|
Наблюдения и труд детей на огороде, в цветнике, ягоднике.
Наблюдение организуемые воспитателем на огороде, в цветнике имеют большое воспитательное значение. Дети не могут увидеть всё сами. У них нет опыта, знаний, на которые они смогли бы опереться. Поэтому нужно руководить наблюдениями, направлять внимание на основное, помогая ребёнку правильно понять действительность. Главная задача воспитателя: детей заинтересовать, научить, как правильно рассказать об увиденном. Наблюдения должны быть эмоциональными и воспитывать бережное отношение к живым существам. Ухаживая и наблюдая за растениями, дети приобретают знания, о том, как растение вырастает из семечка. Использовать различные приёмы: игровые и практические поручения. Например: пойди, покажи, понюхай, потрогай, найди такой же. Ознакомить детей с тем как растут овощи. Наблюдать, как появляются первые всходы, поливать, рассматривать и сравнивать листья разных растений. Объяснять, что растения развиваются по-разному.
В старшей и подготовительной группе дети наблюдают, как цветок превращается в ягодку или как из цветка, когда он увянет, появляется семечко. Семена нужны для того, чтобы на следующий год мы смогли посеять это семечко и вырастить точно такой же, красивый цветок или плод.
Опыт и знания, полученные детьми в результате тесного общения с природой, дают представление о жизни растений и поэтому необходима тесная связь.
Трудовая деятельность дошкольника в природе: на участке детского сада, в огороде, цветнике - дети знакомятся с выращиванием растений и правильность ухода за ними, узнают последовательность их развития. Совместная, дружная работа способствует развитию коллективизма и чувства ответственности за своё дело. Дети получают много удовольствия и радости.
Объяснение и показ воспитателя должен быть кратким и интересным. Детей нужно во время работы расставить, так чтобы они не мешали друг другу и были заняты все. Торопить детей во время работы не следует, чтобы они не уставали и не скучали, а получали удовольствие от выполняемой работы.
Во время работы необходимо соблюдать правила по охране их здоровья: не перегревать на солнце; во время копки лопатой не поранили себя или другого ребёнка; вовремя обеспечивать детей сменой движений. Дети не должны трудиться более 20 - 30 минут. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей. Во время полива нужно использовать спецнагрудники или фартуки.
Благодаря труду у детей повышается самооценка, желание и потребность приносить пользу. Естественно после труда у детей повышается иммунитет и самое, главное, что труд закаляет детей и укрепляет их здоровье.
Занятие «Труд овощеводов и садоводов»
Цель: Закрепить у детей название овощей и фруктов, закрепить представление о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Предварительная работа: Наблюдение за работой взрослых на огороде, в саду, при перевозке овощей. Набор картинок с изображением сельскохозяйственных машин (трактор, картофелесажалка), загадки об овощах и фруктах.
Воспитатель предлагает поиграть детям в игру, что растёт в саду и на огороде? Загадываю вам загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.
Длинный, зелёный, вкусный, солёный. (Огурец)
(Где растёт: на огороде)
Уродилась я на славу. Голова бела, кудрява
Кто любит щи, меня ищи. (Капуста) (Где растёт: на огороде)
Летом ягоды черны
Летом ягоды вкусны
Чик-чирикнул воробей
Чем чернее тем вкусней. (Смородина) ( Где растёт: в саду)
Я румяную матрёшку От подруг не оторву Подожду пока матрёшка Упадёт сама в траву. ( Яблоко) (Где растёт: в саду)
Сидит бабка на грядке, вся в заплатка
Кто ни взглянет, всяк заплачет. ( Лук) (Где лук растёт: на огороде)
Каждый листик, как ладошка
Схож он с бусами немножко
Был зелёным, а поспел он
Стал янтарным, красным, белым. (Виноград) (Где растёт: в саду)
Молодцы, всё отгадали. Теперь мы знаем что растёт в саду, а что на огороде. А кто выращивает овощи?
