|
«Организация музыкально творческой деятельности на уроках музыки»
Методическая тема:
«Организация музыкально - творческой
деятельности на уроках музыки»
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 9»
учитель музыки Никитаева Т.И.
2010 – 2011 уч. год
Моя методическая тема: «Организация музыкально-творческой деятельности на уроках музыки».
Музыка – источник и способ развития ребенка, «почва», на которой может произрастать духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование человека.
Моя педагогическая концепция: «Музыка – путь духовного возвышения человека, путь обретения Истины, Добра и Красоты».
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения.
Музыкальное развитие – духовное личностное становление человека.
Понятие урок музыки расширяется до понятия – урок Человековедения.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал. В нем содержится большое количество морально-эстетических суждений. На уроке преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Музыка и жизнь – генеральная тема, сверхзадача школьных занятий.
Задача учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. «В звуках выраженная жизнь души» - сказал о музыке А.Н. Серов.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, но она способна разбудить дремлющие в нем нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Воспитательное воздействие музыки заложено в самом переживании музыки как самоценного явления, «жизнью рожденного» и «к жизни обращенного».
Процесс творческой деятельности как духовной может рождаться только изнутри ребенка, из его переживания, из его желания выплеснуть свое состояние радостного духовного напряжения. Музыка – это труд души. Искусство создает у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.
Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.
Главное в обучении – постигать музыку методами, адекватными природе искусства. Это значит проникать в искусство при помощи языка, на котором говорит само искусство, т.е. постигать музыку в творческой деятельности.
Методы постижения музыки в классно-урочной системе:
- 1) метод размышления о музыке (творчески-индивидуальное решение проблемы, поставленной в музыкальном произведении) -
словесные высказывания о музыке (например, прием «Снежный ком»); письменные размышления, в которых дети самостоятельно приходят к пониманию музыки (например, Шопен в музыке – лирик, поэт, виртуоз, и совершенно другая музыка Баха – сложная, философская, которая своим стремлением понять жизнь определяет осознание того, что «человек – это звучит гордо».
- 2) метод забегания вперед и возвращения к пройденному (устанавливает преемственные связи между темами, формирует целостное представление о музыке) –
Например, в 3-ем классе слушаем фрагмент «Джульетта-девочка» из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и через развитие музыки дети самостоятельно определяют музыкальный образ («музыкальный образ» - это тема 6-7 классов).
- 3) метод эмоциональной драматургии (активизация эмоционального отношения к музыке) –
в 5-ом классе, при знакомстве с рок-оперой «Орфей и Эвридика», дети «отправляются» на конкурс певцов и сами определяют победителя – «лучшего из лучших» - это Орфей, потому что только его песня выражает настоящее человеческое чувство любви;
в письменном виде очень активизирует эмоциональное отношение к музыке форма синквейна.
- 4) метод междисциплинарного взаимодействия («выход» за пределы музыки – в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы) –
1 класс- слушаем музыку природы; 1-4 классы- рисуем музыку (например, Григ «Утро», «Заход солнца»); 4 класс- фильм-сказка «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова – роль музыки в сказке; 5 класс – разные виды искусства: музыка и литература – сочиняем сказку о музыке, музыка и живопись – знакомимся с картиной Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и слушаем музыку Шуберта «Аве Мария!»; 6 класс – помним российскую историю – ставим на обсуждение проблемный вопрос: согласны ли вы, что «когда гремят пушки – музы молчат»?; 6-7 классы – составляем программу концерта любимой музыки.
- 5) метод погружения (осознание значения музыкального произведения в жизни человека, посредством создания различных жизненных ситуаций) –
в 3-ем классе читаю детям письмо Шопена, обращенное к Родине, а затем слушаем прелюдии Шопена как его музыкальное послание нам; в 6-ом классе «попадаем» в предреволюционное время и знакомимся с двумя разными композиторами одной эпохи (Рахманинов и Скрябин).
- 6) метод тождества и контраста (познание средств художественно-музыкальной выразительности через сопоставление и сравнение) –
во 2-ом классе слушаем «Марш Тореадора» из оперы «Кармен» Бизе и Марш из балета «Щелкунчик Чайковского – дети сами определяют, что это два марша, но в опере марш поют, а в балете марш очень легкий, танцевальный. В 5-ом классе в теме «музыка и литература» через выразительность и особую музыкальность стихотворения Есенина «Поет зима, аукает» «выходим» на музыку Свиридова.
