|
5. Экскурсия
на мост «Южная Уньга»
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья). Продолжать знакомство с временами года и их особенностями.
Осень - прекрасное время года.
Закружилась в небе осень
Над полями, пашнями
Яркой, сказочной, жар-птицей
Солнцем разукрашенной
В лес далекий полетела
Скрытый за туманами
И зажгла на всех калинах
Огоньки багряные.
В: Ребята, что нам осень подарила?
Какой урожай мы собрали с огородов и садов?
Д: Убрали с огородов картофель, свеклу, огурцы, лук,
морковь и т.д.
В: А что осень в лесу нам подарила?
Д: Ягоды, грибы...
В: Какую ягоду?
Д: К л у б н и к у, м ал и н у, с м о р о д и н у...
В: Какие грибы?
Д: Свинухи, подтопольники, шампиньоны...
В: Молодцы! А еще ребята нам осень подарила красоту. Какое прекрасное время года, и деревья и цветы всё в золотых, багряных красках. Это бывает только осенью.
В: А где же наши птицы?
Д: Улетели на юг
В: Назовите каких вы знаете птиц?
Д: Ласточка, скворец, грач, жаворонок.
В: А что ещё изменилось? Никто не летает?
Д: Насекомые
В: Да насекомые, они спрятались в дупле, в старые деревянные пни. Везде где можно укрыться.
В: А сейчас мы с вами подошли к мосту. Давайте полюбуемся лесом. Какая красота окружает вокруг. Какой лес стоит! Таинственный, величавый, золотой, багряный, лиловый и т.д. Наши поэты Пушкин и Есенин, посвятили много стихов об осени. (Спускаемся к реке)
В: Дети посмотрите на речку. Это Южная Уньга.
В: Посмотрите, как течет вода, по речке идет рябь-волны и журчит вода, какая свежесть от воды. А почему?
Д: Наступила осень, потому-что холодная вода.
В: Потрогайте воду.
Д: Холодная, ледяная вода.
В: Когда смотришь на воду, успокаивает, укачивает нас.
В: А теперь пойдемте дальше.
Посмотрите, какие красные гроздья висят на ветках? Подойдите и потрогайте? Какая ягода висит?
Д: Калина
В: А кому она пригодиться зимой?
Д: Нашим птицам, это будет корм в холодную зиму.
В: Калина-это кустарник, очень богата витаминами и полезна при простуде, от кашля и гриппа. Вы очень устали, давайте поиграем.
ИГРА: «Кто сильнее»
1 .Перетени канат
2.Поиграй в мяч
«В гостях у Золотой Осени»
Цель: доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность.
Материал: Фрукты, вырезанные из картона, муляжи овощей, угощение для детей (корзина с фруктами). Письмо Золотой Осени (в виде листа смородины).
Предварительная работа: Изготовление эмблем и атрибутов. Вырезание из цветной бумаги листьев садовых кустарников.
Ход досуга: Звучит аудиозапись. Дети выходят на спортивную площадку, украшенную шарами и флажками.
-Ведущий.
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят
Словно опять закружиться хотят
(Поднимает с земли письмо, показывает детям). Какой красивый малиновый лист! Смотрите, на нём что-то написано... «Здравствуйте ребята! В моём саду спрятан клад. Вы сможете его найти, если пройдете испытания.
«Золотая осень». Вы готовы отправиться на поиски клада в осенний сад? (Дети отвечают) Давайте перед дальней дорогой проведем разминку. Возьмите в руки опавшие листья.
Звучит аудиозапись. Дети выполняют упражнения с листьями по словесной инструкции ведущего.
Ведущий.
В осенний сад за кладом
Придётся вам пойти,
И много интересного
Вы встретите в пути.
Дети переходят на участок, подготовленный для проведения соревнований.
Ведущий. Вот и первая остановка - деревня. Идет уборка урожая. Жители заготавливают на зиму овощи и фрукты. Мы им должны помочь.
Проводится игры и эстафеты,
«Убираем урожай».
