Главная страница

«урожайные грядки», в старшей группе


Скачать 1.09 Mb.
Название «урожайные грядки», в старшей группе
страница 6/7
Гергет Мария Викторовна
Дата 09.03.2016
Размер 1.09 Mb.
Тип План мероприятий
1   2   3   4   5   6   7

5. Экскурсия

на мост «Южная Уньга»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья). Продолжать знакомство с временами года и их особенностями.

Осень - прекрасное время года.

Закружилась в небе осень

Над полями, пашнями

Яркой, сказочной, жар-птицей

Солнцем разукрашенной
В лес далекий полетела

Скрытый за туманами

И зажгла на всех калинах

Огоньки багряные.
В: Ребята, что нам осень подарила?

Какой урожай мы собрали с огородов и садов?

Д: Убрали с огородов картофель, свеклу, огурцы, лук,

морковь и т.д.

В: А что осень в лесу нам подарила?

Д: Ягоды, грибы...

В: Какую ягоду?

Д: К л у б н и к у, м ал и н у, с м о р о д и н у...

В: Какие грибы?

Д: Свинухи, подтопольники, шампиньоны...

В: Молодцы! А еще ребята нам осень подарила красоту. Какое прекрасное время года, и деревья и цветы всё в золотых, багряных красках. Это бывает только осенью.

В: А где же наши птицы?

Д: Улетели на юг

В: Назовите каких вы знаете птиц?

Д: Ласточка, скворец, грач, жаворонок.

В: А что ещё изменилось? Никто не летает?

Д: Насекомые

В: Да насекомые, они спрятались в дупле, в старые деревянные пни. Везде где можно укрыться.

В: А сейчас мы с вами подошли к мосту. Давайте полюбуемся лесом. Какая красота окружает вокруг. Какой лес стоит! Таинственный, величавый, золотой, багряный, лиловый и т.д. Наши поэты Пушкин и Есенин, посвятили много стихов об осени. (Спускаемся к реке)

В: Дети посмотрите на речку. Это Южная Уньга.

В: Посмотрите, как течет вода, по речке идет рябь-волны и журчит вода, какая свежесть от воды. А почему?

Д: Наступила осень, потому-что холодная вода.

В: Потрогайте воду.

Д: Холодная, ледяная вода.

В: Когда смотришь на воду, успокаивает, укачивает нас.

В: А теперь пойдемте дальше.

Посмотрите, какие красные гроздья висят на ветках? Подойдите и потрогайте? Какая ягода висит?

Д: Калина

В: А кому она пригодиться зимой?

Д: Нашим птицам, это будет корм в холодную зиму.

В: Калина-это кустарник, очень богата витаминами и полезна при простуде, от кашля и гриппа. Вы очень устали, давайте поиграем.

ИГРА: «Кто сильнее»

1 .Перетени канат

2.Поиграй в мяч



  1. «В гостях у Золотой Осени»

Цель: доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность.

Материал: Фрукты, вырезанные из картона, муляжи овощей, угощение для детей (корзина с фруктами). Письмо Золотой Осени (в виде листа смородины).

Предварительная работа: Изготовление эмблем и атрибутов. Вырезание из цветной бумаги листьев садовых кустарников.

Ход досуга: Звучит аудиозапись. Дети выходят на спортивную площадку, украшенную шарами и флажками.

-Ведущий.

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат-шелестят
Словно опять закружиться хотят

(Поднимает с земли письмо, показывает детям). Какой красивый малиновый лист! Смотрите, на нём что-то написано... «Здравствуйте ребята! В моём саду спрятан клад. Вы сможете его найти, если пройдете испытания.

«Золотая осень». Вы готовы отправиться на поиски клада в осенний сад? (Дети отвечают) Давайте перед дальней дорогой проведем разминку. Возьмите в руки опавшие листья.

Звучит аудиозапись. Дети выполняют упражнения с листьями по словесной инструкции ведущего.

Ведущий.

В осенний сад за кладом

Придётся вам пойти,

И много интересного

Вы встретите в пути.

Дети переходят на участок, подготовленный для проведения соревнований.

Ведущий. Вот и первая остановка - деревня. Идет уборка урожая. Жители заготавливают на зиму овощи и фрукты. Мы им должны помочь.

Проводится игры и эстафеты,

«Убираем урожай».

