Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 17/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23

Литература

1. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. –  М., 1985.

 

 

 

Труд как основное средство воспитания дошкольников 
в педагогической системе А.С.Макаренко


Тогочакова Г.А., методист МДОУ Аскизского  Центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

 

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи. Всё, что приходит на ум и сердце ребёнка из художественной детской литературы, как раз и приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором ребёнок делает свои нелёгкие шаги.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

По словам А.С. Макаренко - «…Искусство захватывает различные стороны ребёнка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение…».

Восприятие искусства является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы участником.

Детская художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги ДОУ обращают особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведению бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений в жизнь и деятельности детей. Каждый педагог нашего ДОУ, отбирая детскую художественную литературу, помнит, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.

А.С. Макаренко писал: «Читатель должен различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувства, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность.

Педагоги ДОУ для воспитания положительных, отрицательных, и гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста используют такие народные сказки:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка (ненецкая сказка)», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебренное копытце» П.Бажова, «Конёк-Горбунок» П.Ершова, «Айболит» К.Чуйковского, «На льдине» Б.Житкого и др. От содержания художественного произведения зависят воспитательные задачи, которые решают педагоги на занятиях.

Детская книга в простых и ярких художественных образах даёт богатый материал и для знакомства с людьми разных профессий. Выбирая издания, рассказывающие о различных видах труда, педагоги руководствуются не только программными произведениями. В свободное от занятий время показывают и читают рассказы: «Обвал» Б.Желткова, «Едет спешит мальчик» М.Коршунова, «Голубой Винтик» О.Донченко, «Чем пахнут ремёсла» Д.Родари, «Кем быть» В.Маяковского, особенно полезны, так как посвящены одной теме - труду взрослых. В этих рассказах человек-труженик предан своему делу, обладает чувством долга, силой воли, самоотверженностью, заботится об окружающих людях. Труд героя связан с трудом других людей. Благодаря этому у детей есть возможность получить первые представления о коллективном труде людей, об их честном отношении к порученному делу.

«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства и могучее средство воспитания», - писал А.С. Макаренко, слушая художественное произведения:  С. Михалкова «Лев и собачка», Е.Пермяка «Надёжный человек», В Катаева «Цветик-семицветик», К.Ушинского «Сила - не право», А.Гайдара «Чук и Гек». Данные произведения помогают педагогам продолжить с детьми разговор о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде. Эти произведения формируют в детях сочувствие, доброту, осуждает зло, у них вырабатывается определённое отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

Для воспитания гуманного отношения к животным педагоги ДОУ используют произведения Н.Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка», И.Тургенева «Муму», Г.Снегирева «Скворец», Л.Толстого «Птичка», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.

Огромное богатство для формирования личности ребёнка таятся в детской книге. Яркими, живыми образами воздействует она на чувства, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважным, самоотверженным героям, ненавидят жадных и злых. Произведение Б.Житкова «Почта», С Сахорова «Два радиста», С Баруздина «Морской котик», Н.Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой», Т.Горской «Колин папа», И.Туричина «Человек заболел». Эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершённые людьми.

Педагоги ДОУ продолжают формировать у детей представления о правдивости, доброте, справедливости используют рассказы «Косточка» Л.Толстого, «Фантазёры» Н.Носова.

Они распределяют тематическое чтение на занятиях и вне занятий, что позволяет педагогам проводить работу по воспитанию чувств и положительных черт характера целенаправленно и комплексно. При этом используют повторное чтение, которые ещё больше углубляют чувства и представления детей. Наши педагоги используют в своей практике чтение детям в большом объёме художественной литературы, но считают важным, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по смыслу.

При чтении, помимо задач воспитания чувств, формирования этических представлений и воспитания положительных черт характера, как правила решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.

