Главная страница

Кафедра педагогики и психологии


Скачать 3.81 Mb.
Название Кафедра педагогики и психологии
страница 20/23
Дата 14.02.2016
Размер 3.81 Mb.
Тип Документы
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Литература

1. Григорьева А.Г. Воспитание дисциплины подростков в семье, Минск: Народная газета, 1975.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения, в 8 т.- М.: Просвещение, 1983-1986.

3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина,- М.: Просвещение, 1988.

4. Макаренко А.С. Книга для родителей, соч. в 7-ми т., т.4, –  М., 1957.

 

 

 

Родительский авторитет как ступень в развитии современного общества

Турбина О. Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 4 г. Черногорск

 

Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребёнок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни, а потом перед ним

 открывается необозримое море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

                                     Л.А. Кассиль

 

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны…Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не всё: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слёзы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Эти слова написаны много лет назад А.С.Макаренко, но они до сих пор являются частью той воспитательной программы, которая нацелена на воспитание полноценного, добропорядочного гражданина. Работая в школе, понимаешь, что нужно возвращаться к истокам, к трудам тех великих педагогов, на учениях которых было воспитано не одно поколение.

Изучая труды Антона Семёновича Макаренко, я обнаружила одну закономерность, которую сразу же попыталась переложить на современное общество. В ходе своего поиска истины, я обнаружила, что главным звеном в воспитании современного школьника является родительский авторитет.

Мы все знаем, что воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Как сказал А.С.Макаренко: «Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело».

Проводя родительские собрания, я постоянно провожу социологический вопрос, в анкеты которого я включаю те вопросы, которые помогают раскрыть родителя и ребёнка и определить какие отношения между ребёнком и родителем в данной семье, и какое воспитание в этой семье – авторитарное или демократическое.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют свой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле они очень сильно ошибаются. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой цели нужно стремиться. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро всё разрушается, не остаётся ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели теряют сою силу: вырастают, правда, послушные, но слабые дети.

Есть очень много сортов ложного авторитета. У А.С.Макаренко представлено около десятка:

Авторитет подавления;

Авторитет расстояния;

Авторитет чванства;

Авторитет педантизма;

Авторитет резонёрства;

Авторитет любви;

Авторитет доброты;

Авторитет дружбы;

Авторитет подкупа.

Сейчас существует в мире ещё несколько ложных авторитетов, но те, которые представлены – одни из основных.

Но бывает часто и так, что родители, вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало, и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель покричал и за пустяк наказал ребёнка, завтра он признаётся ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители «всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают» – говорил А.С.Макаренко. Часто бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.

Автор статьи «Награды и наказания в семейном воспитании» И.О.Фесенко, опубликованной в  «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» приводит очень удачный пример, когда родители, начиная с младенчества, растрачивают те крупинки авторитета, списывая поведение ребёнка на его юные годы:

«…Просиживая нередко целые часы у колыбели ребёнка, родители уже с этого времени допускают всякие забавы, подрывающие уважение ребёнка к их личности: то ребёнок рвёт бороду отца, то за волосы мать дёргает. И все с большим чувством удовольствия переносят его действия и поступки, как в период младенчества, так и во все последующее время их жизни. Ребёнку три-пять лет, а метод воспитания прежний – вседозволенность. И если он получает в чём-либо отказ, то его отчаянный крик и плач немедленно заставляют взрослых исполнить его желание… Результатом подобного отношения взрослых к ребёнку является то, что ребёнок очень рано оказывается испорченным и нравственно искалеченным; он непослушен, капризен, требователен, упрям, назойлив, своеволен, и для того, чтобы искоренить все эти недостатки, созданные членами семьи, родители и прибегают то к наградам, то, скрепя сердце, к наказаниям».

…Или другой метод, коротко выраженный словами: «цыц и брысь»! Этот метод всё запрещает кроме строго установленных правил режима и требований приличий. Ребёнок должен слушаться, беспрекословно повиноваться. Свободы действий у него нет, если бы он попытался её расширить, то ему бы сразу «подрезали крылья» приказаниями, внушениями и наказаниями. Итак, вот две крайние системы воспитания, в большей или меньшей степени господствующие в современных семьях: или полная распущенность детей или солдатская муштра, причём как та, так и другая приводит родителей к необходимости пользоваться или наградами или наказаниями для исправления «порочной» детской натуры…

Замечено ещё то, что родители требуют то, что сами никогда не делают; постоянно развлекаются то теми, то другими удовольствиями, а от детей требуют занятий и постоянного труда; сами грубы и невежливы, а дети, напротив, должны быть любезны и внимательны и т.д. Такое разногласие между требованиями к детям и собственными действиями вызывает необходимость применения наград и наказаний при воспитании детей.

