Катей, создается потребность производить ряд связанных между собой последовательных, целесообразных действий, закладывается начало формирования сюжетной игры.
Занятие 3.: « Приготовим завтрак кукле Кате».
Знакомство с предметами, их назначением (плита, посуда). Дать представление о горячем, холодном, теплом.
Пособия: кукла, плита, кастрюля, тарелка, чашка, ложка.
Воспитатель приводит Катю. Катя здоровается с детьми, и воспитатель предлагает одному из детей посадить ее на стул.
Воспитатель предлагает приготовить Кате завтрак. Вместе с детьми вспоминает, на чем повар готовит еду, во что наливает молоко. Воспитатель показывает: « Вот у нас плита, а здесь стоит посуда. В этой кастрюле молоко, оно холодное. Поставим его на плиту и подогреем, чтобы оно было теплое. Сварим кашу (ставит кастрюльку на плиту и приглашает детей мешать, расставлять тарелочку, ложечку, чашку). Положим кашу в тарелку, нальем молока. Ну вот, готово! Сейчас Катя будет кушать (приглашает детей покормить кашей и попоить молоком). Дети выполняют действие, сопровождая словами: « Пей, Катя, не обливайся». После того, как дети покормят Катю, ей напоминают, что надо благодарить. Дети убирают посуду, после чего используют ее в игре.
Занятие 4.: « Купание куклы Кати».
Дать понятие о том, как пользоваться водой: не разбрызгивать воду, не лить на пол. Дать понятие о грязном, чистом, мыться с мылом. Научить детей правильно мыть Катю, проявлять заботу о кукле. Воспитатель подробно объясняет весь процесс купания, привлекая к нему детей. Приготавливая и расставляя предметы, воспитатель спрашивает детей:
Что это? Какого назначение? Это ванночка! – В ней будем купать Катю. Это кувшин с водой, а это что? – Мыльница! – Что положим в мыльницу? – Мыло! – А вот и Катя пришла. Сейчас мы ее вымоем. – Ира, налей в ванночку воды.
- Какая вода? (теплая, дает всем потрогать). – Кате будет приятно купаться. – А вы, ребята, любите купаться? – А теперь разденем Катю (все дети помогают по очереди – еще раз называя одежду). Затем воспитатель сажает Катю в ванну. – Сначала помоем голову. Закрой, Катя, глазки, чтобы мыло не попало. Намылим голову. Голова будет чистая-чистая, польем водичкой (предлагает выполнить это ребенку).
- А теперь я полью теплой водичкой.
- Видите, как я аккуратно поливаю (читаем потешку «Водичка – водичка»). Теперь надо обтереть полотенцем сухо-сухо. Ира, оботри Катю.
- Что надо надеть Кате? – Рубашечку и сарафан (одевают).
- Дадим Кате теплого чаю и положим отдыхать в кровать. Спи, Катя!
Затем воспитатель предлагает детям помыть других кукол. Подвязывает всем клеенчатые фартуки, засучивает рукава. Дает все необходимое для купания. В ходе игры воспитатель еще раз беседует с детьми обо всем (какая вода, какие будут куклы после купания…)
Благодаря проведению подобных занятий, кукла станет любимой игрушкой, побуждающей к разнообразным играм. Кроме этого будет достигнута цель: развитие речи у детей через дидактические игры.
|
|
|