Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 16/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23

Литература

1. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1968. – C.147 -152.

 

 

 

Воспитательное значение труда как средство 
формирования эстетического воспитания


Коровко Н.А., воспитатель пришкольного интерната,

МОШИ «Аскизского лицея - интерната»

 

Я не представляю себе коллектива,

в котором ребёнку хотелось бы жить,

которым он гордился бы,

я не представляю себе такого коллектива

некрасивым с внешней стороны.

Нельзя пренебрегать 

эстетическими сторонами жизни». 

А.С. Макаренко

Глава I

Эстетическое воспитание сложно и многоступенчато. А эстетическое воспитание средствами искусства – это лишь шаг в нескончаемом стремлении человека к познанию прекрасного.

Тяготение подростка к красоте, так же естественно, как стремление к счастью, здоровью, радости. Подросткам интересно все – они внимательно приглядываются к окружающему их миру, остро чувствуют уродливое, безобразное, доброе и хорошее. Человеку вообще, а подростку в особенности свойственно воспринимать прекрасное и нравственное, добро и красоту в органическом взаимодействии. Подчеркивая неразделимость этического и эстетического в воспитании, А.М. Горький писал что «эстетика – это этика будущего».

Эстетическое воспитание подростка следует рассматривать широко – это не только формирование эстетического отношения к искусству, но и формирование такого отношения к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим подросткам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности.

Эстетическое воспитание не только предполагает формирование художественных навыков, и исполните много мастерства, но и раскрывает эстетическую ценность любой практической деятельности, определяет вообще отношение человека к миру, к людям, к трудовой деятельности.

Глава II

Подросткам свойственно стремление к творчеству, к созиданию, к активному участию в трудовой деятельности. «Если рассматривать труд с точки зрения обычного понимания педагогического процесса, то есть вот отдельный человек – воспитанник, а вот его воспитатель, то, пожалуй, производство может показаться неправильно оборудованным педагогическим процессом, но если его рассматривать в коллективе и во времени, то оно окажется очень притягательным».

Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры.

Глава III

В своей практической деятельности мы стараемся основываться на трудах А.С.Макаренко. Так на протяжении трёх лет в воспитательной работе с детьми в пришкольном интернате труд взяли за основу, как один из самых, основных элементов. Ведь каждый ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько к этому труду будет подготовлен.

От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течении его жизни и в особенности в молодости.

«Следовательно, трудовая подготовка воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого, гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния».

Совместно с воспитателем и детьми был разработан план по овладению навыками вязания крючком и на спицах. Командиры комнат по желанию детей собрали определённую сумму денег и согласовав с родителями закупили пряжку. В свободное от занятий время и вечерами учились вязать носки, затем шарфики и шапочки. Поставили цель: украсить жилые комнаты. Нарисовали эскизы, закупили пряжку и коллективно стали готовить оформление. Девочки вязали, мальчики готовили, рамки для панно помогали оформлять. Изделия детей выставлялись на родительских собраниях, желающие их покупали и на вырученные деньги, дети покупали пряжу. Наши воспитанники участвовали со своими изделиями в районных выставках прикладного искусства. «Всякое сложное производство уже тем хорошо, что оно даёт простор для удовлетворения вкусов и наклонностей».

В седьмом классе наши воспитанники решили научиться вышивать. Составили план ознакомления с русской вышивкой.

  1. Знакомство с историей русской вышивки.

  2. Посещение музея им. Н.Ф. Катанова с. Аскиз

  3. Посещение музея г. Абакан.

  4. Посещение выставки в ДДТ.

  5. Знакомство с трудом мастериц- вышивальщиц.

  6. Рисование эскизов для вышивки.

  7. Непосредственное вышивание изделий для оформления жилых комнат и коридоров интерната.

Вот уже второй год дети с большим желанием осуществляют этот план. Все научились по эскизам вышивать. Они почувствовали важность и нужность своей работы.

Заключение

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта.

Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл».

Сделав, подростка равноправным соучастником своего мира интересов и увлечений мы сможем оказать активное, действенное влияние на формирование его эстетических, духовных и нравственных потребностей. « Я не могу перечислить всех норм красивой жизни, но эта красивая жизнь должна быть обязательной. И красивая жизнь детей – это не то, что красивая жизнь взрослых».

 

 

 

Организация трудового воспитания 
в «Специальной общеобразовательной (коррекционной)


школе - интернат III, IV вида»

Любаева М.В., учитель технологии,

РГОУ «Специальная общеобразовательная (коррекционная)

 школа интернат III, IV вида»

Труд был всегда основанием

человеческой жизни и культуры.

