|
Цель: Научить детей правильно называть части растений: корень, листья, стебель, цветок. Правильно брать растение за верхние листочки и не ломать тонкий стебелек и корень. Научить работать коллективно, чувствовать поддержку товарищей.
Воспитатель обращает внимание детей на ящички, в которых подросла рассада помидора». Показать, где у растения находится корень, лист, стебель, цветоносы. Сейчас помидоры выросли, и им стало тесно в ящике, их нужно срочно пересадить в более просторный ящик. А если этого не проделать, то наши растения будут плохо себя чувствовать, они вытянутся к свету, и стебель будет тонкий. А на тонком стебле наши цветочки завянут и не смогут завязаться плоды. А если мы их рассадим, они обретут больше места и поэтому будут дальше развиваться правильно. У них будет развитой корень, толстый стебель, а значит, и питаться растение будет хорошо.
А сейчас приступим к пересадке. Что для этого нужно? Сейчас я вам покажу, как нужно это делать. Необходимо обильно полить землю в ящике с помидорами. Затем растение поддеть палочкой, не разрушая комочек земли у корня, осторожно придерживать за стебель, опустить в подготовленную ямку. Присыпать землёй и обжать корешок, чтобы растеньице стояло кровно. Теперь дети, я предлагаю вам сделать то же самое. По одному подходите к ящику и осторожно выкопайте по одному помидору. Затем сделайте ямку и перенесите растение. Засыпьте корни землёй. Дети старательно выполняют предложенное.
- Молодцы, дети! Всё сделали правильно» А теперь осталось полить, и поставить ящичек с пересаженными растениями в тень, чтобы наши помидорки окрепли. А через день мы смело можем их поставить на прежнее место поближе к солнышку. Пусть растут! а мы будем наблюдать за быстрым ростом наших питомцев.
3. Рассада Астр.
Программное содержание: уточнить с детьми название цветов, их строение, особенности окраски, форма листьев, стебля. Что все цветы красивы, приятно пахнут. Дать представление о жизни растений. О его последовательности в развитии. Как из росточка появляется стебель, листья, цветы. Учить детей внимательному, бережному отношению к природе, к окружающему нас миру.
Материал: Клумба - картина с изображением цветов, рассматривание цветов (мак, колокольчик, ромашка), иллюстрации с изображением астр, рост астр в ящичке, вода, почва, лопатки, грабли.
Предварительная беседа: Беседа о цветах, рассматривание открыток, картинок с изображением астр.
Ход занятия: Дети, мы пришли на полянку, на которой растут цветы. (Дети подходят к клумбе, на которой изображены цветы: ромашки, маки, колокольчики, астры). Воспитатель: Дети, назовите цветы. Дети: Ромашки, колокольчик, мак.
Воспитатель: Красота цветов в их окраске, форме листьев, цветочков. Какие бывают цветы?
Дети: Весёлые, грустные, красивые, нежные, яркие. Воспитатель: Какого цвета василёк? На что он похож?
Дети: Голубого, синего. А похож он на шапочки. Воспитатель: Дети, а что ещё бывает в природе голубым? Дети: Небо.
Воспитатель: А на что похож мак? Какого он цвета?
Дети: Он красного цвета и похож на солнышко и мяч.
Воспитатель: А ромашка, какого цвета?
И что ещё бывает такого цвета как ромашка?
Дети: Ромашка белая. А белым бывает снег, лёд, платье, рубашка и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете цвета, про окраску.
Вот мы с вами собрали целый букет разных цветов, все они красивые, бархатные, махровые, нежные, мягкие. О них нужно заботиться. А вы, дети хотите узнать, как рождается цветок?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Тогда, садитесь поудобнее, и слушайте сказку о цветочке. Яркие, красивые цветы появляются не сразу. Сначала, будущий цветок спит, и набирает сил в своей растительной колыбельке, укутанный и спелёнутый, в свои пуховые пелёнки. ( Детям показывают семена астры) Это семена астры бархатной. Для того, чтобы семя проросло нужно его накормить, напоить и согреть. Но у цветов своя пища. Мы с вами сажали лук, он большой, сажали цветок, он большой, а сегодня у нас семена астры. Мы приготовили землю, её обогрело солнце, положим семя - колыбельку в почву и будем поливать тёплой водой. Во влажной земле малыш пророс, стал расти, и пелёнки ему стали малы. Малыш цветок начинает прорастать сквозь землю. Росток - росточек продолжает расти и превращается в стебелёк. Стебелёк крепнет, появляются листья нежные, ранимые. Стебель становится всё крепче и выше. И вот появляется бутон, в котором ещё спит сам цветок. Ещё чуть и цветок раскроет свою неповторимую красоту. Мы будем, любоваться и восхищаться им. Дети, а вы хотите посадить астрочку - колыбельку на клумбе, чтобы у нас в детском саду цвели красивые астры - цветы. - Хотим!
