|
I. Социально коммуникативное развитие
I.Социально - коммуникативное развитие.
В этом подразделе программы отражены основные направления социально-коммуникативной компетентности , которые включают в себя следующие умения:
умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. и рассказать о нём.
умение получать необходимую информацию в общении.
умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
умение спокойно отстаивать своё мнение.
умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )
умение уважительно относиться к окружающим людям.
умение принимать и оказывать помощь.
умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Содержание работы по комплексному сопровождению развития ребёнка базируется на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей с чётким определением задач каждого.
Примерное содержание образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
-
Первая младшая группа, ранний возраст ( 2 -3 года )
|
Цель: создание условий для реализации образователь ной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей раннего возраста.
Задача: обеспечить психолого- педагогическое сопровождение образовательной деятельности по социально-коммуникатив-ному развитию детей раннего возраста.
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Развитие игровой деятельности
Сюжетно – ролевые игры:
- формирование интереса к игровым действиям;
- навыки ролевого поведения;
- игровые действия и сюжет;
- сюжетные действия и роль.
Подвижные игры
- игры с простым содержанием;
- игры с ходьбой, бросанием, катанием.
Театрализованные игры
- опыт общения с персонажем;
-игры – действия со звуками;
- игры на подражание движений животных и птиц;
- игры малых фольклорных форм.
Дидактические игры
- сбор пирамидки;
- геометрические мозаики;
-тождество и различие однородных предметов;
Игры на развитие внимания, памяти, сенсорных эталонов.
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- опыт доброжелательных отношений;
- воспитание любви к родителям и близким людям.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувтва принадлежности к мировому сообществу
-образ «Я», семья, детский сад, родная семья.
Труд
- порядок одевания и раздевания;
- простейшие трудовые действия.
Безопасность
-опасные ситуации и способы поведения в них;
- правила безопасности дорожного движения.
Формирование предпосылок экологического сознания
-способы взаимодействия с растениями и животными.
|
- игра, чтение, беседа;
- игровые упражнения;
- рассматривание;
- праздник;
-поручения;
- совместные игры со сверстниками и взрослыми;
- сезонная деятельность на участке.
|
- ребенок обладает элементарными правилами поведения во время еды, умывания;
- ребенок соблюдает правила вежливости;
-ребенок использует специфические, культурно- фиксированные действия;
- ребенок знает назначение бытовых предметов;
-ребенок включается в общение со сверстниками и взрослыми;
|
-
Вторая младшая группа, дошкольный возраст ( 3- 4 года)
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей 3 – 4 лет.
Задача: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса по социально – коммуникативному развитию детей 3 – 4 лет.
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Развитие игровой деятельности
- совместная игра;
-игры в малых группах;
- Ход игры, элементарные правила;
-игры с игрушками, природными и строительными материалами.
Сюжетно – ролевые игры
- игры на темы из окружающей жизни;
- способы ролевого поведения в игре;
- взаимодействие в сюжетах.
Подвижные игры
- поощрение игр с каталками, автомобилями ,велосипедами;
- игры с более сложными правилами и сменой движений.
Театрализованные игры
- игры – драматизации и кукольные спектакли;
- имитация действий персонажей;
- действия с элементами костюмов и атрибутов;
- импровизация сюжетов.
Дидактические игры
- подбор предметов по цвету и величине;
Приобщение к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
- вежливость, дружба;
- оценка хороших и плохих поступков.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
- образ «Я», семья, детский сад, родная страна.
Труд
- самообслуживание;
- хозяйственно – бытовой труд;
-труд в природе;
- труд других людей и его результаты.
