Главная страница

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов


Скачать 48.78 Kb.
НазваниеИспользование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов
Дата06.03.2016
Размер48.78 Kb.
ТипДокументы

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

Среди воспитательных технологий нет специально посвященных формированию навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов. А именно эти дети в большинстве своем испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми в детском доме, и особенно остро неумение общаться проявляется при выходе ребенка за стены детского дома.

В своей работе мы адаптируем существующие воспитательные технологии к условиям детского дома и особенностям личности воспитанников.

Далее мы рассмотрим некоторые из применяемых нами технологий.

1. Технология педагогического общения – это технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов.

Основное назначение педагогического общения сохранить достоинство ребенка, оградив достоинство педагога. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель. Здесь очень важным воспитательным моментом является то, каким тоном обращается воспитатель к воспитаннику, воспринимает ли он его как равноправного субъекта общения.

Позитивный настрой общению в нашей группе придает обращение воспитателя к воспитаннику и воспитанников друг к другу только по имени.

2.Технология педагогического разрешения конфликта – это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта - обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.

К способам разрешения конфликта можно отнести: юмор, «психологическое поглаживание», компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

При разрешении конфликтов в нашей группе, мы стараемся использовать два основных правила:

  • Разрешать конфликт сразу, не дать ему «уйти в глубину»

  • Оглянись на себя. Чтобы извиниться, надо измениться.

3.Технология предъявления педагогического требования – это технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – это предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы.

Основные правила предъявления педагогического требования:

  • Скрытая педагогическая позиция;

  • Тактичное оформление требования;

  • Детализация выдвигаемых требований;

  • Акцентирование на положительной программе действий;

  • Положительное подкрепление требования;

  • Терпеливое ожидание результатов.

4. Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – это технология воспитания, в основе которой лежит оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры.

Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации среди множества ценностей и антиценностей.

К основным принципам педагогического оценивания относятся недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и другие.

5. Технология коллективного творчества (И.П. Иванов.) Организация творческого воспитания – это организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Данную технологию мы используем при подготовке к конкурсам по оформлению групповых комнат и спален. На начальном этапе воспитанники месте с воспитателем создают проект оформления. Затем обсуждаются пути его реализации, распределяются роли с учетом способностей и желания участников проекта. Далее следует деятельный этап. Результаты деятельности обсуждаются всеми участниками проекта. При этом объективно оценивается вклад каждого в общее дело.

6. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е.Щуркова). Эту технологию мы широко используем при проведении группового собрания «Итоги недели», которое проводиться в форме подведения рейтинга всех воспитанников группы по ряду разработанных совместно воспитателем и детьми. Данная работа способствует формированию у воспитанников устойчивого объективного отношения к себе и окружающим, формирует навыки самоанализа, самокритики, самодисциплины, организаторские способности.

Технологическую цепочку данного воспитательного дела можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов);

  2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово);

  3. Деятельный этап;

  4. Завершающий этап (рефлексия)

  5. Проекция на будущее

7.Игровые технологии. Технология-тренинг. Упражнения игрового характера могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (устранение конфликтности, овладение навыками слушания) или же целый комплекс задач. Наиболее используемыми являются следующие игры:

  • «Рассказ по кругу» развивает умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;

  • «Интервью» развивает умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;

  • «пойми меня» развивает умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях;

  • «Без маски» развивает умение делиться своими чувствами, переживаниями, настроение с товарищами.

8.Технология социально-педагогического проектирования. Проекты можно условно разделить на виды:

- по содержанию;

- по продолжительности(итоговые, средней продолжительности, долгосрочные);

- по количеству участников (коллективные, индивидуальные, групповые);

-по виду проектной деятельности (информационные, творческие, практико-ориентировочные)

Данную технологию мы использовали при создании проекта приусадебного участка группы, проекта оформления групповой комнаты и спален. Каждый участник создания и реализации проекта должен видеть конкретные выгоды внедрения данного проекта. Деятельность должна восприниматься детьми как социально-значимая, цели и задачи должны быть понятны и конкретны.

Таким образом, при работе с воспитанниками детских домов использование современных воспитательных технологий, посвященных формированию навыков коммуникативного общения, актуально и имеет большое значения для формирования личности ребенка и его успешной социализации. В своей работе мы используем ряд современных воспитательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.