В современной жизни, часто очень бывает и так, что родители (в силу своей занятости) просто не обращают внимания на детей и думают только о своём спокойствии.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в современной семье?

Если главным основанием родительского авторитета в советской семье была только  жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение, то современного подростка сейчас этим не пробьёшь, и приходится искать другие пути воздействия на подростка и авторитет современного родителя.

Как только дети начинают подрастать, их всегда интересует: чем занимаются их родители, какая у них профессия, какой у них авторитет на работе. Отталкиваясь от своих собственных наблюдений, они начинают искать пути, помогающие найти связь с родителями. Многие родители считают это проникновением в их частную жизнь и начинают дистанциировать собственного ребёнка, соблюдая при этом авторитарный (ложный) режим воздействия.

Сейчас в современной школе пытаются возродить традицию воспитания гражданина-патриота, что тоже помогает в семье добиться в воспитании (через гражданскую позицию) определённых результатов. Если ребёнок видит, что успехи родителей приносят пользу стране и обществу, то он тоже будет стремиться соответствовать авторитету родителей.

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Как пробудить инициативу педагогов, создать положительную мотивацию деятельности в педагогическом коллективе по осуществлению педагогического проекта? Всё это проявляется в умении провести интересный семинар или практикум классных руководителей, оказать конкретную помощь молодому педагогу, компетентно выступить на классном или школьном родительском собрании, на Дне открытых дверей. При проектировании работы по этому направлению хочется укрепить характер взаимоотношений школы и родителей, сформировать эффективно функционирующий Родительский комитет школы, разделив, таким образом, ответственность за качество образования поровну. В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

“Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.

Учитывая цель родительских собраний: единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в общеобразовательных учреждениях, работа с родителями осуществляется в следующих направлениях:

Профилактическая, разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей, формирования личности и индивидуальная воспитательная работа.

Выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы. Коррекционная работа с ними.

Защита прав ребёнка.

Связь семьи со школой.

Мотивация на воспитание со стороны родителей и на обучение со стороны учащегося.

Исследования показали, что родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов. Поэтому целесообразно на родительские собрания приглашать специалистов: психологов, социологов, школьного медика и др.

А.С.Макаренко говорил: «Если вам удастся воспитать своего сына так, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, - значит, вы воспитали его правильно».

Но родители должны не забывать о том, что они – не только граждане своей страны, но  ещё и родители. И родительское их дело они должны выполнять как можно лучше. И в этом заключаются корни их родительского авторитета. И, прежде всего, они должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет их ребёнок.

В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит родителя о помощи, потому что не умеет этого сделать, родители сами должны прийти с помощью.

В современной школе сейчас очень большое внимание уделяется работе с родителями, где через различные семинары, лектории, дискуссии, учителя, психологи пытаются научить родителя быть правильно адаптированным в воспитании гражданина и человека с большой буквы. При этом стараются разработать совместный план работы, в котором обязательно должен присутствовать пункт, в котором бы отражался авторитет семьи и школы для воспитания успешной личности. При этом нельзя путать настоящий авторитет с авторитетом ложным, основанным на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.

Подвести черту вышесказанному хочется словами Антона Семёновича Макаренко: «Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».

 

 

 

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка

Шевцова М.Д., воспитатель МДОУ Аскизского Центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

 

Для воспитания нужно не большое время,

а разумное использование малого времени

А.С.Макаренко

Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать на принципах равенства, товарищества и уважения.

Стиль внутрисемейных отношений каждая молодая семья вырабатывает не просто. Совместная жизнь молодых супругов в первые годы приводит порой к столкновению индивидуальных представлений, сформированных каждым супругом в родительской семье, о цели семьи, распределении семейных обязанностей и т.д. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание, способы реализации и др. Таким образом, молодая семья фактически создаёт свою культуру отношений, воспитания и общения.

А.С. Макаренко обращает внимание на необходимость постановки конкретных целей воспитания. Воспитание не может быть успешным, если у родителей нет определённого идеала человеческой личности. Самотек в воспитании хуже любой самой несовершенной программы, а результаты всегда случайны. Каким должен быть сын или дочь – это должно быть предельно ясно отцу и матери. Кем будет ребёнок через 20 лет – это вопрос будущего.

Основное положение семейной педагогики А.С. Макаренко формирует в виде следующего тезиса: «Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение». Почему же родители должны задуматься над собственным поведением? Потому, отвечает А.С. Макаренко, что оно – самая решающая вещь в воспитании детей. Родители воспитывают ребёнка не только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. Они воспитывают его в каждый момент своей жизни: когда одеваются, разговаривают с другими людьми и о других людях, когда радуются и печалятся, когда смеются, читают газету – всё это имеет для ребёнка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты мыслей родителей доходят до него невидимыми путями. «А если дома вы грубы, - замечает Макаренко, - или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Мы в одной работе используем любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.

