Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 2/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

 

Условия формирования дисциплины в семье. (Ильящук И.В.)

114

 

 

Родительский авторитет как ступень в развитии современного общества. (Турбина О. Н.)

116

 

 

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка. (Шевцова М.Д.)

119

 

 

Проблема детской беспризорности и педагогические идеи А.С.Макаренко(Надточий А.В.)

121

 

 

Воспитание «трудных» детей в условиях профессионального училища(Третьяков О.Ф.)

122

 

 

«Трудный»  ребёнок.  (Росщупкина Е.Н.)

124

 

 

Проблема успешной социализации опекаемых детей. (Ултургашева Н.Н)

127

 

 

А.С. Макаренко - выдающийся педагог. (Тюкпиекова Л.И.)

128

 

 

Использование педагогического наследия  А.С. Макаренко. (Передерина Т.А..)

131

 

 

Пусть будет вечно жить в сердцах людей, необыкновенно одарённый, кристально честный, великий педагог А.С. Макаренко. (Куклина В.И.)

132

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Макаренко – это не вчерашний,

даже не сегодняшний день, а будущее нашей … школы

                         В.А. Сухомлинский

 

МАКАРЕНКО, АНТОН СЕМЁНОВИЧ (1888–1939), русский прозаик, публицист, педагог. Родился 1 (13) марта 1888 в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в г. Кременчуге, затем годичные учительские курсы. В 1905–1914 преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 служил ратником в действующей армии, демобилизован в связи с близорукостью. В 1917 с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт, написав выпускное сочинение «Кризис современной педагогики». Имея реальные перспективы научной карьеры, с 1918, однако, избрал путь практической педагогики, работал инспектором Высшего начального училища в г. Крюков Посад Кременчугского уезда, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

С сентября 1920 – заведующий Полтавской колонией для правонарушителей (впоследствии – им. М. Горького), где решил осуществить методику «горьковского отношения к человеку». Именно Горькому в 1914 отослал Макаренко на отзыв свой первый рассказ «Глупый день», а с 1925 состоял с ним в переписке. В 1928 М. Горький, лично познакомившись с Полтавской колонией и Харьковской коммуной, писал в письме к Макаренко: «Огромнейшего значения и поразительно удачный педагогический эксперимент Ваш имеет мировое значение».

Хорошо изучив к этому времени педагогическую литературу, Макаренко, вопреки распространённой концепции врождённой доброкачественности или порочности людей, в духе коммунистического неопросветительства исходил из принципа правильного воспитания как определяющего условия для воспитания достойного человека. Доказывать это бескорыстный энтузиаст начал в полуразрушенных зданиях первой колонии на зыбучих песках, а с 1927 – под Харьковом, объединившись с колонией, имевшей по всей Украине печальную славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Последовавшие вскоре беспримерные успехи педагога-новатора были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности.

Первые статьи Макаренко о колонии появились в 1923 в полтавской газете «Голос труда» и в журнале «Новыми стёжками». В 1927 были написаны первые главы Педагогической поэмы. Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии для широкого внедрения своего опыта, однако в связи с нападками со стороны педагогической общественности (основой которых были не столько действительные упущения Макаренко, сколько консерватизм, а то и обыкновенная зависть менее удачливых коллег), после объявления летом 1928 Наркомпросом Украины его системы воспитания «несоветской», подал заявление об уходе с работы.

В 1932 опубликовал первое большое художественно-педагогическое произведение «Марш 30 года» – цикл очерков, объединённый основными действующими лицами, пока ещё в краткой форме, но уже в свойственной Макаренко документально-«кинематографической», неявно-наставительной манере, лишённой сентиментальности, тяготеющей к юмору как своеобразному «смягчающему» способу передачи остроты внутренних переживаний и внешних коллизий, рассказывающий о жизни воспитательной колонии новаторского типа.

С 1928 Макаренко работает над созданием нового коллектива – коммуны им. Ф.Э.Дзержинского под Харьковом, которая не только способствовала перевоспитанию «трудных» подростков в ходе общественного труда, но и окупала самоё себя, давая государству огромную прибыль, и даже начала выпуск сложных приборов – фотоаппаратов ФЭД и первой модели отечественных электросверлилок, что выразилось в названии следующей книги Макаренко – ФД-1 (1932; уцелевшая часть рукописи опубликована в 1950).