Капитан каждой команды пробегает дистанцию, держа в вытянутой руке хохломскую ложку, в которой лежит картофелина. Возвращаясь к месту старта, перекладывает картофелину в ложку следующего участника. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

«Овощи в погреб»

Игроки команд на старте берут из корзины по одному мячу, пробегают дистанцию, преодолевая препятствия(пролезают под дугами, обегают кегли и т.п.) и складывают мячи в корзину, стоящую на финише. Возвращаясь к месту старта, передают эстафету следующим участникам.

«Сбор фруктов»

На горизонтально натянутой верёвке привязаны на нитках изображения фруктов. Участники по очереди подбегают к ней, срывают по одному «фрукту», относят их к месту старта и складывают в корзину. Побеждает команда, собравшая большее количество «плодов».

«Что нужно для борща?»

Напротив каждой команды стоит кастрюля, в которой лежат овощи, фрукты, мелкие игрушки. Участники выбирают овощи, используемые для приготовления борща.

«Угадай-ка»

Капитаны команд с завязанными глазами находят в корзине овощи в фрукты, названные ведущим.

Ведущий. Молодцы! Вы славно потрудились. А теперь немного отдохнем и отправимся дальше.

Проводятся конкурсы: «Во саду ли в огороде...», «Домашние животные» в ходе которых дети должны назвать как можно больше растений сада и огорода, домашних животных и птиц. По окончании дети исполняют песню «По малину в сад пойдем» м. Филиппенко

Ведущий.

Собирала я в лесу сладкую малину

Ягоды домой несу, полную корзину.

Баба-яга.

Что вы тут расшумелись?

Ведущий.

Не сердись Баба-яга. Мы ищем клад, который в саду Золотая Осень спрятала. Помоги нам.

Баба-яга.

Так и быть, укажу вам, где клад спрятан. Но прежде испытаю, какие вы умные да смышленые. (Поочерёдно задаёт командам вопросы) Употребляют ли в пищу крапиву? Можно ли есть волчьи ягоды? Какими ягодами любит лакомиться медведь? Назовите гриб, который растет под березой? Дети отвечают на вопросы. Затем Баба-яга проводит соревнование «Перетягивание каната».

Баба-яга.

Молодцы ребята! Так и быть покажу вам дорогу к кладу.

Пять шагов пройдете,

Влево повернете.

Три шага пройдете,

Вправо повернете.

Под высоким кустом

Вы шей клад найдете

Дети благодарят Бабу-ягу, находят - корзину с фруктами, затем исполняют песню (по выбору детей)

2.«Огородники»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Барбос

Мурзик

Матрешка

Оборудование: лопата или детский совочек с длинной ручкой, игрушечная лейка, две дощечки с надписями: «Сметана» и «Сахарная кость», которые прибиваются к палочкам и вставляются в грядку ширмы.

Появляются пес Барбос и кот Мурзик.

Барбос: Удивительное дело! Я видел, как ребята весной картошку сажали. Выроют ямку, положат туда одну маленькую картофелину и зароют ее. А осенью вместо одной маленькой много больших выкапывают.

Мурзик: Что ты говоришь, Барбос! Неужели, правда?

Барбос. Я не люблю говорить неправду. Я с ними ходил в огород и сам видел.

Мурзик. Как интересно! Положат одну маленькую, а выкопают много больших? Барбос, давай тоже что-нибудь посадим. Что, если посадить один маленький горшочек сметаны? Неужели вырастет много, и больших? Ах, Барбос, я и представить себе не могу, как это было бы хорошо!

Барбос. Да! И если посадить одну вкусную кость, а потом выкопать много!

Мурзик. Нечего разговаривать, принимаемся за дело! Я бегу за сметаной, ты — за костью.

Уходят в разные стороны.

Возвращаются: Барбос с костью, Мурзик с горшочком сметаны.

Барбос. Какая вкусная косточка! Съел бы ее сию минутку, да нельзя. Посажу ее, и у меня будет много таких. Вот тогда поем!

Мурзик. Барбос, копай скорее ямку!

Барбос копает. Мурзик ходит возле него и заглядывает в ямку.

Барбос. Готова! Где моя косточка?

Мурзик. Сначала посадим мою сметану.

