Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 22/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Работа  с  педагогом-психологом.

 

 

 

  № п/п

Дата

Вид  деятельности

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с  инспектором  по  делам  несовершеннолетних.

 

 

 

№ п/п

Дата

Вид  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с  сельской  администрацией.

 

 

 

№ п/п

Дата

Вид  деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседы  с  учителями – предметниками.

 

 

 

№ п/п

Дата

ФИО  учителя

Цель  беседы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3. Диагностическая   карта  учащегося

Фамилия___________

Имя________________

Отчество___________

Класс_______200_______учебный  год

Составитель_______________________

 

 

 

1

Число,  месяц,  год  рождения

 

 

 

2

Профессия  матери,  отца

 

 

 

3

Тип  семейного воспитания

 

 

 

4

Состояние  здоровья

 

 

 

5

Успеваемость

 

 

 

6

Основные  достоинства ученика

 

 

 

7

Основные  недостатки

 

 

 

8

Увлечения,  интересы,  спец.  умения

 

 

 

9

Повышенные  способности

 

 

 

10

Отношение  к  учёбе,  мотивы  учения

 

 

 

11

Общая  культура,  эрудиция

 

 

 

12

Положение  в  коллективе,  отношения  к  товарищам

 

 

 

13

Принадлежность  к  общественным  организациям,  неформальным группам

 

 

 

14

Выполняемые  поручения

 

 

 

15

Трудовая  активность

 

 

 

16

Профессиональные  намерения

 

 

 

17

Внешкольные  занятия

 

 

 

18

Главные  индивидуальные  воспитательные  задачи

 

 

 

 

Таблица № 4

Карта  состоящего  на  внутришкольном  учёте.

Ф.И.О.учащегося________________________________________________________________

Класс_________ Дата  рождения___________________________________________________

Ф.И.О  родителей_______________________________________________________________

Место  работы__________________________________________________________________

Образование____________________________________________________________________

Статус  семьи___________________________________________________________________

Причина  постановки  на  учёт_____________________________________________________

Отношения  в  семье_____________________________________________________________

Успеваемость  по  четвертям______________________________________________________

Какие  выполняет  обязанности  в  классе___________________________________________

Какие  посещает  кружки_________________________________________________________

Отношения  с  одноклассниками___________________________________________________

Отношения  с  учителями_________________________________________________________

Посещаемость  по  четвертям______________________________________________________

Дата  постановки  на  учёт________________________________________________________

Для поиска причин нежелательного поведения ребёнка необходимо собрать общие сведенья о нём самом, его родителях, других членах семьи, об атмосфере отношений в семье, определить влияние семьи, друзей, улицы. Прослеживая развитие ребёнка, его личностных качеств, проявляющихся в поведении и деятельности, а также особенности его психических процессов – мышления, памяти, внимания, речи, воображения – можно представить картину изменений в течение жизни ребёнка, а это позволит прогнозировать  поведение ребёнка в будущем.

Главное правило при работе с «трудными детьми»  - стремление к сотрудничеству, взаимодействию с детьми и их родителями. Важно бороться не с трудным ребёнком, а вместе с ним за то хорошее, что есть в нём. Для работы в этом направлении мы разработали программу  профилактической работы с детьми данной категории. Работа ведётся в два этапа и включает в себя 4 основные компонента:

         Изучение личности,

         Составление социально-психологической карты учащегося,

         Анализ причин асоциального поведения подростка,

         Мероприятия по коррекции и профилактики с учащимися,

         Подведение итогов работы.

Работа осуществляется через взаимодействие социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя. Были выявлены личностные особенности «трудновоспитуемых». Это стремление к лидерству, энергичность, упрямство, агрессивность, честолюбие, тяга к риску, неадекватная самооценка.

Причинами  асоциального поведения детей являлись: нарушение детско-родительских отношений, неудовлетворенность потребностей, несформированность правовых качеств. На основе личностных особенностей и причин асоциального поведения детей  разрабатывались мероприятия по коррекции и профилактики. Эта работа ведётся по трём направлениям:

Индивидуальные профилактические беседы.

«Как решать семейные проблемы»;

«Взаимоотношения с родителями»;

«Как справится с кризисом»;

«Мы и права» и др.

Занятия с учащимися.

«Как я оцениваю себя, и как оценивают меня друзья»;

«Моё лучшее я»;

«Основы общения»;

«Методы быстрого снятия эмоционального и физического направления» и др.

Индивидуальные консультации социального педагога, педагога-психолога.

Вероятный прогноз развития учащихся, состоящих на различных видах учёта, сводится к тому, что оно будет иметь медленный характер, так как каждый ребёнок имеет несколько причин трудновоспитуемости.

 Проделанная работа имеет свои сильные и слабые стороны. Есть учащиеся, у которых отмечается улучшения посещаемости уроков. Эти дети активно участвуют во внеклассных мероприятиях, посещают кружки. Они сами приходят на консультацию к педагогу психологу, социальному педагогу.

Информация о семье необходима школе для правильного представления о семье учащегося, для выявления психологического климата и о характере  взаимоотношений, а также для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями. Диагностика помогает педагогу, пусть частично,  проникнуть в святая святых – внутренний мир семьи.

В своей работе мы используем следующие методики изучения семьи:

- Методика «Список личностных черт»;

- Методика «Тип семьи» (Программированное наблюдение);

- Анкета для родителей  «Семья учащегося».

По результатам диагностики планируется работа «Педагогической гостиной».