- Какое у тебя красивое платье! – обращаюсь к Юле. – Кто тебе его купил?

- Это бабушка мне сшила не день рождения, - не без гордости отвечает девочка.

- Хорошая у тебя бабушка, заботливая, руки у неё золотые. А как она любит свою внучку Юленьку! Вечером придёшь домой, скажи бабушке, что мне платье очень понравилось. Поцелуй бабушку и скажи ей ещё раз спасибо.

Посмотрите, дети, - обращаюсь к воспитанникам, - какое красивое платье у Юли. Это ей бабушка сшила.

«Мама – мастерица», «мама - рукодельница», «папа – мастер на все руки» - часто слышат дети о своих родителях в нашей группе.

Для того чтобы родители поняли и усвоили, что на них как родителей лежит ответственность за воспитание ребёнка перед самим собой и перед обществом, в котором он будет жить, проводим анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, беседы за круглым столом, где родители делятся своим опытом воспитания, родительские собрания, составляем памятки для родителей, оформляем газету «Мы и наши дети», ходим в гости к своим воспитанникам.

Известно, что на родительские собрания холят в основном мамы. Чтобы организовать пап, мы провели нетрадиционное родительское собрание «Роль отца в воспитании ребёнка». Пригласительные сделанные руками детей были адресованы папам. Собрание проходило вместе с детьми. Дети показали папам небольшой концерт. Подвели итог конкурса игрушек, сделанных вместе со своим ребёнком. Папы переживали как дети, кто какое место займёт, всем хотелось надеть медаль победителя. Но компетентное жюри не оставило никого без внимания. Было четыре номинации победителей: «оригинальность» (3 места), «фантазия» (3 места), «качество» (3 места), эстетичность (3 места). Кто не принял участие, сделали для себя какие-то выводы. Думаем, что в следующий раз участников будет больше.

Был проведён тест «Какой вы родитель?» Папы с интересом и волнением прослушали звукозапись детей: «За что ты любишь своего папу?»

Прозвучали и высказывания родителей, что они считают главным в воспитании ребёнка.

Так, Торбостаев В. С. сказал: «Я считаю, что отец должен не только материально обеспечивать семью, но и уделять внимание детям. Больше с ними общаться, ездить на природу, рассказывать на ночь сказки. Это всё сближает».

Также Вопиловский В. А. выразил свои мысли: «Будешь с детьми проводить время, под старость лет и они тебя не бросят».

Барахтаев А. А. обратил внимание: «Ты сам должен быть примером во всём. Нужно, чтобы между сыном и отцом было взаимопонимание и доверие».

Звукозапись: «Кем работает твой папа? Чему научил он тебя? Строгий ли у тебя отец?»

Вопрос родителям: Нужна ли строгость в воспитании?

Чебодаев Е. Н. сказал своё мнение: «Я считаю, что отцовская строгость нужна, но понятна ребёнку, чтобы ребёнок знал, за что его наказали».

Чебодаев М. А. сказал: «Я наказываю своего сына за проступки, но потом мы с ним беседуем, почему я это сделал».

И в заключение собрания родители сделали вывод: «Не только мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотим передать ему, мы сами себя начинаем уважать, и даём возможность гордиться нами, а гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности».

Многие родители понимают большую значимость воспитания своего ребёнка, изучение его физического и нравственного поведения, поэтому принимают активное участие в мероприятиях сада. Например, шьют костюмы для выступления детей, принимают участие в спортивных соревнованиях, КВНах между родителями и детьми, помогают организовывать походы и экскурсии на природу и музей, берут на себя роль Деда Мороза на новогоднем утреннике.

 Между нами воспитателями, детьми и родителями создаётся эмоционально–положительная атмосфера, что благоприятно сказывается на общем деле развития и воспитания человека.

Прошло более сорока лет после опубликования «Книги для родителей» и лекций А. С. Макаренко по семейному воспитанию. Произошли огромные изменения в нашей жизни, накоплены новые данные о воспитании детей в семье, глубоко и всесторонне разработаны проблемы дошкольного воспитания, но не стареют идеи выдающего педагога.

Заканчивая рассуждения относительно значения поведения родителей в воспитании, А.С. Макаренко делает чёткий вывод: «Родительское требование к себе, родительское уважение к семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!»

 

 

 

Проблема детской беспризорности и педагогические идеи А.С.Макаренко

Надточий А.В., преподаватель математики и информатики

ГОУ НПО ПУ №10 г. Черногорск

А.С.Макаренко внёс большой вклад в развитие теории и методики воспитания беспризорных детей. Методы адаптации в детском коллективе, которые он разработал и испробовал на практике, не утратили своей актуальности и в наше время.

