|
«урожайные грядки», в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Светлячок» с. Панфилово»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА
ТЕМА: «УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ»,
в старшей группе
(из опыта работы)
Исполнитель:
Гергет Мария Викторовна
Панфилово 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….
План мероприятий по экологическому воспитанию детей Урожайные грядки» старшей группы…………………………………………………………
«Наблюдение и труд детей на огороде, ягоднике, цветнике»………………..
Приложение………………………………………………………………………..
Разработка занятий:
Труд овощей с садоводов……………………..…………………………………….
Что сажать на огороде……………………………………...……………………….
Посадка картофеля…………………………………………...……………………..
Как хлеб на стол пришел…………………………………………………………..
Клуб знатоков леса…………………………………………………………………
Овощные культуры (из опыта работы):
Огурцы…………………………………………………………..…………………..
Помидоры…………………………………………………………..……………….
Морковь…………………………………………………………….……………….
Капуста………………………………………………………………..…………….
Свекла…………………………………………………………………….…………
Опытно-практическая деятельность:
Посев семян редиса, моркови, салата, (в грунт)……………………..……………
Что прячется в семени твоем? (посадка семян помидора и огурца)…………….
Рассада Астр………………………………………………………………..……….
Дидактические игры:
В саду на огороде…………………………………………………………..……….
Магазин «Семена»………………………………………………………………….
Посади огород……………………………………………………………..………..
Овощехранилище…………………………………………………………..………
Что в корзинку берем……………………………………………………..………..
Определите на ощупь………………………………………………….…………...
Созрело, не созрело…………………………………………………………………
Ремонтная мастерская……………………………………………..….………….
Съедобное и несъедобное…………………………………………..….…………
А что потом? ...........................................................................................................
Экскурсия на пруд………………………………………………………………
Экскурсия на реку «Северная Уньга»…………………………………………
Экскурсия на реку «Южная Уньга»…………………………………….…….
Экскурсия на луг…………………………………………………………………..
Экскурсия «Что нам осень подарила»…………………………………..…….
Праздники:
В гостях у Золотой Осени………………………………………………….…….
Огородники……………………………………………………………………….
Земля-Матушка……………………………………………………………….….
Бал цветов…………………………………………………………………….…..
Медовый спас…………………………………………………………………….
Съедобные и несъедобные грибы………………………………………………
Экологическая сказка:
Жадный глухарь……………………………………………………….…………
Друзья познаются в беде………………………………………………………...
Любознательные близнецы…………………………………………………..….
Как цветы собирались на бал…………………………………………………...
Стихи, загадки, частушки, поговорки……………………………………….
Словарь………………………………………………………………………….
Наказ огородникам……………………………………………………………..
Лунный календарь………………………………………………………………
Основные направления работы с семьей по экологическому воспитанию
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Введение
Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной среды за последние десятилетия превратилась из биологической проблемы в политическую, экономическую, социальную, педагогическую. Такое взаимодействие осуществимо, если основой будет развитый в каждом человеке уровень экологического сознания. Начальным уровнем системы является дошкольное учреждение.
Благодаря научным исследованиям многих теоретиков и практиков дошкольного воспитания П.Г. Семоруковой, С.Н. Николаевой, С.В. Марковцевой, М.С. Теплюк и др.
Основной целью моей работы является воспитание основ научить любить, беречь, понимать природу родного края и привить трудовые навыки к родной земле, на которой они живут и станут маленькими хозяевами своей страны. Исходя из указанной цели, предполагается решить следующие задачи:
Систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры, воспитывать интерес к труду, желание трудиться на огороде, на участке в посадке и сборе овощей.
-
Развить эмоциональную сферу детей и разбудить их чувства, воображение, наблюдение, трудолюбие, творчество.
Показать красоту и научить охранять и любить красоту окружающего мира через экскурсии и прогулки.
Обучение элементарной экологической безопасности (беречь птиц, лес, ягоды и все что живое, охранять и защищать).
Изучив психолого-педагогическую литературу, программы экологической направленности Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», С.Н. Николаева «Юный эколог». Я выстроила свою работу с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста (наглядно-образных, и наглядно-действенных осебенностей).
Основной акцент в своей работе я делаю на формировании системы знаний детей об овощах в своей работе «Урожайные грядки», о пользе овощей, о научной медицине через ознакомление детей с природой родного края.
Для формирования экологических представлений у дошкольников, я использую методику экологического воспитания – это контакт ребенка с объектами природы, общение с растениями на участке детского сада (огороде), наблюдение и практическая деятельность по уходе за ними.