В своей практике работы педагоги ДОУ, готовясь к беседе, тщательно продумывают вопросы, которые будут задаваться во время беседы о прочитанных произведениях. Вопросы эти должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему; выявит способности детей сравнивать и обобщать прочитанное;  стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссии во многом способствуют активизации чувств у детей, развивают их самостоятельность мышления. Ребёнку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссии педагоги ДОУ отбирают художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формировать вопросы в связи с прочитанным, педагоги обращаются к детям так: «О чём бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?». При этом он прислушивается к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представления.

Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Для этого педагоги подбирают близкие по содержанию художественные произведения таких авторов, как В.Осеева «Почему», Н.Носова «Карасик». В обоих рассказах описывается душевные переживания мальчиков, связанных с тем, что по их вине в одном случае собака, а в другом котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Беседа проводится о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок учится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.

Таким образом, беседы с детьми строятся так, чтобы этическое представление приобрело для ребёнка, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимо разговаривать с детьми о состояниях их поступках, о совести, о сложности различных ситуаций.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся с детьми в их жизненный опыт постепенно, систематически. Именно воспитания у ребёнка чувства прекрасного, является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство-поэзия, музыка, живопись во взаимодействии с художественной литературой способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребёнка, умеющего радоваться, не остаётся места обидам, злобе, зависти.

Практикуют в своей работе педагоги художественное слово в общении детей с природой во время прогулок, в парк, лес, на реку, в поле – одно из средств, которые вызывают радость, развивается восприимчивость к прекрасному. Педагоги заранее готовятся к прогулкам для усиления атмосферы радостного ожидания, заинтересованности, таинственности используют художественное слово. Так наблюдая зимой за берёзой используют стихотворение С. Есенина «Берёза», а перед лужайкой цветущих одуванчиков стихотворение Е.Серовой «Одуванчик». Стихи развивают воображение ребёнка, пробуждают в них чувство прекрасного, любовь к природе.

В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства.

Для всестороннего развития чувств педагоги включают детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Взрослые способствуют развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно детям нравится, и они вдохновенно действуют, когда самостоятельно рассказывают нам, как настоящие актёры принимают участие в концертах.

Воспитание гуманных чувств необходимо сочетать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональном развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описанным событиям, природе, героям, персонажем литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Проведённая работа педагогами позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании добрых чувств у людей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, научились делать доброе людям, радовать взрослых и сверстников. Прочитанные книги научили детей сопереживать героям, оценивать их поступки, логически мыслить. Эмоционально-положительная обстановка на занятиях способствовала формированию у детей интереса к поиску, развивало их творчество и инициативу. Дети овладели умением думать о других, замечать, что происходит вокруг, научились самостоятельно разрешать конфликты и споры. Образы литературных произведений развивают детскую фантазию, творческое воображение.

Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.

Литература

1. Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших  дошкольников. – М., 2000.

2. Гомозова С.  Использование художественного слова на занятиях. –  М., 2002.

3. Макаренко А.С. О Воспитании. – М., 1990.

4. Щеболкова А.  Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы. – М., 2001.

 

 

 

Труд дошкольников в семье по уходу за растениями и животными

Топоева Н.Ю., воспитатель МДОУ Аскизского Центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

 

В жизни дошкольника наряду с игрой определённое место занимает посильный для него труд. Мы приучаем детей самостоятельно одеваться, раздеваться, убирать вещи, игрушки на своё место, привлекаем к участию в некоторых хозяйственно-домашних делах. Дети очень активно стремятся к самостоятельности. Это даёт огромные возможности для разностороннего их развития.

В разнообразном труде детей, хотя он чаще похож на игру и связан с ней, родители стремятся воспитывать ценные качества личности ребёнка.

В процессе формирования личности важное место занимает трудолюбие. В данном плане трудно переоценить стиль воспитания в семье, такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

Дети вместе с взрослыми ухаживают за животными, поливают комнатные растения, цветы на клумбе, овощи на грядке, рыхлят землю, срезают сухие листья у растений, черенкуют некоторые из них, кормят птиц, рыб и т.д.