Дети: Овощеводы.
- А фрукты кто выращивает?
Дети: Садоводы.
Да, овощеводы и садоводы выращивают фрукты и овощи, они собирают большие урожаи, потому- что работают дружно и хорошо. А всё что ими выращено, поставляется в города, посёлки, в сёла. Садоводы везут фрукты: яблоки, виноград, сливу, гранат. А овощеводы в свою очередь, поставляют: огурцы, помидоры, лук, морковь, капусту, арбузы, дыни.
А как готовятся к посеву всего этого, знаете? Нет? Тогда слушайте.
Сначала готовят семена. Их очень тщательно сушат, хранят при определённых температурах, и влажности. Зимой ремонтируют технику, готовят к выходу в поля. С наступлением весны, когда снег сойдёт с полей, солнце прогреет землю, выходят трактора на пашни и вспахивают землю. В землю вносят удобрения, чтобы подкормить семена. Землю рыхлят, а затем уже высевают семена моркови, свеклы. Когда всходы подрастут, начинается прополка от сорняков, защита от болезней, вредных насекомых. Для некоторых овощей проводят рыхления, полив. Когда поспевают ранние овощи, начинается их уборка. Тогда приходят на поля комбайны, трактора. Свежая продукция поставляется в города. А осенью когда идёт массовое вызревание урожая, овощи уже закладывают в специально подготовленные помещения, которые называют овощехранилищами. И хранятся они там всю зиму. Здесь очень много места, и всем овощам здесь комфортно. И всё это ради того чтобы мы с вами могли всю зиму употреблять в пищу витаминные салаты.
Скажите, а мы с вами какими орудиями труда, будем пользоваться на огороде? (Лопата, грабли, лейка, тяпка)
А что, понадобится садоводу, чтобы проводить работы в саду? ( Лопата, грабли, садовые ножницы, опрыскиватели, ведро, лейка)
А можно ли такими орудиями труда справиться на полях?
Дети: Нет.
А чем можно там пользоваться?
Дети: Разными сельхозмашинами.
Посмотрите, какие машины изображены на картинках. (Дети рассматривают и обсуждают).
В уборке урожая принимают участие не только садоводы и овощеводы, но и трактористы-механизаторы, шофера, лётчики. Они обслуживают эту технику, и её помощью своевременно собирают урожай. Давайте проведём игру: Собери урожай. Цель: Научить детей разными способами различать дары полей, садов. Воспитать уважение и интерес к сельскохозяйственному труду. Воспитатель прячет разные плоды в углах комнаты. Дети чувствуете, как вкусно пахнет? Ну-ка, угадайте, что может так приятно пахнуть? Кто может отыскать плоды по запаху? Дети собирают отдельно фрукты, овощи, колоски и хлебобулочные изделия. Рассматривая дети называют, всё что нашли, рассказывают, кто что выращивает. Кто это всё убрал с полей, куда закладывают на хранение? Молодцы, всё правильно запомнили.
ЗАНЯТИЕ «ЧТО САЖАТЬ НА ОГОРОДЕ».
Цель: Научить детей классифицировать предметы по определённым признакам. (По месту их произрастания) овощи ( по их применению). Развить быстроту мышления, закрепить представление о том какую пользу приносит огород для здоровья.
Предварительная работа: На предшествующих занятиях проводились беседы о работе на огороде, об овощах. В беседах и рассказах дети отвечали на вопросы: кто вспахал землю на огороде? Каким транспортом пашут землю? Где ещё можно пахать? (в поле, в саду)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, что растет на огороде? Я буду называть предметы, а вы будете внимательно слушать и правильно отвечать. Если я называю то, что растёт на огороде, то вы говорите «Да», если же не растёт на огороде, то отвечаете « Нет». Кто ошибается, тот проигрывает.
Воспитатель говорит бобы?
Дети: Да.
Воспитатель: Огурец?
Дети: Да.