Воспитатель: Сажать будем на улице, на участке детского сада. Помогите вынести ящик с рассадой астры, воду, лейки, грабли, палочки, лопатки.
С детьми рыхлим землю, Таня с Серёжей помогают делать бороздки. Землю поливают Алина с Ангелиной. Молодцы, напоили землю тёплой водой. Я вам аккуратно даю росток астрочки. Что у неё уже появилось? (стебель, листья) Сейчас я вам покажу как аккуратно, не причиняя боли росточку посадить его в землю. Палочкой я делаю углубление, и мягко посадив его в землю, присыпаю землёй. Теперь все аккуратно берём по ростку и не повреждая стебелёк, сажаем малыша в углубление земли.
Воспитатель наблюдает за работой малышей, помогает при необходимости.
- Молодцы! Посадили. Теперь давайте польём. Аккуратно не смывая землю с корней цветка. Устали? Давайте вымоем руки. (Дети моют руки, воспитатель поливает детям на руки воду).
Буль, буль, буль журчит водица
Все ребята любят мыться
Вот так хорошо, хорошо
Руки с мылом мы помыли
После вытерли посуше
Мы помылись как большие
Вот мы чистые какие.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Хотите поиграть?
Дети: Да.
Воспитатель: А кто любит сидеть на цветке?
Дети: Пчёлы, жуки, светлячки, божьи коровки, бабочки.
Воспитатель: Молодцы, вы знаете насекомых. А сейчас поиграем в игру «Найди свой дом». Перед вами лежат цветы: мак, ромашка, колокольчик, астра. А насекомые потеряли свой домик. Давайте поможем найти пчёлам, жукам, стрекозе, коровке свой домик.
1.Игра « В саду - на огороде»
В начале игры воспитатель уточняет, что лежит на тарелке (овощи) и что в вазе (фрукты), спрашивает, где растут овощи и фрукты. Укрепляет на фланелеграфе слева контур дерева - это сад, справа полоску чёрной бумаги - огород. Воспитатель объясняет детям, что находится слева и что справа, и даёт задание.
Сейчас я вам покажу картинку. Тот, кого, я назову, скажет, что на ней нарисовано и куда её поместить туда, где сад, или туда, где огород. (Показывает картинку, на которой нарисована свекла)
- Юля, что это? Где растёт? Куда поставить картинку?
Правильно. Справа, туда, где огород.
Далее воспитатель прикрепляет картинки одну за другой на фланелеграф между садом и огородом. Дети переносят картинки либо в сад, либо в огород и обосновывают своё решение. Если кто-то ошибается, воспитатель возвращает картинку на прежне место, а ребёнку предлагается выбрать другое изображение: лимон, абрикос, персик, морковь, огурец, груша, слива, капуста, горох.
Заканчивается эта часть занятия обобщением: слева фрукты, справа овощи. Фрукты растут в саду, овощи на огороде. Далее воспитатель предлагает детям поиграть в загадки.
Сочное, румяное, с красным бочком. Что это? (Яблоко)
Сладкая, сочная, ароматная. Это? (Груша)
Зелёный, длинненький, пупырчатый. ( Огурец)
В заключение воспитатель читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи», после чего задаёт вопросы: «Какие овощи хозяйка купила на базаре? Каких овощей в группе не хватает, чтобы сварить такой же вкусный овощной суп, как в стихотворении»? ( Петрушки).
Игра: « Магазин « Семена».