Такая работа очень ценна для формирования у детей нравственных качеств. Эти качества способствуют воспитанию у ребёнка любви к природе, умения не только любоваться природой, но и беречь её. Это очень важное качество и его воспитывать надо с первых лет жизни. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Природа – есть один из могущественнейших агентов воспитания человека, самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет оказываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка, не помявши на воле зелёной травы! Никогда оно не разовьётся с той полнотою и свежестью, на которую способна душа человеческая…».

Посильный труд ребёнка в природе даёт ему возможность самому увидеть, что зависит от того, как он, помогая взрослым, ухаживает за растениями и животными. Они по-разному будут расти и развиваться. Забывчивость, небрежность могут привести к гибели живого существа – рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. И, наоборот, внимание, заботливость, проявляемые детьми, добросовестное отношение к уходу за животными и растениями дают хорошие наглядные результаты. Ребёнок тогда убеждается, что многое зависит от него, от его внимания, умения, заботы. Но труд в природе будет более успешным, если ребёнка привлекать и к другим видам труда.

Например, ребёнок приобрёл некоторые навыки самостоятельности, чистоплотности, его научили раздеваться и одеваться без помощи взрослого; он сам моет руки, лицо, убирает игрушки и т.д. Такая работа, как уход за растениями и животными, окажутся для ребёнка доступными, и результаты будут лучше. Это поднимает веру ребёнка в свои силы, укрепляет желание трудиться.

Во многих семьях имеются комнатные растения, огород, цветник, сад, содержатся некоторые животные. Дети дошкольного возраста принимают посильное участие в работе взрослых, начиная с возраста пяти-шести лет.

Такой труд является составной частью жизни семьи, и дети, естественно, начинают им заниматься, в меру своих возможностей. Особенно это характерно для семей, живущих в сельской местности.

«Семья – это особая ячейка общества, жизнь которой во многом скрыта от посторонних; дома люди меньше контролируют себя, расслабляются, тем более важно поддерживать культуру отношений между членами семьи и общения с детьми». В семье, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или выполняют самостоятельно.

Например: «Если я не уберу игрушки, в комнате будет беспорядок, а бабушке нельзя нагибаться и по полу ползать. Папа и мама придут с работы, а у нас порядок».

«Если я телёнка не загоню домой, кто же это сделает?»

«Катя помогает старшей сестре кормить кур».

«Денис помогает один раз в неделю маме мыть цветы; на огороде пропалывает грядку, поливает её. Когда идёт посадка картофеля и вся семья выходит в огород, Денис бросает картофель в лунки, смотрит, как трудятся родные».

«Толя и Вася рвут траву для поросёнка, вместе с бабушкой кормят кур и коз, приготавливают им корм».

Таких примеров можно привести большое множество, но родители отмечают, что дети почти всегда выполняют работу такого рода охотно. А «если и не захочется иногда, то всё равно делают, потому что нужно». У многих детей, живущих в сельской местности, интерес к уходу за растениями и растениями связан с пониманием его необходимости.

Сельские ребятишки – дошкольники сами отправляются на ближнее поле и смотрят, как трудятся взрослые. Некоторые матери берут детей на ферму. Дети рассматривают животных, задают вопросы работникам фермы, а те с интересов рассказывают о повадках животных, о том, как надо за ними ухаживать.

Проводя беседы с родителями в детском саду, говорим о совместном труде взрослых и детей по уходу за растениями и животными в семье. Они говорят, что своим примером, а когда и нужно требованием они воспитывают у детей трудолюбие, заботливость, дисциплинированность, учат детей тому, как надо работать. Дети пяти-шести лет охотно помогают своим родителям. Когда родители их хвалят, они радуются.

Как говорил В.А.Сухомлинский: «Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно…. Нет и быть не может воспитание вне труда и без труда, потому что, без труда во всём его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать».