Барбос. Нет, Мурзик. Вот моя косточка. Я кладу ее в ямку и закапываю. Теперь я беру палку, втыкаю ее в землю, вешаю дощечку и на ней пишу: «Сахарная кость».

Мурзик. Барбос, милый, вырой теперь ямку для меня! У тебя это так хорошо получается!

Барбос. Хорошо! Теперь посадим твою сметану. (Быстро копает.) А ты пойди поищи палку и дощечку.

Мурзик уходит, Барбос копает и поет.

Мы сажаем огород, Удивится весь народ...

Возвращается Мурзик с палкой и дошечкой.

Мурзик. Вот палка и дощечка.

Барбос берет горшочек.

Нет, Барбос, я сам хочу посадить. Дай горшочек.

Берет горшочек, опускает его в ямку. Барбос закапывает. Мурзик помогает.

Барбос. Вот и посадили!

Мурзик ставит палку, вешает на нее дощечку и пишет: «Сметана».

М у р з и к. А скоро это вырастет?

Барбос. Скоро только сказка сказывается! Теперь мы пойдем домой и придем сюда через несколько дней. Мурзик. Это очень долго! Я завтра приду!

Уходят. Выходит Ма трешка.

Матрешка. Кто это тут палки с дощечками поставил? (Читает.) «Сахарная кость», «Сметана». Ничего не понимаю! Ребята, что это значит?

Дети рассказывают.

Барбос посадил кость, а Мурзик сметану?.. Да вот они сами сюда идут. Спрячусь и посмотрю, что они будут делать.

Матрешка прячется. Входят Барбос иМурзик. Ходят около палки и смотрят на землю.

Барбос. Вот тут посажена косточка, но пока еще не выросло ничего.

М у р з и к. Да, и на месте сметаны тоже ничего нет.

Барбос. Мурзик, наверное, надо поливать. Я видел: ребята поливали. Бежим за водой.

Уходят. Возвращаются с лейкой и поливают.

Барбос. Ну, теперь скоро вырастет!

Появляется Матрешка.

Матрешка. Ох, какие вы глупенькие! Да кто же сажает кость и сметану?

Барбос и Мурзик. Мы, мы сажаем!

Матрешка. Да у вас ничего не вырастет! Вот спросите у ребят, если мне не верите.

Барбос. Ребята, у вас огород в детском саду есть?

Дети отвечают.

А кости... сметану... конфеты... пряники вы никогда не сажали?

Дети отвечают.

А видели, чтобы их кто-нибудь сажал?

Дети отвечают.

М у р з и к. А мы посадили!

Матрешка. Сажать можно все, что хочешь, да не все вырастет. Приходите в огород, когда ребята там работают, да поучитесь у них, что сажать, как растить и поливать!
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

«БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Чествование древней славянской богини Берегин: Девушки ткали и расшивали полотенца-обереги для своих суженых.

ОБОРУДОВАНИЕ

Фонограммы песен «Не рвите цветы» Ю. Ант» нова и «Как прекрасен мир» Д. Тухманова, пения птиц, соловья; иллюстрации растений — белокрыг. ника, колокольчика, манжетки, мать-и-мачехи, подсолнуха; 3 картины с изображением лесного пей: жа; большие полиэтиленовые пакеты для мусора; бинт; орехи, печенье, морковка, компот и варенье в баночке, маленький бочонок меда; фотоаппарат; лесные ягоды.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий

Берегиня взрослые.

Иван Иваныч Осторожнов

Колокольчик

Незабудки

Одуванчик

Ромашка Дети.

Белка

Мальчик Саша

Звери (медведь, заяц, ежик, дятел)

* * *

Зал оформлен в виде лесной поляны. На центральной стене солнышко и цветы. У одной их стен зала — речка (голубая ткань на которой лежат пустые пластиковые бутылки, обрывки бумаги, палочки). В углу стоит ореховый куст со сломанной веткой.

Дети входят в зал и садятся на места под песню «Не рви цветы» Ю. Антонова

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля —

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает.

Весело птица поет,

Песнею день начинает.

Как хороши, приглядись,

Клены, березы и елки!

Пенью у птицы учись,

А трудолюбью у пчелки.

Л. Савчук

Песня о родине (по выбору)

Ведущий

Все от солнца ясного расцвело, —

Это лето красное к нам пришло

По росистой травушке, по траве,

По зеленой, шелковой мураве.