Воспитатель: Чеснок?
Дети: Да.
Воспитатель: Яблоко?
Дети: Нет.
Если кто- то поспешит и неправильно ответит, воспитатель может сказать:
Поспешишь, людей насмешишь. Будьте внимательней.
Воспитатель: Молодцы, знаете, что растёт на огороде. А что же это такое, огород? Кто может нам рассказать? Дети высказывают своё мнение. (Воспитатель обобщает сказанное детьми).
Огород, ребята, это небольшой участок земли. Произошло это слово от слов «ого», значит огородить, «Род» - это то, что родиться. Что важно для огорода? Чтобы на нём уродились овощи, нужна плодородная земля, необходимо вносить удобрения, чтобы не был засорен мусором и сорняками, влага необходима. А кто может вскопать огород без техники?
Дети: Крот.
Воспитатель: Правильно, а ещё поросята. А какие орудия труда необходимы для работы на огороде?
Дети: Грабли, лопаты, лейки, тяпки.
Воспитатель: А когда мы будем работать на огороде, как мы будем называться?
Дети: Огородниками.
Воспитатель: Когда мы будем чистить огород, какие орудия труда мы с вами возьмём? А чем вскопаем землю? А чем мы рыхлим почву?
Дети: Это лопаты, грабли.
Воспитатель: Правильно. А теперь давайте поиграем в игру, посади огород. Я буду у вас матрёшка-огородница, а вы огородники. Буду вам загадывать загадки, а вы разгадывать. Перед вами лежит лист бумаги. Представьте что, это огород где вы будете сажать свои овощи. Сажать будете те овощи, про которые я вам загадаю загадку, не забывая при этом класть карточку именно того цвета, какого цвета этот овощ. И так слушайте внимательно. (Даются жёлтые, зелёные, красные, коричневые, оранжевые кружки).
Загадка первая:
Потянешь за косу, проявишь сноровку
Увидишь кормилицу, нашу (Морковку)
Загадка вторая:
Щёки румяные, хвостик багряный
Просится в борщ, и винегрет
Вкус не солёный, не горький, не пряный
Багровей другого, овоща нет. (Свекла)
Загадка третья:
Завернули дочку
В тридцать три платочка
Росла в поле дочка
Толстая как бочка.
Скачет серый зайка
Мне платочек дайка
Убежал зайчишка
Осталась кочерыжка. (Капуста)
Загадка четвёртая:
Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть, прилегла
Голова велика
Только шея тонка. ( Тыква)
Питая загадка:
В огороде грядка
Там растёт загадка
Хвост как у жар- птицы
А семя в землице
И сказала Таня.
Что же это? Что же?
Тянем, потянем
А вытянуть не можем (Репка)
Шестая загадка:
На плетне зелёный крюк
На крюке висит сундук
В сундуке пять ребят.
Смирно рядышком сидят
Вдруг рассыпался сундук
Все рассыпались вокруг. (Горошек)
Ну-ка посмотрю, правильно, ли вы посадили огород? А теперь каждый нарисует себе значок - огородника. Нарисуйте то, что вам нравится.
Занятие "Посадка картофеля"
Цель: систематизировать имеющиеся знания детей о выращивании культуры - картофель. Воспитывать интерес к труду овощеводов. Желание принимать участие в выращивании картофеля. Ввести в словарный запас детей слова: боронование поля, культивирование, окучивание, борьба с сорняками и болезнями, а так же вредными насекомыми.
Ход занятия: воспитатель напоминает детям об экскурсии на ремонтные мастерские. Бригадир нам сказал, что картофель - это наш второй хлеб. Почему? Что можно приготовить из картофеля? Какие блюда вы знаете?
Дети вспоминают, что это: суп, картофельное пюре, салаты, картофель во фритюре.
