Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 15/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23

Литература

1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1979.  

2. Воспитание дошкольников в труде./ Под редакцией В.Г. Нечаевой.– М., 1983. 

3. Ковальчук Я.И., Индивидуальный подход в воспитании ребёнка.– М., 1981.     

4. Макаренко А.С., Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1977.       

5. Сухомлинский В.А., О воспитании. – М., 1975.

 

 

 

Польза и необходимость творческого труда

Дробот М.Е., мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин,

руководитель творческой мастерской «Мастерица» филиал ГОУ НПО ФСИН России ПУ № 303

Шалькова Т.С., мастер производственного обучения,

руководитель творческой мастерской «Мастерица» филиал ГОУ НПО ФСИН России ПУ № 303

 

«Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимая пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта». Эти слова А.С.Макаренко отражают действительность и в наши дни, в нашем исправительном учреждении. Со дня открытия филиала профессионального училища № 303, работающего на базе женской исправительной колонии № 29, осуждённые обучаются профессии «швея». Это одно из древнейших занятий женщины востребовано и сейчас. Для решения главной задачи швейной промышленности – удовлетворения спроса россиян на одежду высокого качества и разнообразного ассортимента необходимы квалифицированные специалисты, способные трудиться творчески. Для обучения профессии подготовлено и выполняется всё необходимое: это и хорошо оборудованный кабинет теоретического обучения, швейная мастерская, оснащённая универсальными и специальными швейными машинами, оборудованием для влажно – тепловых работ. В соответствии с тематическим планированием информация в виде схем, таблиц, рисунков, основных направлений научно–технического прогресса находятся на стендах и витражах учебных помещений. Наглядные пособия, раздаточный материал, учебные игры, тесты, карточки – задания, инструкционные карты и т.д. оказывают большую помощь учащимся в изучении специальных дисциплин и во многом облегчают и делают доступным учебный материал. Всё это служит одной цели: подготовке грамотных специалистов.

 «Помочь воспитаннику выбрать себе путь - очень ответственное дело не только потому, что это важно для будущей жизни воспитанника, но ещё и потому, что это сильно отражается на тонусе его деятельности и жизни в учреждении». Причины, по которым наши учащиеся попали в исправительное учреждение самые разнообразные, но все они наложили тяжёлые травмы на души этих женщин, отчего они ожесточились, «загрубели». Сама жизнь в закрытом учреждении ограничивает саму возможность эстетического развития личности. Для того, чтобы наши учащиеся развивали ещё и творческие способности параллельно с обучением профессии, желающим предоставляется возможность заниматься в творческой мастерской «Мастерица». В основе программы мастерской лежит народное творчество, декоративно – прикладное искусство, которое всегда утверждало радость и красоту жизни, мудрость и трудолюбие, стойкость и силу духа.

Программа нашей мастерской разработана таким образом, чтобы любой желающий мог найти в ней занятия по душе, то, что увлекает его больше всего: изготовление мягкой игрушки и изделий из лоскутного шитья; кухонных принадлежностей и женских аксессуаров, украшенных вышивками «гладь», «ришелье»; картин, выполненных вышивкой «крест», «гобеленовый шов» и техникой «букле»; кукол в национальной одежде и т.д.  Это разнообразие направлений деятельности как нельзя лучше перекликается с выводом А.С. Макаренко: «…наилучшим решением вопроса будет универсальная свободная мастерская, основные черты которой должны быть следующие:

а) Она назначается для регулярных занятий…

б) В ней сосредоточены материалы и первичные инструменты по всем видам работ…

г) Она не может иметь никакого производственного уклона, но из неё могут выходить интересные вещи, как то: игрушки, модели, мелкие вещи комфорта, детали…

е) Будучи свободной мастерской, она должна всё же обязательно приучить воспитанника к серьёзному отношению к работе, к ответственности…».

 На основе первоначальных знаний и умений наши воспитанники работают и над собственными проектами, и в этом мы, руководители мастерской помогаем им. В результате совместной работы рождаются удивительные вещи: детские национальные башмачки и удивительные подушки, украшенные искусным орнаментом, мягкие игрушки – знаки зодиака, и бытовые тапочки – шлёпочки.

