|
10.Игра: «А что потом» Мы много узнали о труде хлеборобов, труде для того, чтобы у нас на столе всегда был хлеб. Для того, чтобы было много хлеба, нужно очень много потрудиться людям разных профессий. Прежде всего, необходимо подготовить поля к посевной, задержать снег на полях, внести удобрения в почву. А потом перепахать поля. Затем наступает пора посевной. Всё лето поля оберегают от болезней и вредителей. Осенью необходимо вовремя убрать урожай зерновых с полей. Свезти на зернотока. Просушить, а потом перевезти зерно в город на элеваторы. На элеваторах зерно превратят в муку. Испечьхлебо-булочные изделия. И вот теперь хлеб на столе.
1. Экскурсия: «Что нам осень подарила».
В платье ярко-золотом
Бродит осень над ручьем
Листья по ветру летят
Журавлей догнать хотят
Вихарева.
Какие краски осень
Ты нам подарила?
А ещё хорошие
Грибы народила
Мухомор такой красивый
Ядовитый очень
Ну а лисички и опята
Нам нужны и очень
А полезности их,
Знаем мы давно уж,
Вот поэтому пришли
Мы их взять с собою.
Лес беречь его любить
Охранять природу
И жить будет веселей
И ни какой тревоги
И ещё хотим дышать
Воздухом осенним
Бегать, прыгать и гулять
Чтобы быть здоровым
-Давайте поговорим, куда мы сегодня идем, в лес? А зачем?
Дети: За грибами
-Правильно
-В какое время года растут грибы?
Дети: Летом, осенью.
-Какие грибы вы знаете?
Дети: Мухомор, лисичка, белый гриб, и т.д.
-Какие грибы ядовитые?
Дети: Мухомор, поганка.
-А съедобные грибы?
Дети: Лисички, опята, рыжики.
-Молодцы, знаете.
-А сейчас мы с вами входим в осенний лес.
-Какой лес осенью? (желтый, золотой, багряный, мы им любуемся).
-Посмотрите вокруг, вы узнаете деревья, вам знакомые?
Дети: Березы, тополь.
-Сейчас я назову дерево, а вы побежите к нему. Береза!
Дети бегут к березе.
-Боярышник-это дерево или кустарник?
-Это ребята кустарник.
-Подойдите и посмотрите, и сфотографируемся на память.
-Боярышник очень полезен, для людей у кого болит сердце. Плоды боярышника сушат и пьют как чай.
-А вот ещё кустарник, у него ветки колючие, что это?
Дети: Шиповник.
-Правильно он очень полезен, при гриппе и простуде.
-А сейчас пойдемте по тропинке, и будем смотреть, где
растут грибы?
-Как они растут?
-Так кто первым найдет гриб, получит конфету.
-А первой нашла Ирина Беседина, как он называется, вы знаете?
-А я знаю это сыроежка.
-А у нас есть книга, давайте посмотрим, есть такой гриб?
Дети: Есть.
-Держи Ирина конфету.
-Это полезный гриб, его едят, варят и солят. У него окраска желто-розовая и даже зеленоватые окраски, есть и такие сыроежки.
-А вот еще посмотрите, какой гриб? Нашел его Кирилл. Это мухомор. А как вы его узнали?
Дети рассказывают: у него красная шляпка в белый горошек.
-Его кушать нельзя, но он привлекает нас своей окраской.
Посмотрите, какой красивый, полюбуемся им.
-Мухомор очень полезен в медицине, его настаивают на спирту и растирают суставы, спину, от радикулита.
-Вы устали, давайте немного поиграем.
Познавательная викторина.
Где растут грибы? (в лесу, в огороде, на поляне, в овраге).
Какие грибы вы знаете?
Какие грибы съедобные? (рыжик, белый гриб, свинухи, волнушки).
Какие грибы ядовитые? (мухомор, поганка, сатанинский гриб).
Сколько грибов мы собрали? (Целое лукошко)
Кто любит грибы? (белка, ежик).
Что заменяют грибы? (мясо).
Береза и шиповник; что дерево, а что кустарник?
Чем полезен шиповник? (большое количество витаминов)
Как можно назвать ласково березу-березочка, берёзушка - красавица, белолицая, стройная, кудрявая и т.д.
Что готовят из грибов (суп, салат, грибная солянка, пироги с грибами).