Да вижу, знаете и любите это кушать. Ведь без картофельного пюре не будет вкусным ни рыба, ни мясо. А сегодня, мы с вами познакомимся, как вырастить картофель. Дома на своих огородах ваши родители и вы вместе с ними выращиваете этот овощ. Даже если вы пока что ещё наблюдаете за этим процессом, вы видели что посадки с картофелем необходимо пропалывать и рыхлить. А когда приходит время, собирают урожай. А наши овощеводы выращивают картофель на очень больших площадях.
Можно ли при помощи лопаты засеять картофелем огромные площади?
Поэтому и применяют для работ новейшую технику, высокой производительности. Для того чтобы получать высокие урожаи нужен уход, каждодневный и кропотливый. После посадки, следует провести боронование. Мощные трактора тянут по полю за собой тяжёлые бороны.
- Что же он там делает, если картофель уже посажен? (спрашивают дети) Боронование земли проводят для того, чтобы после дождей земля не покрылась коркой, и не препятствовала бы росту растений. После боронования земля становится рыхлой и воздухопроницаемой, что для растений, любых, очень важно.
А для чего ему сразу три бороны?
Так быстрее идёт работа. А значит, быстрей растения будут расти, так как у нас не очень длинное, -лето, чтобы растения смогли убрать до заморозков.
А как ваши родители борются с сорняками на огородах?
Дети вспоминают и рассуждают, что необходима тяпка. Тяпкой маленьким детям тяжело работать, но многие видели её и конечно же пробовали с её помощью убирать сорняки.
В поле при таких масштабах с тяпкой не справиться ни за что. Поэтому в поля опять выезжает современная техника. Картофель подрос и его нужно прокультивировать. Трактор идёт между рядами и, освобождая почву от сорняков, одновременно окучивает растения. Ботва картофеля полностью при этом засыпается землёй, но не повреждается при этом. Поэтому тяпка здесь совсем не нужна, а нужен культиватор. Дети повторяют новое для них название.
А сейчас я проведу с вами блиц - опрос, хорошо ли вы запомнили всё то, о чём мы сегодня говорили:
Что тащит по полю трактор? (борону)
А зачем нужна борона? (борона нужна для того, чтобы рыхлить землю)
Как бороться с сорняками на картофельных полях? (культиватором пропалывают и окучивают посадки)
- Молодцы, дети.
А каким будет урожай, если за посадками такой уход, столько вкладывают труда?
- Конечно же, большой, богатый, (отвечают дети). Наши овощеводы ухаживают за овощами и делают это с большой отдачей труда, с желанием выращивать всё больше и больше, и работают с удовольствием, видя результаты своего труда. Вы ребята, вырастите, и станете такими же дружными и трудолюбивыми.
4. Занятие: «Как хлеб на стол пришел»
Цель: закрепить знания о том, что хлеб нужен каждому человеку. Воспитать благодарное и уважительное отношение к труду хлеборобов (механизаторов, трактористов, комбайнёров, рабочих зернотоков). Закрепить знания детей о последовательности в выращивании зерновых, пути который проходит зерно, до того как попадёт к нам на стол хлебом. Научить детей разбираться в особенностях профессий людей, причастных к выращиванию зерна, к его переработке.
Материал: карточки с изображением людей разных сельских профессий, а так же с изображением техники помогающей сельчанам в их трудной борьбе за хлеб.
Ход занятия: воспитатель обращается к детям:
- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Весной один день- год кормит.
Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Молодцы, знаете пословицы о труде. А сегодня мы с вами отправимся в гости к тем, кто выращивает зерно, т. е. к хлеборобам. Я буду показывать вам картинки, а вы будете рассказывать, что на них изображено. Так мы узнаем, что вы знаете. Воспитатель начинает рассказ.