Лето к нам идет лугами,

Осыпает их цветами.

В. Зацепина
Лето в лес гулять зовет.

Отправляемся в поход!

«Лесная прогулка»

К. Титаренко
Дети обходят зал.

Ведущий

Вот и в лесу мы. Как чудесно,

Здесь так красиво, интересно.

Живет повсюду красота,

Живет не где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живет повсюду красота —

В любом цветке, в любой травинке

И даже в маленькой росинке,

Что дремлет в складочке листа.

М. Пляцковский

Звучит фонограмма пения птиц. Входит Берегиня. Они одета в зеленый сарафан, по подолу украшенный ягодами и грибами, на голове у нее венок из полевых цветов, в руках колосья

Берегиня. Здравствуйте, дети! Я — Берегиня, хранительница Земли русской. С давних времен русские люди относились к своей природе-матушке с больших почтением. Ведь природа давала им пропитание — рыбу, птицу, зверя, ягоды, грибы, огородные дары: помогала лекарственными растениями в болезнях, солнечным светом согревала, дождиком поливала сады да огороды. Как было не любить, как не беречь природу. Люди в старину приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то, что обижали ее иногда. Они так говорили:

Прости меня, Земля-матушка,

Что рвала я твою грудушку

Сохою острою, разрывчатой,

Что не катом укатывала,

Не гребешком расчесывала,

Рвала грудушку боронышкой тяжелою

Со железными зубьями ржавыми...

Бережно относились люди к природе, и она им добром платила. Много в природе красоты и таинственного. Но если быть внимательными, то загадки можно раздать. Дети, кто из вас знает стих о загадках природы?

Ребенок

Вот ива у дорожки.

А на ветвях сережки.

А почему не Сашки?

А почему не Лешки?

Вот камешки под нами,

Омытые волнами.

Их называют галькой.

А почему не Валькой?

Не Дашкой?

Не Наташкой?

А. Шибаев

Берегиня. Посмотрите внимательно на эти растения и раскройте «тайну их имени».
4.«БАЛ ЦВЕТОВ».

Цель: Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с экологическим содержанием. Познавательные решающие задачи через игровые действия, загадки, музыку, декорации.

На «бал цветов» приходят гости: Красная шапочка и Лесная фея. Она любит лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, но плохо знает садовые.

Дети читают стихи о цветах. Например: мальчики произносят хором

стих Сусловой «Маки»:

Маки узкою тропою И под ветром маки

Забрели на луг Сняли пиджаки

Кто здесь самый ловкий Приготовясь к драке

Выходи на круг Сжали кулаки

Вот такие маки

Маки забияки

Ребёнок одуванчик говорит, что его любят за то, что на него можно дуть, и белые семена пушинки разлетаются в разные стороны. Стихи Высотской «Одуванчики»:

Уронило солнце

Лучик золотой

Вырос одуванчик

Первый, молодой

У него чудесный

Золотистый цвет

Он большого солнца

Маленький портрет

Мальчик «Василёк» говорит что он вырос на лужайке, случайно, что все его братья растут в поле. Стих Саконской «Василёк»

Зацветал на ниве

Синий василёк

Вот какой красивый

Маленький цветок

Синяя сорочка

Синий поясок

Маленький сыночек

Сам как василёк

Давайте поиграем в игру «Вейся венок».

Цель: Учить детей водить хороводы.

Ход игры: Дети выбирают ободок-веночек, называют цветок, какого цвета, а кто не знает название, дети помогают. Они называют: это ромашка, одуванчик, мак, василёк, подснежник. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по полянке. Пришла девочка Даша и сказала:

Вейся венок

Завивайся венок

Какой разноцветный

Венок получился

Вейся, вейся венок

Завивайся венок!

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.

Проводится игра «Узнай цветок, поздоровайся».

Лежит цветик-семицветик семи цветов, а сверху лежат белые лепестки, закрывая цветные. Вот ребёнок берёт лепесток и переворачивает его, например жёлтого цвета. Какой цветок? (одуванчик), поздоровайся с ним, а кто не отгадает тогда остальные дети помогают. А сейчас Красная шапочка и Лесная фея загадают загадки. Перед ней лежат цветы, о ком я загадала загадку? Посмотрите и найдите. Слушайте внимательно.