2.ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД
Цель: познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоёма. Наблюдение за стрекозой и за семейкой гусей.
Мы вместе с водителями и ставшими братьями пришли на водоём. По
озеру плыли гуси. Одна стайка гусей держалась отдельно. Одна стая плыли друг за другом, впереди гусь, в середине гусята, а сзади гусыня.
А почему гуси плавают и держатся на воде? (потому что у них на лапах есть перепонки при помощи их гуси плавают). Они какие гуси? (красивые, царственные, белые).
Наблюдение, как плывут маленькие, как большие плывут? Мы подошли к берегу, гуси, которые находились на берегу, полезли в воду и поплыли.
Полетела стрекоза. На кого она похожа? (на вертолёт). Какие цветом крылья? (голубые, прозрачные). Как она жужжит? (з-з-з-з).
Давайте поиграем.
Игра «Назови свой цвет»
У серой мышки - маленький мышонок,
У кошки - пушистые котята,
У крольчихи - пушистые крольчата,
У собаки - шаловливые щенята,
У коровы ласковый телёнок,
У свинки забористый поросёнок,
У козы смешной козлёнок,
У лошади есть игристый жеребёнок,
У овцы кудрявые ягнята,
У мамы конопатые ребята.
Игра «Повторяй друг за другом».
Например, насекомое комар, светлячок, божья коровка, пчела и т. д. В озере водятся рыбы. Я назову рыбу пескарь» а вы продолжите щука, окунь, карась, ёрш, карп, сом, лещ и т. д.
ВИКТОРИНА
Кто живёт в пруду и летает возле него?
Что находится в пруду?
Кто плавает на пруду? (гуси, утки)
Какие это животные домашние и дикие?
Какие насекомые плавают по воде? (водомерки, стрекозы)
Какая цветом стрекоза? (голубая)
Почему гуси плавают? (потому что у них на лапках есть перепонки, при помощи их гуси плавают)
Какая бывает вода в пруду? (чистая, грязная, прозрачная)
Какие рыбки вы знаете? (карп, пескарь, окуни, караси, лещи и т. д.)
Какая трава растёт в пруду? (ряска, роголистник)
Чем они питаются? (травой).
Дети во время экскурсии делятся впечатлениями. По пути домой собирают лекарственные растения - это мать и мачеха, ромашку и новое растение пижма. Прощаются с лесом, лугом и идут по улице Садовой в детский сад.
3.Экскурсия к Северной Уньге
Цель: Продолжать знакомить с красотой Северной Уньги, учить называть рыбы, которые водятся в реке, отвечать на вопросы, что окружает нас, воспитывать бережное отношение к природе. Дети вышли из детского сада и поиграли в игру. Покажи руками, какая сегодня погода? (имитирование). Теплая - руками вверх. Ой, как холодно (Зябнут). Идет теплый дождь. Идет холодный дождь. Солнышко горячее, красное. (Греют руки вверху). Подул сильный ветер (Дети раскачиваются в одну и в другую сторону).
-А сейчас идемте по дороге на луг?
Дети пришли на луг.
-Найдите и покажите ромашку?
Дети находят.
-Найдите мать и мачеху?
-Это очень полезные лекарственные травы.
Для полоскания горла - ромашка, а мать и мачеха от кашля.
- Ребята посмотрите вот растения с желтыми цветами в форме корзиночек.
Это пижма - очень полезна для лечения печени.
- Давайте посмотрим в книге, есть ли у нас такие травы.
Дети находят в книге.
- Посмотрите, кто же садится на цветы?
Дети: насекомые, мухи, комары, пчелы.
- А кто это стрекочет ребята?
Дети: стрекоза.
- Чем полезна стрекоза?
Вы знаете?
- Она съедает очень много вредных насекомых, которые вредят на полях пшеницу, рожь.
- Молодцы!
- А теперь мы подходим с Вами к Северной Уньге.
- Вспомните, мы здесь были или нет?
Дети: Да, мы были в том году.
- Давайте спустимся по знакомой тропинке к реке.
- Послушайте, что вам слышится?
Дети: Пение птиц, стрекотание стрекоз. А слышите, шумит ли вода?
- Значит вода тихая, спокойная, красивая.
- А давайте потрогаем воду?
Дети: Холодная, чистая, прохладная.
- Можно ли купаться в такой воде?