 И бесспорно, большое воспитательное значение имеет осознание того, что творение её фантазии, плод работы её рук предназначен для воспитанников детского дома или даже для её детей. Учащаяся Розалия Х., мать пятерых детей, несколько лет занимается в мастерской, и прекрасно освоила несколько направлений ручной работы: это и бисероплетение, и изготовление мягкой игрушки, и лоскутное шитьё. В каждое своё изделие она вкладывает часть своей души, выполняя его с любовью, зная, что кому–то эта вещица согреет сердце. И с особым трепетом она готовит подарки для детей. И нужно видеть её глаза в эти минуты…

 «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему».

При проведении занятий в творческой мастерской учитываются индивидуально – психологические особенности учащихся. За прошедшие четыре года через нашу мастерскую прошло немало учащихся со сложной судьбой и, как следствие, сложным психо-эмоциональным характером. Одна из учащихся, Надежда К, инвалид детства, женщина замкнутая, озлобленная, без особого желания начинала занятия в мастерской. Но, овладев техникой «гобеленовый шов» с большим удовольствием вышивала изумительные картины, несмотря на недуг правой руки. Работа над картинами занимала её, она стала более спокойной, уравновешенной. Её работы неоднократно выставлялись и мы надеемся, что знания, полученные в мастерской, пригодятся ей и в жизни на воле.

 «Труд имеет не только значение общественно–производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые много умеют делать, у которых всё удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими». Нашла своё призвание в «ТМ» и Чайганма М. Начала с пошива домашних шлёпанцев. В это время возникла необходимость в ремонте швейных машин, оказалось, что у неё отличные способности, сама без специальной литературы изучила и настроила все специальные машины, которые отличаются сложностью в наладке. И, вернувшись домой, нашла свою нишу на рынке труда: занялась наладкой швейного оборудования по объявлениям, и не без результатов.

Нина М. испробовала себя во многих направлениях. Из её золотых рук выходят отличные игрушки, красивые вышитые картины, добротные домашние шлёпанцы и красивые, а главное удобные диванные подушки. Вся работа спорится в её руках и, поэтому она является наставником и передаёт свой опыт другим учащимся.

Занятия в кружках дают возможность активному развитию творчества, технического мышления, рационального и неординарного использования сырья, способствует общему развитию и совершенствованию в своей будущей специальности – всё это позволяет усилить стартовые возможности на рынке труда в будущем, а в настоящем получить удовлетворение от чувства самореализации.

Стимулом для работы и творчества учащихся мастерской является активное участие в различных выставках, проводимых УФСИН по РХ и Республикой Хакасия, пособия и макеты, используемые педагогами ежедневно при проведении уроков теоретического и производственного обучения, отзывы, благодарственные письма и сувениры, книги, переданные социальной гостиницей и советом ветеранов. Есть и серьёзные достижения: грамота за участие в республиканской выставке «Волшебный мир детства 2005»; I место в региональном этапе всероссийского конкурса «Игра – дело серьёзное»

Особое место в педагогической системе мастерской занимает принцип: «Как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему». Вся наша работа направлена на изменение отношения учащихся к своей жизни. Мы даём им возможность вспомнить, что в мире очень много прекрасного и всё это прекрасное они могут создать своими руками. И, поняв это, учащиеся смогут сами решить многие проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня: занятости и востребованности, собственной значимости и нужности.

Литература

1. Пенитенциарный журнал, «Преступление и наказание», №5 /2007г., Издательство – объединённая редакция ФСИН России.

 

 

 

Труд как основное средство воспитания дошкольников

 в педагогической системе А.С.Макаренко

Карачакова Д.Т., воспитатель МДОУ

Аскизского центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое...

В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

А.С.Макаренко

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания детей существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки дошкольников к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической системы А.С.Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде.

В трудовой деятельности детей А.С.Макаренко придавал наибольшее значение к тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. По мнению выдающегося педагога, трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.

Основные идеи педагогической системы Макаренко, необходимым фактором воспитания которой является труд, изучаются и используются в учреждениях дошкольного образования. В частности, в Центре развития ребёнка д/с «Тополёк» Аскизского района. 

Трудовое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка, но особенно актуальной задача становится с пяти-шести лет. В педагогической практике детского сада применяем следующие виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за комнатными растениями и животными, ручной труд.