А.С. Макаренко

Имя А.С. Макаренко, широко известно в разных странах. Он разработал практико-ориентированную концепцию воспитания в педагогике. Его труды переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди педагогов всего мира.

Говоря о воспитании, А.С. Макаренко подчёркивал: что воспитание не может быть не трудовым, и воспитатели должны научить детей трудиться творчески. Это является актуальным и сейчас, т.к. главной целью трудового обучения в современных условиях является – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики, труду в коллективе. «Участие в коллективном труде: - говорил А.С. Макаренко, - позволяет человеку вырабатывать правильное нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющегося от труда».

А.С. Макаренко стремился воспитывать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравиться он им или нет, приятен или неприятен. Из неинтересной обязанности, каким является труд для новичков, он постепенно становится источником творчества, предметом гордости и радости.

У А.С. Макаренко была выработана своя, особая, система трудового воспитания: самую трудную работу поручали лучшему отряду. Он считал, что в процессе выполнения детьми трудовых заданий следует упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать её, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда. А.С Макаренко к своим воспитанникам подходил с горьковским призывом «как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему».

Новые социально-экономические условия жизни диктуют свои требования к детям, в том числе слепым и слабовидящим. Они так же должны быть способны: планировать и организовывать работу, оценивать результаты, находить и использовать необходимую информацию, владеть знаниями, умениями, использовать разные средства и пути преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт, творчески относиться к качественному осуществлению трудовой деятельности.

Для слепых и слабовидящих детей трудовое воспитание и обучение служат так же важным средством коррекции, компенсации и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций, основой их подготовки к жизни и труду в современном обществе. Слабовидящему и незрячему ребёнку сложно овладение различными видами трудовой деятельности, особенно с учётом путей профессионального обучения и трудоустройства инвалидов по зрению. Трудовое обучение имеет огромное значение для развития и преодоление отрицательных последствий слепоты и слабовидения, требует от детей большего усердия, и терпения в достижении цели, немаловажным здесь является целевая направленность ребёнка в будущее и предъявляемые к нему требования. Поэтому трудовое воспитание в нашей школе имеет комплексный характер, на уроках Технологии, Социально бытовой ориентации (СБО) и во Внеклассной работе. СБО играет огромную роль в привитии навыков самообслуживания, что является важным для детей с ограниченными возможностями в зрении. В статье я остановлюсь на описании уроков Технологии и работе студии «Эстетика и красота». Где ориентация детей направлена на освоение ремесел. В будущем эти знания и умения могут принести дополнительный заработок к пенсии по инвалидности, стать основой предпринимательской деятельности.

Внеклассная работа студии «Эстетики и красоты» в нашей школе проводится с детьми разного возраста, объединённых в одну группу. Это способствует наилучшему усвоению знаний и умений и несёт в себе целевую установку, основанную на подражании старшим. Наиболее эффективным является индивидуальное и дифференцированное обучение. Во время занятий, где идёт постоянное влияние старшего возраста, преемственность поколений, младшие школьники подражают среднему звену, получая моральный и эстетический импульс, который исходит от старших, более опытных и организованных, которые являются образцом для подражания. В разработанной программе по развитию творческих способностей, ребёнку даётся возможность начать своё обучение с любого раздела программы и выбрать то направление, которое он готов воспринять именно сейчас, исходя из своих реальных возможностей. Для этого предусматриваются разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным. Но перед ребёнком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобода в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно – прикладного искусства. А старшие получают возможность почувствовать себя в роли учителя и наставника, это способствует осмысленному и ответственному подходу в освоении ремесла, которое им понадобится в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные детьми в студии должны участвовать в выставках на уровне с нормой по зрению, что придаёт силу и повышает самооценку слабовидящих и слепых учащихся, даёт уверенность в завтрашнем дне.

Работа на уроках технологии заключается в том, что одним из самых важных направлений работы является метод проектов. Под ним понимается, способ организации познавательно-трудовой деятельности школьника. Он предусматривает реализацию определённых потребностей людей, разработку, проектирование и создание изделия, услуги, оценку качества, определение реального спроса на рынке товаров. Метод проектов направлен на самореализацию личности в деятельности. При выполнении проекта учитываются индивидуальные способности учащихся, вера в творческие силы человека, в его возможности, идёт «проектирование в человеке лучшего».