Дети: Нет, мы заболеем.
- Сколько берегов у реки?
Дети: Два берега.
- А что растет по берегам реки?
Дети: Деревья, трава, цветы.
- Посмотрите, как красиво склоняются деревья к воде?
- А вы знаете как называются - это Ивы, они будто плачут, а мы любуемся их красотой, спокойствием.
- А что водится в реке? (рыбы)
-Назовите рыб?
Дети: Щука, карась, ерши, окуни, карпы, пескарь.
- Молодцы!
- Ударьте рукой по воде, и что с ней случится?
Дети: Вода расходится, и образуются круги.
- Правильно ребята, по воде идут радужные круги, похожие на дуги.
- А что находится на дне реки? (галька, песок, глина)
- Когда идешь по дну, ногам приятно?
- А еще, бывает вязкое - это ил, из него можно лепить, он как пластилин.
- Возьмите в руки у берега, и слепите замок или крепость.
Дети играют и делают поделки из песка и ила.
- Сейчас мы с вами поднимемся по тропинке вверх и еще полюбуемся на красоту деревьев сверху.
- Нам нужно беречь все, что окружает нас и цветы, и деревья, и птицы.
- Как вы будете беречь, расскажите?
Дети: Не ломать веток, не рвать цветы, не бросать мусор на природе, не разорять гнезда птиц, любить природу, заботиться о ней.
- Ну а теперь давайте поиграем с вами в игры.
«Опиши, я отгадаю»
Рассказываешь о насекомых, о рыбе, о деревьях.
Игра «Что изменилось»
На траве раскладываешь лист березы, ивы, шишку, цветок, или что-то дополняешь или убираешь с травы.
«Назови, а я продолжу»
Например: насекомые - это...
Цветы - это...
Рыбы - это...
Деревья - это... и т. д.
Игра «Хитрые вопросы»
Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше (пойдет восемь).
Почему скачет конь (по дороге).
У собаки Микки родились котята один черненький, а три беленьких.
Сколько всего котят родилось у Микки?
4.Экскурсия на луг.
Цель: Закрепить знания о том, что растёт на лугу. На лугу растёт много разных трав, цветов. Наблюдать за насекомыми (кузнечик, комары, бабочки). Запомнить то, что там, где цветёт много белых цветов луг, кажется белым, а там где цветы жёлтые луг кажется жёлтым. А в другом месте наоборот много синих цветов и луг словно сине- голубой.
Экскурсия наша проходит с родителями. Мы идём с детьми на луг, наблюдаем за тем, что растёт вдоль дороги. Что такое луг? Это открытое место около рек, поляна перед лесом. Какие травы растут на лугах? Это и мать и мачеха, и крапива, подорожник. Какие цветы растут на лугах? И как они называются? Это луговые цветы и их великое множество. А какие цветы бывают садовые? И где растут садовые цветы? Конечно же, около дома. Назовите, какие вы знаете? Это бархатцы, васильки, мальва, мак, астра и т. д. А есть ещё и полевые цветы, они растут в поле. А как вы думаете, цветы можно рвать? Можно конечно, если они предназначены для праздника, для подарка на день рождения. Чем полезны луговые травы? Такие как тысячелистник, подорожник, крапива. Эти травы лечебные, их необходимо заготавливать впрок, поэтому их тоже срывают. Как заготовить эти травы впрок? Нужно собрать их в пучки, и подмешать в хорошо проветриваемые помещения.
Ребята посмотрите, к нам прилетело какое-то насекомое, послушайте, как оно стрекочет. Кто это, дети? Конечно же, это зелёный кузнечик. Сколько у него лапок? Шесть, и он нас совсем не боится. Какой он смелый, ребята. Посмотрите, как он скачет, давайте, и мы поскачем за ним. А вот бабочка капустница. Бабочек нужно беречь. Потому что они такие красивые и беззащитные. Они порхают над цветами и прячутся в них.
А сейчас мы проведём физ. минутку. Представьте себе, что вы семена цветов, которые посадили в землю. Сильно пригрело солнышко, и из семени пробился росток. И быстро, быстро потянулся вверх. Полил дождик, и молодой росток сразу потянулся к солнышку. И вот из почек появился кто? (листочки). Появились листья, и ветерок заиграл ими. А за ними из бутона распустился цветок. Дети вы все цветы. Над цветами зажужжали кто? (пчёлы) Как они жужжат? Ж- ж- жу.