В своих работах А.С.Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива – самообслуживание, которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание является основным методом воспитания, применяемым в моей работе с детьми дошкольного возраста. Приучаем детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, затем задания постепенно усложняются: дошкольники учатся застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки и т.п. С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него опрятности, приучение к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить ботинки, одежду. В старшем дошкольном возрасте дети чистят зубы, застилают постель, убирают игрушки и книги на место и т.д. Выдающийся педагог считал, что поощрение и наказание – это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например, когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи, поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.

Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости». Через хозяйственно-бытовой труд в детском саду в детях воспитываются рассматриваемые качества. Дошкольники выполняют следующие виды работы: содержат в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирают мебель, стирают одежду для кукол; накрывают на стол, убирают посуду после еды; следят за порядком на своем участке. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Опыт трудового воспитания Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», свидетельствует, что первые успехи колонистов были связаны с практическими общественно значимыми делами, такими как работа в мастерских, ремонт жилого дома и пр. Для детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в моей группе является труд в уголке живой природы. Этот труд по уходу за растениями и животными считаем особо ответственным. Объясняем дошкольникам, что данный труд – не забава. Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Разъясняя это детям, стараемся пробудить в них эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, любовь, например, к рыбке, к улитке, к птичкам и т.д. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает со стороны ребят любопытство и симпатию, и желание помочь, заботиться и ухаживать. Но все эти добрые чувства только станут фактором нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания, когда будет правильно организован труд дошкольника по уходу за растениями и животными. Например, в уход за растениями входит поливка и рассаживание. Кроме поливки, дети пяти-шести лет протирают плотные листья комнатных растений, обрезают ножницами сухие листья и ветки, рыхлят землю в цветочных горшках, моют их мокрой тряпкой или щеткой. Не реже двух раз в месяц протираем мягкой тряпочкой, смоченной в теплой воде, все надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны), что гарантирует от появления вредителей. Это ребёнок может сделать вместе с взрослыми. Работа очень полезна для развития любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, приобретения им элементарных знаний о живой природе, умственного и эстетического воспитания.

Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своём большинстве являются именно перспективами трудовыми. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А.С.Макаренко, являются:

    понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

    доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащённость труда;

    присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

    возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

    включение в труд соревнования;

    чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Именно он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т.п.) и, конечно, её результат. В ручном труде особое место занимает конструирование различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки. Фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к «копанию» в настоящих механизмах. Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе. Так, в процессе самостоятельной работы ребёнка, а также совместной с другими членами семьи, да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребёнка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.

 Таким образом, распространение идей А.С.Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодёжи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современном образовании безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Литература

1. Макаренко А.С., Воспитание гражданина, Москва, Просвещение, 1988.

 

 

 

Трудовое воспитание учащихся

Кистенёва В. М., учитель иностранного языка МОУ

Лесоперевалочной СОШ № 1 Аскизкого района

 

Читая работы Макаренко Антона Семёновича о трудовом воспитании подрастающего поколения, я обратила внимание насколько актуальны его идеи и в настоящее время.

Макаренко А.С считал, что труд дело чести и доблести, славы и геройства, как результат гражданского состояния. Основы трудового воспитания закладываются в семье, где родители должны быть примером для своих детей. Попытаюсь проанализировать смысл и значение трудового воспитания в семье. 

1. Ребёнок появился на свет. Родители должны помнить, что их ребёнок будет членом трудового коллектива, следовательно, его значение в обществе, его ценность будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому будет подготовлен. Известно, что все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие хуже, одни способны только к самому простому труду, другие- к труду более сложному, более ценному. Эти различные трудовые качества воспитываются в течение всей жизни, и в особенности в молодости. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека- это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его жизненного уровня его благосостояния.

2. Трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. В человеческой истории в         большинстве случаев труд всегда имел такой характер принудительного тяжёлого действия, необходимого для того, чтобы не умереть с голода. Но уже и в старое время люди старались быть не только рабочей силой, но и творческой силой. Научить творческому труду- особая задача воспитателя. Важно, чтобы труд стал основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой- нибудь смысл.

3. В трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека, но и подготовка товарища т.е воспитывается правильное отношение к другим людям,- это уже будет нравственная подготовка. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдаёт свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же. Только участие в коллективном труде позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям.

4. Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества– зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека.

5. Необходимо указать ещё на одно обстоятельство, которому у нас придают, к сожалению, небольшое значение. Труд имеет не только значение общественно- полезное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.