С помощью М. Горького в 1933–1935 была издана «Педагогическая поэма», вскоре принёсшая её автору всемирную известность и открывшая новую страницу в истории педагогики. Уникальное художественное произведение о научном творчестве в области практического воспитания, оно не только показывало путь должного развития личности, основанный на принципе целеполагания, «положительной» деятельности, продуктивности, гуманистической взаимопомощи и социальной ответственности и, главное, уважительного доверия к человеку, но и давало живые и убедительные типы воспитанников с разнообразными, зачастую агрессивными задатками и сложными судьбами, эволюцию их характеров, а также подкупающий правдивостью образ самого Макаренко – наставника, организатора, старшего друга, раскрывая процесс воспитания в конкретных (зачастую забавных, заранее проецирующих на «разрешимость» конфликта) ситуациях, психологический динамизм которых проявлялся главным образом в диалогах с их эффектом читательского присутствия и тонкой речевой индивидуализацией.

В 1933, после того как Харьковский театр стал шефом руководимой им коммуны, Макаренко пишет пьесу «Мажор» (опубл. в 1935 под псевд. Андрей Гальченко), нацеленную на передачу бодрого, жизнерадостного настроя коммунаров. Следующей была «производственная» пьеса из жизни заводских оптиков, борющихся за устранение брака, – «Ньютоновы кольца» (неопубл.), Макаренко написал также сценарии «Настоящий характер», «Командировка» (оба опубл. 1952), роман «Пути поколения» (незаконч., также из заводской жизни).

В 1935 Макаренко был переведён в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины, куда в сентябре 1936 на него из коммуны им. Ф.Э.Дзержинского поступил политический донос (Макаренко обвинялся в критике И.В.Сталина и поддержке украинских оппортунистов). Писателю дали возможность «скрыться», он переехал в Москву (1937), где завершил работу над «Книгой для родителей» (1937; в соавторстве с женой, Г.С.Салько). Повести «Честь» (1937–1938; основана во многом на воспоминаниях автора о детстве) и «Флаги на башнях» (1938) продолжили темы предшествующих художественно-педагогических произведений писателя, но уже в романтически-апологетической тональности, акцентируя не столько трудности процесса, сколько блеск успешного результата многолетних усилий и отточенной педагогической техники (в ответ на упрёки критики в идеализации изображаемого Макаренко писал: «Это не сказка и не мечта, это наша действительность, в повести нет ни одной выдуманной ситуации... нет искусственно созданного колорита, и жили мои колонисты, представьте себе, во дворце» («Литературная газета», 1939, 26 апр.).

«Запрограммированный» оптимизм Макаренко-воспитателя во второй половине 20 в. был скорректирован достижениями современной педагогики, учитывающей и чуждое Макаренко обращение к наследственности, сфере подсознания, к национальному менталитету и т.п. Однако время борьбы с «макаренковщиной» уже прошло: концепция и практический опыт Макаренко изучаются и поныне, находя отклик у многих педагогов разных стран, продолжая оставаться актуальным и в XXI веке.

Активная публицистическая и литературно-художественная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939 года.

 

 

 

 

Основные положения педагогики А.С. Макаренко

Лушников В.И., зав. кафедрой педагогики и психологии ХРИПК и ПРО,

кандидат педагогических наук

Антон Семёнович Макаренко – один из великих отечественных педагогов.  Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века. Спектр научных интересов А.С. Макаренко достаточно обширен. Он оставил ощутимый след в методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания, а также рассмотрел требования к личности учителя.

Коснусь вопроса значения личности педагога в образовательном процессе. Ведь педагог – главная, ключевая фигура в обществе, так как именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит, будущее всей страны. Сейчас, когда Россия находится на перепутье, крайне важно определить роль и значение личности педагога в современном обществе. Насколько важную роль играет педагог и его личность в наши дни? В чём заключается миссия современного педагога. Сущность его профессии, каким он должен быть?

На все эти вопросы А.С. Макаренко дал чёткий и неопровержимый ответ. Педагог должен быть человеком всесторонне образованным, нравственно полноценным, бескорыстным, обладающим чувством собственного достоинства, трудолюбивым, любящим и знающим историю своего Отечества. Сущность и миссия профессии педагога заключается в том, чтобы передать эти ключевые качества подрастающему поколению. Макаренко А.С. считал, что работа педагога самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности учителя-воспитателя не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Огромное значение Макаренко придавал созданию педагогического коллектива. Он писал: «должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем спаянности педагогического коллектива.«Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее». А. С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе.