При выборе темы проекта учитывается уровень развития ребёнка: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям. Принимая ученика таким, какой он есть, используя все хорошее и доброе заложенное в нём, его желания и способности которые станут основанием для создания, задуманного изделия. Проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда при его организации будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности. При работе над проектом ребёнок работает самостоятельно, но во благо общества на коллектив, так как нацелен на социальные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, дома и т.п. Ребёнок работает ради создания общественного блага, находя его применение на рынке товаров и услуг. Например: При выполнении проекта по теме «Изготовление фартука» ученик встает перед проблемой, для чего он будет изготавливать фартук, где он пригодится. Как его изготовить? Находит решение и т.д.

Работа по такой схеме, несёт в себе организацию творческого пространства вокруг изготовления изделия. Выходом творческого проекта ребёнка будет служить общественная значимость его работы, одобрение коллектива, приобретенные знания и умения при выполнении изделия, умение защитить свою работу, свой проект, развитие креативности мышления через творческий поиск. Обучение проектным методам развивает личность как социально-значимую за счёт включения её в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных условиях, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, помогает адаптироваться в условиях конкуренции.

Таблица № 1. Этапы решения проблемы рассматриваем в виде схемы

 

 

 

Действие

Этапы решения

 

 

Изготовление фартука

Потребность (для чего, кому?) Например: в столовую для дежурных.

Материал (какой? стоимость?)

Формы, размеры

Моделирование, конструирование

Технологию изготовления

Традиции моды

Стоимость готового изделия

Безопасность труда

 

 

Исходя из выше сказанного. Не смотря на то, что дети имеют дефект зрения, трудовое воспитание способствует приобретению активной жизненной позиции, успешной адаптации в социуме они являются активными участниками фестивалей, конкурсов, марафонов, добиваясь больших результатов. Примером этому может служить участие:

1.        В Республиканском конкурсе детского творчества «Зеркало природы», где работы детей отмечены Дипломом I степени от Министерства образования и науки РХ в 2004 году и II степени в 2005, 2006, 2007году.

2.        В Городском марафоне творчества детей и подростков «Новые имена» в номинации «Утенок». Где Администрация города Абакана наградила дипломом за I место в 2003, 2005 году и за II место в 2006г., благодарственным письмом в 2007 году.

3.        В Республиканском фестивале детей с ограниченными возможностями и отмечались дипломами от Министерства труда и социального развития РХ.

4.        В выставках ЦДТ и имеют грамоты в номинации «Мягкая игрушка».

5.        В Республиканском конкурсе детского художественного творчества «Юный патриот России» отмечены грамотой от Министерства образования и науки РХ.

Занимаемые места и получение призов несут в себе радость успеха, веру в свои силы, возможности, являются стимулом к дальнейшему освоению ремесел.

Полученные знания и умения дети применяют и после школы, имея дополнительный заработок, так например, выпускницы вяжут спицами и крючком на заказ, выполняют работы с применением флористики.

Рыночные отношения в нашей стране, переход общества в новое качественное состояние, темпы развития научно-технического прогресса, предъявляют высокие требования к трудовой и профессиональной подготовке. Это обязывает в нашей школе, для слепых и слабовидящих детей, ещё более тщательно подходить к реализации системы трудового воспитания.

 

 

 

Труд – неотъемлемый аспект профилактики правонарушений

Минюхина Т.И., воспитатель ГОУ НПО ПУ № 5 г. Абакан

 

Статистика показывает устойчивый рост преступности среди подростков и молодёжи. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно определить причины асоциальных проявлений и проводить профилактику с учётом этих причин.

Если при воспитании человека не учитываются (не удовлетворяются) его доминирующие потребности, то происходит деформация его побудительной сферы, а значит и личности.

Если следовать потребностно-информационному подходу к воспитанию, то необходимо формирование мотивационной сферы учащихся посредством удовлетворения (прежде всего педагогическими средствами) их базовых потребностей: витальных (соматических), идеальных (психических), социальных.

Профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся, проживающих в общежитии, осуществляется через индивидуальные беседы воспитателей, работу психолога, встречи с сотрудниками правоохранительных органов, преподавателями юридического факультета ХГУ.

Но всё это словесное воспитание. А если вспомнить древнюю истину, что безделье – мать всех пороков, то понятно, почему возвращение педагогики А.С.Макаренко, обращение к его опыту и трудам становится для образовательных учреждений актуальным. Желательно бы сделать ставку на самый мощный воспитательный процесс - труд. Ведь целью воспитания должна быть нормализация функционального состояния организма путём удовлетворения материальными (трудовыми физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей (а через это – смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение отклоняющего поведения). Для достижения этой цели необходимо вовлекать учащихся в трудовую (доступную, воспитывающую ответственность, с материальным вознаграждением), при выполнении которой учащиеся отвлекаются от праздного времяпровождения, что является самой действенной формой профилактики антисоциальных явлений, воспитывает социально-ценностные ориентации.