Цели: рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена; познакомить их с внешним видом семян наиболее распространённых овощей (морковь, свекла, огурец, помидор, капусты) напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, « щепотью»); закрепить представление о том, что овощи выращивают огородники, а цветы -цветоводы; научить группировать растения по месту их произрастания и использования в быту, а так- же описывать и находить предметы по описанию.
Оборудование: вывеска с рисунками и надписями( семена овощей), семена в спичечных коробочках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках ( можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).
Воспитатель назначает детей на роли директора, продавцов и покупателей, (по желанию)
«Директор» готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. «Продавцы» занимают места за прилавком, в магазин приходят «покупатели». Часть из «покупателей» - цветоводы, остальные - овощеводы. Каждый « покупатель» называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. «Продавец» должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).
«Директор» (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.
2.Игра: « Магазин « Семена».
Цели: рассказать детям о том, что каждое растение имеет семена; познакомить их с внешним видом семян наиболее распространённых овощей (морковь, свекла, огурец, помидор, капусты) напомнить дошкольникам некоторые способы посева крупных и мелких семян (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью»); закрепить представление о том, что овощи выращивают огородники, а цветы - цветоводы; научить группировать растения по месту их произрастания и использования в быту, а так - же описывать и находить предметы по описанию.
Оборудование: вывеска с рисунками и надписями (семена овощей), семена в спичечных коробочках, обклеенных целлофаном; набор небольших картинок растений, семена которых лежат в коробочках (можно изобразить только одну, наиболее знакомую детям часть: корнеплод, цветок).
Воспитатель назначает детей на роли директора, продавцов и покупателей, (по желанию)
«Директор» готовит магазин к открытию: расставляет вывески, раскладывает семена по отделам. «Продавцы» занимают места за прилавком, в магазин приходят «покупатели». Часть из «покупателей» - цветоводы, остальные - овощеводы. Каждый « покупатель» называет свою профессию и затем описывает семена и растение, которое из них вырастет, называет способ посева. «Продавец» должен узнать семена по их рассказу, назвать покупку и выдать её покупателю, стараясь не пользоваться подсказкой (рисунком на коробочке).
«Директор» (и все дети) контролируют правильность выполнения задания.
ИГРА «ПОСАДИ ОГОРОД»
Цель: научить детей пользоваться данными заместителями предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.
Оборудование: набор игрушечных овощей (репка, огурчики), листы картона (12*12), карточки с заданиями: 5 карточек (12*12) разделённые на 4 части. На карточках нарисованы кружки разных цветов, по. одному в каждой части. На первой карточке, в верхней части, расположены 2 зелёных кружка, а в нижней - 2 жёлтых. На 2-ой сверху 2 жёлтых кружка, а снизу — 2 зелёных. На «3» сверху и снизу по жёлтому и зелёному кружку. На 4 и 5- сверху и снизу по зелёному и жёлтому кружку.
В руках у воспитателя матрёшка. «Это матрёшка - огородница, которая любит загадывать загадки про огород».
Дети получают листы, разделённые на 4 части. «Это огороды, где вы будете сажать овощи на грядке. (Детям раздают овощи: по 2 репки и по 2 огурчика). Сажать овощи нужно не кто, как захочет, а так, как им загадала матрёшка - огородница»
Воспитатель показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зелёных кружка, а внизу 2 жёлтых).
После того как дети выполнят задание (при затруднении воспитатель объясняет принцип замещения по цвету: жёлтый кружок обозначает репку, а зелёный огурчик), им последовательно предъявляются остальные 4 карточки.
Сначала детям дают первые 3 задания. При повторном проведении игры количество заданий увеличивается до 5.
4.Игра: «Овощехранилище»
Цель: напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты в садах; урожаи привозят в город и хранят в овощехранилищах. Закрепить представление о том, что некоторые овощи и фрукты заготавливают свежими (картофель, лук, морковь), а другие солят (огурцы); что есть овощи, которые хранят и свежими, и солёными (например, капуста); сообщить о том, что овощи и фрукты, которые хранят свежими, надо часто перебирать, удалять вялые, мятые; научить отбирать и сгруппировать предметы по способам использования их в быту. Оборудование: в ряд расставляют 3 стола: на одном овощи и фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приёмные пункты овощехранилища. Один стоя предназначен для приёма продуктов на хранение в свежем виде (на вывеске - овощи, хранящиеся свежими, - картофель, свекла, морковь и др.), на другой будут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске - бочка с огурцами или чем - то другим). Подготовить «тару» для хранения и для перевозки овощей и фруктов (коробки, банки, тележки).