Капитан каждой команды пробегает дистанцию, держа в вытянутой руке хохломскую ложку, в которой лежит картофелина. Возвращаясь к месту старта, перекладывает картофелину в ложку следующего участника. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
«Овощи в погреб»
Игроки команд на старте берут из корзины по одному мячу, пробегают дистанцию, преодолевая препятствия(пролезают под дугами, обегают кегли и т.п.) и складывают мячи в корзину, стоящую на финише. Возвращаясь к месту старта, передают эстафету следующим участникам.
«Сбор фруктов»
На горизонтально натянутой верёвке привязаны на нитках изображения фруктов. Участники по очереди подбегают к ней, срывают по одному «фрукту», относят их к месту старта и складывают в корзину. Побеждает команда, собравшая большее количество «плодов».
«Что нужно для борща?»
Напротив каждой команды стоит кастрюля, в которой лежат овощи, фрукты, мелкие игрушки. Участники выбирают овощи, используемые для приготовления борща.
«Угадай-ка»
Капитаны команд с завязанными глазами находят в корзине овощи в фрукты, названные ведущим.
Ведущий. Молодцы! Вы славно потрудились. А теперь немного отдохнем и отправимся дальше.
Проводятся конкурсы: «Во саду ли в огороде...», «Домашние животные» в ходе которых дети должны назвать как можно больше растений сада и огорода, домашних животных и птиц. По окончании дети исполняют песню «По малину в сад пойдем» м. Филиппенко
Ведущий.
Собирала я в лесу сладкую малину
Ягоды домой несу, полную корзину.
Баба-яга.
Что вы тут расшумелись?
Ведущий.
Не сердись Баба-яга. Мы ищем клад, который в саду Золотая Осень спрятала. Помоги нам.
Баба-яга.
Так и быть, укажу вам, где клад спрятан. Но прежде испытаю, какие вы умные да смышленые. (Поочерёдно задаёт командам вопросы) Употребляют ли в пищу крапиву? Можно ли есть волчьи ягоды? Какими ягодами любит лакомиться медведь? Назовите гриб, который растет под березой? Дети отвечают на вопросы. Затем Баба-яга проводит соревнование «Перетягивание каната».
Баба-яга.
Молодцы ребята! Так и быть покажу вам дорогу к кладу.
Пять шагов пройдете,
Влево повернете.
Три шага пройдете,
Вправо повернете.
Под высоким кустом
Вы шей клад найдете
Дети благодарят Бабу-ягу, находят - корзину с фруктами, затем исполняют песню (по выбору детей)
2.«Огородники»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Барбос
Мурзик
Матрешка
Оборудование: лопата или детский совочек с длинной ручкой, игрушечная лейка, две дощечки с надписями: «Сметана» и «Сахарная кость», которые прибиваются к палочкам и вставляются в грядку ширмы.
Появляются пес Барбос и кот Мурзик.
Барбос: Удивительное дело! Я видел, как ребята весной картошку сажали. Выроют ямку, положат туда одну маленькую картофелину и зароют ее. А осенью вместо одной маленькой много больших выкапывают.
Мурзик: Что ты говоришь, Барбос! Неужели, правда?
Барбос. Я не люблю говорить неправду. Я с ними ходил в огород и сам видел.
Мурзик. Как интересно! Положат одну маленькую, а выкопают много больших? Барбос, давай тоже что-нибудь посадим. Что, если посадить один маленький горшочек сметаны? Неужели вырастет много, и больших? Ах, Барбос, я и представить себе не могу, как это было бы хорошо!
Барбос. Да! И если посадить одну вкусную кость, а потом выкопать много!
Мурзик. Нечего разговаривать, принимаемся за дело! Я бегу за сметаной, ты — за костью.
Уходят в разные стороны.
Возвращаются: Барбос с костью, Мурзик с горшочком сметаны.
Барбос. Какая вкусная косточка! Съел бы ее сию минутку, да нельзя. Посажу ее, и у меня будет много таких. Вот тогда поем!
Мурзик. Барбос, копай скорее ямку!
Барбос копает. Мурзик ходит возле него и заглядывает в ямку.
Барбос. Готова! Где моя косточка?
Мурзик. Сначала посадим мою сметану.
Барбос. Нет, Мурзик. Вот моя косточка. Я кладу ее в ямку и закапываю. Теперь я беру палку, втыкаю ее в землю, вешаю дощечку и на ней пишу: «Сахарная кость».