Роль семьи во всестороннем, а значит, и трудовом воспитании старших дошкольников, в формировании у них трудолюбия значительно повышается благодаря систематической помощи детского сада.

В своей педагогической практике применяем следующие пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто любит трудится, тому на месте не сидится», «Пролениться – и хлеба лишиться», «Умелые руки не знают скуки», «Терпение и труд всё перетрут», «Судят не по словам, а по делам», «Было бы терпение – будет умение», «Что делано наспех, то и сделано на смех», «Дело мастера боится».

Литература

1. Воспитание дошкольников, №2, 1980.

2. Воспитание дошкольников, №7, 1980.

 

 

 

 

Мир, создаваемый для детей с помощью труда

Ханина Р.В., педагог – психолог РГОУ Детский дом "Малышок" г. Абакан

 

Начертал Господь закон свободного труда и во внешней природе,

и в самом человеке, в его теле, сердце и уме.

Творец сделал труд необходимым условием физического,

нравственного и умственного развития

и само счастье человека поставил

в неизбежную зависимость от личного труда.

Карая, Господь сострадал своему созданию:

посылая смерть, полагал семена новой жизни.

"Трудись!" – сказал он человеку.

Ушинский К.Д.

Для понимания важности трудового воспитания с точки зрения его биологических, медицинских и психологических аспектов чрезвычайно интересен процесс тренировки этих уровней регуляции. Трудовые достижения, особенно творческого характера, могут возникнуть на основе разнообразных импульсов, когда включаются все уровни регуляции, а поведение человека определяется не примитивными кольцевыми рефлексами мышц, а высшими отделами мозга. В процессе разностороннего целенаправленного воспитания ребёнка, особенно подростка, развиваются и тренируются его высшие нервные функции к трудовой деятельности с одновременным развитием скелетной мускулатуры и внутренних органов. Задача воспитания – развить и сохранить оптимальный уровень такой регуляции. Другой важной стороной трудовой деятельности, обеспечиваемой в процессе воспитания, является выносливость, т.е. способность к длительному выполнению работы на заданном уровне. Известно, что время работы ограничено наступающим утомлением, поэтому выносливость - это, прежде всего способность противостоять утомлению.

В педагогике отводилось значительное место трудовому воспитанию.

Первые ростки трудовой школы начали пробиваться ещё в двадцатых годах прошлого столетия. Прекрасные образцы такого труда показал А.С.Макаренко в коммунах им. Горького и им. Дзержинского. Но всё это потом было утрачено. А ведь Макаренко на своём уникальном опыте наглядно показал, что труд - сельскохозяйственный в колонии им. Горького, в мастерских и на фабрике в колонии им. Дзержинского – способен преобразовывать людей. Страстно споря – была ли педагогика Макаренко гуманной или авторитарной, всеобщей или колонистской, совсем забыли, что в первую очередь она пропагандировала роль труда. У Макаренко труд являлся главным воспитателем образованного человека. Эту идею он наиболее технологично реализовал на практике и блестяще описал в художественной литературе, в "Педагогической поэме" прежде всего. Причём он признал труд не только средством перевоспитания социально запущенных детей, но и средством воспитания каждого "нормального" ребёнка.

Школа труда актуальна и сегодня в век развитой технологии и компьютерной эпохи. На сегодня в нашем обществе "процветает" выученная беспомощность и иждивенчество среди воспитанников детских домов и полное неприятие труда даже на уровне самообслуживания у детей поколения "новых русских". Конечно, бессмысленно копировать Макаренко А. С., его последователей Щетинина М.П., Волкова И.П., Католикова А.А. и других педагогов, ибо они – неповторимые личности, творившие в недалёком прошлом и преобразующие день сегодняшний во имя будущего своего рода, народа, Отечества. Продуктивным является творческое освоение их опыта трудовой школы применительно к новым личностям, новым реалиям.