  1. Яркие как пламя

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми (гвоздиками)


  1. Стоит в саду кудряшка

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (ромашка)
Лесная фея поясняет, что ромашка это лекарственное растение, его заваривают как чай и поласкают горло когда оно болит.


  1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета

Но переставьте ударенье

И превращаюсь я в конфету.

Лесная фея спрашивает: вы знаете это растение? Это «Ирис», просит сказать название этой конфеты. Лесная фея угощает всех ирисками. Родители принимают участие в играх, хороводах. В конце праздника дети пьют чай со сладостями, Лесная фея и Красная шапочка заботятся о них.
5.«МЕДОВЫЙ СПАС»

ВЕЧЕР ЗАГАДОК «НА ПАСЕКЕ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

На первый Спас заламывают соты, берут из ульев первый мед и освящают его в церкви. По народной примете в этот день пчелы переставали носить медовую взятку с цветов. Начинают заготовку лекарственных ягод — черемухи и лесной малины.

ОБОРУДОВАНИЕ

Фонограммы — жужжание пчел, рев медведя, «Песенки о медведях» А. Зацепина в оркестровом исполнении; иллюстрации насекомых — шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы — роза, василек, колокольчик, одуванчик, подсолнух, мак; «клумба» (большой вазон с песком); тарелочка с шишками; бочонок; туесок с медом.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Ведущий

Пасечник дедушка Тимофей взрослые.

Медведь

Белки дети.

Пчела

* * *

Дети входят в зал и встают в круг.

Ведущий

Хорошо, что снова лето, Снова солнце высоко, Что вода в пруду нагрета, Как парное молоко.

1-й ребенок

Хорошо, что рожь густая

Голубую пьет росу,

Что встречают птичьи стаи

Нас и в поле, и в лесу.

2-й ребенок

Хорошо, что нынче много

И что в дальнюю дорогу

Детский сад идти готов!

Г. Ладонщиков

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

После исполнения дети садятся на места.

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

-В лес зеленый мы пойдем,

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш.

Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка,

Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

с наклоном головы то вправо, то влево.
Ты не прячься, земляника,

Грозят пальцем.
Все равно тебя найдем!
Проигрыш.. «Собирают ягоды».

Комары звенят над нами,

Поднимают и опускают руки, быстро перебирая пальчиками.
Комары кусают в лоб,

На последнее слово хлопают себя ладонью по лбу.
Мы воюем с комарами,

По очереди ударяют ладонями по плечам (левой ладонью по правому плечу, правойпо левому).

Мы в ладоши — хлоп, хлоп, хлоп.
Н. Найденова
Проигрыш. Хлопают в ладоши.


Звучит фонограмма жужжания пчел.

Ведущий. Посмотрите, ребята, тропинка привела нас на пасеку. Вот ульи стоят. Кто в них живет?

Дети отвечают.

Жужжат пчелки, светит солнце... Хорошо! А вот и пасечник дедушка Тимофей идет.

Напевая что-то себе под нос, входит дедушка Тимофей. Дедушка Тимофей. Здравствуйте, ребятки! Дети. Здравствуй, дедушка Тимофей!

Дедушка Тимофей

Рад я приветствовать на пасеке гостей, Таких пригожих да воспитанных детей.

На моей пасеке все лету радуются — и цветы и насекомые. А вы-то, наверное, из насекомых только муху знаете. Нет? А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю вам загадки.

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар;

Как зовут его?.. (Комар.)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый... (шмель).

Хлопотлива и смела Медоносная... (пчела).

Похожа на пчелу, но не пчела:

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией... (оса).

М. Юрахно

Вижу, много вы знаете насекомых. Но мои самые любимые насекомые — пчелки. Я для них много домиков настроил — вот таких.

(Показывает на ульи.)

Называется пчелиный дом.

— улей.

Дом жужжащий, дом веселый,

Поселились в улье пчелы...

А. Лайко

Про пчел русский народ пословицы да поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Одна пчела много меду не наносит», «И пчела не на себя работает», «Около пчелки медок», «Трудится, как пчела».

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься с зари до зари, как пчела. Отдохни немножко, поиграй с нами. Дедушка Тимофей. А что? Играть я люблю. Вставайте скорее в кружок, играть будем, посмотрю я, кто из вас умеет быстро бегать.
1   2   3   4   5   6   7