- Весной в поля выходят машины. У людей ведущих эти машины много работы. Нужно поля вспахать, разрыхлить землю быстро, чтобы не упустить время, сохранить влагу. Ведь для того чтобы отдача была хорошая, необходимо всё сделать качественно и вовремя. Ребята кто выезжает на поле
первыми? Правильно, конечно же, трактористы. Воспитатель выставляет картинку с изображением трактора. Чем оснащён трактор? Правильно - плуг. А зачем нужен плуг? Плуг нужен для рыхления почвы. Это в народе называют « пахота». Плуг ещё называют ножом. Трактор идёт по полю, оставляя ровные борозды, режет землю, переворачивает землю на изнанку.
После этого необходимо посеять зерно в землю. Что для этого нужно? Знаете? Да, правильно сеялки. Смотрим картинку с изображением сеялки. Сеялки настраивают для правильного распределения семян по полю. Вскоре после посевной, зерно прорастает, и появляются всходы. Растут, поднимаются к солнцу колосья пшеницы, ячменя. Подрастают высокие стебли кукурузы, подсолнечника. В конце лета дружно созревают колосья зерновых, качаются как золотые волны. Пришла пора убирать всё, что было выращено. И вновь идут на поля машины. Выезжают на поля комбайны.
- Как называют механизатора за штурвалом комбайна?
Правильно, комбайнёр. Он ведёт по огромному полю свой комбайн, обмолачивает в бункер скошенное зерно, ссыпая из наполненного бункера зерно в подъехавший к нему трактор или машину. И везёт машина рожь, ячмень, пшеницу. А куда? Да, правильно дети, везут на зерноток. На токах зерно подрабатывают, и отправляют на элеваторы, где зерно и хранят до переработки. В нужное время зерно перевозят на мукомольное производство. Да, на заводе из зерна намелят муку. Ребята, а какую продукцию изготавливают из муки?
- Булочки, батоны, хлеб. Их пекут пекари.
А потом из пекарни всю эту продукцию развозят специализированным транспортом по торговым точкам. В наше село хлеб привозят из районного центра, г. Ленинск -Кузнецкий.
Я и все люди нашего села покупаем хлеб и всё что нам нужно для питания. Надеюсь, все поняли, как хлеб к нам домой на стол пришёл. Долго идёт, начиная с весны и до самой поздней осени.
- А сейчас, ребята проведём блиц - опрос, узнаем, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили.
Вопросы:
Какая первая машина выезжает в поле? (Трактор с плугом)
Что нужно трактору для пахоты? ( Плуг, культиватор)
Что навешивают на трактор для посева семян? (Сеялку)
Кто управляет комбайном? (Комбайнёр)
Кто увозит с полей зерно? ( Шофер, тракторист)
Куда везут зерно машины, трактора? (На зерноток, элеватор)
Куда везут зерно с элеватора? (На мукомольные комбинаты)
Какие продукты выпекают из муки? (Хлеб, булочки, кондитерские изделия)
Откуда пришёл хлеб на стол? (С поля, с земли) - Молодцы, дети!
Далее проводится дидактическая игра: « Когда это бывает?»
А весной мы с вами, чтобы узнать больше о труде хлеборобов, пойдём на экскурсию.
Занятие. Клуб знатоков леса.
Цель:
1. Формировать у детей умение применять на практике
знания о приспособлении животных и растений к
условиям жизни, умению отвечать на вопросы по этой
теме.
2. Развивать доказательную, связную речь у детей.
3. Научить беречь природу, заботе о ней.
Материал: Панно для картинок, красный и зелёный жуки, 2 конверта с письмами, посылка.
Ход занятия: Начинаем очередное занятие « Клуб Знатоков Леса»
Ребята, к нам поступили вопросы от необычных радиослушателей, это лесные жители. Лучшие знатоки, которые ответят на их вопросы, будут награждены значками. Детей усаживают за столики. Воспитатель говорит:
Вот дети нам принесли 2 письма. Первое письмо от жуков. (воспитатель читает письмо).
Дети отвечают на вопросы, которые услышали из письма жучков, дают рекомендации как жучкам спастись от птицы.
- В наш Клуб приходит очень много писем, вот и ещё одно.