В нашем детском доме "Малышок" проживают дети с раннего возраста и до 11 класса. Созданы все условия для проживания, развития и подготовки воспитанников в семью. Особенно эта работа приобрела качественно новый подход за последние годы. Сформирован коллектив единомышленников, который поставил перед собой задачу воспитать социально-адаптированную и толерантную личность. Трудовое воспитание на сегодняшний день в формировании воспитательной системы детского дома обеспечивает сплочение коллектива (взрослого и детского), влияющую на организационную структуру и ритм жизни, взаимоотношения воспитанников, нормы и ценности совместной жизни.

В детском доме существуют несколько направлений работы по организации трудовой подготовки и профессиональной ориентации воспитанников.

Труд по самообслуживанию. В ходе работы формируются у воспитанника знания, умения и навыки по соблюдению личной гигиены, по уборке жилых помещений, по работе с бытовыми и электрическими приборами, ремонту личных вещей, уходу за младшими членами семьи, помощь воспитателю и помощнику воспитателя в организации правильного приёма пищи и соблюдении режима дня.

Выполнение разовых поручений. Дети с дошкольного возраста получают от воспитателя разовые поручения. Это – полив комнатных цветов, кормление рыбок, посильная помощь в уборке своей комнаты. Во время выполнения этих разовых поручений у воспитанника вырабатывается чувство самостоятельности, и закрепляются определённые трудовые навыки.

Организация и обеспечение личной жизни и деятельности: умение приготовить пищу, правильно сервировать стол, ухаживать за своей обувью и одеждой; умение создавать уют в своей комнате, группе и т.д.

Формирование умений и навыков коллективного труда в домашнем и подсобном хозяйстве у себя в детском доме и на станции юннатов: уход и ремонт жилья; трудовые навыки по работе с землёй, растениями в открытом и закрытом грунте, животными в звене растениеводов и животноводов. А когда наступает весенняя пора, то буквально все дети приступают к работе по озеленению всего двора детского дома в звеньях цветоводов и ландшафтных дизайнеров.

Подготовка детей к будущей профессиональной деятельности. Работа в мастерских: столярной, швейной, центре "Эстетики"; клубе "Хозяюшка" в детском доме; "Хозяин усадьбы" и "Пчеловод" на станции юннатов.

Современные цели детского дома направлены, во-первых: на создание условий для развития личности каждого ребёнка путём вовлечения его в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями. Во-вторых, подготовка детей-сирот к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда, а также к самостоятельной жизни. В-третьих, развитие у них самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, честности и порядочности. В-четвёртых, создание условий для овладения современными экономическими знаниями, формирование у детей экономического мышления. И, наконец, в-пятых, воспитание культуры личности во всех её проявлениях, связанных с трудовой деятельностью. Это культура труда, экономическая, экологическая, правовая культура и т. д.

Организация труда в условиях детского дома состоит из этапов:

На первом этапе воспитанники получают разовые или постоянные поручения в органах самоуправления. Благодаря чему решаются все вопросы самообслуживания. Уборка постели, генеральная уборка, содержание в чистоте помещений группы, площадей, закреплённых за ними, дежурство на вахте, в буфете, разведение цветов, кормление рыбок и т.д.