Однако писал Макаренко, «проблема воспитания у нас находится в таком положении, что её можно охарактеризовать очень кратко: воспитательского коллектива у нас нет, мы не знаем, каким он должен быть, и мы не имеем никакого понятия, откуда он у нас возьмётся и на чьей обязанности лежит его спроектировать». Сам Антон Семёнович всей своей практикой дал точный и убедительный ответ на заданный им же нам вопрос. Руководитель образовательного коллектива совместно со своим коллективом обязан создать такой педагогический коллектив, в котором будет царить единство педагогических требований, опирающихся на демократический стиль, творчески сочетающий и иные стили руководства.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы» - писал А.С. Макаренко. Учителя, в конечном счёте, для того и вступают в личные отношения с учащимися, чтобы, педагогически целесообразно опосредствуя все отношения детей с окружающим миром, выполнить задачу направления развития отношений учащихся к учению, к труду к природе, к людям – ко всей окружающей действительности. Они могут и обязаны сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве своеобразного инструмента, средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности. При этом подлинно гуманным и действенным такое регулирование будет, если оно нацелено на развитие самодеятельных сил, творческой учебно-познавательной, трудовой и общественной активности учащихся, их самоуправления».

А.С. Макаренко решительно опровергал широко распространённое мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне.  И наоборот, как бы вы ни были ласковы, как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если всё у вас оканчивается браком или «пшиком», - никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего».

А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, задачами, средствами, методами, формами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – закон параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает субъектом, а не объектом педагогического воздействия. Сущностью методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости создания единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Макаренко А.С. является основоположником антропоцентрической модели педагогики, гуманистической по сути, оптимистической по духу, проникнутой верой в творческие силы и возможности человека. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества.

Рассмотрим теперь основы закона параллельного действия А.С. Макаренко. Основным положением этого закона является воспитание детей в коллективе. Под коллективом А.С. Макаренко понимал контактную совокупность людей, основанная на следующих принципах: общая цель; общая деятельность; дисциплина; органы самоуправления; связь данного коллектива с обществом.

По своей структуре коллектив А.С. Макаренко делил на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив может создаваться на основе разных принципов. Первичный коллектив у А.С. Макаренко назывался отрядом, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Макаренко связывал эти четыре стадии с педагогическим требованием:

• педагог сам предъявляет требования;

• создаётся актив и педагог предъявляет требования к активу;

• создаётся общественное мнение, т.е. создаётся сплочённый коллектив, который предъявляет требования к личности;

• личность предъявляет требования к самой себе.

Макаренковский педагогический коллектив – это коллектив воспитанников и взрослых. Одной из черт демократического воспитательного процесса А.С. Макаренко считал самоуправление, без которого не мыслил развитие детского  коллектива, детского управления. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право решающего голоса. Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Никто не мог отменить решения общего собрания. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание  ответственности  творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.

Антон Семёнович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребёнок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствует эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Вторым положением закона параллельного действия являлась положение о дисциплине в коллективе. Дисциплина – это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь детей. Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Дисциплина в коллективе возможна, если педагогический коллектив творчески использует основополагающие методы, к которым относятся режим, наказание и поощрение. Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Наказание и поощрение. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку физические страдания. Суть наказания в том, что ребёнок переживает за то, что его осудил коллектив, его сверстники.

Третьим положением закона параллельного действия являлось положение о трудовом воспитании. Макаренко не мыслил свою систему воспитания без участия детей в производительном труде. Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, он взял идею труда и практически её реализовал. Но «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» - говорил А. С. Макаренко. В его коммуне труд носил промышленный характер, т.е. основополагающим принципом такого труда стало создание материальных ценностей. Участие в производительном труде сразу меняло социальное положение подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Дети работали и учились по 4 часа в день. Был открыт вечерний Индустриальный Техникум. Уже тогда действовал принцип полной самоокупаемости коммуны. На заработанные воспитанниками деньги коммуна позволяла себе закупать теплоход и совершать круизы по реке Волге. Воспитывающий труд активно способствовал сплочению коллектива, а через него развитию личности каждого из его членов.

Сторонники словесного, книжного воспитания с высокомерием встретили «мозольную педагогику», так они окрестили производительный труд учащихся. К великому сожалению в настоящее время эти взгляды преобладают, а поэтому в общеобразовательных школах Российской Федерации производительный труд отсутствует.

В воспитании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи, поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — всё это влияет на детей, создаёт их личность. Эта книга может и должна стать настольной книгой у любого педагога, её идеи необходимо использовать при организации и проведении родительских собраний, бесед с родителями.

Таким образом, идеи А.С. Макаренко сегодня востребованы как никогда. Мы сейчас живём в каком-то промежуточном периоде, и необходимо создать новое, стабильное общество, где идеи А.С. Макаренко будут направлены на воспитание человека-деятеля.

 

 

 

Обоснование становления педагогической формы «отряд»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23