Дети прочтите от кого оно. Дети читают вслух: Письмо от зайца.
Воспитатель зачитывает письмо детям, и говорит:
- Давайте подумаем ребята, как нам помочь зайке. Сможет ли, заяц прожить в шубе белки, а белочка в шубке зайца? (Любой ответ детьми должен быть мотивирован). А почему вы так думаете? Как помогают им хвостики? Для чего зверьки линяют зимой?
Дети отвечают, что белая шубка зимой помогает зайцу, спрятаться в снегах. А белка прыгает с ветки на ветку, она серенькая и поэтому не так приметна среди ветвей. А ещё хвост у белочки считается рулевым, она ловко управляет им в полёте с дерева на дерево и поэтому не падает. Каждое животное приспособилось к своей среде обитания и поэтому заяц пусть остаётся в своей замечательной шубке, а милая белочка в своей.
Затем мы слышим звук мобильного телефона. Кто бы это мог быть?
- Да, да мы слушаем. Дети это звонил дятел. Он рассказал, что очень долго выбирал, где устроить свой дом, и наконец, то нашёл великолепное дупло. Это дупло находится в красивой, высокой ели, а самое главное, что иголочки на его ёлочке очень мягкие. Всё бы ничего, только вот осенью иголочки вокруг его домика вдруг пожелтели и осыпались. Дятел просит объяснить ему, что же случилось? Какие у вас предположения?
Дети отвечают, что это дерево, лиственница. Почему оно так называется? Потому что к зиме на дереве иголочки засыхают, а весной вновь распускаются, и дерево вновь радует нас своей красотой. Воспитатель интересуется у детей, есть ли у нас такое дерево? Как оно выглядит в разное время года?
- Я думаю, что дятел прослушал нашу радиопередачу и конечно же остался доволен вашими ответами. А почтальон тем временем принёс нам ещё и посылочку. Так, а в посылке записка. Прочитаем поскорей от кого же она?
Воспитатель читает. После прочтения воспитатель говорит:
( ответ: чтобы яблочной кислотой уничтожать паразитов в иголках)
Тому кто найдёт мой хвост - оставьте его себе на память. Я успешно выращу новый. Кто это, ребята? (ответ: ящерица)
Прошу разбудить меня весной. Приходить обязательно с
мёдом. Чья это просьба. ( медведь)
Какая птица летает и питается ночью?
- Правильно. Сова. А вы ребята такие молодцы, всё знаете! А как нужно сохранить всё это богатство? Всю красоту Земли нашей?
Нужно сажать деревья, не разбрасывать мусор, не ломать ветки, не рвать цветов, не разорять птичьи гнёзда, не ловить бабочек. Детям называют правила поведения в природе.
А теперь все встанем в круг и возьмёмся за руки. Почувствуем тепло рук друг друга. Представим, на мгновение что наше солнышко погасло, и нечем его заменить. А ваши сердечки это маленькие солнышки, которые выделяют тепло. Положите руки на область сердца и послушайте, как оно бьётся. Слышите? Давайте поделимся теплом с планетой. Поднимите руки вперёд ладонями кверху. Они тянутся к звёздам. От нашего тепла солнышко зажглось, вода растаяла, и пошёл весёлый дождик. На небе появилась радуга. Зазеленели растения, полетели бабочки. А теперь снова руки приложите к сердцу и почувствуйте, как много тепла излучают наши солнышки и призывают делиться теплом с планетой, чтобы всё было в природе прекрасно.
Нам с вами надо беречь всё живое и заботиться о нём. Сегодня все без исключения были молодцы! Все получают значки Знатоков леса.
стороне написаны цифры. Запомните их. А теперь я поворачиваю обратной стороной картинки, нужно вспомнить, за какой цифрой какое животное спрятано. А теперь вновь усаживаемся за столики.
- Мы получили лесную газету, но почему-то животные забыли под ней подписаться.
|
|
|