- 7) метод композиций и «сочинение сочиненного» (понятие закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема через создание композиций, опираясь на замысел композитора или собственный замысел) –
В 7-ом классе при знакомстве с увертюрой Бетховена «Эгмонт» (по трагедии Гете) до слушания музыки определяем музыкальные темы, представляющие главные образы трагедии и форму построения музыкального произведения (сонатную), а затем слушаем музыкальное создание Бетховена.
- 8) методы интонационно-стилевого постижения музыки (постижение интонационно-образного содержания музыкального произведения, вечных тем искусства, индивидуального их воплощения композитором).
«За интонацией спрятан живой человек». Стиль – подчерк эпохи, народа и лично композитора. Интонация и стиль – это живой язык музыки.
- 9) использование дискуссионного метода ведения урока –
тема дискуссии в 7-ом классе: «Что значит современность в музыке?» (на примере музыки Баха).
Младшие классы:
- 10) метод импровизации (показывает возможности воображения, дает возможность проявить свои исполнительские умения, вне зависимости от технической сформированности) -
голосовые игры, речевые упражнения.
- 11) метод пластического интонирования, музыкально-ритмические движения и инсценирование (способы «активного слушания», восприятие музыкальной ткани через движения) –
Открытый урок по теме «Ритм» в 1-ом классе (октябрь 2010 г.)
- 12) игра на музыкальных инструментах.
Вывод: Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Приложение (выдержки из детских работ):
К п. 1) – Шопен в музыке:
Воронцова И. (6-а): Музыка Шопена вдохновляющая, родственная… Хочется прийти домой и пойти куда-нибудь с мамой.
Большева В. (6-а): Музыка Шопена дает мне ощущение легкости, хочется замечтаться и улететь в облака, поиграть с ними – я спускаюсь и поднимаюсь опять… Еще кажется, что я – красивый белый лебедь, плавающий медленно, изящно по искрящейся воде…
Королев Д. (6-б): Музыка Шопена меня вдохновила, приподняла, захотелось жить дальше…
Яковлев Н. (6-б): Музыка Шопена переливающаяся, она волнующая, загадочная, волнистая… Шопен передает свои чувства.
Романова А. (6-б) : С музыкой Шопена я начинаю летать, как птица… И еще мне хочется станцевать с партнером какой-то легкий, воздушный танец.
Музыка Баха:
Райская А (6-а): Становится как-то не по себе. Я понимаю, как нужна мне жизнь.
Воронцова И. (6-а): Мне даже не понять о чем эта музыка – она о многом…
Тахмазова А. (6-а): Музыка грандиозная! Необычная для нас.
Ларионов С. (6-а): Музыка суровая. В ней что-то происходит…
Тропин Е. (6-а): Музыка загадочная, магическая, в ней мечта попасть в прекрасный мир.
Магурина Е. (6-а): Эта музыка про мир и про жизнь. Эта музыка открывает веру в себя.
Кисилева А. (6-б): Музыка звучная, захватывает сердце.
Смирнова П. (6-б): Музыка порождает во мне новые эмоции.
Ларькин М.(6-б): Я никогда не слышал ничего подобного… Кажется, как будто музыка играет со всех сторон.
К п. 3) - Синквейн:
Чайковский
Ковалева А. (6-б):
Вальс
Торжественная, танцевальная.
Мечтать, фантазировать, летать.
С музыкой я оказалась на балу в роскошном платье и танцую сказочный вальс.
музыка мечты и фантазии.
Комузов Н. (6-б):
Вальс.
Жизнерадостная, энергичная.
Жить, радоваться, танцевать.
Бал, на котором танцуют вальс.
Сказочный сон.
Безбабичева Н. (6-б):
Балет.
Обаятельная, душевная.
Радует, помогает думать, мечтать.
Замечательно-красивая музыка.
Настроение счастья.
Бетховен
Рябов В. (7-а):
Битва.
Сильная, боевая.
Взбудораживает, вызывает силу, действует.
Война двух сторон.
Сила духа.
Полетаева О. (7-а):
Мировая борьба.
Грозная, встревоженная.
Волнует, пугает, побуждает к действию.