Безопасность
- элементарные правила поведения;
- правила безопасности дорожного движения;
- экологическое сознание.
|
- игровые упражнения;
- индивидуальные игры;
- совместные игры со сверстниками и воспитателем;
- чтение;
- беседа;
- наблюдение;
- педагогическая ситуация;
- экскурсия;
- ситуация морального выбора;
- поручение;
- дежурство;
- праздник.
|
- ребенок стремиться выполнять элементарные поручения;
- ребенок проявляет доброжелательное отношение к окружающим;
- ребенок соблюдает правила элементарной вежливости;
-ребенок имеет первичные представления о себе и членах семьи;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
- ребенок проявляет любознательность.
|
Средняя группа, дошкольный возраст (4 – 5 лет)
|
Цель: создание условий для усвоения норм и ценностей принятых в обществе, освоение представлений социального характера.
Задача:
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение для усвоения норм и ценностей образовательной области « Социально – коммуникативное развитие».
|
Направления деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Развитие игровой деятельности
- самостоятельный выбор игр;
-правила поведения в игре;
-активность игровых действий.
Сюжетно – ролевые игры
-самостоятельное создание игровых замыслов;
- распределение ролей;
-предметы и атрибуты для игры;
- постройки разной конструктивной сложности в игре;
Подвижные игры.
- придумывание вариантов игр;
- комбинирование движений.
Театрализованные игры.
-развитие и взаимодействие персонажей;
- этюды;
- ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- режиссерская игра;
- комплекс выразительных средств.
Дидактические игры
-сравнение предметов по внешним признакам;
- освоение правил простейших настольно – печатных игр.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральными)
- моральные нормы: просьба, взаимопомощь, сочувствие.
- культура поведения
Формирование гендерной , семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- образ « Я»
-семья;
-детский сад;
- родная страна
Труд
- самообслуживание;
- хозяйственно – бытовой труд;
- труд в природе:
- труд взрослых, профессии;
- профессии родителей; - значимость труда.
Безопасность
- безопасное поведение в подвижных играх;
- спортивный инвентарь;
- перила;
- открывание и закрывание дверей;
-безопасность дорожного движения.
Формирование предпосылок экологического сознания
- способы взаимодействия с растениями и животными;
- ядовитые растения;
- экономия воды.
|
- наблюдение;
- рассматривание;
- чтение;
- игровые упражнения;
- совместная игра;
- ндивидуальная игра;
- педагогические ситуации;
- праздник;
- эскурсия;
- ситуация морального выбора;
- дежурство;
- сезонная деятельность на участке.
|
- ребенок овладевает культурными способами деятельности;
- проявляет активность в игровых действиях;
- проявляет самостоятельность при создании игровых замыслов;
-владеет основными движениями;
- проявляет ролевое взаимодействие;
-эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- взаимодействует со взрослым и сверстниками;
- проявляет интерес к трудовым действиям.
|
|
Старшая группа, дошкольный возраст (5-6 лет)
|
Цель: создание условий для развития социального и эмоционального интеллекта, освоение представлений социального характера.
Задачи:
обеспечить психолого – педагогическое сопровождение для социально – коммуникативного развития : в
- игровой деятельности;,
- приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми( в том числе моральными);
- формировании гендерной. семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- трудовой деятельности;
- основ собственной безопасности жизнедеятельности;-формировании предпосылок экологического сознания.
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Сюжетно – ролевые игры
-организация игры;
- выбор тем игры и развитие сюжета на основе знаний при восприятии окружающего мира;
- ролевое взаимодействие и взаимоотношения;
- прогнозирование игровых действий;
Подвижные игры.
- игры с элементами соревнования;
- народные игры.
Театрализованные игры.
-игровые действия и роли;
-линия поведения в роли;
- спектакли, концерты.
Дидактические игры.
- действия с игрушками;
- культура честного соперничества.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- забота, защита, вежливость,
. Формирование гендерной. семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
- Образ «Я»
- Семья
- Детский сад
- Родная страна.
- Наша Армия.
Труд
- самообслуживание. хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Безопасность.
