|
«Симпатические (невидимые) чернила»
Образовательная область: Познание
Тема: «Симпатические (невидимые) чернила»
Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Познавательная:
2. Развивающая:
Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия.
3. Воспитывающая:
-
Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Мультимедийная система;
Бумага;
Банки для жидкости;
Вода;
Молоко;
Лимонный сок;
Луковый сок;
Палочки;
Утюг;
Ход занятия:
- Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?
(ответы детей)
- Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Я знакома с одним исследователем, который прислал мне электронное письмо и я предлагаю вам посмотреть его вместе.
Электронное письмо.
«Здравствуйте, дети. В руках у меня лист бумаги, на котором я нарисовал рисунок специальными чернилами, затем высушил. Сейчас я хорошо прогрею этот лист бумаги при помощи утюга. Ребята, я нанес этот рисунок необычными чернилами. Они называются симпатическими, это значит невидимые. Ответьте на вопрос: из чего сделаны эти чернила? Для того чтобы вы ответили на мой вопрос, я вам отправил мини-лабораторию. Удачи вам!»
Про какие чернила рассказывал исследователь? Кто запомнил, как они называются? (симпатические). Это значит, какие? (невидимые)
Ребята, на какой вопрос нас попросил ответить исследователь?
А кто помнит, что сделал исследователь с листом бумаги? Какие действия он выполнял? Что сначала, что потом?
-
Ребята исследователь нам прислал мини-лабораторию, давайте посмотрим что здесь, но сначала вспомним правила, которые нужно соблюдать при проведении экспериментов.(ответы детей)
Ой, что это здесь? Какие-то баночки, и ватные палочки, и чистые листы бумаги.
Как вы думаете, для чего исследователь прислал нам все это? Что со всем этим делать? Для чего нужна бумага? А чем мы будем рисовать? А вот здесь есть палочки? А какая у нас сегодня задача?
(ответы детей)
- Я предлагаю вам найти себе пару.
(дети делятся на пары)
- А теперь каждая пара берет по одной баночке, занимайте место за рабочим столом.
(дети садятся за столы)
- Вы взяли себе баночки с жидкостями. Хотите узнать, что за жидкость находится у вас в баночках? Как это можно сделать? Я хочу вас предупредить, жидкость не знакомая нам, неизвестная. На язык пробовать нельзя, можно только посмотреть, осторожно на расстоянии понюхать. Попробуем определить, кому какая жидкость досталась. (дети узнают содержимое баночек)
Итак, ребятишки, мы превратимся сейчас в юных исследователей. У нас есть жидкость, палочки и бумага. Что мы будет делать с этими материалами? (ответы детей).
-
Хорошо. Я предлагаю вам этими палочками написать свое имя, нарисовать рисунок. Работаем аккуратно.
(самостоятельная работа детей)
Что сделал исследователь, после того как он нанес рисунок? (ответы детей)
Пока листочки сохнут, я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю вас поиграть.
(физминутка)
- А теперь предлагаю вам узнать, чем писали люди в разные времена (просмотр слайдов)
2 слайд. Первобытные люди писали на том, что попадалось им в руки: на камне, листьях, деревьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. При помощи углей, соков разных растений, писали пальцами, а также острой костью или куском камня или же специальными стержнями-клинышками и заостренными деревянными палочками процарапывалось нужное изображение.
Также древние люди писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно - глину можно было использовать только один раз.
Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.
3 слайд. В болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус.
Это болотное растение, которое росло в Египте почти повсюду, считалось царским. Стебель папируса употребляли в пищу, из него изготавливались ткани, циновки и плоты. А немного позднее из папируса начали создавать материал для письма. Стебли разрезали на узкие полоски, смачивали, сушили на солнце и склеивали в широкие ленты, которые сворачивали в свитки.
4 слайд. Писали на нём при помощи специальной трубочки с чернилами из соков разных растений. Внутри этой трубочки находилась тростинка. Ее заполняли темной жидкостью - чернилами, которые просачивались по волокнам стебля и накапливались на заостренном конце трубочки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий след.
Кроме папируса древние люди также использовали пергамент — выделанные шкуры различных животных.
слайд. Древние славяне - наши предки писали на бересте, т.е. на коре берёзы при помощи специальных палочек из бронзы, назывались такие палочки - ПИСАЛО.
слайд. Понадобилось много времени, чтобы люди изобрели первую бумагу, чернила, а в качестве орудия письма стали использовать гусиное перо.
Затем веками упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.
Немного позднее было изобретено металлическое перо с продольной прорезью на кончике. Качество письма значительно улучшилось, а перья стали делать не только из стали, но и из серебра и даже золота.
7 слайд. И только не так давно один скульптор, художник и журналист П.Биро изобрел соперницу перьевой самописки — столь популярную сегодня шариковую ручку. Чем еще мы можем писать в наше время?
- А теперь проверим, подсохли ли наши листочки. Вы что-нибудь видите на них? Что сделал исследователь, чтобы рисунок проявился?
(ответы детей)
- Давайте мы попробуем прогладить утюгом.
(нагреваем бумагу при помощи утюга)
- Смотрите внимательно, происходит что-нибудь? А как вы думаете, чем еще можно нагревать? Смотрите, и точно что-то появляется? А это чей листочек? (проглаживаются все листочки детей, последний - с водой)
Ребята, а здесь ничего не появилось. Это чей листочек? Чем ты писал? А вы чем писали? А ты чем писал? (ответы детей).
Значит, как мы можем ответить на вопрос исследователя? Из чего можно сделать симпатические (невидимые) чернила?
(ответы детей)
А из какой жидкости не получились невидимые чернила?
-
Вы нам сегодня очень помогли в нашем эксперименте. Вы работали с водичкой, которая не проявилась после нагревания и мы теперь знаем, что невидимые чернила из воды не получатся. Спасибо вам.
Вам понравилось быть сегодня юными исследователями?
Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей)
Мы узнали, что невидимые чернила можно получить, но проводить такие опыты необходимо в обязательном присутствии взрослых, потому что мы используем нагревательные приборы.
Мне тоже интересно с вами работать сегодня, хочу вас поблагодарить и на память о нашей сегодняшней встрече хочу подарить вам значки.
|
|
|