Главная страница

Проявление толерантности в работе учителя. (1 сл.)


Скачать 69.88 Kb.
Название Проявление толерантности в работе учителя. (1 сл.)
Дата 04.03.2016
Размер 69.88 Kb.
Тип Документы

Проявление толерантности в работе учителя.

(1 сл.) Проявление толерантности имеет первостепенное значение в работе учителя и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» ребенка до откровенного и жесткого его (мнения) обесценивания и даже унижения самого ученика за «неправильные взгляды».

Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями, связанными с повышенным эмоциональным реагированием. Причины этой напряженности связаны с внешними и внутренними факторами. (2 сл.) К внешним, внутренним условиям педагогического труда относятся: характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции, загруженность рабочего дня, высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, большое количество учащихся в группе, трудный, сложный контингент и т.д. (3 сл.) Среди    субъективных, внутренних факторов выделяются индивидуальные свойства нервной системы, уровень чувствительности к профессиональным трудностям, опыт, знания, навыки.

(4 сл.) Напряженными для педагога могут быть ситуации:

  • взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,

  • взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педнагрузки,

  • взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась, она способна вызвать стресс. А при частом повторении подобных ситуаций формируются симптомы эмоционального выгорания. Поэтому с целью снятия эмоционального напряжения и развития эмоциональной устойчивости необходимо развивать толерантную культуру педагога.

Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность). Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности. Коммуникативная интолерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.

(5 сл.) Профессионально-педагогическая толерантность - это не только терпеливость, психическая устойчивость, но и уравновешенность, справедливость, чувство такта, человечность, доброжелательность, наблюдательность, близость к учащимся, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении с учащимися, ненасилие.

Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Диалог - это наиболее естественный, полноценный и развивающий способ общения. Кто-то может сказать: «О каком равноправии может идти речь в учебном процессе?» На самом деле, равноправие во взаимоотношениях и выполняемые социальные роли разные вещи. Да, действительно, ролевое поведение педагога предполагает некоторое дистанцирование от учащихся (уход от панибратства), но дистанция предусматривает горизонтальное расположение, оно не должно ассоциироваться с восхождением на пьедестал, с которого начинается общение. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, в то время как роль исполнителя - воспринимать эти поучения. Но поскольку каждый из нас бывает в амплуа разных ролей, то можно понять, увидеть и почувствовать, что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции, изменять чувства, мысли и состояния окружающих.

Понятие «толерантность», в которое мы вкладываем такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека.

Все мы, в итоге, хотим толерантного к себе отношения и ждем, чтобы нас окружала атмосфера милосердия и прощения. Каждый из нас на протяжении всей жизни ожидает по отношению к себе любви и уважения, мечтает о толерантности и снисхождении. Так почему же этого не хочет ученик? Мы постоянно пытаемся “учить” своих учеников. Учить – это нормально, но при условии, что вас уважают и нуждаются в ваших советах. Иначе включается механизм сопротивления и получается обратный эффект. Не забывайте, что и ведь нам есть чему учиться.

(6 сл.) Учитель имеет право:

  1. Учить, если сам постоянно учится.

  2. Воспитывать творческую личность, если сам в состоянии что-либо создавать.

  3. Быть требовательным, если требователен и строг к себе.

  4. Иметь успешных, организованных и результативных учеников, если сам стремится формировать в себе эти качества.

Рассчитывать на понимание своих учеников, если в состоянии понимать других. Понимание определяется желанием и умением почувствовать себя на месте ученика, взглянуть на проблему его глазами.

(7 сл.) Я провела небольшой опрос среди учащихся школы разных возрастов. Было дано задание, дописать предложения:

  1. Я боюсь, когда учитель…

  2. Мне радостно, когда учитель…

  3. Я не люблю, когда в школе …

  4. Больше всего мне школа нравится за то, что…

  5. Хорошая школа-это…

  6. Хороший учитель –это …

(8 сл.) И получила следующие результаты.

1.

Я боюсь, когда учитель…

ругает, ставит «2»

2.

Мне радостно, когда учитель…

хвалит, улыбается

3.

Я не люблю, когда в школе …

меня обижают, шумно

4.

Больше всего мне школа нравится за то, что…

дает знания, со мной учатся мои друзья, работают хорошие учителя

5.

Хорошая школа-это…

наша школа (более 90%), добрая школа, где меня любят

6.

Хороший учитель –это …

добрый, понимающий, хороший человек


(9 сл.) Я хочу провести с вами небольшой тест

«Проявляем ли мы толерантность?»

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

  • да;

  • нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

  • чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

  • чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

  • да;

  • нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах нарушают правила поведения?

  • если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

  • вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

  • вам очень трудно было бы это сделать;

  • вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

  • вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

  • если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

  • да;

  • нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

  • вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

  • вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

Подсчет баллов.

Запишите по 2 балла за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

(10 сл.) Ключ к тесту

  1. 0-4 баллов: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

  2. 6-12 баллов: Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

  3. 14-18 баллов: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

(11 сл.) И в завершении мне хотелось бы выделить правила поведения  толерантного учителя:

  1. Воспитывать с любовью и во имя любви

  2. Воспитывать в духе мира

  3. Быть примером для детей и общества

  4. Избегать жестких иерархических отношений

  5. Поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения

  6. Признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого

  7. Создавать свободную и демократическую атмосферу в классе

  8. Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

  9. Быть справедливым

  10. Уметь слушать