Интерес детей к экологическим знаниям огромен, что удовлетворить его на занятиях не предоставляется возможным, поэтому я даю в процессе ежедневного общения с детьми.
В ходе занятия или совместной деятельности с детьми применяю приемы помогающие привлекать и удерживать внимание детей – это эмоциональная и голосовая модуляция.
Приемы – игровой, сюрпризный момент помогают детям, каждому принять участие в работе и получить похвалу и поощрение.
Приоритетным направлением в своей работе я разработала системы посадки овощей и наблюдение роста за ними, сформировать представления о растениях, какую пользу они приносят, полезность, взаимосвязи, существующие в природе.
Наблюдение – это важный метод познания. В своей работе я использую различные темы наблюдений: одноразовые, многоразовые. Особым типом оказались многоразовые наблюдения за изменением состояния одного и того же объекта в процессе роста и развития. Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, на огороде, на участке, помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включена в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений растущих на участке детского сада цветы (наблюдение за ноготками, космеями, ромашками и пр.). Наблюдая за растениями, в процессе труда дети знакомятся со строением и функциями их организмов.
Наблюдения должны быть яркими, интересными, содержательными, несущими в себе новизну. Это всплеск положительных эмоций, образная речь взрослого используется как стихотворения, загадки, пословицы, которые обогащают словарный запас, развивают эстетические чувства.
Опыт работы показал, что дети через дидактическую игру лучше усваивают материал, у них формируются познавательные отношения к окружающему миру, на все положительные эмоции и чувства о важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали: Л.П. Молодова, С.Н. Николаева, В.А. Дрязгунова. Обучающие игры природоведческие и экологического содержания я использую с целью уточнения, закрепления, обобщения знаний играя, дети лучше усваивают знания об объектах растительного мира, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой.
Больше воспитательно-образовательных знаний имеют экскурсии и прогулки. На экскурсиях дети получают общение с природой. Экскурсия природы проводится за пределами детского сада в летний период. Они проводятся с целью сообщения новых знаний. Они тесно связаны с другими формами занятий, труд на огороде, наблюдение в повседневной жизни, с игрой. На экскурсиях дети учатся любить, понимать и беречь природу родного края.
Большое место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги, экологические сказки, в своих сказках я учу детей добру, хорошим делам. Если праздник посвящен осени, то в гости приходят овощи и сама осень, если у нас бал цветов, то нельзя обойтись без прекрасных, красивых цветов. Утренники, праздники, экологические сказки дают радость познания, эстетику, трудолюбие, любовь, помощь друг другу, учат бережно относиться к природе.
Душа ребенка – это росток.
Чтобы из семечка вырос цветок
Много потратиться сил и тепла,
Нежного слова, улыбок, добра!
Сценарии с экологическим уклоном помогают нам воспитателям донести и заинтересовать детей, помочь им осознать себя частицей целого мира. Если это мир цветов, то ребенок или роза, или ромашка. Если это грибы, то – лисичка, или мухомор.
Наши детские души – как растение, упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко, семечко проросло. Всем нужна забота и дереву и цветку, и бабочке, и муравью, а тем более детской ранимой душе.
Бесценное влияние на экологическое воспитание является семья. Поэтому работа детского сада и семьи должна строится на принципах взаимодействия. Посвящение экологического воспитания родителей наиболее важно в направлении в работе с детьми. Интерес родителей к экологическим знаниям детей, возникает в развитии эмоциональных рассказов о том, чем они занимаются на занятиях. Для того, чтобы узнать отношение родителей к вопросам экологического воспитания, было проведено анкетирование.
А) Совместная деятельность родителей с детьми.
Б) Советы родителям.
В) Эколого-информационная викторина.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что выбрано много экологических направлений в работе с дошкольниками поможет им в жизни, я помогу воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить, беречь и заботиться, рационально использовать природные богатства. Вырасти трудолюбивым, любить свой край и землю, на которой мы живем. И хочется сказать нашим маленьким хозяевам нашей земли.
Мы говорим на сердце руку положа:
Пусть будет в человеке все прекрасно,
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши!