Тематика заседаний   «Педагогической гостиной» такова:

- «Учимся общению»;

- «Отцы и дети» - роль отца в воспитании ребёнка;

- «Семейные традиции»;

- «Как решать семейные конфликты».

Литература:

1. Бескоровайная Л.С., Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11-х классов. Ростов н/Д: изд-во «Феникс».

2. Центр «Педагогический поиск». Журнал «Классный руководитель» №5 2005 год.

 

 

 

Проблема успешной социализации опекаемых детей

Ултургашева Н.Н., учитель русского языка и литературы,

Усть-Камыштинская СОШ Аскизский район

 

Общие принципы и методы воспитательной работы, выдвинутые А.С.Макаренко, в полной мере применимы в сегодняшней школе: закон параллельного педагогического воздействия - это педагогика сотрудничества; «метод, который, будучи общим и единым, в то же время даёт возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность, идти вперёд по линии своих наклонностей» это не что иное, как личностно-ориентированное воспитание и обучение, о чём и пойдёт речь ниже.

Безработица на селе обусловила тенденцию вливания в школьные коллективы особой категории детей - это дети из детских домов, взятые в приёмные семьи. Как правило, они сразу попадают в «группу риска».

Диагностика состояния души выявляет глубочайшие психотравмы, отрицательное самопредъявление, негативизм - стремление противодействовать требованиям окружающих. Помимо изучения истории ребёнка, бесед с опекунами, существенную помощь оказали рисуночные тесты, предложенные Венгером А.Л. Далее составлялся сценарий продвижения ребёнка, в основе которого создание ситуации успеха; составляющие её следующие: снятие страха, высокая мотивация к сотрудничеству, авансирование доверия, скрытая инструкция, персональная исключительность, социально-педагогическое внушение, высокая оценка поведения. Ситуация успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие её способностей.

Профориентационная работа с опекаемыми детьми, на наш взгляд, должна начинаться как можно раньше и в строгом соответствии с природными наклонностями ребёнка, потому что на этой основе закладывается образ успешного будущего. За учащимся «закрепляется» учитель-предметник, который оказывает помощь в освоении науки, связанной с будущей профессией.

Четвёртый год ведётся ежедневная кропотливая работа в направлении удовлетворения чувства собственной значительности у опекаемых детей. Если не удовлетворена эта потребность, личность растёт «вниз» или «вбок»: избыточное удовлетворение сексуального инстинкта, оборонительного (чрезмерное внимание к оборудованию квартиры, приобретению одежды), пищевого инстинкта, не исключена тяга к асоциальному поведению, алкоголю. Основными показателями описанного опыта работы следует считать отсутствие правонарушений в классе, нет дисциплинарных претензий, дети за указанный период не пропустили ни одного урока, принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, входят в Совет школы, Тася учится на 4 и 5, а Вова имеет 3-ки только по языкам - русскому и английскому.

Стать счастливым можно только постоянно чувствуя свою значительность. Есть только один путь, который может привести к этому – это путь развития способностей человека, путь превращения способностей в навыки, то, что А.Маслоу называл самоактуализацией. Это та цель, на реализацию которой направлена вся деятельность школы.

«Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества», - пишет А.С.Макаренко. Сегодняшнее общество нуждается в состоявшихся, успешных людях, сумевших реализовать заложенное природой.

Литература

1. Венгер А.Л., психологические рисуночные тесты. – М.,2004.

2. Литвак М.Е., Если хочешь быть счастливым. – Р-на-Д.,2007.

3. Макаренко А.С., О воспитании.- М., 1988.

4. Шишковец Т.А., Справочник социального педагога.- М., 2007.

 

 

 

А.С. Макаренко - выдающийся педагог

Тюкпиекова Л.И., учитель Красноключинской ООШ Бейского района

А.С.Макаренко выдающийся педагог. Он родился в г. Белополье, бывшей Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково (близ Кременчуга). В одной из своих работ он упоминает, что его понимание истории шло «по путям большевистской пропаганды и революционных событий». В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, и он был тесно связан с революционной пролетарской средой. Большое влияние на Макаренко оказали произведения А. М. Горького.

В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в 1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором (заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдался педагогической деятельности. В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семёновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Он сумел воспитать из этой молодёжи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.

Он использовались новые методы трудового воспитания. Он применял сельскохозяйственный труд и работу в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.), изготавливали фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский), и электросвёрла. Требуя от воспитанников большой аккуратности и точности в работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы они успешно выдерживали экзамены в вузы.

Он считал, что педагоги должны воспитать преданных Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих своё достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных. Мы, учителя, должны уметь видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность и так же, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

Воспитание в коллективе и в труде. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом педагогики с первых же дней её существования. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

«Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста», говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта». Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях. Он писал, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива». Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде, объединение, отличающееся определённой системой полномочий и ответственности, определённым соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчёркивал, что коллектив часть нашего общества: «через коллектив каждый его член входит в общество». «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе».

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «Принципа индивидуального действия» прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.

Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «Закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремлением к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе... Воспитать человека значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперёд.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Такова в кратких словах сущность «системы перспективных линий» А. С. Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллектив стремиться к новым достижениям.

Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла своё яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.)

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность - она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешёл к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

В процессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Во избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то же время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определённый участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твёрдого характера. «У наших школьников иногда бывает ещё дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», писал Антон Семёнович. Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убеждённость». «Всё, что есть в коллективе, в конечном счёте, принимает форму дисциплины.

 Макаренко педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).

Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его педагогической деятельности была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23