Второй этап – это бригадная система. Организуем бригады на период выполнения крупных работ, требующих постоянного контроля со стороны взрослых: работа в овощехранилище, на кухне, организация посадок, ремонтные работы, прополка картофеля, овощных грядок, полив, уборка урожая и т.д. Этот этап в нашем детском доме реализуется через "Биржу труда". Здесь решаются задачи обеспечения трудовой и досуговой деятельности воспитанников, включённых в систему экономической игры по модели детской "Биржи труда". Разработана система развития и стимулирования потребности в труде воспитанников, привития им трудовых навыков. Развиваются навыки работы в коллективе. И, наконец: дети учатся бережно тратить денежные средства. Разработаны общие положения по руководству. Появились новые ключевые слова: дублёры-воспитанники, бригадиры, трудовые книжки, социальные работы, индивидуальные запросы и др. В режиме работы "биржи труда" чётко прописываются выполнение работы, оценка результатов работодателем в индивидуальной трудовой книжке, количество затраченного на работу времени, виды работ, оценка качества работы за подписью работодателя. Работы осуществляются по необходимости по методу бригадного подряда, индивидуального трудового участия. Производственные бригады формируются на основе психологической совместимости, вида работ, количества трудовых мест. Оценка работы в денежном выражении зависит от степени трудности осуществляемых работ. Введена местная денежная единица: "Малышок". Существуют ведомости заработанных средств, которые проходят через книгу приказов по детскому дому за подписью директора детского дома, организатора "Биржи труда" педагога-психолога и дублёра – воспитанника. Аванс выдаётся по мере необходимости (новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, 1 сентября). Полный расчёт происходит в конце трудового квартала. Дети учатся правильно тратить деньги на свои нужды, по-другому смотреть на материальный мир

Третий этап. Это постоянная работа над качеством труда. Качество выполнения работы фиксируется завучем, воспитателями групп, инструктором по труду, бригадирами и организатором "Биржи труда" - педагогом психологом. В системе рассматриваются вопросы трудового воспитания на Совете детского дома, совещаниях при директоре, педагогических Советах. Участие в делах нашего дома рассматриваются при присвоении звания "Лучшая группа", "Лучший воспитанник группы", "Лучший воспитанник детского дома".

Качество труда – это и ещё большая творческая подготовительная работа – видовое изучение декоративных растений и кустарников, многолетников, однолетников; знакомство с ландшафтным дизайном, видовым разнообразием родной земли. А сколько дети совместно с взрослыми просматривают литературы, путешествуют в Интернете, чтобы с достоинством защитить проект озеленения своего участка на Совете детского дома. И как награда: весь двор детского дома зацветает разноцветными красками с ранней весны и до поздней осени, здесь можно встретить теперь растения со всех уголков Хакасии. Такую территорию дети с удовольствием берегут, убирают, осуществляют полив и прополку. Важно, что наш ребёнок включён в естественный процесс производства видового разнообразия растений, мы дарим ему вечность, радость жизни, понимание истины существования. Ведь работа с живыми растениями это прикосновение к энергии солнца, земли, а значит получение ребёнком дополнительного тепла, расширение пространства любви. Качество труда это и участие в конкурсах, выставках в масштабе города и республики. Наш воспитанник становится более адаптированным в обществе, а победы приносят самоутверждения. Наши дети чувствуют и проживают ситуацию успеха. За лето 2007 года заняли: первое место в Республиканском смотре – конкурсе учебно-опытных участков, третье место во второй Республиканской выставке "Юннат – 2007 года". Получили дипломы конкурсов "На лучшее проведение работ по благоустройству и содержанию территории города" и "На лучшую подготовку Образовательного Учреждения к началу учебного года".

У Макаренко трудовую деятельность не надо было ни искать, ни придумывать. Нужно было работать, чтобы просуществовать. Его первые питомцы вынуждены были ездить в лес, добывать дрова, в город – привозить продукты. А потом им пришлось, чтобы не голодать, заняться сельским хозяйством, а позднее стать за фабричные станки.

В наше время воспитанники детских домов находятся на полном государственном обеспечении, и совместный труд детей и взрослых должен стать объединяющей идеей, цементирующей коллектив и дающий силы для дальнейшего развития всех и каждого на благо Отечества. Люди, любящие и умеющие трудиться, с тем же уважением и бережностью относятся к чужому труду, к личности других людей. Они и семью строят основательно, прочно, и детей растят трудолюбивых, и в часы досуга выбирают занятие, достойное своего высококультурного труда. И этому наш коллектив учится сам и ведёт за собой своих воспитанников.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23