Мурзик. Барбос, милый, вырой теперь ямку для меня! У тебя это так хорошо получается!
Барбос. Хорошо! Теперь посадим твою сметану. (Быстро копает.) А ты пойди поищи палку и дощечку.
Мурзик уходит, Барбос копает и поет.
Мы сажаем огород, Удивится весь народ...
Возвращается Мурзик с палкой и дошечкой.
Мурзик. Вот палка и дощечка.
Барбос берет горшочек.
Нет, Барбос, я сам хочу посадить. Дай горшочек.
Берет горшочек, опускает его в ямку. Барбос закапывает. Мурзик помогает.
Барбос. Вот и посадили!
Мурзик ставит палку, вешает на нее дощечку и пишет: «Сметана».
М у р з и к. А скоро это вырастет?
Барбос. Скоро только сказка сказывается! Теперь мы пойдем домой и придем сюда через несколько дней. Мурзик. Это очень долго! Я завтра приду!
Уходят. Выходит Ма трешка.
Матрешка. Кто это тут палки с дощечками поставил? (Читает.) «Сахарная кость», «Сметана». Ничего не понимаю! Ребята, что это значит?
Дети рассказывают.
Барбос посадил кость, а Мурзик сметану?.. Да вот они сами сюда идут. Спрячусь и посмотрю, что они будут делать.
Матрешка прячется. Входят Барбос иМурзик. Ходят около палки и смотрят на землю.
Барбос. Вот тут посажена косточка, но пока еще не выросло ничего.
М у р з и к. Да, и на месте сметаны тоже ничего нет.
Барбос. Мурзик, наверное, надо поливать. Я видел: ребята поливали. Бежим за водой.
Уходят. Возвращаются с лейкой и поливают.
Барбос. Ну, теперь скоро вырастет!
Появляется Матрешка.
Матрешка. Ох, какие вы глупенькие! Да кто же сажает кость и сметану?
Барбос и Мурзик. Мы, мы сажаем!
Матрешка. Да у вас ничего не вырастет! Вот спросите у ребят, если мне не верите.
Барбос. Ребята, у вас огород в детском саду есть?
Дети отвечают.
А кости... сметану... конфеты... пряники вы никогда не сажали?
Дети отвечают.
А видели, чтобы их кто-нибудь сажал?
Дети отвечают.
М у р з и к. А мы посадили!
Матрешка. Сажать можно все, что хочешь, да не все вырастет. Приходите в огород, когда ребята там работают, да поучитесь у них, что сажать, как растить и поливать!
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!»
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Чествование древней славянской богини Берегин: Девушки ткали и расшивали полотенца-обереги для своих суженых.
ОБОРУДОВАНИЕ
Фонограммы песен «Не рвите цветы» Ю. Ант» нова и «Как прекрасен мир» Д. Тухманова, пения птиц, соловья; иллюстрации растений — белокрыг. ника, колокольчика, манжетки, мать-и-мачехи, подсолнуха; 3 картины с изображением лесного пей: жа; большие полиэтиленовые пакеты для мусора; бинт; орехи, печенье, морковка, компот и варенье в баночке, маленький бочонок меда; фотоаппарат; лесные ягоды.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ведущий
Берегиня взрослые.
Иван Иваныч Осторожнов
Колокольчик
Незабудки
Одуванчик
Ромашка Дети.
Белка
Мальчик Саша
Звери (медведь, заяц, ежик, дятел)
* * *
Зал оформлен в виде лесной поляны. На центральной стене солнышко и цветы. У одной их стен зала — речка (голубая ткань на которой лежат пустые пластиковые бутылки, обрывки бумаги, палочки). В углу стоит ореховый куст со сломанной веткой.
Дети входят в зал и садятся на места под песню «Не рви цветы» Ю. Антонова
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля —
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбью у пчелки.
Л. Савчук
Песня о родине (по выбору)
Ведущий
Все от солнца ясного расцвело, —
Это лето красное к нам пришло
По росистой травушке, по траве,
По зеленой, шелковой мураве.
Лето к нам идет лугами,
Осыпает их цветами.
В. Зацепина
Лето в лес гулять зовет.
Отправляемся в поход!
«Лесная прогулка»
К. Титаренко
Дети обходят зал.