- основы безопасности собственной жизнедеятельности;
- экологическое сознание
|
- индивидуальная игра;
- совместная игра;
- игровые обучающие ситуации;
- педагогические ситуации;
-проектная деятельность;
- интегративная деятельность;
-просмотр и анализ;
- экспериментирование;
- беседа;
- обсуждение;
- совместные действия;
- поручения и задания;
- бытовые поручения;
- сезонная деятельность на участке;
- дежурство.
|
- ребенок овладел установкой положительного отношения к миру;
- обладает развитым воображением;
- способен к волевым усилиям;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- старается следовать нормам и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
-соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены.
|
-
Подготовительная группа, дошкольный возраст ( 6 – 7 лет)
|
Цель: создание условий для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей 6 – 7 лет.
Задачи: обеспечить психолого – педагогическое сопровождение для реализации образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей 6 – 7 лет
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Сюжетно – ролевые игры.
- роль, в соответствии с сюжетом
-- атрибуты, конструкторы, строительный материал в игре;
- игры – представления об окружающей жизни;
- интересы и мнения товарищей по игре.
Подвижные игры.
-народные игры;
-игры с элементами соревнования;
- спортивные игры;
Театрализованные игры.
- средства выразительности в игре;
- виды театра; театральные профессии.
Дидактические игры.
- игры разного типа: лото. мозаика. домино.
- самостоятельное решение дидактических задач.
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- словесная вежливость, помощь, сочувствие.
Формирование гендерной, семейной. Гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- образ «Я»
-семья
- детский сад;
-Родная страна;
- наша Армия;
- наша планета.
Труд.
- самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе. Ручной труд.
Безопасность.
- основы безопасности собственной жизнедеятельности, дорожного движения.
|
- Индивидуальная и коллективная игра;
- игровые обучающие ситуации;
-проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
-экспериментирование;
- поручения и задания;
- дежурство;
- сезонная деятельность на участке;
- педагогические ситуации;
-экскурсии,
- праздники;
- чтение, беседа, наблюдение.
|
- освоение представлений социального характера;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
- учитывает интересы и чувства других людей;
-ребенок следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
|
II. Познавательное развитие.
Примерное содержание совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Первая младшая группа, ранний возраст (2 – 3 года)
|
Цель:
создание условий для формирования представлений об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер, материал)
Задача:
обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Количество:
- группы однородных предметов;
- различение количества предметов (один – много).
Величина:
- предметы контрастных размеров (больший – меньший)
Форма:
- различение предметов по форме (кубик, шар, кирпичик)
Ориентировка в пространстве:
- освоение окружающего пространства: группа, участок, спальня, игровая и т.д.
|
- рассматривание
- наблюдение;
- игра – экспериментирование;
- исследовательская деятельность;
- развивающая игра;
- экскурсия;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- проблемная ситуация;
- сенсорный и интеллектуальный
тренинг
|
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
- стремится проявлять настойчивость, действуя с предметами контрастных размеров
|
Вторая младшая группа, дошкольный возраст (3 – 4 года)
|
Цель:
создание условий для формирования элементарных математических представлений по разделам:
- количество;
- величина;
- форма;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка во времени
Задача:
обеспечение психолого- педагогической поддержки для формирования элементарных математических представлений
|
Направление деятельности
|
Формы работы
|
Целевые ориентиры
|
Количество
- признаки предметов;
- группы однородных предметов;
- различение понятий много, один, по одному и т.д.;
- сравнение групп предметов
Величина
- сравнение контрастных и одинаковых предметов;
- обозначение результатов сравнений
Форма
- геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник;
- обследование форм геометрических фигур
Ориентировка в пространстве
- различение пространственных направлений (вверху – внизу, справа – слева)
Ориентировка во времени
- контрастные части суток (день – ночь, утро – вечер)
|
- рассматривание;
- наблюдение;
- игра – экспериментирование;
- исследовательская деятельность;
- развивающая игра;
- экскурсия;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- проблемная ситуация;
- сенсорный и интеллектуальный
тренинги
|
- ребенок различает основные понятия;
- сравнивает группы предметов;
- различает простейшие геометрические фигуры;
- ориентируется в пространстве и времени;
- интересуется окружающими предметами и действует с ними
|
|
|
|