И полетели они с цветка на цветок.
Жу- жу- жу
На цветочке я сижу
Весной и летом я жужжу.
Как цветочки отцветут, созреют семена и вновь семена упадут в землю. (Молодцы). А теперь я вам прочитаю стихотворение.
Если я сорву цветок
Если ты сорвёшь цветок
Если все и я и ты
Если мы сорвём цветы
То окажутся пусты
И деревья и цветы
И не будет доброты
И не будет красоты
Если мы сорвём цветы. А мы будем рвать цветы без особой надобности? НЕТ. Мы будем любоваться этой красотой и на лугу, и в саду, и в поле. А кто летает на лугу? Сейчас родители загадают вам загадки о насекомых. Слушайте внимательно.
На лугу выступает всё лето
Попрыгунчик зелёного цвета
В цирке есть акробат цирковой
На лугу акробат луговой. (Кузнечик)
2. Летом в открытые наши окошки
С писком влетают кусачие мошки
Больно, пребольно кусаются
Даже на взрослых бросаются.
(Комары)
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет
(Бабочка)
Сок из цветов берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела) А теперь зададим вам вопросы.
Какие жуки носят название того месяца, в котором появляются на свет? (Майские жуки)
Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? ( Бабочка)
Что случится с пчелой после того как ужалит? (Погибнет)
- Стрекоза, вредное или полезное насекомое? ( Полезное)
А теперь послушайте это очень интересно.
Насекомые никогда не бывают детишками. Они появляются сразу взрослыми.
Некоторые насекомые поедают себя сами. Это саранча. Их толкает на это не чувство голода, а просто собственное тело для них очень вкусная пища.
Насекомых нужно беречь, они приносят большую пользу. Они опылители растений. Если пчёлы, жуки, мухи и другие насекомые исчезнут, то исчезнут и растения, исчезнут птицы, которые ими питаются. Мы с вами должны оберегать насекомых.
Для сбора 1 кг. мёда одной пчеле нужно пролететь около 300-х сот тысяч км. и посетить 15 миллионов цветов. Личинки некоторых насекомых за сутки съедают пищи в 200 раз больше, чем весят сами.
Пчела, единственное из насекомых пока, прирученное человеком.
Бабочки достигают размеров до 26 см. На севере Австралии их мясо употребляют в пищу.
«Игры: « Кто быстрее добежит»
«Какие травы растут на лугу? Крапива, подорожник, тысячелистник и много других.
Какие луговые цветы вы знаете? Ромашка, колокольчик, клевер, василёк, гвоздика.
Где растут садовые цветы? Около дома.
Какие садовые цветы вы знаете? Бархатцы, ноготки, георгин, мальва, ирис, василёк, космея, мак.
Где растут полевые цветы?
В полях, на земле, отдалённой от леса.
Какие полевые цветы ты знаешь?
Ромашка, клевер, василёк и т. д.
Что ещё можно встретить на лугу? Насекомых.
8.Каких насекомых вы знаете? Комары, кузнечики, пчёлы, жуки, шмели, бабочки, стрекозы.
9. Сколько лапок у кузнечика и божьей коровки? По шесть лапок.
10. Какой жук носит название того месяца в котором появился на свет? Кто выше всех подпрыгнет»
« Перетягивание каната»
« Найди растение, которое тебе знакомо»
Викторина. Что растёт и живёт на лугу?
Это майский жук.
Кто трижды родится, прежде чем станет
взрослым?
Это бабочка. Сначала яйца, потом кокон, затем гусеница и уже потом бабочка.
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? К сожалению погибает.
Интересно стрекоза вредное или полезное насекомое?
Полезное, поедает мух и комаров.
Какое насекомое поедает само себя? Саранча.
Почему жучка « божья коровка» называют так? Потому что этот жучок выделяет жидкость похожую на молоко, которой он убивает тлю, которая вредит всем растениям.
Викторина «Как вы помогаете растениям?»
Нуждается ли природа в нашей помощи (деревья, растения)?
(Их нужно беречь, спасать животных, попавших в беду, подкармливать птиц и животных).
Как правильно сажать деревья?
Зачем поливать только что посаженные растения?
Как можно помочь природе летом в огороде? (Борьба с сорняками, полив овощей и цветов).