Ведущий
Вот и в лесу мы. Как чудесно,
Здесь так красиво, интересно.
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота —
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
М. Пляцковский
Звучит фонограмма пения птиц. Входит Берегиня. Они одета в зеленый сарафан, по подолу украшенный ягодами и грибами, на голове у нее венок из полевых цветов, в руках колосья
Берегиня. Здравствуйте, дети! Я — Берегиня, хранительница Земли русской. С давних времен русские люди относились к своей природе-матушке с больших почтением. Ведь природа давала им пропитание — рыбу, птицу, зверя, ягоды, грибы, огородные дары: помогала лекарственными растениями в болезнях, солнечным светом согревала, дождиком поливала сады да огороды. Как было не любить, как не беречь природу. Люди в старину приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то, что обижали ее иногда. Они так говорили:
Прости меня, Земля-матушка,
Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разрывчатой,
Что не катом укатывала,
Не гребешком расчесывала,
Рвала грудушку боронышкой тяжелою
Со железными зубьями ржавыми...
Бережно относились люди к природе, и она им добром платила. Много в природе красоты и таинственного. Но если быть внимательными, то загадки можно раздать. Дети, кто из вас знает стих о загадках природы?
Ребенок
Вот ива у дорожки.
А на ветвях сережки.
А почему не Сашки?
А почему не Лешки?
Вот камешки под нами,
Омытые волнами.
Их называют галькой.
А почему не Валькой?
Не Дашкой?
Не Наташкой?
А. Шибаев
Берегиня. Посмотрите внимательно на эти растения и раскройте «тайну их имени».
4.«БАЛ ЦВЕТОВ».
Цель: Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с экологическим содержанием. Познавательные решающие задачи через игровые действия, загадки, музыку, декорации.
На «бал цветов» приходят гости: Красная шапочка и Лесная фея. Она любит лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, но плохо знает садовые.
Дети читают стихи о цветах. Например: мальчики произносят хором
стих Сусловой «Маки»:
Маки узкою тропою И под ветром маки
Забрели на луг Сняли пиджаки
Кто здесь самый ловкий Приготовясь к драке
Выходи на круг Сжали кулаки
Вот такие маки
Маки забияки
Ребёнок одуванчик говорит, что его любят за то, что на него можно дуть, и белые семена пушинки разлетаются в разные стороны. Стихи Высотской «Одуванчики»:
Уронило солнце
Лучик золотой
Вырос одуванчик
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет
Он большого солнца
Маленький портрет
Мальчик «Василёк» говорит что он вырос на лужайке, случайно, что все его братья растут в поле. Стих Саконской «Василёк»
Зацветал на ниве
Синий василёк
Вот какой красивый
Маленький цветок
Синяя сорочка
Синий поясок
Маленький сыночек
Сам как василёк
Давайте поиграем в игру «Вейся венок».
Цель: Учить детей водить хороводы.
Ход игры: Дети выбирают ободок-веночек, называют цветок, какого цвета, а кто не знает название, дети помогают. Они называют: это ромашка, одуванчик, мак, василёк, подснежник. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по полянке. Пришла девочка Даша и сказала:
Вейся венок
Завивайся венок
Какой разноцветный
Венок получился
Вейся, вейся венок
Завивайся венок!
Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
Проводится игра «Узнай цветок, поздоровайся».
Лежит цветик-семицветик семи цветов, а сверху лежат белые лепестки, закрывая цветные. Вот ребёнок берёт лепесток и переворачивает его, например жёлтого цвета. Какой цветок? (одуванчик), поздоровайся с ним, а кто не отгадает тогда остальные дети помогают. А сейчас Красная шапочка и Лесная фея загадают загадки. Перед ней лежат цветы, о ком я загадала загадку? Посмотрите и найдите. Слушайте внимательно.
Яркие как пламя
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями
Полюбуйтесь дикими
Алыми (гвоздиками)
Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (ромашка)
Лесная фея поясняет, что ромашка это лекарственное растение, его заваривают как чай и поласкают горло когда оно болит.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударенье
И превращаюсь я в конфету.
Лесная фея спрашивает: вы знаете это растение? Это «Ирис», просит сказать название этой конфеты. Лесная фея угощает всех ирисками. Родители принимают участие в играх, хороводах. В конце праздника дети пьют чай со сладостями, Лесная фея и Красная шапочка заботятся о них.