«Садоводы и овощеводы вырастили большой урожай для всех нас. Его надо сохранить так, чтобы всего хватило до следующей осени. Для этого кладут овощи и фрукты в овощехранилища».
Затем воспитатель с детьми распределяет и уточняет роли в игре: часть детей будет приёмщиками, а остальные - земледельцами. «Земледельцы» привозят урожай, а «приёмщики» определяют способ хранения; «приёмщики» должны рассказать, почему они отбирают овощи и фрукты для определённого способа хранения, распределяют овощи и фрукты для хранения так, чтобы те не испортились и сохранились.
5.Игра: « Что в корзинку мы берём?»
Цели: закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, огороде, в лесу; научить различать плоды по месту их выращивания; сформировать представление о роли людей в сохранении природы.
Оборудование: медальоны с изображением овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так- же корзинок.
У одних детей-медальоны, изображающие разные дары природы. У других - медальоны в виде корзинок. Дети - плоды под весёлую музыку или шутливую песню расходятся по комнате, движениями и мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявые огурцы, нежную землянику, прячущийся в траве гриб, и т. д.
Дети - «корзинки» должны в обе руки набрать плодов» Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи- с огорода, фрукты из сада, грибы - из леса и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил задание. В случае ошибки ребёнок отпускает один плод, а у другого спрашивает, куда надо идти за его парой. Можно позвать то, что ищешь: « Ягода - малина, где ты?» Собирать больше 2 плодов можно лишь в поле, саду, огороде. Из леса так много выносить не разрешается. Нарушителям запрещают вновь идти в лес. Чтобы сдать плоды, надо правильно назвать их, сказать, где собрал.
Дети меняются ролями: собиратели становятся плодами, а плоды - покупателями. Чтобы сделать покупку, надо загадать о ней загадку (прочитать её на память или придумать самому).
Рекомендуется использовать следующие загадки.
Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку - увидишь сердцевинку.
Из плодов он тверже всех, называется… (Орех)
6.Игра: «Определи на ощупь»
(«Определи на вкус», «Узнай по описанию»)
Цели: уточнить представление детей 4- 5 лет об овощах; научить детей 5-6 лет отгадывать загадки, задавать уточняющие вопросы, поддерживая диалог с товарищами по группе; у детей седьмого года жизни воспитать умение самостоятельно придумывать загадки на заданную тему.
Предварительная работа: воспитатель загадывает загадки, детям седьмого года жизни, об овощах, помогает запомнить их.
Для выполнения первого игрового задания воспитатель вызывает всех детей пятого года жизни. Если ребёнок ошибается, то кладёт овощ обратно в коробку, а сам возвращается на место. Если ответ верен, воспитатель спрашивает у старших детей: « Что вы можете рассказать про этот овощ?»
Далее проводится дидактическое упражнение « Определи на вкус». Воспитатель берёт с тарелки (подноса) кусочек овоща, показывает его всем и кладёт в рот ребёнку (глаза у него должны быть закрыты). Тот по вкусу, определяет, что это было. ( Например, « съел кусочек варёной моркови») в игре участвуют семь - восемь детей 4-5 лет.
Младшие дошкольники раскрашивают изображения овощей (картинки раздаются до занятия по одной на каждого ребёнка). Выполнив задание, дети идут играть.
Пока младшие занимаются картинками, старшие отгадывают загадки. Например: «Сидит девица в тёмной темнице, а коса на улице» и др.
Воспитатель добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
7.ИГРА «СОЗРЕЛО - НЕ СОЗРЕЛО»
Цель: научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
Оборудование: овощи и фрукты с яркими признаками спелости, выраженные в окраске, (помидоры, сливы, абрикосы и т.д.) и овощи и фрукты с менее заметными признаками спелости. Игру можно провести как подвижную.
Половине группы воспитатель раздает спелые овощи, фрукты, а остальным не спелые.