Грозная музыка, которая заставляет всех людей подняться.
Музыка борьбы добра и зла.
Плющ К. (7-б):
Победа в бою.
Волевая, беспокойная.
Возвышается, тревожит, волнует.
«Музыка должна высекать огонь из души человека» Бетховен.
Человек побеждает.
Литвинов М. (7-б):
Победа.
Беспокойная, насыщенная.
Изменяется, обеспокаивает, волнует.
Действие в музыке.
Образ войны и Победы.
К п. 4) – Роль музыки в сказке:
Изотов Н. (4-а): В фильме «Снегурочка» музыка Римского-Корсакова показывает чувства и образы героев, передает звуки природы, пение птиц. В музыке звучат отголоски русских народных песен. Композитор воспевал жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал русские обычаи и обряды.
А Снегурочка в начале и в конце фильма совсем разная, и музыка помогает нам почувствовать это…
Базалетов А. (4-б): Музыка из сказки «Снегурочка» красивая, русская. Эта музыка похожа на жизнь: она то как праздник, то как горе или грусть. Эта музыка передает разные чувства – радость, волнение, печаль… И мы сопереживаем с музыкой…
Сказка о музыке:
Тузов Н. (5-а):
Однажды Минор и Мажор заспорили – кто из них лучше звучит. Пришли они к Кроту и говорят:
- Крот, тебе какая мелодия больше по душе?
-Мне по душе музыка Минора,- ответил Крот.
- Вот видишь, - сказал Минор. Пошли они к Зайцу.
- Заяц, Заяц, тебе какая мелодия больше по душе?
- Мне ближе музыка Мажора, - ответил трусишка и убежал.
А с ветки за ними наблюдал ворон ученый, и сказал он сердито:
- Эх вы, глупые два брата! Ведь вы две стороны музыки, которые составляют веселую, позитивную и грустную, печальную музыку.
- Каждому своя мелодия по душе, - сказал мудрый Ворон и улетел.
Проблемный вопрос - Согласны ли вы с высказыванием: когда гремят пушки – музы молчат?
Баранов Д. (6-а): Я не согласен, потому что даже самые грозные войны не мешают поэтам и композиторам, художникам и скульпторам творить. Вдохновение приходит независимо от того, какое время – мирное или военное. Я считаю, что когда гремят пушки, музы не молчат. Многие великие творили именно в военное время. И многие творения были именно на эту тему. И сейчас многие люди пишут, поют и работают творчески на военную тему. Мы помним войну через их творения.
Павлов С. (6-б): Я не согласен с этим выражением, потому что многие произведения создавались во время войны… Композиторы, которые писали музыку во время войны, всю эту трагедию испытали на себе. И мы чувствуем тоже огромную боль в этой музыке…
Составление программы концерта любимой музыки.
Кольцова Д. (7-б): Я бы хотела, чтобы концерт был составлен из произведений П.И. Чайковского, потому что музыка этого композитора очень душевная, красивая, завораживающая. По музыке Чайковского можно понять смысл жизни, всегда выбрать мелодию по настроению. У него есть музыка и успокоивающая, и загадочная, и простая, и яркая красочная, сказочная…
Сытикова В. (7-а): Я бы хотела, чтобы на концерте прозвучали мои любимые песни. Эта музыка о реальной жизни: о людях, их занятиях, о их проблемах, о дружбе и любви… Мне нравятся такие песни, потому что с ними можно посмеяться и погрустить… Я живу с этими песнями.
Чекан К. (7-б): Я бы хотела, чтобы в концерт вошла музыка Ф. Шопена, особенно его вальсы, потому что я считаю музыку Шопена особенной: она лирическая, проникающая в глубину души и сознания… Музыка Шопена очень личная для каждого, потому что, я думаю, у каждого в жизни есть свои образы, которые раскрываются в музыке Шопена…
Ф.Шопен мой любимый композитор.
К п. 10) – Голосовые игры (мини-рассказы)
Пошли дети в лес, и чтобы не потеряться, стали аукаться - … В лесу они услышали пение кукушки - … и стук дятла - … Закапал дождик - … А потом тучки ушли, и запел соловей - …
Настало утро, пропел петушок - … Часы пробили шесть часов - … Стало слышно, как пастух заиграл на рожке - … Коровы начали собираться в стадо и мычать - …
|
|
|