Самообслуживающий труд в общежитии не вызывает у них интереса с точки зрения содержания и с позиции экономической целесообразности. Это, как правило, уборка двора общежития, воспринимается как нечто принудительное, ненужное. А вот такая же работа, но в которой присутствует материальная заинтересованность, это совсем другое дело.

Большим подспорьем на пути решения проблемы занятости учащихся стала организация труда на заводе Алёшина, директор которого Алёшин Е.О. помогает реальным участием в решении этой проблемы.

Это неквалифицированный труд – работа дворников и уборщиков но, тем не менее, учащиеся получают трудовой опыт, способствующий формированию многих положительных качеств. Работа заключает в себе следующие позитивные моменты:

Причиной, побуждающей учащихся к труду, является желание зарабатывать деньги и это правильно, т.к. труд определяется, прежде всего, смыслом. Изучая трудовую деятельность учащихся, внимание обращается на социально-экономическое положение их семей. Это чаще всего неполные семьи и безработные родители. Стали работать те, кто стремится улучшить своё материальное положение.

Работа в удобное внеурочное время и нахождение места работы вблизи общежития – это большая удача.

Физический труд всегда благоприятен для здоровья, положительно влияет на самочувствие учащихся. Труд также – источник положительных эмоций. Получать зарплату всегда приятно, это приносит позитивное впечатление, повышает самооценку

Стремление больше работать, так как при добровольном труде зарплата зависит от количества отработанных смен.

Работа в бригаде это в какой-то степени жизненная школа, где учащиеся учатся выстраивать отношение в трудовом коллективе, учатся трудовой дисциплине. Состав бригады меняется, но это неплохо, так как всё больше учащихся должны участвовать в труде. Труд сочетается также с самоуправлением. В бригаде отрабатываются новые подходы к социальному партнёрству между «Заводом Алёшина» и профессиональным училищем № 5.

Занятость. Ведь труд – это уникальное средство, позволяющее отвлечь учащихся от негативных действий и поступков.

Отношение учащихся к трудовой деятельности носит противоречивый характер. Одни из них хотят заниматься трудовой деятельностью, другие хотят трудиться, но предпочитают более высокоорганизованный труд. Третьи сказали, что подработка им не нужна. Четвёртые вообще не любят трудиться. Пятые стесняются быть дворниками. Есть учащиеся, которые пытаются трудоустроиться сами. Однако, к сожалению, проблема трудоустройства вызывает затруднение и не теряет актуальности. Найти работу самостоятельно для большинства учащихся не представляется возможным. Это приводит к тому, что учащиеся, которые в силу необходимости желают найти работу, не могут этого сделать без помощи взрослых, их самостоятельные усилия заканчиваются неудачей. Обычно поиск работы для учащихся чаще всего ведётся на основе семейно-родственных связей. Организатором вовлечения учащихся, проживающих в общежитии, в том числе учащихся-сирот, у которых эти связи отсутствуют, должно стать учебное заведение.

На начальном этапе трудовой деятельности не обязательно ожидать высоких результатов, ведь многие учащиеся ещё не приучены к работе, никогда не работали, не знают, что это такое. Получив свою первую зарплату, они почувствовали удовлетворение, у них появился стимул к работе. Чтобы сделать труд интересным, внести в него интригу, используется соревновательность. Приятно также, что каждый раз работники фабрики угощают ребят своей продукцией.

Уже давно известно, что при трудовой деятельности интенсивно работает обогащённая связями лобная кора, главная зона разумности. Учащиеся поймут: чтобы заработать деньги, надо прилагать личное усилие, напряжение. Человек труда всегда найдёт способ применить собственный опыт, знания, сможет решить конкретные жизненные и профессиональные задачи, убедить, повести за собой других людей, объединить их в коллектив.

Изменений к лучшему в образовательных учреждениях в нашей стране не происходит. Криминал растёт. И чем скорее мы осознаем необходимость труда в жизни наших учащихся, тем скорее от призыва к экономическому возрождению России перейдём к действиям. Эра Макаренко возвращается, так как ей нет альтернативы.

 

 

 

Воспитание в коллективе и в труде

Семёнова Т.П., учитель Усть-Абаканской специальной (коррекционной) школы – интерната

 

А.С. Макаренко – педагог новатор, обогативший русскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание).