Приходилось ли останавливать тех, кто вредил природе - рвал цветы на клумбе, ломал ветки деревьев, разорял муравейник, гнезда птиц?
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Это можно нарисовать на картине .
Ребята, а вы чувствуете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Вот послушайте, как описано чувство девочки, помогающей природе, в рассказе «Радостная минута Никитиной»
Природа - наш общий дом
Викторина.
Цель: Учить беречь природу, заботиться о ней, отвечать на вопросы. «Неживая природа», «Млекопитающие», «Птицы и насекомые». Какую помощь могут оказать дети. Ребята делятся на 2 команды.
1 раунд.
Неживая природа.
-
Как сохранить красоту Земли? (Сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки кустарников и деревьев, не рвать цветы, не разорять птичьи гнезда, не ловить бабочек и других насекомых.)
На Земле есть место, где не повернись, со всех сторон юг. Как называется это место? (Северный полюс)
Откуда берутся день и ночь? (Земля вертится словно волчок, подставляет солнцу то один, то другой бок).
Как определить сторону света по солнцу? (Если стать правым боком к солнцу, то справа будет восток, слева запад, впереди север, сзади юг. Но это только для утренних часов, вечером солнце указывает на запад).
Назови месяцы года. (Зима, весна, лето, осень).
Перечислите виды осадков. (Дождь, снег, град, роса, туман).
Из чего состоят облака? (Из капелек воды и кристалликов льда).
Почему мы слышим гром после того, как увидим молнию? (Звук распространяется медленнее, чем свет).
Назовите правила поведения в природе. (На табло выставляют знаки, которые символизируют правила поведения в природе и отвечающий описывает каждое из них).
Назовите признаки зимы, (Везде снег, холодно, замерзли реки, дуют холодные ветры, дни короче, ночи длиннее).
2 раунд.
Млекопитающие.
Как называются животные, выкармливающие детенышей молоком? (Млекопитающие).
Зачем белке пышный хвост? (Чтобы планировать и рулить в прыжках с ветки на ветку и с дерева на дерево).
Зачем еж таскает на себе яблоки? (Чтобы яблочной кислотой убивать на иголках паразитов).
-
Почему мыши все грызут? ( У них зубы все время растут и их надо стачивать, а если не будут этого делать, то зубы станут такими большими и она не сможет питаться).
Кто лишний в ряду и почему? На табло выставляют рисунки с изображением волка, зайца и белки. Кто хищник, чем питается. Лиса, заяц, курица. Медведь, волк, корова. Где живут?
Где чей след? На табло выставляют следы медведя, оленя, волка, зайца.
Кто как говорит? На табло выставляют изображения домашних животных свиньи, собаки, коровы, лошади, овцы, кошки и называют животных. Корова что делает? Мычит. Собака что делает? Лает. И т.д.
Что такое Красная книга? (В книгу заносят тех животных, которые находятся на грани исчезновения и их нужно защищать). 3 раунд.
Птицы и насекомые.
Когда улетают последние утки? (Когда замерзают все водоемы, озера и пруды).
Чем кормят голуби своих птенцов? (Молоком, которое вырабатывается в зобу у взрослого голубя. Птенцы засовывают голову глубоко в горло родителя, чтобы добраться до молока).
Почему у фламинго розовые перья? (Они питаются красными рачками).
Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник).
Почему на муравейник часто опускается дрозд? (Муравьи опрыскивают его тело муравьиной кислотой, а она убивает паразитов).
-
Как насекомые предупреждают животных о том, что они несъедобны? (Яркой окраской, как например, божья коровка)
Игра. Воспитатель: Представьте себе, что погасло солнце и исчезла жизнь на земле.
А ваши сердца - это маленькие солнышки, выделяющие тепло. Положите руки на сердце и послушайте, как оно бьется. Слышите? Давайте поделимся теплом с планетой. Дети вытягивают руки вперед ладонями и тянутся к звездам. Затем солнышко зажглось, вода растаяла, пошел дождик, на небе появилась радуга, зазеленели растения, полетели бабочки. А теперь снова руки приложите к сердцу и послушайте. Много тепла излучают наши солнышки и призывают еще раз поделиться теплом и планетой
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности - подкормке птиц, высаживанию растений, уходу за обитателями уголка природы - способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе.
|
|
|