5.«МЕДОВЫЙ СПАС»
ВЕЧЕР ЗАГАДОК «НА ПАСЕКЕ»
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
На первый Спас заламывают соты, берут из ульев первый мед и освящают его в церкви. По народной примете в этот день пчелы переставали носить медовую взятку с цветов. Начинают заготовку лекарственных ягод — черемухи и лесной малины.
ОБОРУДОВАНИЕ
Фонограммы — жужжание пчел, рев медведя, «Песенки о медведях» А. Зацепина в оркестровом исполнении; иллюстрации насекомых — шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы — роза, василек, колокольчик, одуванчик, подсолнух, мак; «клумба» (большой вазон с песком); тарелочка с шишками; бочонок; туесок с медом.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Ведущий
Пасечник дедушка Тимофей взрослые.
Медведь
Белки дети.
Пчела
* * *
Дети входят в зал и встают в круг.
Ведущий
Хорошо, что снова лето, Снова солнце высоко, Что вода в пруду нагрета, Как парное молоко.
1-й ребенок
Хорошо, что рожь густая
Голубую пьет росу,
Что встречают птичьи стаи
Нас и в поле, и в лесу.
2-й ребенок
Хорошо, что нынче много
И что в дальнюю дорогу
Детский сад идти готов!
Г. Ладонщиков
Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой
После исполнения дети садятся на места.
Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
-В лес зеленый мы пойдем,
По полянке мы пройдемся,
Песню весело споем.
Проигрыш.
Кружатся, поставив руки на пояс.
Нагибайся, погляди-ка,
Выполняют «пружинку»
Что краснеет под кустом?
с наклоном головы то вправо, то влево. Ты не прячься, земляника,
Грозят пальцем. Все равно тебя найдем!
Проигрыш.. «Собирают ягоды».
Комары звенят над нами,
Поднимают и опускают руки, быстро перебирая пальчиками. Комары кусают в лоб,
На последнее слово хлопают себя ладонью по лбу. Мы воюем с комарами,
По очереди ударяют ладонями по плечам (левой ладонью по правому плечу, правой — по левому).
Мы в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.
Н. Найденова
Проигрыш. Хлопают в ладоши.
Звучит фонограмма жужжания пчел.
Ведущий. Посмотрите, ребята, тропинка привела нас на пасеку. Вот ульи стоят. Кто в них живет?
Дети отвечают.
Жужжат пчелки, светит солнце... Хорошо! А вот и пасечник дедушка Тимофей идет.
Напевая что-то себе под нос, входит дедушка Тимофей. Дедушка Тимофей. Здравствуйте, ребятки! Дети. Здравствуй, дедушка Тимофей!
Дедушка Тимофей
Рад я приветствовать на пасеке гостей, Таких пригожих да воспитанных детей.
На моей пасеке все лету радуются — и цветы и насекомые. А вы-то, наверное, из насекомых только муху знаете. Нет? А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю вам загадки.
Ночью с писком он летает,
Кровь тихонько попивает,
Превращая жизнь в кошмар;
Как зовут его?.. (Комар.)
Кто с гуденьем сел на хмель?
Неуклюжий, толстый... (шмель).
Хлопотлива и смела Медоносная... (пчела).
Похожа на пчелу, но не пчела:
Четыре перепончатых крыла,
По спинке за полоской полоса,
С изящной тонкой талией... (оса).
М. Юрахно
Вижу, много вы знаете насекомых. Но мои самые любимые насекомые — пчелки. Я для них много домиков настроил — вот таких.
(Показывает на ульи.)
Называется пчелиный дом.
— улей.
Дом жужжащий, дом веселый,
Поселились в улье пчелы...
А. Лайко
Про пчел русский народ пословицы да поговорки сложил. А вы их знаете?
Дети. «Одна пчела много меду не наносит», «И пчела не на себя работает», «Около пчелки медок», «Трудится, как пчела».
Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься с зари до зари, как пчела. Отдохни немножко, поиграй с нами. Дедушка Тимофей. А что? Играть я люблю. Вставайте скорее в кружок, играть будем, посмотрю я, кто из вас умеет быстро бегать.
|
|
|