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма является ведущим в педагогике. Большая заслуга А.С.Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю деятельность и все его педагогические высказывания. Он говорил, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива. Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде. Он подчёркивал, что коллектив – часть общества: « через коллектив каждый его член входит в общество». «Только создав единый школьный коллектив можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора», - писал А.С.Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе». Он считал, воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение А.С.Макаренко назвал «Принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Для того, чтобы педагогически грамотно воздействовать на воспитанника, проводится изучение уровня воспитанности по следующим пунктам: ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к труду, ответственное отношение к учёбе, товарищество, доброта, отзывчивость, честность, скромность. На основе полученных данных составляется индивидуальный план работы с каждым ребёнком в отдельности. В тоже время параллельно ведётся работа по воспитанию коллектива и воспитанию через коллектив. Правильный выбор целей и задач для этого зависит от уровня сформированности детского коллектива. Узнать этот уровень поможет диагностика. Она включает в себя следующие разделы:

 1. Проявление честности, товарищества, доброжелательности, дружбы, сопереживания.     

 2. Уровень уверенности коллектива в своих возможностях.      

 3. Уровень общественной активности.

 4. Взаимное уважение и общение членов коллектива.

 5. Стремление общаться и сотрудничать с другими детскими коллективами.

 6. Сплочённость коллектива в организации общественно–полезных дел.

 7. Насколько сильно желание трудиться и отдыхать вместе .

 8. Наличие доброжелательности во взаимоотношениях членов коллектива.

 9. Стремление к общим переживаниям событий, жизненных явлений.

10. Активность в творческих поисках и устремлениях.

А.С.Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте, особенно у детей с ограниченными возможностями, игра имеет большое значение. Макаренко писал, что ребёнок должен играть, « надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла своё яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки), во всей структуре и деятельности коллективов колонии им. Горького и коммуны им. Дзержинского. В нашей школе проводится день самоуправления. Дети играют роль учителя, воспитателя, завуча. С одной стороны игра учит ответственности, самодисциплине, с другой стороны – развивает творческие способности. В конце дня проходит обсуждение, где оцениваются действия каждого и даются рекомендации на будущее. Дежурный класс имеет отличительные знаки (бейджики), что придаёт солидность в поведении, которая требует ответственности за порученное дело. Дежурные рапортуют о замечаниях старшему дежурному, старший дежурный – дежурному учителю (классному руководителю). В этой игре ребёнок находит самовыражение как личность. Он чувствует свою значимость, но в то же время понимает, что это игра. Роли в этой игре меняются еженедельно.

Необходимым фактором воспитания в педагогической системе А.С.Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое…. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой появления личности и заложенных в ней возможностей. В нашей школе практикуется организация трудовых бригад, общественно–полезный труд (содержание в порядке школьного здания и двора, сохранность имущества школы). Ученики старших классов привлекаются к различным ремонтным работам. Каждую пятницу дети убирают определённую для каждого класса площадь вокруг школы. По средам проводится генеральная уборка классов. Работа каждого класса оценивается в баллах в конце недели, месяца, четверти, что является дополнительным стимулом в трудовом воспитании. Дети активно принимают участие в работе кружков «Мастерилки» (ремонт одежды), «Книжкина больница» (ремонт книг), вязания, выжигания, мягкой игрушки. Регулярно проводятся выставки ученических работ (изделия труда), «Праздники труда». Выполняемая учениками работа имеет общественное значение и носит коллективный характер. В коллективных формах трудового воспитания происходит эмоциональное обобщение учащимися положительного опыта, формируется опыт нравственных чувств. Велика и коррекционная роль трудового воспитания: исправляется внимание, память, воля, речь, мышление, что очень важно для воспитания детей с ограниченными возможностями.

«В процессе трудовой деятельности детей», - говорил А.С. Макаренко, - «надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям труда и к материалам, добиваться высокого качества работы».

Большого внимания заслуживают указания А. С. Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, производить уборку в комнате, обрабатывать определённый участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним. Классные руководители нашей школы при посещении квартир учащихся дают рекомендации родителям как правильно организовать трудовое воспитание в семье, учитывая её социальный статус. Во время посещения семьи обязательно контролируется и впоследствии обобщается опыт трудового воспитания.

Трудовому воспитанию и воспитанию в коллективе принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся с ограниченными возможностями к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Выпускники коррекционной школы должны стать полезными членами общества, умеющими добросовестно трудиться, соблюдать законы государства. Правильно организовать воспитательную работу помогает педагогическое наследие А.С. Макаренко.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   23