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
План мероприятий по экологическому воспитанию
«Урожайные грядки» в старшей группе
Месяц
|
Тема занятий
|
Форма деятельности
|
Цели
|
Сентябрь
1
|
Что нам осень подарила
|
Экскурсия
|
Воспитать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья), продолжать знакомить с временами года.
|
2
|
Труд овощеводов и садоводов
|
Занятие
|
Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, дать знания о выращивании овощей, об их использовании и пользе.
|
3
|
В саду на огороде
|
Игра
|
Уточняют , что такое фрукты, где растут - в саду или на огороде, загадывают загадки, рассказывают стихотворения.
|
4
|
Жадный глухарь
|
Сказка
|
Чтение сказки «Жадный глухарь», учить детей отвечать на вопросы, почему птицы улетают осенью на юг, развивать память.
|
Октябрь
1
|
Уборка моркови
|
Из опыта работы
|
Учить детей с желанием трудиться, убирать морковь с грядок для детского сада, витамины на столе, получать удовольствие от работы.
|
2
|
В гостях у Золотой Осени
|
Праздник
|
Доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность.
|
3
|
Что сажать на огороде
|
Занятие
|
Научить детей классифицировать предметы по определённым признакам. (По месту их произрастания) овощи (по их применению). Развить быстроту мышления, закрепить представление о том какую пользу приносит огород для здоровья.
|
4
|
Посади огород
|
Игра
|
Научить детей пользоваться предметами и располагать предметы в пространстве.
|
Ноябрь
1
|
Посадка картофеля
|
Занятие
|
Систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры - картофель. Воспитывать интерес к труду овощеводов. Желание принимать участие в выращивании картофеля. Ввести в словарный запас детей слова: боронование поля, культивирование, окучивание, борьба с сорняками и болезнями, а так же вредными насекомыми.
|
2
|
Овощехранилище
|
Игра
|
Напомнить детям о том, что сельские труженики выращивают овощи на огороде, а фрукты в садах; урожаи привозят в город и хранят в овощехранилищах.
|
3
|
Огородники
|
Праздник
|
Доставить детям радость, закрепить знания об овощах и фруктах, проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия загадки, музыку, декорации.
|
4
|
Огурцы
|
Из опыта работы
|
Беседа, как мы сажаем огурцы, полезные советы, какими свойствами обладают огурцы, какие салаты можно приготовить из зеленого чуда.
|
Декабрь
1
|
Посев семян редиса, моркови, салата
|
Занятие
|
Уточнить представление детей, о том, что овощи выращивают из семян, научить различать семена моркови, салата, редиса. Вызвать интерес и желание из маленького семечка вырастить большой овощ.
|
2
|
Что в корзину мы берем
|
Игра
|
Закрепить у детей знания о том, какой урожай собирают в поле, саду, огороде, в лесу; научить различать плоды по месту их выращивания; сформировать представление о роли людей в сохранении природы.
|
3
|
Друзья познаются в беде
|
Сказка
|
Учить детей добру, помогать, когда друзьям нужна помощь, учить детей заботиться и охранять семью.
|
4
|
Помидоры
|
Из опыта работы
|
Знакомить, когда нужно сажать по лунному календарю, следить за ростом помидор, полезные советы из справочника народной медицины, кулинария – о пользе помидор.
|
Январь
1
|
«Что прячется в семенах?» Посадка семян помидора и огурца.
|
Занятие
|
Научить правильно, посеять семена помидора и огурца. Найти различия: семена огурца похожи на овал, а томата на кружки.
|
2
|
Определи на ощупь
|
Игра
|
Уточнить представление детей 4- 5 лет об овощах; научить детей 5-6 лет отгадывать загадки, задавать уточняющие вопросы, поддерживая диалог с товарищами по группе; у детей седьмого года жизни воспитать умение самостоятельно придумывать загадки на заданную тему.
|
3
|
Берегите землю
|
Праздник
|
Доставить детям радость, закрепить знания об экологии земли, природы, проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия.
|
4
|
Морковь
|
Из опыта работы
|
Чем полезна морковь, сажаем в конце апреля, мая, прореживание моркови, если она густо взошла, прополка от сорняков. Чем полезна, из народной медицины, кулинария.
|
Февраль
1
|
Как хлеб на стол пришел
|
Занятие
|
Закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку, воспитывать благодарность и уважительное отношение к труду хлеборобов и трактористов.
|
2
|
Бал цветов
|
Праздник
|
Вызвать у детей эмоциональные переживания, связанные с экологическим содержанием. Познавательные решающие задачи, через игровые действия загадки, музыку, декорации.
|
3
|
Созрело, не созрело
|
Игра
|
Научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам.