По сигналу дети ищут свою пару, т.е. товарища, у которого в руках такой же предмет, но другой степени зрелости.
В ходе игры дети несколько раз меняются овощами и фруктами,
чтобы лучше узнать признаки спелых и неспелых овощей и фруктов.
8.Игра: «Ремонтная мастерская»
или «Кто лечит машины».
Цель: расширить представление детей о труде рабочих ремонтирующих сельскохозяйственную технику. Тех, кто готовит её к выходу весной на поля. Воспитывать у дошкольников уважение и интерес к нелёгкому, но, очень нужному труду, механизаторов. Развивать речь детей, увеличить словарный запас детей новыми словами, такими как ремонтная мастерская, токарь, слесарь.
Подходя с детьми к зданию мастерской, поинтересоваться у детей:
Как вы думаете, куда мы с вами сейчас пришли? Дети - это мастерская. А вы знаете, чем занимаются люди в мастерской?
Чинят машины, вытачивают детали к технике. Отвечают дети.
Правильно. Хотите, посмотрим, как всё это происходит?
Конечно, хотим. Мы здесь никогда не были.
Вот и хорошо, что нас сегодня пригласили на эту экскурсию.
Воспитатель, вместе с детьми, входит в мастерскую. Здесь дети осматривают машины, трактора, столики для обработки деталей. Воспитатель обращается к механику:
Сергей Николаевич, расскажите детям как вы готовитесь весеннее - летним работам. Сергей Николаевич с удовольствием рассказывает детям:
Вот это трактор. Одна гусеница у него неисправна. Сейчас гусеницу ремонтирует сварщик. На глазах у него одеты специальные защитные очки, без них нельзя. А вот за этим станком работает токарь. Он вытачивает детали, которые ему заказывают механизаторы.
- Расскажите Игорь Иванович, куда вы поставите эту деталь?
Мы лечим все машины. И вот без этой детали ни одна машина
вообще не поедет, это подшипник.
Во время экскурсии дети узнали о новых профессиях, людей которые ремонтируют сельскохозяйственную технику. Это и слесари, и токари, электрики, электросварщики. Немаловажно детям было узнать, что всё это ремонтируют зимой в тёплых помещениях, когда на улице трещат сильные
морозы.
Дети, чем лучше, качественней проведут свою работу сварщик, электрик, токарь, тем лучше будут весной работать трактора и машины, и все остальные агрегаты этого сложного хозяйства. Проверка качества их работы проходит во время весеннее-летних работ на полях. Их труд тесно связан с трудом других людей.
Большое спасибо Вам Сергей Николаевич, Игорь Викторович за познавательную беседу, теперь дети имеют представление, как происходит ремонт машин. Дети в саду будут играть, использовать всё, что сегодня узнали.
9.Игра: «Съедобное и несъедобное»
Цели: напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идёт надземная часть - вершки, у других - подземная - корешки.
Оборудование: овощи и фрукты со съедобными корешками (морковь, свекла, репа, редька, лук) и со съедобными вершками (капуста, помидоры, горох, огурцы).
Правила игры: Нельзя называть фрукты и ягоды, так как они сеются не один год, и медведь легко будет узнавать, какая часть съедобная. Мужик должен выбирать для посева такие овощи, чтобы ему доставалась съедобная часть.
Накануне воспитатель читает детям сказку: « Мужик и медведь», а затем предлагает вспомнить её содержание: мужик и медведь решили вместе пахать и сеять, и урожай делить поровну. Хитрый мужик всё время выбирал съедобную часть (вершки или корешки), в зависимости от того какой овощ они посеяли, а остальное отдавал медведю.
Воспитатель вызывает 2 детей. Один из них будет исполнять роль мужика, другой - медведя.
Мужик предлагает такие овощи для посева, чтобы ему достался плод, а медведю - ботва или корни, которые не едят. Например, он говорит: « Будем сеять редис. Осенью я возьму себе корешки». Медведь же выбирает себе другую часть растения, не употребляемую в пищу: « Я уже брал раньше корешки, они невкусные (в прошлый раз, например, сеяли капусту). Возьму теперь вершки».
При повторении игры на эти же роли выбирают новых детей.
|
|
|