7А класс принял участие в конкурсе компании РУСАЛ «Сто классных проектов» в номинации «Есть идея» и стали победителями. Наш проект называется ПЧ (простые чудеса). Идея нашего проекта- помочь маленьким животным(щенята и котята) выжить в наше сложное время. Мы в ответе за тех, кого приручили. Как говорят сами дети, пусть мы помогли немногим, но все же мы совершили маленькое простое чудо, мы помогли животным выжить и обрести заботливого, доброго хозяина. Ведь жизнь- это самое главное чудо! Эти маленькие существа, брошенные людьми, просто погибли бы. В ходе нашей акции мы изменились, мы стали лучше и добрее, помогая животным, мы помогли и сами себе. Спешите делать добрые дела! И доброта спасет мир! Такие выводы сделали дети.

  Наш проект для всех людей, которые неравнодушны к чужому горю, чужой беде, которые могут помочь хоть чем-нибудь и неважно кто эти люди: дети и старики, родители и учителя, жители села.

Проект состоит из трёх этапов:

1 этап – организационно – подготовительный. Мы начали реализовывать проект с общего собрания, на котором избрали инициативную группу - штаб, который координировал наши действия. В состав штаба вошли классный руководитель, председатель родительского комитета класса и ребята лидеры. На общем собрание дети решили, что весь объём работы выполнят сами. Родители помогли приобрести все необходимое для работы нужно отметить, что родители всегда поддерживают классного руководителя и своих детей во всех начинаниях. Далее мы - инициативная группа со всеми нашими партнёрами - это глава администрации нашего села, председатель Общественного совета села, с работниками ветеринарного участка. На этих встречах обсудили все моменты нашей совместной работы. Ученики класса проявили себя как хорошие дипломаты и показали свои умения вести диалог на заданную тему. Со стороны наших партнёров полное взаимопонимание и поддержка.

 2 этап– сама акция «ПЧ». Реклама и активное строительство вольера для животных. Входе нашей работы многие жители села, ученики ЛСОШ- 2 поддерживали нас и помогали во всём, даже нашлись такие добровольцы, которые захотели работать вместе с нами. Глава администрации Анатолий Иванович выделил территорию по строительству вольера. Свою работу мы начали с осмотра двора и составили план- схему дальнейших наших действий. Во-первых, необходимо выкопать ямки под столбы. Ребята дружно и сплочённо начали трудиться. Во-вторых, в процессе совместной работы учащиеся решили, что будет лучше, если они разделяться на группы по 4-5 человек. Они посчитали, что деление на группы позволит им выполнить работу более эффективно и результативно. Самостоятельно распределились на группы, выбрали бригадира и решили работать ежедневно по одному часу. Сложность данной работы заключалось в том, что необходимо посещать учебные занятия в школе, готовить домашнее задание, помогать по дому. Дети проявили себя, как организованные люди, правильно организовали своё время. Конечно, в начале были трудности, но потом все нормализовалось, ребята адаптировались к создавшимся условиям. Четко распределили фронт работы, каждый знал, что он обязан делать. Ученики отлично справились со своим заданием, вольер построен и радует глаза.

3 этап – итоги проекта. В ходе реализации проекта «ПЧ» были осуществлены идеи А.С Макаренко о трудовом воспитании учащихся. Дети занимались общественно- полезным трудом по своему желанию, помогали и поддерживали друг друга, тактично указывали на недостатки, которые возникали в процессе совместной работы. Они понимали, что все это необходимо для достижения достойного результата коллективной деятельности. Проект состоялся!!! Дети довольны результатом своей работы!!! Родители горды, что их дети успешно завершили начатое дело!!!

Воплощение в жизнь данного проекта, ещё раз подтверждает, что труд занимает важное значение в воспитании подрастающего поколения, дети хотят трудиться и видеть результат своего дела.  

В нашей стране труд является правом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Об этом говорят статьи нашей конституции. Право на труд- это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество т.е творчески подходить к каждому делу. Творческий труд возможен, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в нём радость, понимает пользу и необходимость трудиться. Но труд не только право, но и обязанность. Обязанность трудится - это как программа роста и развития каждого члена общества с перспективой на будущее. Поэтому невозможно представить себе воспитание, как таковое, без труда. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   23