|
4
|
Капуста
|
Из опыта работы
|
Посадка капусты в мае, в землю в конце мая, Полезность капусты, прополка, полив. Польза, витамины.
|
Март
1
|
Огурцы на окне
|
Наблюдения
|
Следить за появлением всходов, учить ухаживать за ними во время роста (рыхлить, поливать), нужна вода, тепло, свет. Воспитывать бережное отношение к росткам.
|
2
|
Любознательные близнецы
|
Сказка
|
Учить слушать и понимать сказку. Учить детей теплу, добру.
|
3
|
Медовый спас
|
Праздник
|
Доставить детям радость, дать знания о меде и пчелах, о пользе свойств меда и его взаимосвязи с природой. Проявлять творчество и активность. Познавательные решающие задачи, через игровые действия.
|
4
|
Свекла
|
Из опыта работы
|
Свеклу садят когда тепло, она теплолюбивая растение, польза свеклы, уход за ней, какие напитки, салат.
|
Апрель
1
|
Рассада Астр
|
Занятие
|
Уточнить содержание с детьми, название цветов, их строение, особенности окраски. Учить заботиться.
|
2
|
Как цветы собралась на бал
|
Сказка
|
Знакомство с названиями цветов, какой запах, аромат. Кто помог им добраться до бала. Бережное отношение друг к другу.
|
3
|
Найди пару
|
Игра
|
Упражнять детей в сравнении предметов, изображении на картинках (овощи, цветы, сходства цвета, форма).
|
4
|
Овощеводы
|
Стих
|
Учить детей стихотворению, развивать мышление, память, трудиться.
|
Май
1
|
Посев семян в грунт (морковь)
|
Занятие
|
Познакомить детей со способами посева с помощью мерной ложки. Наметить бороздки, а дно бороздки уплотнить, взять щепотку семян смешанную с песком, в бороздку и посыпать землей. Трудиться с удовольствием.
|
2
|
Пословицы и поговорки
|
Досуг
|
Учить пословицы и поговорки, развивать речь, память, знания. Доставлять детям радость.
|
3
|
Магазин «Семена»
|
Игра
|
Познакомить детей, что каждое растение имеет семена.
|
4
|
Что мы знаем о лесе
|
Викторина
|
Учить детей отвечать на вопросы, думать, воображать, дать знания о лесе, что растет в лесу, кто живет в лесу.
|
Июнь
1
|
На пруду
|
Экскурсия
|
Познакомить детей с водными обитателями и растительностью водоёма. Наблюдение за стрекозой и за семейкой гусей.
|
2
|
Клуб знатоков леса
|
Занятие
|
Формировать у детей умение применять на практике о приспособлении животных и растений к условиям жизни. Отвечать на вопросы, развивать связную речь у детей.
|
3
|
Ремонтная мастерская
|
Игра
|
Знакомить детей с рабочей мастерской механика, слесаря. Заинтересовать детей в работе.
|
4
|
Северная Уньга
|
Экскурсия
|
Продолжать знакомить с красотой Северной Уньги, учить называть рыбы, которые водятся в реке, отвечать на вопросы, что окружает нас, воспитывать бережное отношение к природе.
|
Июль
1
|
Кто лечит машин
|
Занятие
|
Расширить представления детей о труде рабочего ремонтирующего технику.
|
2
|
Съедобное и несъедобное.
|
Игра
|
Напомнить детям о том, что овощные культуры выращивают для питания.
|
3
|
Любимые сказки
|
Занятие
|
Закрепить в памяти знакомые сказки, учить узнавать, развивать память и воображение.
|
4
|
Южная Уньга
|
Экскурсия
|
Воспитывать бережное отношение к природе, уметь наблюдать за интересными объектами природы (река, птицы, деревья). Продолжать знакомство с временами года и их особенностями.
|
Август
1
|
Природа - наш общий дом
|
Викторина
|
Учить беречь природу, заботиться о ней. Отвечать на вопросы, развивать связную речь, мышление, память.
|
2
|
А что потом?
|
Игра
|
Узнать куда хлеб везут, где зерно молотят, получают муку - из нее пекут хлеб, булочки.
|
3
|
Съедобные и несъедобные грибы.
|
Праздник
|
Расширять знание детей о природе. Знакомить со съедобными и несъедобными грибами.
|
4
|
Зеленый сад
|
Занятие
|
Продолжить знакомить детей с зеленым садом. Прививать Любовь к растениям и формировать трудолюбие, навыки по уходу за садом.
|
|
|
|