|
«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте»
Детский сад № 2447
Консультация по теме:
«Развитие общения с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте».
Подготовила: воспитатель Никитина О.А.
2012 г.
Взрослый должен определить чему, где и как научить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Поэтому благоприятной основой является эмоциональная атмосфера. И начинать воспитание надо не с сообщения знаний, а закладывая позитивную эмоциональную базу. Умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, не завидовать, делать добро, прощать – закладывается основами в дошкольном детстве. Для этого развитие воли, эмоций, интеллекта нужно развивать в атмосфере оптимистического мироощущения и правильного воспитания. Жизнь детей должна быть наполнена оптимизмом, радостью и счастливыми минутами, поэтому так важно создать положительные и доброжелательные отношения между детьми и взрослыми. Ведь ребенок гораздо больше учится тому, что видит, слышит, чувствует, а не от получаемых наставлений.
В основном до 3 лет форма общения со взрослым - ситуативно-деловая.
В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Ребенка радует внимание взрослого, совместные игры и совместная деятельность. Форма общения ребенка со взрослыми носит ситуативный характер. Появляются не только биологические потребности, но и потребность в общении. Потребности ребенка удовлетворяет взрослый.
С 3-5 лет общение со взрослым складывается в внеситуативно-познавательной форме. Взрослый интересен ребенку, как источник новых знаний. Взрослый – это проводник ребенка, он показывает дорогу и направление. Постепенно общение малыша со взрослыми становятся более социальными, обретают новые формы отношения благодаря развитию речи. Значимой для детей дошкольного возраста является оценка взрослого. Глядя на родителей ребенок учится вести себя правильно. Ребенок как-бы проверяет правильность своего поведения и своих поступков. Он наблюдает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную. Поэтому в дошкольном возрасте важный аспект в отношениях ребенок-взрослый - это уважение к авторитетам.
С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В детском саду все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Все это может вызвать у малыша напряженность, неуверенность и даже тревожность. По разному ведут себя малыши, пока не привыкнут к детскому саду. Одни довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие испуганны и рассеяны, третьи открыто сопротивляются и агрессивны.
Важной задачей воспитателя является преодоление негативных проявлений, которые портят жизнь ребенку и окружающим. К приему новых детей все усилия педагогов сосредоточенны главным образом на создании уютного интерьера и подборе достаточного количества привлекательных игрушек. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения малышей и их хорошего отношения друг к другу и к взрослому – это совместные игры. Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Воспитателю игры помогают завоевывать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково общается с ними – снимает напряжение, вселяет бодрость и успокаивает детей. Таким образом удовлетворяется потребность детей в общении со взрослым.
Игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Особенность всех игр – центром притяжения является взрослый. Воспитатель не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогатит малышей впечатлениями, но даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности ребенка. Игры строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Игры делают ребенка открытым для общения. Удовольствие от движений возвращает ребенку жизнерадостность, и приводит в прекрасное расположение духа. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой.
На каждом возрастном этапе взаимоотношение между детьми разное.
С 2-3 лет – форма общения со сверстниками эмоционально-практическая.
Психологический возраст ребенка – понятие условное и определяется не только календарными сроками, но этапом психического развития. Педагогу важно знать и понимать, что умеют и любят делать его воспитанники независимо от их возраста и на этой основе вводить новые действия и новые задачи. Отсутствие у ребенка опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке он видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.
С 3-4 лет – форма общения носит внеситуативно-личностный характер.
Собственная деятельность детей (со своей спецификой): игра, труд, обучение, рисование, музыка – это практика. В игре они как бы проигрывают то, что узнали о своем окружении. Они учатся говорить, действовать, подражая окружающим, выражают свои чувства и эмоции. В личностном общении дети начинают проигрывать роли взрослых. Детям нравятся игры основанные на последовательном сюжете, с движением и словами.
С 4-5 лет – форма общения ситуативно-деловая.
С 4 лет сверстник более привлекательный партнер по общению, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Сильная эмоциональная насыщенность контактов, оценочное отношение к миру и самому себе способствует появлению нормы поведения: вежливости, культуры в разговоре, хорошим манерам.
В этом возрасте ведущей становится сюжетно-ролевая игра. Детям нравится играть всем вместе, а не в одиночку. Развитие речи дает детям много разговаривать друг с другом. Общение в ролевой игре развивается в двух направлениях:
- на уровне ролевых взаимоотношений в сюжете игры (мама-дочка, покупатель-продавец, шофер-пассажир и др.)
- на уровне реальных (распределение ролей, изменение голоса, интонации).
С 5 и далее – форма общения внеситуативно-деловая (но не у всех).
К 5 годам идет «интеллектуация чувств»: ребенок способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого. Возникают избирательные предпочтения с кем играть, разговаривать, дружить.
Задача педагога помогать детям в общении и для этого создавать социальные ситуации, чтобы дети постоянно практиковались (забота, помощь, этикетные и этические нормы).
Воспитывать гуманные чувства, которые проявляются в коллективных взаимоотношениях, чтобы ребенок не боялся ошибок, а мог преодолевать их.
Дети учатся дружить и помогать друг другу. Дети рассказывают друг другу о том, что видели, где были, что делали, делятся мнениями. Общение связной речью, то есть умение выразить свою мысль словами, расширяет активный словарь ребенка, а также формирует речевое мышление. Ребенку важно постоянно ощущать, что он на правильном пути, ему нужны мажорные нотки, есть потребность в признании и уважении сверстников.
Контакты со сверстниками влияют на положение ребенка в детском коллективе.
Это такие контакты как: спор, управление действиями партнера, совместная игра, контроль и оценка действий, навязывание собственной точки зрения, жалость, вранье, обида, защита, помощь и др. Одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Признание – повышает активность в общении со взрослыми и сверстниками. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему.
Нам взрослым нужно учить ребенка общаться с детьми и взрослыми. Личность рождает личность, поэтому взрослым нужно быть самим образцом ласки и приветливости и не требовать от ребенка того, чего сами не выполняете. Душевная щедрость, доброта, требовательность, эмоциональная отзывчивость + «главное оружие» - голос, его тембр, громкость, интонация, выразительность – вот ключевые человеческие и профессиональные педагогические качества.
|
|
|