Процесс гуманизации, который происходит в России, всё больше обращает внимание общества на проблему беспризорности. Большое количество детей, у которых есть родители, оказались на улице. Одной из главных причин этого является распад семейных отношений. Если дома ребёнок страдает из-за невыполнения родителями своих обязанностей и из-за преступных злоупотреблений, побег на улицу становится для него последним способом защиты. Дети надеются, что жизнь на улице будет лучше, но оказывается, что в действительности условия там значительно хуже. И юные беглецы живут на вокзалах, в подвалах, на чердаках, пополняют ряды наркоманов, становятся жертвами криминальных структур. Очень часто оказывается, что дети, которым 15-16 лет, закончили один – два класса, или никогда не ходили в школу. Обычно эти дети растут в неблагополучных семьях, но никто в таких случаях вовремя не информирует соответствующие органы, а сами беспризорные считают, что им для жизни вполне достаточно начального образования.

А.С. Макаренко считал, что воспитание и образование беспризорных детей играют важную роль, особенно к восемнадцати годам. По мнению Антона Семёновича, для того, чтобы воспитать настоящего человека из беспризорного, надо знать, во сколько лет он им стал. Если брать беспризорного «воспитанного» мальчика восьми лет, то нельзя быть уверенным, что он полностью воспитан, пока ему не исполнится восемнадцать лет. Даже хороший мальчик, выброшенный из жизни очень рано, может сбиться с пути, однако колоссальное значение имеет образование. Если бывший беспризорный окончил полную среднюю школу, это хорошая гарантия от рецидивов. У малограмотных иногда рецидивы бывают – отмечал А.С. Макаренко.

Следовательно, особое внимание надо уделять работе с «трудными» детьми, которые есть в каждой школе, каждом училище и каждом детском доме. Одной из главных причин появления трудновоспитуемых в школе является отсутствие последовательности и слаженных действий в воспитательном процессе детского сада, школы и родителей.

А.С.Макаренко считал одной из причин появления «трудных» детей ненормально сформированные отношения между детьми и взрослыми в семье и школе.

А.С.Макаренко считал, что воспитание всех детей должно осуществляться одними методами. Принципы воспитания, если они показывают правильное равновесие законов, влияний и социальных требований, могут быть только частью единственного педагогического кодекса.

Для улучшения функционирования воспитательного процесса с беспризорными детьми Антон Семёнович предлагал использовать все способы, чтобы детские дома перестали быть потребительскими учреждениями, а превратились в учреждения трудового воспитания, чтобы на них не надо было тратить десятки миллионов рублей, что в целом – непродуктивно. В то же время труд воспитанников должен быть не только обязанностью, но и правом. Но бедный социальным содержанием ремесленный труд, обеднённое мотивационное значение работы, состоящей из самообслуживания при большой утомляемости не могут быть путём полноценного воспитания. Труд без образования и общественно-политического воспитания не приносит воспитательной пользы. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к нему с любовью, понимает его пользу и необходимость и является для него (человека) основной формой проявления личности и таланта. Также в труде имеет большое значение физическое развитие, которое является важным и необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда состоит в психическом, духовном развитии человека. Это духовное воспитание и должно составлять его индивидуальную особенность.

Воспитание, по А.С.Макаренко, основывается не только на передаче социального опыта старших поколений младшим, но является планомерным, целенаправленным влиянием на сознание и поведение человека для того, чтобы сформировать понятия, принципы, ценностные ориентации, которые обеспечивают необходимые условия для развития личности человека и его всесторонней подготовки к общественной жизни и трудовой деятельности.

Антон Семёнович считал, что «... в борьбе с беспризорностью, со всем трудным комплексом, который его сопровождает, нажим есть самым экономичным и самым педагогическим средством».

Важнейшими средствами воспитательного влияния Антон Семёнович считал такие группы факторов: педагогический коллектив и коллектив воспитанников; повседневная деятельность воспитанника (процесс овладения знаниями, продуктивная работа, общественная деятельность, овладение достояниями культуры, самовоспитание и др.);  дисциплина и режим; поощрение и наказание.

Приведём общие требования к внедрению системы средств воспитания человека А.С.Макаренко.

Ведущая роль педагога в воспитании и организации деятельности учеников.

Единство обучения и воспитания.

Определение моральных требований к воспитанникам.

Соблюдение единых требований коллективом воспитателей.

Соответствие содержания и методов воспитательной работы к возрастным особенностям учеников.

Объединение усилий педагогического коллектива и коллектива воспитанников.

Действенность, систематичность, последовательность осуществления воспитательных задач.

Следует отметить, что опытом А.С.Макаренко начали пользоваться ещё в 20-х годах, и сегодня с определённой адаптацией он должен использоваться во всех типах учебных заведений.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23